Белеет парус одинокий (романс)

Материал из ALL
Версия от 02:02, 26 декабря 2017; MaxSvet (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

()

С. Лемешев - Белеет парус одинокий

()

Олег Погудин. Белеет парус одинокий. Концерт Олега Погудина в Государств. Кремлевском Дворце с программой "Звезда любви" 21.12.2012 г.

()

Белеет парус одинокий - Хор Турецкого + с пародией

«Белеет парус одинокий» — романс композитора А. Е. Варламова на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус».

Стихотворение появилось в 1832 году; музыка — в 1848[1].

Стихотворение

Стихотворение «Парус» было сочинено М. Лермонтовым в 1832 году, есть даже более точные сведения: между первой половиной августа и 2 сентября 1832[1].

Но не Лермонтов автор первой строчки, вошедшей навсегда в русскую литературу.

Автор первой строчки Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797—1837). Это из его неоконченной поэмы «Андрей — князь переяславский»[2]:

Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий,
У ног колчан, в руке весло[3].

Первое издание поэмы вышло в 1828 году в Москве при жизни автора, но без его ведома[3].

Лермонтов, вернувшись в Петербург после морских впечатлений[2], приступая к своему стихотворению, взял первую строчку оттуда. Бестужев-Марлинский к этому времени уже умер.

Лермонтовское стихотворение, названное им «Парус», было опубликовано впервые еще через 9 лет — в 1841 году[3] — и вот тогда, уже в Лермонтовском варианте, строчка приобрела известность — но как стихи М.Лермонтова. И стала романтическим символом душевного разлада, одиночества и несбыточной мечты[3][4].

Музыка

А. Варламов написал музыку к стихотворению уже после смерти поэта, в 1848 г.[1]

Получившийся романс приобрел популярность.

Однако существуют и другие музыкальные сочинения к этому стихотворению, появившиеся позже музыки Варламова. Строчки Лермонтова положили на свои мелодии А. Г. Рубинштейн (вокальный квартет, 1849) и В. И. Ребиков (женский хор, 1899) — это два самые известные сочинения[1]. Кроме их вариантов есть еще и других композиторов[1] (например, с музыкой Ф. Г. Голицына[5]). В 1938 году свою версию музыки создал композитор Г. В. Свиридов.

Справочник «Лермонтов в Музыке» (Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983) приводит алфавитный список композиторов, положивших эти великие лермонтовские строки на музыку: Абрамский А. С. (1927), Александров Ю. М. (1964—1970), А́нцев М. В. (для двухголосного женского хора, 1899), Асафьев Б. В. (1935), Багриновский М. М. (для женского хора, 1944—1945), Безродная Е., Белорусец И. М. (1951), Бендерский С. Д., Богданов-Березовский В. М. (1939—1940), Брук Г. С. («Эпиграф»); Брумберг Л. Е., Булатов С. И., Варламов А. Е. (1848), Верменич В. Н. (смешанный хор б/сопровождения; на украинском /перевод Н. Терещенко/ и русском языках, 1960), Гаджибеков С. И. (1941), Гайгерова В. А. (женское вокальное трио с ф/п, 1920), Галкин И. Я., Гахович А. П. (1914), Гозенпуд М. А. (1938), Голицын Ф. Г. (1870), Дашевский С. (1939), Дмоховский П. В. (1914), Дроздов А. Н. (дуэт, 1951), Егоров А. А. (1914), Емельянов А. А. (для 2-голосного детского хора, 1939—1940), Ермолов А. И. (1899), Ефимов Ю. П., Зиновьев В., Злобин А. (1900), Зоров М. (1892), Иванников В. С. (1938), Иванов-Корсунский В. М., Кажлаев М. М., Клиндер Э., Ковалев-Крымский В. В., Козакевич А. А., Корнилов И. И., Красноглядова В. В. (1939), Кремлев А. Н. (1900), Кузьминский Г. И. (1871), Куракин А. Б., Левина З. А., Маныкин-Невструев Н. А. (1915), Маренич И., Никандров Б., Николаев Л. В., Никольский А. В., Орлов В. М. (мужской хор б/сопровождения, 1898), Петров А. П. (1976), Пиликин Н. В. (мужской хор б/сопровождения, 1898), Поленов В. Д. (вокальный квартет, 1913), Попатенко Т. А., Прокунин В. П. (1868), Ребиков В. И. (женский хор, 1899), Римский-Корсаков Г. М. (1936), Рубинштейн А. Г. (оp. 36/6; вокальный квартет, 1849), Сасс-Тисовский Н. А., Свиридов Г. В. (1-я редакция — 1938; 2-я редакция — 1957), Сенилов В. А. (1907), Сироткин Е. Б., Спадавеккиа А. Э. (1930), Степанов В. П. (1909), Стрельников Н. М., Строкин М. П. (дуэт для мужского и женского голосов,1871), Томилин В. К., Фам Кхоан, Шаверзашвили А. В., Шварц Л. А. (1938), Шебалин В. Я. (1951), Шишов И. П. (посв. Вере Меранвиль, 1926)[6]. И это — список только тех музыкантов, которые создали свои музыкальные творения на стихотворение Лермонтова — до 1983 года. С тех пор появились и новые музыкальные версии романса.

Тем не менее известность романс приобрел с музыкой А.Варламова[7], сочиненной в 1848 году.

Прослушать романс Варламова в разных исполнениях.

Дальнейшие использования

Повесть Катаева

В 1936 г. советский писатель Валентин Катаев использовал этот поэтический образ для названия своей повести «Белеет парус одинокий»[3].

()

Андрей Миронов Песня Остапа Бендера. Из фильма «Двенадцать стульев» (1976 г.), режиссер Марк Захаров

Повесть послужила основой для экранизаций.

«Песня Остапа Бендера»

Романс А.Варламова стал настолько популярен, что через много лет послужил основой-парафразом для другой песни, шуточной — «Песня Остапа Бендера» (музыка — Г. Гладков, слова — Ю. Ким), — прозвучавшей в фильме «Двенадцать стульев» (1976 г.) по роману Ильфа и Петрова, — в исполнении Андрея Миронова — эту песню исполнял его персонаж Остап Бендер, тоже персонаж непростой, разрывающийся душевно, не находящий применения своей энергии и таланту.

Получилась песня-пародия, но пародия не злобная, а этакая пародия-дружеский шарж.

Источники