Изменения

Антонио Ринальди (хореограф)

23 байта добавлено, 20:36, 1 мая 2017
''Не путать с архитектором Антонио Ринальди (около 1709 — 1709 — 10 апреля 1794, Рим), тоже работавшим в Российской империи; и современным итальянским кинооператором Антонио Ринальди.''
'''Антонио Ринальди''' (ит.: Antonio Rinaldi; до 1715, Неаполь<ref name=Larousse>[http://www.larousse.fr/archives/danse/page/162 Larousse: Fossano ou [Fusano, Fossan, Rinaldi Antonio, dit] (v. 1715-apr. 1759)]</ref>  — после 1759, Санкт-Петербург), по прозвищу Фоссано (Fossano)  — итальянский танцовщик и хореограф, долго работавший в Российской империи и возглавлявший императорскую балетную труппу в Санкт-Петербурге в 1742—1759 годах.
История сохранила очень скудные сведения о танцовщике Антонио Ринальди. Известно, что в 1733 году он оказался в театре San Samuele в Венеции, затем в 1734 — 1734 — в Лондоне<ref name=Larousse/>. Очевидно, вернулся в Италию, где работал в оперной труппе — труппе — оперные спектакли ставились с обязательными танцевальными дивертисментами, которые исполняли профессиональные танцоры. В 1736 году русская императрица Анна Иоанновна выписала в Санкт-Петербург итальянскую оперную труппу, вместе с которой прибыла и группа танцоров, в том числе комический танцовщик Антонио Ринальди, получивший к этому времени прозвище «Фоссано» (или Фузано<ref name=100vel>[http://fictionbook.ru/author/daliya_truskinovskaya/100_velikih_masterov_baleta/read_online.html?page=1 Д.Трускиновская. 100 великих мастеров балета]</ref>), что обозначает «вертун». Антонио Ринальди был в этой труппе и первым танцовщиком, и балетмейстером<ref name=bahru>Ю.Бахрушин. История русского балета. М., Сов. Россия, 1965, 249 с.</ref>. Он прибыл в Россию с женой Юлией (Giulia), которая вскоре умерла, а он женился на балерине труппы Антонии Констанини (Antonia Constantini)<ref name=Larousse/>. Поскольку в прибывшей труппе не было ни хора, ни кордебалета, и тогда для первого же спектакля итальянского оперно-балетного театра, оперы «Сила любви и ненависти» (ит.: ''Forza dell'amore dell’amore e dell'odiodell’odio'') композитора Франческо Арайя (в источнике ошибочно указано: Фернандо Арайа<ref name=Larousse/>), в качестве артистов хора были привлечены церковные певчие Придворной капеллы, а обязанности кордебалета передали кадетам Шляхетского корпуса — корпуса — там к этому времени был введён обязательный предмет: танцы, преподавателем которых стал французский хореограф [[Жан Батист Ланде]] (фр. Jean-Baptiste Landé).
В эти годы Жан Батист Ланде в качестве главного танцовщика «царил» в Петербурге. Он ставил придворные танцы и балетные дивертисменты, а вскоре он же стал основателем и первым педагогом организованной в 1738 году танцевальной школы при императорском дворе — дворе — именно с неё в России началось профессиональное обучение искусству балета<ref>Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А А. Марков Марков. Т. 3 — 3 — М.: Советская энциклопедия, Кетчер — Кетчер — Нежданова, 1964, 1086 стб. с илл., 7 л. илл. (стб. 387—988)</ref><ref>Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С С. Осипов Осипов. Отв. ред. С. Л Л. Кравец Кравец. Т. 1. А — А — Анкетирование.  — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.  — 766 с.: ил.: карт.</ref>. Эта школа, ныне перерождённая в училище им. А.Вагановой, является из ныне существующих хронологически второй после парижской Королевской академии музыки (Гранд Опера).
Антонио Ринальди-Фоссано поставил в Петербурге несколько танцевальных дивертисментов — дивертисментов — в основном комического легкого непритязательного содержания, часто с элементами и персонажами итальянской комедии дель арте. Он сам был мастером балетных прыжков (отсюда и прозвище), и именно он принёс на русскую балетную сцену эстетику увлечения прыжками<ref name=100vel/>, просуществовавшую в течение нескольких десятков лет.
В 1738 году он покинул Российскую империю<ref name=siluet>[http://www.siluet-dance.com/index.php?page=dance_history_ballet Балет — Балет — История танца]</ref>, вернувшись в Италию. Судьба забросила его в Парму. Там его ученицей становится будущая выдающаяся балетная звезда XVIII века Ба́рбара Кампани́ни, именно в его постановках сделавшая первые балетные па, а впоследствии получившая известность под псевдонимом Барбарина<ref name=Larousse/>. Ставшая первой танцовщицей Королевской академии музыки, а затем многих других европейских театров, в 1744 г1744 г. она оказалась «похищенной» (официально так и считающаяся: похищенной. А кто теперь может точно сказать, давала ли она согласие на свое похищение или проявила девичью гордость и на похищение не согласилась?) королем Пруссии Фридрихом II.
Выпестав свою самую известную ученицу, принятую в 1739 году во французскую Королевскую академию музыки (l’Académie royale de musique), А. Ринальди снова получил приглашение работать в России<ref name=siluet/>. В 1740<ref name=siluet/> или в 1742 году<ref name=Larousse/> он вновь оказался в Санкт-Петербурге, где возглавлял балетную труппу совместно с Ландэ.
Тем временем скончалась императрица Анна Иоанновна, затем был свергнут император-младенец Иван VI (Иоанн Антонович), и русский престол заняла Елизавета Петровна. Период её царствования принёс роскошь и празднества, при дворе регулярно ставились балы и балы-маскарады, организацией которых Антонио Ринальди был постоянно занят. Впрочем, не только он один — один — из Европы за казённый счёт выписывались и другие артисты и хореографы. 30 августа 1756 года Елизавета Петровна подписала указ о создании единой системы императорских театров, приняв таким образом под собственное её императорское покровительство, в том числе и материальное, сразу несколько трупп, существовавших к этому времени в Санкт-Петербурге.
В 1748 году Ландэ скончался в Петербурге, и после его смерти все управление русским придворным балетом сосредоточилось в руках А. Ринальди-Фоссано; одновременно он стал и единоличным руководителем первой русской балетной школы<ref>[http://spbballet.narod.ru/simple814.html ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БАЛЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ (ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТРАДИЦИЯ)]</ref>.
Антонио Ринальди-Фоссано возглавлял русский балет до 1759 года — года — когда его сменил прибывший по приглашению недавно созданной Дирекции императорских театров [[Франц Хильфердинг]]<ref>[http://miniteatr.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=42:franz-hilverding-&catid=6:prosveshenie&Itemid=9 Miniteatr: Франц Хильфердинг]</ref>.
Больше о нём ничего неизвестно.
Советский историк балета [[Юрий Алексеевич Бахрушин]] называет влияние А. Ринальди на развитие русского балета во многом определяющим: именно с него воцарился в русском балете на несколько десятилетий так называемый «итальянский стиль», нарушенный лишь в 1787 году, когда в Россию был приглашён выдающийся французский танцор [[Шарль Ле Пик]]<ref name=bahru/>, привезший с собой в Россию не только французскую исполнительскую балетную школу, но и пасынка Карло, сына своей жены, будущего знаменитого русского архитектора [[Карл Росси|Карла Росси]].
== Источники ==
Редактор
2147
правок