Изменения

Алексей Николаевич Верстовский

246 байтов добавлено, 20:41, 1 мая 2017
'''Алексей Николаевич Верстовский''' (18 февраля (1 марта) 1799, Тамбовская губерния — губерния — 5 (17) ноября 1862, Москва)  — русский [[композитор]] и театральный деятель.
[[Файл:AlekseyVerstovskiy.JPG|thumb|right|Алексей Верстовский]]
== Биография ==
Алексей Верстовский родился [[18 февраля]] [[1799 год]]а<ref name="mus-info">[http://mus-info.ru/composers/verstovskii.shtml Алексей Верстовский в Музыкальном справочнике]</ref> в имении Селивёрстово (близ села Мезинец) Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области)<ref name="n">[http://www.neuch.ru/referat/71025.html Жизнь и творчество А. Н Н. Верстовского Верстовского]</ref><ref name=tstu>[http://www.tstu.ru/win/kultur/composer/verst/biograf.htm Жизнь и творчество А. Н Н. Верстовского Верстовского]</ref>. Имение было расположено на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Отец Верстовского служил в Тамбовской удельной экспедиции<ref name="n" />. Его мать Анна Васильевна была дочерью генерал-майора Волкова<ref name=tstu/>. Отец композитора был внебрачным сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, и потому фамилия его — Верстовский — его — Верстовский — образована от части родовой фамилии, а сам он был приписан к дворянскому сословию как выходец из «польского шляхетства»<ref name=belcanto>[http://belcanto.ru/verstovsky.html Алексей Верстовский (Alexey Verstovsky); автор Т. Корженьянц]</ref>. Он получил хорошее образование и был человеком вполне обеспеченным, у него даже был собственный крепостной оркестр и большая нотная библиотека. В таких условиях маленький сын — сын — будущий русский композитор — композитор — имел все возможности осваивать музыкальные азы. И он действительно уже с 8 лет начал выступать в любительских концертах как пианист<ref name=belcanto/>.
Алексей Верстовский с детства обучался музыке. Первой учительницей стала мачеха — мачеха — Дарья Михайловна Малышева (Колокольцева). В доме была большая нотная библиотека и музыкальные инструменты. Другие дети, брат Василий и сестра Варвара, также играли на музыкальных инструментах. Семья часто по долгу службы отца жила в [[Тамбов]]е, там Алексей брал уроки игры на фортепиано у местного музыканта П. И И. Протопопова Протопопова<ref name="n" /> (по другим данным с П. И И. Протопоповым  Протопоповым Алексей Верствовский познакомился уже в Уфе)<ref name="me1" />.
В [[1808 год]]у юный Алексей вместе с семьёй переехал в [[Уфа|Уфу]]<ref name="me1">Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В В. Келдыш Келдыш. Т 1. А — А — Гонг. 1072 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1973 (стб. 755—757)</ref>.
В 1816—1817 гг1816—1817 гг. Алексей Николаевич обучался в Институте корпуса инженеров путей сообщения в [[Петербург]]е (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения) и продолжал заниматься музыкой, беря уроки музыки по различным дисциплинам и на различных инструментах: у Д. Штейбельта и [[Джон Филд|Дж. Филда]] брал уроки игры на фортепиано, у [[Франц Бём (музыкант)|Ф. Бёма]] и Л. Маурера учился игре на скрипке<ref>[http://www.enclo.spb.ru/directory/index.phtml?&typeitem=articles&iditem=1803712895&PHPSESSID=2de12331b4cffce28a897809d2dea140 Верстовский Алексей Николаевич (1799—1862), музыкант]</ref>. У Брандта, [[Карл Траугот Цейнер|Цейнера]] и М. Миллера учился теории композиции, у Тарквини учил пение<ref name="me1" />. В это же время он увлёкся театром<ref name="me1" />.
Во время учёбы в институте путей сообщения Верстовский сблизился с музыкантом [[Александр Александрович Алябьев|Александром Алябьевым]], драматургами [[Николай Иванович Хмельницкий|Николаем Хмельницким]] и [[Александр Александрович Шаховской|Александром Шаховским]]<ref name="me1" />. В те же годы Верстовский начинает сочинять произведения для театра. Пишет сам, переводит с [[французский язык|французского]] [[либретто]] [[Водевиль|водевилей]], сочиняет музыку к театральным представлениям. Тогда же, Алексей Николаевич сам участвовал в любительских спектаклях.
В 1817 году Верстовский оставил институт и поступил на гражданскую службу<ref name="bse2-7">Большая Советская энциклопедия. Вариолоид — Вариолоид — Вибратор. 1951. 648 стр., илл.; 70 л. илл. и карт.</ref>. В 1819 году в петербургском Большом театре была поставлена опера-водевиль Верстовского «Бабушкины попугаи»<ref name="me1" />. Это стало началом его театрально-композиторской деятельности.
В 1823 году Верстовский переехал в [[Москва|Москву]], где служил в канцелярии генерал-губернатора [[Дмитрий Владимирович Голицын|Д. В В. Голицына Голицына]]<ref name="me1" />. В то время московская императорская труппа несколько отделилась от общей дирекции императорских театров и на какое-то время вошла в подчинение генерал-губернатора. Карьера музыканта продвигалась успешно: с 1825 года Верстовский А. Н.  — инспектор музыки Московской императорской труппы, с 1830 — 1830 — инспектор репертуара императорских московских театров, в течение 1848—1860 гг1848—1860 гг.  — управляющий конторой Дирекции императорских московских театров, причем по воспоминаниям драматического актера Петербургской труппы [[Александр Александрович Нильский|А. А А. Нильского Нильского]], Верстовский как управляющий московскими театрами слыл очень строгим и взыскательным начальником<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=7 ''A. A. Нильский''. Актер с.  — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39№ 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г1900 г. (стр. 7)]</ref>.
Художник [[Григорий Чернецов]] включил изображение Алексея Верстовского в свою картину «[[Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге]]», на которой он поместил 223 выдающихся людей России эпохи императора Николая I. Верстовского можно обнаружить под номером 192<ref>[http://www.tez-rus.net/ViewGood37888.html Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог (К-Я). Санкт-Петербург. Palace Editions. 2007]</ref> (чтобы зрители не запутались, художник дал каждому портрету отдельный номер, см. ст.: [[Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге/Список изображений]]).
В 1835 году Верстовский написал оперу «[[Аскольдова могила (опера)|Аскольдова могила]]» на сюжет одноимённого романа [[Михаил Николаевич Загоскин|Михаила Загоскина]]. Эта опера, значение которой надолго пережило и самого композитора, стала его своеобразным подарком жене — жене — актрисе Московской императорской труппе [[Надежда Васильевна Репина|Надежде Васильевне Репиной]] (1809—1867)<ref name=mmsk>[http://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=6234 Моя Москва // Жуковского, 9. Дом Быковой]</ref>, на тот момент еще неофициальной жене, они оформили церковный брак лишь спустя годы — годы — в 1841 году. В начале 1842 года эта опера впервые в провинции была поставлена в [[Саратов]]е<ref name="SaratMalinin">Малинин Г. А А. Саратов Саратов: Очерк-путеводитель. 2-е изд. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1980.  — 216 с ил.</ref>.
Алексей Николаевич Верстовский является автором шести опер, более 30 опер-водевилей (в том числе и в соавторстве с другими композиторами) и музыкальных баллад. За отличие в государственной службе действительный статский советник, композитор и театральный деятель А. Н Н. Верстовский  Верстовский был награждён орденами Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени<ref name=tstu/>.
Покинув службу в 1860 году, композитор продолжал жить в Москве, пережив собственную славу. Скончался 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище<ref name=tstu/><ref>[http://www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/vagankovskoe Ваганьковское кладбище]</ref>.
== Значение ==
Имя Верстовского довольно быстро заняло место среди значимых деятелей искусства и культуры России первой половины 19 века<ref name=tstu/>.
Его деятельность в Московской императорской театральной труппе оказалась настолько важной, что московские театры москвичи прозвали «театрами Верстовского». Верстовскому же принадлежит огромная заслуга в привлечении талантливых артистов. Именно он, услышав пение [[Александр Олимпиевич Бантышев|А. О О. Бантышева Бантышева]] в хоре купца [[Василий Васильевич Варгин|В. В В. Варгина Варгина]] (того самого купца, что за бесценок продал Москве здание Малого театра, стоящее до сих пор), пригласил талантливого певца петь на сцене и много занимался с ним, обучая нотам и вокальной постановке голоса<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/754/Бантышев Музыкальная энциклопедия.  — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В В. Келдыша Келдыша. 1973—1982. Музыкальная энциклопедия.  — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В В. Келдыша Келдыша. 1973—1982.]</ref><ref>[http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=7757 Бантышев Александр Олимпиевич]</ref>.
В русской вокальной лирике Верстовский, как композитор, создал новый жанр — жанр — балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме — форме — сюда относятся «Чёрная шаль» (на стихи [[А. С. Пушкин]]а; первый исполнитель [[Пётр Александрович Булахов]] в Москве, дом Пашкова, 1823 г1823 г.), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А А. Жуковского Жуковского), «Три песни скальда» и др.
Огромное значение творчества Верстовского перекрылось трагическим для него забытьем еще при жизни. На сцену пришли новые течения и новые поколения музыкантов. Постепенно освобождаясь от старых, уже отшумевших спектаклей с музыкой Верстовского, театры брали в репертуар новые произведения (новый импульс привнесла в развитие русской музыкальной культуры опера М. Глинки «[[Жизнь за царя (опера)|Жизнь за царя]]» в 1836 г1836 г.; см.ст. [[Значение оперы «Жизнь за царя»]]): развитие — развитие — это вещь обыденная, но и очень горькая, когда приходится освобождать зенит славы для новых поколений. Верстовский тяжело переживал это.
== Семья ==
В 1828 г1828 г. композитор переехал в одноэтажный деревянный дом с мезонином, владельцем которого был коллежский советник Карл Бем (современный адрес: Москва, ул. Жуковского, д. 9)  — в этом доме квартировала артистка Московской императорской труппы [[Надежда Васильевна Репина]] (1809—1867)  — судьба распорядилась так, что она стала основной музой Верстовского<ref name=mmsk>[http://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=6234 Моя Москва // Жуковского, 9. Дом Быковой]</ref>. Однако их любовь складывалась непросто. Отец композитора был против каких-либо серьезных отношений сына с актрисой — актрисой — отношение к этой профессии формировалось всем российским сословным укладом, и приличный дворянин, каким почитал себя отец Алексея Николаевича<ref name=belcanto/>, не мог себе позволить объединиться в одну семью с дочерью театрального музыканта из столыпинских крепостных, которого в 1798 г1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра<ref name=tstu/><ref name=dic>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/2762 Биографический словарь. 2000. Верстовская Надежда Васильевна]</ref> (при поступлении на императорскую службу крепостные получали вольную — вольную — но от низкого рождения никуда не денешься). В результате ссоры сыну пришлось покинуть родительский кров<ref name=mmsk/> и перебраться к гражданской супруге (тогда такого понятия не было, и юридическим считался только церковный брак). Любовь победила. Отныне чуть ли не все свои театральные произведения композитор предназначал для исполнения любимой актрисой.
Надежда Васильевна Репина была настоящей примадонной Московской императорской труппы — труппы — самодовольной, капризной, своенравной… Можно себе представить, как страдал из-за её «звезданутого» характера скромный — скромный — в противовес ей — ей — музыкант. Однако и он решил действовать по-своему и стал без её ведома договариваться с дирекцией… об её отставке. И — И — добился-таки! Сообщение об этом ничего не подозревавшая Надежда Васильевна получила, прибыв домой после очередного триумфального спектакля. Реакция последовала незамедлительно — незамедлительно — артистка упала в обморок — обморок — настоящий, не сценический<ref name=mmsk/>. Можно понять желание мужа, чтобы его жена была просто его женой — женой — тем более, что законы в России начала 19 столетия не предусматривали женское участие в развитии социума, однако в данном случае речь шла об успешной талантливой актрисе, все помыслы которой поглощал театр и её работа в нём.
[[Файл:Moscow, Khlebny Lane 28, Embassy of Iceland.jpg|thumb|270px|Москва, Хлебный пер, 28 (современный адрес). Дом Верстовских. В 1935—1941 годах в доме была резиденция военного атташе Германии генерал-майора Эрнста Кёстринга. В 1944—2011 годах в здании располагалось посольство Исландии в России.]]
Но изменить уже ничего нельзя было и, покинув сцену в 1841 г1841 г. в возрасте 32 лет, Надежда Васильевна официально вышла замуж за А. Н Н. Верстовского Верстовского<ref name=dic/>. К этому времени они уже проживали в совместно купленном собственном домике на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке, № 16№ 16/24; там супруги жили с 1836 по 1860 гг1860 гг., пока не переехали в другой дом — дом — поблизости, в Хлебный переулок. Этот дом стал их последним пристанищем, там же они с разницей в пять лет оба скончались.
Стала ли при таких условиях супружеская жизнь для неё счастливой — счастливой — чтобы забыться, она употребляла изрядное количество напитков, что и свело её через годы в могилу<ref name=mmsk/>.
== Авторские произведения ==
'''Музыка к драматическим и др. постановкам:'''
* 14 октября 1824 — 1824 — Увертюра к открытию Малого театра (тогда: дом купца [[Василий Васильевич Варгин|В. В В. Варгина Варгина]])* 6 января 1825 — 1825 — «[[Торжество муз (спектакль)|Торжество муз]]», пролог в стихах [[Михаил Александрович Дмитриев|М. А А. Дмитриева Дмитриева]] к открытию Большого театра; совместно с [[Фридрих Ефимович Шольц|Ф. Е Е. Шольцем Шольцем]] и [[Александр Александрович Алябьев|А. А А. Алябьевым Алябьевым]]* 1827 — 1827 — «Певцы во стане русских воинов»* 1832 — 1832 — «Рославлев, или Русские в 1812 году», совместно с [[Александр Егорович Варламов|А. Варламовым]]; драма [[Александр Александрович Шаховской|А. Шаховского]] по роману [[Михаил Николаевич Загоскин|М. Н Н. Загоскина Загоскина]]* 1840 — 1840 — «Параша-сибирячка»
'''Оперы''' (всего композитором создано 6 опер):
* 1828 — 1828 — «[[Пан Твардовский (опера)|Пан Твардовский]]»* 1832 — 1832 — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев», по балладе [[Василий Андреевич Жуковский|В. А А. Жуковского Жуковского]] «Громобой, или Двенадцать спящих дев»* 1835 — 1835 — «[[Аскольдова могила (опера)|Аскольдова могила]]»* 1839 — 1839 — «Тоска по родине»* 1841 — 1841 — «Сон наяву, или Чурова долина»* 1854 — 1854 — «Громобой», постановка 1857 (главная партия Рогнеды написана композитором специально для [[Семёнова Екатерина Алексеевна|Е. А А. Семёновой Семёновой]]<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Семёнова%20Екатерина%20Алексеевна/ Пружанский А. М М. Отечественные  Отечественные певцы.  — 2008 // Семёнова Екатерина Алексеевна]</ref>)
'''Оперы-водевили''' (оперные арии и другие музыкальные номера перемежаются с драматическими):
* 1817 — 1817 — «Сентиментальный помещик в степной деревне»* 1819 — 1819 — «Бабушкины попугаи», текст [[Николай Иванович Хмельницкий|Н. И И. Хмельницкого Хмельницкого]]* 1820 — 1820 — «Карантин», совместно с [[Людвиг Вильгельм Маурер|Л. В В. Маурером Маурером]]* 1821 — 1821 — «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской», текст Н. И И. Хмельницкого  Хмельницкого и В. Н Н. Всеволожского Всеволожского; совместно с Л. Маурером* 1821 — 1821 — «Сюрпризы» (совместно с [[Катарино Кавос|Кавосом]], Корсаковым, Леброком; по произведениям [[Эжен Скриб|Э. Скриба]]* 1822 — 1822 — «Новая шалость, или Театральное сражение», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А А. Алябьевым Алябьевым]] и [[Людвиг Вильгельм Маурер|Л. В В. Маурером Маурером]]* 1822 — 1822 — «Дом сумасшедших, или Странная свадьба» (этот французский водевиль М.А А. Дежозье  Дежозье и А.З З. Валори  Валори («Странная свадьба») Верстовский перевел на русский язык сам)* 1823 — 1823 — «[[Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом (опера-водевиль)|Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом]]», текст [[Александр Сергеевич Грибоедов|А. С С. Грибоедова Грибоедова]] и [[Пётр Андреевич Вяземский|П. А А. Вяземского Вяземского]]* 1824 — 1824 — «Проситель», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А А. Алябьевым Алябьевым]], [[Михаил Юрьевич Виельгорский|Мих. Ю. Виельгорским]] и [[Фридрих Ефимович Шольц|Ф. Е Шольцем]]; текст А. И И. Писарева Писарева* 1824 — 1824 — «[[Хлопотун (водевиль)|Хлопотун, или Дело мастера боится]]», совместно с А. Алябьевым* 1824 — 1824 — «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье», совместно с А. Алябьевым и Ф. Е Е. Шольцем  Шольцем (перевод [[Александр Иванович Писарев|А. И И. Писарева Писарева]] водевиля [[Мельвиль (драматург)|Мельвиля]] по мелодраме [[Джованни Жиро]] «Гувернер в хлопотах»)* 1825 — 1825 — «Встреча дилижансов», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А А. Алябьевым Алябьевым]], текст [[Александр Иванович Писарев|А. И И. Писарева Писарева]], некоторые сцены и куплеты М. А А. Дмитриева  Дмитриева и [[Пимен Николаевич Арапов|П. Н Н. Арапова Арапова]]* 1825 — 1825 — «Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери», авторизованный перевод с фр. [[Александр Иванович Писарев|А. И И. Писарева Писарева]]* 1825 — 1825 — «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А А. Алябьевым Алябьевым]] и [[Фридрих Ефимович Шольц|Ф. Е Е. Шольцем Шольцем]]; текст [[Александр Иванович Писарев|А. И И. Писарева Писарева]].* 1825 — 1825 — «Опыт артистов, или Авось удастся» (совместно с М.Виельгорским и И. И И. Геништой Геништой)* 1825 — 1825 — «Волшебный нос, или Талисманы и финики» (в соавторстве), авторизованный перевод с фр. [[Александр Иванович Писарев|А. И И. Писарева Писарева]]* 1825 — 1825 — «Три десятки, или Новое двухдневное приключение», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А А. Алябьевым Алябьевым]]; авторизованный перевод с фр. [[Александр Иванович Писарев|А. И И. Писарева Писарева]]* 1826 — 1826 — «Притчи, или Эзоп у Ксанфа» (в соавторстве)* 1827 — 1827 — «Две записки, или Без вины виноват», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А А. Алябьевым Алябьевым]], текст [[Александр Иванович Писарев|А. И И. Писарева Писарева]]* 1827 — 1827 — «Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам», совместно с [[Александр Александрович Алябьев|А. А А. Алябьевым Алябьевым]]; авторизованный перевод с фр. [[Александр Иванович Писарев|А. И И. Писарева Писарева]]* 1827 — 1827 — «Выкуп Барда, или Сила песнопения», авторизованный перевод [[Михаил Александрович Дмитриев|М. А А. Дмитриева Дмитриева]]* 1827 — 1827 — «Странствующие лекари, или Искусство пробуждает мертвых», текст [[Александр Иванович Писарев|А.Писарева]]* 1827 — 1827 — «Репетиции на станции, или Доброму служить сердце лежит»; текст [[Михаил Николаевич Загоскин|М.Загоскина]]* 1827 — 1827 — «Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам», совместно с А.Алябьевым и Ф.Шольцем* 1827 — 1827 — «Вечер под Новый год», в соавторстве; текст А. Писарева* 1828 — 1828 — «Пять лет в два часа, или Как дороги утки», авторизованный перевод [[Александр Иванович Писарев|А. И И. Писарева Писарева]] либретто оперы-водевиля французских драматургов [[Мельвиль (драматург)|Мельвиля]], [[Николя Бразье|Н. Бразье]] и [[Пьер Франсуа Кармуш|П.-Ф.-А. Кармуша]] ''Tony, ou Cinq années en deux heures''
{{youtube|9Now_VbcKe8|Лидия Русланова - Вот мчится тройка удалая}}
{{youtube|IxR5oURX7gQ|Алибек Днишев - Вот мчится тройка удалая}}
* 1828 — 1828 — «Средство выдавать дочерей замуж», авторизованный перевод А. Писарева* 1829 — 1829 — «Новый Парис», совместно с А.Алябьевым и Л. Маурером* 1828 — 1828 — «Утро после бала» (по пьесе «15 лет в Париже, или Не все друзья одинаковы», текст А. Писарева)* 1829 — 1829 — «Станислав, или Не всякий это сделает» (Stanislas, ou La soeur de Christine). Водевиль в 1 д. [[Эммануэль Теолон|М. Теолона]] и [[Эжен Скриб|Эжена (Э. Скриба)]]. Пер. с фр. [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т Т. Ленского Ленского]]* 1829 — 1829 — «Дипломат»* 1830 — 1830 — «Муж и жена», совместно с [[Фридрих Ефимович Шольц|Ф. Е Е. Шольцем Шольцем]], Л. В В. Маурером  Маурером и [[Александр Александрович Алябьев|А. А А. Алябьевым Алябьевым]]; текст [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т Т. Ленского Ленского]]* 1830 — 1830 — «Пустыня, или Сон убийцы»; водевиль в 1 д. М. Теолона и Эжена ([[Эжен Скриб|Э. Скриба]]). Пер. с фр. Д. Т Т. Ленского Ленского* 1831 — 1831 — «Старый гусар, или Пажи Фридриха 11-го», совместно с А. А А. Алябьевым  Алябьевым и И. И И. Геништой Геништой* 1832 — 1832 — «Карантин», совместно с Л. Маурером* 1832 — 1832 — «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской», совместно с [[Людвиг Маурер|Л. Маурером]]* 1832 — 1832 — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев»
* «Моя жена выходит замуж», совместно с А. Алябьевым
* 1839 — 1839 — «[[Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка (водевиль)|Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка]]», водевиль [[Дмитрий Тимофеевич Ленский|Д. Т Т. Ленского Ленского]]
'''Романсы и баллады:'''
* 1823 г1823 г.  — [[Чёрная шаль (баллада)|«Черная шаль»]] (на стихи [[Александр Сергеевич Пушкин|А. С С. Пушкина Пушкина]]), первым исполнителем стал [[Пётр Александрович Булахов|П. А А. Булахов Булахов]]<ref>[http://a-pesni.org/popular20/tchernchal.htm ЧЕРНАЯ ШАЛЬ]</ref>* 1823 г1823 г.  — «Три песни скальда» (на стихи В. Жуковского)* 1823 г1823 г.  — «Бедный певец» (на стихи В. Жуковского)* 1827 — 1827 — «Гишпанская песня» («Ночной зефир»); стихи А. Пушкина
* «Два ворона» («Ворон к ворону летит…»); стихи А. Пушкина
* 1828 — 1828 — «[[Вот мчится тройка удалая (романс)|Вот мчится тройка удалая]]» (другое название «Колокольчик»; на стихи [[Фёдор Николаевич Глинка|Ф.Глинки]])* 1829 — 1829 — «Казак», стихи А. Пушкина* 1831 — 1831 — «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», стихи А. Пушкина* 1832 — 1832 — «[[Старый муж, грозный муж (романс)|Старый муж, грозный муж]]» (на стихи [[Александр Сергеевич Пушкин|А. С С. Пушкина Пушкина]])<ref>[http://a-pesni.org/romans/starmuz.htm ЦЫГАНСКАЯ ПЕСНЯ]</ref>* 1836 — 1836 — «Пир Петра Великого»; на стихи А. С С. Пушкина Пушкина<ref>[http://a-pesni.org/popular20/pirpetra.htm ПИР ПЕТРА ВЕЛИКОГО]</ref>; это последнее при жизни А. Пушкина из его произведений, положенных на музыку<ref name=belcanto/>)* «Бедный певец», стихи [[Василий Андреевич Жуковский|В. А А. Жуковского Жуковского]]* 1849 — 1849 — «Ночной смотр», стихи В. А А. Жуковского Жуковского
== Исполнения на музыку А. Верстовского ==
Редактор
2147
правок