Бабушкин сад (картина) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Картина В. Д. Поленова «Бабушкин сад», 1878 г. '''«Бабушкин сад»''' —…»)
 
м
 
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:VasPolenovBabsad.png|thumb|520px|Картина В. Д. Поленова «Бабушкин сад», 1878 г.]]
+
[[Файл:VasPolenovBabsad.png|thumb|520px|Картина В. Д. Поленова «Бабушкин сад», 1878 г.]]
'''«Бабушкин сад»''' картина русского художника [[Поленов Василий Дмитриевич|Василия Дмитриевича Поленова]].
+
'''«Бабушкин сад»''' — картина русского художника [[Поленов Василий Дмитриевич|Василия Дмитриевича Поленова]].
  
Время создания: лето 1877—1878 гг.<ref name=moskva>[http://www.tg-m.ru/articles/3-2013-40/moskva-kak-mnogo-v-etom-zvuke Москва, как много в этом звуке… (автор Элеонора Пастон) // ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА #3 2013 (40) ]</ref>
+
Время создания: лето 1877—1878 гг.<ref name=moskva>[http://www.tg-m.ru/articles/3-2013-40/moskva-kak-mnogo-v-etom-zvuke Москва, как много в этом звуке… (автор Элеонора Пастон) // ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА #3 2013 (40) ]</ref>
  
 
Холст, масло. 54,7 × 65 см<ref name=78sad>[http://nearyou.ru/polenov/t78sad.html Бабушкин сад]</ref>
 
Холст, масло. 54,7 × 65 см<ref name=78sad>[http://nearyou.ru/polenov/t78sad.html Бабушкин сад]</ref>
Строка 9: Строка 9:
  
 
== Предыстория ==
 
== Предыстория ==
В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет<ref name=babushk>[http://vasily-polenov.ru/jivopis/3.php Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника — Бабушкин сад]</ref><ref name=vasil>[http://vasily-polenov.ru/jivopis/1.php Русский художник Василий Поленов. Московский дворик]</ref>. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры<ref name=nearyou>[http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_63.html Рассказы о шедеврах живописи // Поленов В. «Московский дворик»]</ref>.
+
В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет<ref name=babushk>[http://vasily-polenov.ru/jivopis/3.php Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника — Бабушкин сад]</ref><ref name=vasil>[http://vasily-polenov.ru/jivopis/1.php Русский художник Василий Поленов. Московский дворик]</ref>. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры<ref name=nearyou>[http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_63.html Рассказы о шедеврах живописи // Поленов В. «Московский дворик»]</ref>.
  
Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III<ref>[http://bibliotekar.ru/kPolenov/index.htm Василий Дмитриевич Поленов]</ref>. После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата<ref>[http://www.art-portrets.ru/artists/moskovskiy-dvorik-polenov.html Краткое описание картины Поленова Московский дворик.]</ref>, на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков<ref name=nearyou/>, по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен<ref name=polenov>[http://nearyou.ru/polenov/t78dvor.html Московский дворик]</ref><ref name=artBab/>.
+
Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III<ref>[http://bibliotekar.ru/kPolenov/index.htm Василий Дмитриевич Поленов]</ref>. После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата<ref>[http://www.art-portrets.ru/artists/moskovskiy-dvorik-polenov.html Краткое описание картины Поленова Московский дворик.]</ref>, на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков<ref name=nearyou/>, по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен<ref name=polenov>[http://nearyou.ru/polenov/t78dvor.html Московский дворик]</ref><ref name=artBab/>.
  
Теперь от него, получившего европейский опыт, требовали новых работ. И художник, безусловно, оправдывал эти ожидания — в его последовавших друг за другом произведениях [[Московский дворик (картина)|«Московский дворик»]], «Бабушкин сад», «Лето», [[Заросший пруд (картина Поленова)|«Заросший пруд»]] и других появилось такое ощущение света и воздуха, трогательной пейзажной лиричности, что он был назван «мастером интимного пейзажа»<ref name=nearyou/>. Определение это дал начинающий в те годы художник [[Илья Семенович Остроухов]], который писал: ''«Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»''<ref>[http://www.polenovo.ru/ru/osnovatel_muzeya/ Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927)]</ref><ref>[http://vasily-polenov.ru/bio4.php Василий Поленов. 1844—1927]</ref>.
+
Теперь от него, получившего европейский опыт, требовали новых работ. И художник, безусловно, оправдывал эти ожидания — в его последовавших друг за другом произведениях [[Московский дворик (картина)|«Московский дворик»]], «Бабушкин сад», «Лето», [[Заросший пруд (картина Поленова)|«Заросший пруд»]] и других появилось такое ощущение света и воздуха, трогательной пейзажной лиричности, что он был назван «мастером интимного пейзажа»<ref name=nearyou/>. Определение это дал начинающий в те годы художник [[Илья Семенович Остроухов]], который писал: ''«Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»''<ref>[http://www.polenovo.ru/ru/osnovatel_muzeya/ Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927)]</ref><ref>[http://vasily-polenov.ru/bio4.php Василий Поленов. 1844—1927]</ref>.
  
 
Картина «Бабушкин сад» появилась после оглушительного успеха [[Московский дворик (картина)|«Московского дворика»]] и продолжила жанр, названный «интимным пейзажем», явившись частью некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и [[Заросший пруд (картина Поленова)|«Заросший пруд»]]<ref name=design/><ref name=artBab>[http://www.art-portrets.ru/artists/babushkin-sad.html Краткое описание картины Поленова Бабушкин сад]</ref>.
 
Картина «Бабушкин сад» появилась после оглушительного успеха [[Московский дворик (картина)|«Московского дворика»]] и продолжила жанр, названный «интимным пейзажем», явившись частью некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и [[Заросший пруд (картина Поленова)|«Заросший пруд»]]<ref name=design/><ref name=artBab>[http://www.art-portrets.ru/artists/babushkin-sad.html Краткое описание картины Поленова Бабушкин сад]</ref>.
Строка 25: Строка 25:
  
 
== Сюжет ==
 
== Сюжет ==
По стилистике «Бабушкин сад» повторяет созданный до того «Московский дворик», в полотне тоже объединены два вида живописи — пейзаж и жанровая сценка. Однако, если «Московский дворик» полон объемности и за этим московским двориком угадывается иная жизнь, то действие «Бабушкиного сада» разворачивается в замкнутом пространстве<ref name=babushk/>, где нет иной жизни, кроме этого разросшегося сада.
+
По стилистике «Бабушкин сад» повторяет созданный до того «Московский дворик», в полотне тоже объединены два вида живописи — пейзаж и жанровая сценка. Однако, если «Московский дворик» полон объемности и за этим московским двориком угадывается иная жизнь, то действие «Бабушкиного сада» разворачивается в замкнутом пространстве<ref name=babushk/>, где нет иной жизни, кроме этого разросшегося сада.
  
Художник создает атмосферу старого дворянского поместья второй половины 19 века<ref name=78sad/>. Это было время, когда некогда розданные новому сословию — дворянству — земли, выпестованные первыми хозяевами-дворянами, пройдя через пару поколений, превратились в старинные запущенные усадьбы. Всё в этой картине говорит о старине: буйная неухоженная растительность на переднем плане — деревья, кусты, травы, растущий свободно, вразнобой, без бдительного ока строгого садовника<ref name=design/>; проступающий сквозь эту пышную зелень старый особняк<ref name=78sad/><ref name=opisa>[http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-polenova-babushkin-sad/ Описание картины Василия Поленова «Бабушкин сад»]</ref> он еще не ветхий, но о его давнишней постройке говорят и еще не разбитые, но уже выщербленные и потемневшие от времени ступени крыльца и колонны, и пооблупившаяся штукатурка, и несвежая, давно утерявшая яркость краска самого дома…
+
Художник создает атмосферу старого дворянского поместья второй половины 19 века<ref name=78sad/>. Это было время, когда некогда розданные новому сословию — дворянству — земли, выпестованные первыми хозяевами-дворянами, пройдя через пару поколений, превратились в старинные запущенные усадьбы. Всё в этой картине говорит о старине: буйная неухоженная растительность на переднем плане — деревья, кусты, травы, растущий свободно, вразнобой, без бдительного ока строгого садовника<ref name=design/>; проступающий сквозь эту пышную зелень старый особняк<ref name=78sad/><ref name=opisa>[http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-polenova-babushkin-sad/ Описание картины Василия Поленова «Бабушкин сад»]</ref> — он еще не ветхий, но о его давнишней постройке говорят и еще не разбитые, но уже выщербленные и потемневшие от времени ступени крыльца и колонны, и пооблупившаяся штукатурка, и несвежая, давно утерявшая яркость краска самого дома…
  
И всю эту старину словно подчеркивает сама старая хозяйка, одетая в стародавний наряд: темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец<ref name=78sad/><ref name=babushk/> бабушка, уже с трудом выходящая в свой сад, опираясь на клюку и молодую женщину рядом с ней, образ которой — единственное напоминание о другой жизни, существующей вне этого старого сада. Контраст между бабушкой и модной по понятиям конца 1870-х годов женщиной философски напоминает о времени<ref name=opisa/>: всё отживает, уходит в невозвратимое прошлое…
+
И всю эту старину словно подчеркивает сама старая хозяйка, одетая в стародавний наряд: темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец<ref name=78sad/><ref name=babushk/> — бабушка, уже с трудом выходящая в свой сад, опираясь на клюку и молодую женщину рядом с ней, образ которой — единственное напоминание о другой жизни, существующей вне этого старого сада. Контраст между бабушкой и модной по понятиям конца 1870-х годов женщиной философски напоминает о времени<ref name=opisa/>: всё отживает, уходит в невозвратимое прошлое…
  
Есть данные, что художник изобразил конкретных людей. Князь Г. Е. Львов, живший в этом доме приблизительно в то же время, что и Поленов, писал в своих воспоминаниях: ''«Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нем, в его картине „Бабушкин сад“. Старушка — это Юрьева, а ведет ее под руку замужняя дочь ее Баумгартен…»''<ref name=moskva/>. Это же подчеркивает и сам Поленов — отправляя картину на выставку, Поленов 1 февраля 1879 года писал Крамскому: ''«„Садик“ писан прямо с натуры…»''<ref name=moskva/>.
+
Есть данные, что художник изобразил конкретных людей. Князь Г. Е. Львов, живший в этом доме приблизительно в то же время, что и Поленов, писал в своих воспоминаниях: ''«Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нем, в его картине „Бабушкин сад“. Старушка — это Юрьева, а ведет ее под руку замужняя дочь ее Баумгартен…»''<ref name=moskva/>. Это же подчеркивает и сам Поленов — отправляя картину на выставку, Поленов 1 февраля 1879 года писал Крамскому: ''«„Садик“ писан прямо с натуры…»''<ref name=moskva/>.
  
Художник дает целый спектр явных и скрытых цветовых и смысловых перекличек между зеленью деревьев, кустов, травы, тонкими гибкими стеблями цветов и женскими фигурами, их лицами, осанкой, одеждой. «Бабушкин сад» Поленова — один из самых душевно утонченных и красивых по живописи пейзажей настроения<ref name=babushk/><ref name=artBab/>.
+
Художник дает целый спектр явных и скрытых цветовых и смысловых перекличек между зеленью деревьев, кустов, травы, тонкими гибкими стеблями цветов и женскими фигурами, их лицами, осанкой, одеждой. «Бабушкин сад» Поленова — один из самых душевно утонченных и красивых по живописи пейзажей настроения<ref name=babushk/><ref name=artBab/>.
  
В «Бабушкином саде» эмоциональное напряжение мира уходящего, мира упадка и запустения, разрешается в красоте выражения этого мира, в строе чувств старушки, как бы воплощающей собой время, и молодой задумчивой женщины, в слитности женских фигур с окружающей природой<ref name=moskva/>. Картина полна эмоциональной насыщенностью и проникновенным лиризмом, делающих ее близкой по духу лирике [[Афанасий Афанасиевич Фета|Фета]] и романам [[Иван Сергеевич Тургенев|Тургенева]] современникам Поленова, воспевавшим уходящий патриархальный уклад дворянского гнезда<ref name=78sad/>.
+
В «Бабушкином саде» эмоциональное напряжение мира уходящего, мира упадка и запустения, разрешается в красоте выражения этого мира, в строе чувств старушки, как бы воплощающей собой время, и молодой задумчивой женщины, в слитности женских фигур с окружающей природой<ref name=moskva/>. Картина полна эмоциональной насыщенностью и проникновенным лиризмом, делающих ее близкой по духу лирике [[Афанасий Афанасиевич Фета|Фета]] и романам [[Иван Сергеевич Тургенев|Тургенева]] — современникам Поленова, воспевавшим уходящий патриархальный уклад дворянского гнезда<ref name=78sad/>.
  
 
== Значение ==
 
== Значение ==
 
Эта картина была показана на VII передвижной выставке в 1879 году (вместе с другой поленовской картиной «[[Заросший пруд (картина Поленова)|Заросший пруд]]») и произвела необыкновенный эффект<ref name=design/>.
 
Эта картина была показана на VII передвижной выставке в 1879 году (вместе с другой поленовской картиной «[[Заросший пруд (картина Поленова)|Заросший пруд]]») и произвела необыкновенный эффект<ref name=design/>.
  
Через много лет, вспоминая об этом, ученик Поленова Михаил Нестеров говорил, обращаясь к учителю на 80-летнем юбилее художника (1824 г.): ''«Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок»''<ref name=design/>.
+
Через много лет, вспоминая об этом, ученик Поленова Михаил Нестеров говорил, обращаясь к учителю на 80-летнем юбилее художника (1824 г.): ''«Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок»''<ref name=design/>.
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 15:05, 13 августа 2018

Картина В. Д. Поленова «Бабушкин сад», 1878 г.

«Бабушкин сад» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Время создания: лето 1877—1878 гг.[1]

Холст, масло. 54,7 × 65 см[2]

Современное местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация[3].

Предыстория

В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет[4][5]. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры[6].

Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III[7]. После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата[8], на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков[6], по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен[9][10].

Теперь от него, получившего европейский опыт, требовали новых работ. И художник, безусловно, оправдывал эти ожидания — в его последовавших друг за другом произведениях «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Лето», «Заросший пруд» и других появилось такое ощущение света и воздуха, трогательной пейзажной лиричности, что он был назван «мастером интимного пейзажа»[6]. Определение это дал начинающий в те годы художник Илья Семенович Остроухов, который писал: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»[11][12].

Картина «Бабушкин сад» появилась после оглушительного успеха «Московского дворика» и продолжила жанр, названный «интимным пейзажем», явившись частью некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд»[3][10].

Создание

Картина «Бабушкин сад» создавалась в Москве, где художник проживал в снимаемой квартире на углу Трубниковского и Дурновского переулков, и изображала типичный московский усадебный дом, где квартировал сам художник[2]. Такими классицисткими особняками Москва застраивалась после наполеоновского пожара[2].

Это тот самый дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков возле Арбата[3].

Чуть раньше, в начале лета того же 1878 года Поленов создал картину «Московский дворик», где изобразил этот же дворянский дом, но выходящий во двор, с другого ракурса[10].

Сюжет

По стилистике «Бабушкин сад» повторяет созданный до того «Московский дворик», в полотне тоже объединены два вида живописи — пейзаж и жанровая сценка. Однако, если «Московский дворик» полон объемности и за этим московским двориком угадывается иная жизнь, то действие «Бабушкиного сада» разворачивается в замкнутом пространстве[4], где нет иной жизни, кроме этого разросшегося сада.

Художник создает атмосферу старого дворянского поместья второй половины 19 века[2]. Это было время, когда некогда розданные новому сословию — дворянству — земли, выпестованные первыми хозяевами-дворянами, пройдя через пару поколений, превратились в старинные запущенные усадьбы. Всё в этой картине говорит о старине: буйная неухоженная растительность на переднем плане — деревья, кусты, травы, растущий свободно, вразнобой, без бдительного ока строгого садовника[3]; проступающий сквозь эту пышную зелень старый особняк[2][13] — он еще не ветхий, но о его давнишней постройке говорят и еще не разбитые, но уже выщербленные и потемневшие от времени ступени крыльца и колонны, и пооблупившаяся штукатурка, и несвежая, давно утерявшая яркость краска самого дома…

И всю эту старину словно подчеркивает сама старая хозяйка, одетая в стародавний наряд: темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец[2][4] — бабушка, уже с трудом выходящая в свой сад, опираясь на клюку и молодую женщину рядом с ней, образ которой — единственное напоминание о другой жизни, существующей вне этого старого сада. Контраст между бабушкой и модной по понятиям конца 1870-х годов женщиной философски напоминает о времени[13]: всё отживает, уходит в невозвратимое прошлое…

Есть данные, что художник изобразил конкретных людей. Князь Г. Е. Львов, живший в этом доме приблизительно в то же время, что и Поленов, писал в своих воспоминаниях: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нем, в его картине „Бабушкин сад“. Старушка — это Юрьева, а ведет ее под руку замужняя дочь ее Баумгартен…»[1]. Это же подчеркивает и сам Поленов — отправляя картину на выставку, Поленов 1 февраля 1879 года писал Крамскому: «„Садик“ писан прямо с натуры…»[1].

Художник дает целый спектр явных и скрытых цветовых и смысловых перекличек между зеленью деревьев, кустов, травы, тонкими гибкими стеблями цветов и женскими фигурами, их лицами, осанкой, одеждой. «Бабушкин сад» Поленова — один из самых душевно утонченных и красивых по живописи пейзажей настроения[4][10].

В «Бабушкином саде» эмоциональное напряжение мира уходящего, мира упадка и запустения, разрешается в красоте выражения этого мира, в строе чувств старушки, как бы воплощающей собой время, и молодой задумчивой женщины, в слитности женских фигур с окружающей природой[1]. Картина полна эмоциональной насыщенностью и проникновенным лиризмом, делающих ее близкой по духу лирике Фета и романам Тургенева — современникам Поленова, воспевавшим уходящий патриархальный уклад дворянского гнезда[2].

Значение

Эта картина была показана на VII передвижной выставке в 1879 году (вместе с другой поленовской картиной «Заросший пруд») и произвела необыкновенный эффект[3].

Через много лет, вспоминая об этом, ученик Поленова Михаил Нестеров говорил, обращаясь к учителю на 80-летнем юбилее художника (1824 г.): «Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок»[3].

Источники