Баядерка (балет)

Материал из ALL
Версия от 13:13, 6 октября 2016; Лаврентия (обсуждение | вклад) (Краткое содержание)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

()

Легендарные постановки Рудольфа Нуриева. «Баядерка». История создания балета и фрагменты репетиций и спектакля. Парижская национальная опера, 1992 г. В ролях: Изабель Герен, Лоран Илер, Элизабет Платель

()

Ballet "La bayadere", Svetlana Zakharova & Roberto Bolle, teatro La Scala (2006)
Тег EmbedVideo не может распознать сервис "videomailru".
«Баядерка». 27 января 2013 года на Основной сцене Большого театра. Хореография Мариуса Петипа. Новая сценическая редакция Юрия Григоровича. Никия, Баядерка - Светлана Захарова, Раджа - Алексей Лопаревич, Гамзатти - Мария Александрова, Солор - Владислав Лантратов, Брамин-Андрей Ситников

()

«Баядерка». La Bayadere - Kirov (Mariinsky) Ballet - Gabriela Komleva, Rejen Abdyev, Tatiana Terekhova, Gennady Selyutsky.

«Баядерка» — балет в четырёх действиях; композитор Людвиг Минкус, балетмейстер Мариус Петипа. Авторы либретто: балетмейстер Мариус Петипа и драматург Сергей (Степан) Николаевич Худеков.

Первая постановка прошла 23 января (4 февраля) 1877 года на сцене петербургского Большого Каменного театра[1]. Театральная энциклопедия ошибочно называет Мариинский театр[2].

История создания

Само слово «баядерка» означает «индийская танцовщица, исполняющая ритуальные танцы при храмах»; в Индии она называется «девадаси», что в переводе с санскрита значит «божья рабыня». Обычно ими становились не слишком счастливые девушки — родители приводили в храмы для исполнения божественного долга нелюбимых и нежеланных дочерей, в которых видели обузу.

В Европе эти танцовщицы получили другое название — баядерка.

Как, почему вдруг на русской сцене возник интерес к индийскому искусству? Что послужило отправной точкой для обращения к столь экзотической для Российской империи теме? Театроведы не могут прийти к единому мнению, но кое-какие версии есть.

Балет «Шакунтала»

В 1839 году в Париже выступала с гастролями индийская балетная труппа «Баядерас»[3]. Известный французский драматург и театральный критик Теофиль Готье обратил внимание на приму-балерину труппы Амани. Он несколько раз писал о ней в своих произведениях. Через несколько лет, находясь в Лондоне, Амани покончила с собой. Теофиль Готье, на которого её искусство произвело определенное впечатление, был обескуражен таким поступком и под впечатлением его решил создать балет в её память. Используя древнюю драму индийского поэта Калидасты «Сакунтала, или Узнанная по кольцу»[4], он сочинил либретто к балету, получившему название «Шакунтала» («Sacountala»). Музыку к этому либретто создал композитор Эрнест Рейер. Постановщиком нового балетного спектакля стал выдающийся французский танцовщик Люсьен Петипа; премьера прошла в Парижском Оперном театре 14 июля 1858 года[3]. Тема индийской танцовщицы была для Европы весьма экстравагантной, но это и повлияло на интерес к постановке.

Мариус Петипа, младший брат Люсьена Петипа, в эти годы находился на службе при русском императорском дворе. Вполне возможно, что спектакль, поставленный его братом, понравился ему и показался интересным для русской сцены, но он захотел не просто перенести его в Россию, а сделать другой — свой — балет на подобную тему. Однако, постоянная рутинная служба при русском императоре засасывала и долго не давала возможности сосредоточиться на полюбившемся сюжете — поэтому за это время Марисом Петипа были поставлены еще несколько спектаклей, вошедших в классику мирового балетного искусства.

Однако это мнение — о влияние балета «Шакунтала» на создание другого балета «Баядерка» — ничем не подкреплено, кроме домыслов, а сюжет обоих балетов столь отличается, что нет никакого смысла искать в них что-то общее — кроме обращения к национальной индийской теме.

Другие влияния

Вполне возможно, что влияние, которое оказал на Мариуса Петипа балет в постановке его брата Люсьена, лишь гипотеза. Ведь «Шакунтала» появилась в Опера де Пари в 1858 году, а идея балета «Баядерка» возникла почти через двадцать лет, в 1876 году[4].

Время середины XIX века само по себе совпало с появлением в русском искусстве новых тем, среди которых своё место заняла и экзотическая индийская тематика. Развивалась экономика, развивалась культура, восточные товары привлекали к себе внимание, — а вместе с ними возникал интерес к другим странам. Образовалась мода на индийскую культуру, которой свойственны особая лиричность и мелодраматизм — чувства, которые могли быть воплощены мимическими средствами на балетной сцене.

Как бы то ни было, Мариус Петипа как главный хореограф Петербургской императорской труппы вышел с идеей постановки балета на индийскую тематику[4].

Разработчиками сценария стали сам Мариус Петипа и драматург Сергей (Степан) Николаевич Худеков (1837—1928)[1]. В качестве композитора был приглашён Людвиг Минкус. Впрочем, слово «приглашён» в этом контексте не совсем точное: Минкус — австрийский композитор, скрипач и дирижёр чешского происхождения, долгие годы находившийся на службе при российском императоре[3], — получил задание на сочинение балета.

Литературная основа

Мариус Петипа разработал основной план будущего спектакля, а развитие и динамику драматического сюжета взял на себя Сергей Худеков[4].

Некоторые историки искусств полагают, что в качестве литературной основы послужило все то же древнее произведение, легшее и в основу постановки Люсьена Петипа в 1858 году, — «Сакунтала, или Узнанная по кольцу» индийского поэта Калидасы[4], однако ее сюжет очень отличается от созданного Мариусом Петипа действия. Разработчики либретто использовали также балладу В. Гёте «Бог и баядерка», ставшую основой для балета в хореографии Филиппо Тальони в 1830 году в Парижской Опере «Бог и баядерка, или Влюбленная куртизанка» («Le Dieu et la Bayadère, ou La Courtisane amoureuse») на музыку Даниэля Обера, с Марией Тальони в главной партии; этот балет Мариус Петипа видел еще юным начинающим артистом.

Ещё при первых разработках плана будущего балета Мариус Петипа использовал хореографию восточного стиля, созданную его братом Люсьеном двадцатилетней давности. Надо сказать, что в семье Петипа сохранялись родственные чувства, и помощь друг другу всегда преобладала над творческим соперничеством. Поэтому младший брат совершенно спокойно стал примерять на себя все наработки старшего. Критик Юрий Слонимский писал по этому поводу: «Мариус Петипа, не стесняясь, брал из постановки брата все, что могло пригодиться: героиню-баядерку, злодея-жреца, имена действующих лиц… мстительную соперницу, ситуации… И все же „Баядерка“ — не вариант французского балета… Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны — они-то и входят в актив русского балетного театра… Петипа переплавил чужой материал так, что он сделался для него своим, вошел в его собственное произведение органически, приобрел черты новизны»[5].

В результате М. Петипа и С. Худеков создали свое оригинальное произведение, полное накала страстей, неожиданных поворотов, ярких индивидуальных характеров, хоть и основанное на национальном индийском колорите, но с элементами европейского романтического стиля.

Краткое содержание

Необходимо учитывать, что каждая отдельная постановка балета, несмотря на то, что отталкивается от основного либретто и музыкального и пластического решения, по-своему оригинальна, и каждый хореограф видит по-своему и задачу собственного произведения, и работает в определенных условиях. От этого может меняться и количество действий (скажем, в наше время Михайловский театр в Петербурге показывает этот балет не в четырёх, а в трёх действиях[1]), и хореографическая установка, и оформление, и собственное видение образов. Тем не менее, основные балетные черты сохраняются в первозданном виде[4]. В основе сюжета — романтичная легенда о любви баядерки и храброго воина Солора.

Действующие лица:

Лев Иванов — Солор (первый исполнитель). 1877 г.
Екатерина Вазем — Никия (первая исполнительница). 1877 г.
  • Дугманта, раджа Гольконда
  • Гамзатти, его дочь
  • Солор, знаменитый воин
  • Никия, баядерка
  • Великий брамин
  • Магдавая (по другим вариантам: Магедавея[1]), факир
  • Талорагва, воин
  • Айя, невольница (в некоторых постановках может отсутствовать[4])
  • Джампе (в некоторых постановках может отсутствовать[4])
  • Брамины, браматшоры, слуги раджи, воины, баядерки, факиры, странники, индийский народ, музыканты, охотники

Краткий сюжет

Действие происходит в Индии в древние времена.

Великий воин Солор и красавица-танцовщица Никия любят друг друга. Однако Никией увлечён Великий брамин, и он готов на всё, чтобы не отдавать свою любимую Солору. А тем временем, не подозревая о таких страстях, раджа Дугманта хочет удостоить Солора великой чести и выдать за него замуж свою дочь Гамзатти. Солор, не ожидавшей такой великой чести, не знает, как от нее отказаться. Идея женитьбы Солора на Гамзатти очень устраивает Великого брамина, он решает ускорить процесс и для этого предупреждает раджу Дугманту о любви Солора и Никии. Однако Великий брамин явно переусердствовал, потому что Дугманта решает убить Никию, чтобы она не стояла на пути к счастью его дочери. Но убийство Никии совсем не входит в планы влюблённого в неё Великого брамина, и он предлагает убить Солора. На этом у Великого раджи и Великого брамина происходит недопонимание: убить Солора Дугманта не желает, так как за него собирается замуж его дочь. Возникает спор, свидетельницей которого случайно становится дочь раджи Гамзатти. Гамзатти решает разлучить влюбленных Солора и Никию и освободить себе место в его сердце. Она призывает Никию и требует, чтобы та отказалась от Солора. Но Никия не может отказаться от любви Солора. Гнев Гамзатти не знает предела, она все равно выйдёт замуж за Солора, и никто не посмеет ей в этом помешать. И вот уже начинается праздник в честь помолвки Солора и Гамзатти, где красавица Никия должна танцевать. Но Никии передают большой букет цветов. Она уверена, что это от её возлюбленного Солора. Танцовщица не может предположить, что стала жертвой чудовищной интриги, и букет прислан от Гамзатти. Никия радостно хватает букет цветов, но оттуда появляется змея — от её укуса Никия падает и умирает.

Финальная сцена балета «Баядерка»

Солор вынужден жениться на Гамзатти. Но тень его любимой преследует его, он не в состоянии видеть никого, кроме образа своей прекрасной умершей возлюбленной. Тем временем свадьба начинается, но в момент, когда брамин соединил руки Солора и Гамзати, раздаётся оглушительный удар грома, всё сотрясается и землетрясение разрушает дворец, погребая всех под своими обломками. Там, в том мире, освобождённые от человеческих предательств и преступлений, Солор и Никия вместе.

Премьера

Премьера балета состоялась 23 января (4 февраля) 1877 года в помещении Большого Каменного театра в Петербурге[1] в бенефис Екатерины Вазем, исполнительницы главной роли Никии. Среди других исполнителей: Гамзатти Мария Горшенкова, СолорЛев Иванов, Великий браминНиколай Гольц, раджа ДугмантаХристиан Иогансон, факир МадгаваяНиколай Троицкий, индусский танецЛюбовь Радина, Александр Пишо и Феликс Кшесинский, танец джамп Матильда Мадаева, ману — В. Жукова.

Балетмейстер спектакля — М.Петипа, дирижёр А.Папков, художники М.Бочаров, А.Вагнер, Шишков, И.Андреев, А.Роллер, П.Ламбин.

Балет воплотил все типичные веяния в танцевальном искусстве эпохи — экзотика и древность, мелодраматический сюжет, яркие и пышные костюмы, сложные декорации[3].

Особый колорит всему действию придавали национальные индийские мотивы: М. Петипа ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени»[6]. На самом деле спектакль трудно было назвать по-настоящему индийским. Это было лишь небольшое подражание индийским танцам, балет был совершенно европейским — и по стилистике, и по сюжету, и по музыкальному и пластическому решению образов. Историк балета Константин Скальковский прокомментировал балетную «этнографию» так: «Петипа заимствовал у Индии … только некоторые внешние особенности», но куда больше досталось самому сюжету, который Скальковский назвал «находящимся в еще большем разногласии с действительностью. Согласно индийским понятиям, только куртизанки могут петь и танцевать, и каждая женщина, посмевшая нарушить этот священный закон, будет немедленно наказана презрением касты». Однако, малое историческо-этнографическое правдоподобие нисколько не мешало сценическому успеху.

«Баядерка». Сцена из первого акта, Мариинский театр, 1900 г.
Вера Трефилова в танце «Ману», 1900 г.

Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства[4].

Дальнейшие постановки

В 1900 году Мариус Иванович Петипа перенес свой балет на сцену Мариинского театра, основные партии тогда исполняли: Никия — М. Ф. Кшесинская, Солор — П. А. Гердт.

В 1904 году постановку Мариуса Петипа перенесли в московский Большой театр Александр Алексеевич Горский и Василий Дмитриевич Тихомиров (по воспоминаниям Брониславы Нижинской, они использовали записи В. И. Степанова[7]); Никия — Е. Гельцер, Солор — М. Мордкин и В. Тихомиров, Великий брамин — В. Ф. Гельцер (премьера: 25 января 1904 г.); постановка просуществовала долго, позже в главных партиях участвовали многие артисты, в том числе специально прибывшие из Петербурга Матильда Кшесинская и Вацлав Нижинский, которые привезли с собой хореографические вставки в балет, поставленные Николаем Легатом для его исполнения с Кшесинской и которому совсем не понравилось, что та предпочла ему другого, к тому же более молодого партнера[7].

Р. Нуреев — Солор в балете «Баядерка», 1959. Кировский театр (прошлая и нынешняя Маринка)

Затем последовали другие постановки… Их — множество.

А среди последующих хореографов этого балета много замечательных имен.

В 1941 году Вахтанг Чабукиани и Владимир Пономарев пересмотрели версию балета, поставленного Мариусом Петипа. В их редакции Солор из «мимического» персонажа превратился в «танцующего», наделенного развернутой танцевальной основой. В этой партии блистал сам Вахтанг Чабукиани, а после его отъезда в Тбилиси, вплоть до дебюта в этой роли Бориса Брегвадзе, лучшим Солором на сцене Ленинградского Кировского театра был Семён Каплан[8].

()

Танец со змеей - Ольга МОИСЕЕВА, 1960-е (Вступительное слово - Н.М.Дудинская)

()

Mikhail Baryshnikov – Солор, «Баядерка» (постановка Рудольфа Нуреева в Парижской Национальной Опере), 1969

Партия Солора была любимой у Рудольфа Нуриева (1938—1993). Известно, что, когда в 1961 году он бежал из СССР, с этого балета началась его блистательная карьера в Париже, а через много лет «Баядерка» стала последним спектаклем, поставленным Р.Нуриевым в Гранд Опера (см. эту постановку в начале статьи).

Со времени первого представления балета прошло 150 лет. И именно столько времени балет «Баядерка» живет на сценах многих музыкальных театров.

Однако не погибла и самая первая версия балета в хореографии Мариуса Петипа. Так получилось, что через несколько лет записью балетов увлекся режиссёр Петербургской балетной труппы Николай Григорьевич Сергеев (1876—1951), он записывал балетный репертуар труппы по методике, разработанной его учителем, танцовщиком В. И. Степановым. Именно по его записям балет в хореографии М. Петипа был перенесен в московский императорский Большой театр (см. об этом выше). Вскоре после Октябрьского переворота 1917 года Н. Г. Сергеев эмигрировал и вывез рукописи с записями балетов с собой. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года. Коллекция балетных записей после смерти Н. Г. Сергеева сменила несколько владельцев и, наконец, в 1969 году попала в Гарвардский университет, США. Библиотека Гарвардского университета открыла доступ к коллекции, и ныне балеты из репертуара Петербургской императорской труппы восстанавливаются по записям Сергеева в музыкальных театрах разных стран.

Спектакль «Баядерка» по хореографии Мариуса Петипа осуществил петербургский балетмейстер Сергей Геннадьевич Вихарев в 2002 году на сцене Мариинского театра в Петербурге[9]. Таким образом, Сергей Вихарев через 102 года вернул балет на ту самую сцену, на которую перенёс свой спектакль сам великий балетмейстер в 1900 году и откуда балет «Баядерка» шагнул на мировые сцены. Правда, необходимо учитывать, что все современные возобновления хореографии балетов М. И. Петипа — это не полностью возобновления, а отредактированные возобновителями; вряд ли ныне возможно восхищаться танцевальными пируэтами пухленьких — по понятиям XXI века — танцовщиц конца 19 века; уж слишком изменилась танцевальная эстетика за минувшее столетие.

Фрагменты: Танец со змеей

Танец со змеей — кульминационный момент всего балета. Он насыщен динамикой действия и психологией переживаний. Хореографическое и музыкальное решения дают быстрый переход настроения: печаль — радость — отчаяние — понимание неизбежности конца.

Для удобства просмотра нажать на увеличение в правом нижнем углу каждого видеоролика

()

Ульяна Лопаткина (Мариинский театр), 07.04.2009

()

Maria Poliudova & Vladimir Statnii

()

Алина Сомова - Никия, 2 июля 2011 года в Мариинском театре

Источники