Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Александр Николаевич Серов (композитор)

88 байтов добавлено, 17:00, 27 мая 2017
[[Файл:ANSerovKompositor.jpg|thumb|Александр Николаевич Серов]]
{{youtube|1fETvkLqdDM|33 Великие композиторы - Серов Александр Николаевич [4:22]}}
'''Александр Николаевич Серов''' (11 (23) января 1820, Санкт-Петербург — Петербург — 20 января (1 февраля) 1871, Санкт-Петербург)  — русский [[композитор]] и [[музыкальный критик]], первый в России популяризатор-музыковед классической музыки.
== Биография ==
Александр Николаевич Серов родился 11 (23) января 1820 года в Петербурге в интеллигентной семье, в которой образованию придавалось очень большое значение<ref name=classi>[http://www.classic—music.ru/serov.html Александр Серов (Alexander Serov)]</ref>. Дед его со стороны матери Анны Карловны, [[Карл Иванович Габлиц]] (1752—1821), был крупным ученым-естествоиспытателем, академиком, выходцем из еврейской немецкой семьи, привезенным в Российскую империю еще ребенком своим отцом, приглашенным на работу в Московский университет<ref name=lechaim>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/91/medovar.htm Валентина Серова: служение музыкальной культуре; автор Лазарь Медовар]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/95186 Большой Энциклопедический словарь. 2000. ГАБЛИЦ Карл Иванович]</ref><ref>[http://www.rujen.ru/index.php/ГАБЛИЦ_Карл_Иванович Российская Еврейская Энциклопедия // ГАБЛИЦ Карл Иванович]</ref><ref name=litmir>[http://www.litmir.net/br/?b=114154 Сергей Александрович Базунов. Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность]</ref>; отец Николай Иванович Серов — Серов — юристом, да не простым юристом, а занимал высокопоставленную должность крупного правительственного чиновника<ref name=belcanto>[http://www.belcanto.ru/serov.html Александр Николаевич Серов; автор А. Назаров]</ref><ref name=intoclass>[http://intoclassics.net/news/2013-02-04-5837 Александр Николаевич Серов / Alexander Serov — Serov — Юдифь / Judith]</ref>. Николай Иванович Серов не принадлежал к высокому роду, но получил хорошее образование, был человеком тонкого ироничного ума, правда, весьма крутого нрава<ref name=litmir/>.
По решению отца-юриста, юношу в 15 лет, после окончания Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, определили в Императорское училище правоведения<ref name=classi/><ref name=belcanto/>. Но родительские надежды на приличную должность не оправдались. Увлекшись музыкой, юный Александр Николаевич всё больше времени уделял игре на фортепьяно и виолончели и изучению музыкальной теории. А 27 ноября (9 декабря) 1836 года он был в Петербургском Большом каменном театре на премьере опере М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)<ref name=classi/>  — оперы, наложившей свой отпечаток на всю дальнейшую русскую оперную культуру.
К этому же периоду относится начавшаяся дружба с другим учащимся того же Императорского училища правоведения, немного моложе А. Серова — Серова — [[Владимир Васильевич Стасов|Владимиром Стасовым]] (1824—1906), тоже увлеченного музыкой<ref name=belcanto/><ref name=academm>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/438/СЕРОВ Музыкальный словарь. Творческие портреты композиторов.  — М.: Музыка. 1990. СЕРОВ Александр Николаевич]</ref>. Их дружба, начавшаяся в ученические годы, оказалась долгой — долгой — хотя и не без разногласий.
С. А А. Базунов Базунов, автор биографического очерка о А. Н Н. Серове  Серове «Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность» приводит цитату из воспоминаний В. В В. Стасова Стасова: ''«Однажды пришел я к ним (к Серовым) как-то на праздниках, вечером, по-всегдашнему с большим свертком нот, чтоб нам с Александром играть в четыре руки. Я нашел его со старшей и любимой сестрой его Софьей, почти столь же даровитой и многоспособной, как он сам, в необыкновенном, еще невиданном состоянии духа. Они прыгали и били в ладоши около фортепиано, на котором только что играли, и громко кричали мне: „Вольдемар, какое счастье! Какое счастье! Вообразите — Вообразите — мы жиды!“ Я остановился на пороге как вкопанный, не зная, что это такое: шутка ли, новое ли баловство какое (на это оба они были мастера) или что-нибудь в самом деле серьезное? Они побежали ко мне и, продолжая хлопать в ладоши, объявили мне, что вот только сейчас „мама“ рассказывала им, что они оба такие способные и живые прямо в дедушку, Карла Ивановича (ее отца), а он был еврей родом. И мы все вместе,  — заканчивает свой рассказ г-н Стасов,  — принялись радоваться: у нас уже давно евреи считались самым многоспособным и талантливым народом»''<ref name=litmir/>.
Это было время, когда в российских столицах (увы, только в столицах) уже довольно прочно утвердилась европейская культура, а на аристократию все больше наступал новый класс — класс — буржуазия. Отпрыски семей третьего сословия, заработавших деньги собственным трудом, требовали себе и культурного времяпрепровождения, ранее доступного только аристократам, и активно пошли в университеты и театры. Российская империя находилась в социальных противоречиях, общество стремительно менялось, взбудораженное всевозможными веяниями.
Именно это время выпало на становление личности Александра Серова. В частности, на молодых людей, А. Серова и В. Стасова, оказали немалое влияние статьи [[Виссарион Григорьевич Белинский|В. Г Г. Белинского Белинского]], значение которых, по словам самого А. Серова, заключалось не в «одной литературной части»: ''«Он прочищал всем нам глаза, он воспитывал характеры, он рубил… патриархальные предрассудки… Мы — Мы — прямые его воспитанники»''<ref name=classi/>.
В 1840 году, окончив училище правоведения, Серов начал службу в Министерстве юстиции. Но душа молодого чиновника уже была поражена — поражена — он рвался к музыке: продолжал образование в этом направлении, появились знакомые и друзья из музыкального петербургского круга, а в 1842 году познакомился с Глинкой и с Даргомыжским<ref name=classi/>. В том же 1842 году два неразлучных друга — друга — Александр Серов и Владимир Стасов побывали на гастрольном концерте Ф. Листа. О впечатлении от концерта позже вспоминал В. Стасов: ''«Мы с Серовым были после концерта как помешанные, едва сказали друг другу по несколько слов и поспешили каждый домой, чтоб поскорее написать один другому свои впечатления, свои мечты, свои восторги… Мы были как влюбленные, как бешеные»''<ref name=neofit>[http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimage&album=4&pos=-480 1863. Юдифь]</ref>.
Эти два чиновника-правоведа явно думали отнюдь не об юридических нормах. Они жили музыкой.
После пятилетней службы в Петербурге Серов получил назначение в Симферополь. И там приступил к сочинению первой своей оперы — оперы — «Мельничиха из Марли»<ref name=classi/>, но его же собственная работа его не устроила, и композитор уничтожил свое произведение и сел за другое — другое — оперу «Майская ночь», которую в скором времени постигла та же участь. Серов как композитор терпел крах в понимании высокого уровня Серова-критика, его же собственная музыка не устраивала его. А тем времени пришло новое назначение — назначение — в Псков. Провинциальная обстановка, далекая от музыкальной среды Петербурга, действовала на чиновника-музыканта все более угнетающе<ref name=belcanto/>. В конце концов, вопреки родительскому наказу, Александр Николаевич решил уйти с государевой службы и профессионально заниматься музыкой. Что и было сделано в 1850 году, когда А. Н Н. Серов  Серов вернулся в Петербург и всерьез занялся музыкальной критикой<ref name=classi/>. Он немедля наладил все прошлые связи с музыкантами Петербурга, посещал музыкальные вечера у М. И И. Глинки Глинки<ref name=hrono>[http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/serov_an.php Серов Александр Николаевич]</ref>. В 1851 году его первые музыковедческие статьи появились в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения»<ref name=classi/>.
Через несколько лет его имя вошло в ряд самых ярких музыкальных критиков своего времени. В один только 1856 год им написано более шестидесяти музыковедческих работ, в том числе «Музыка южнорусских песен» (с приложением к статье собственных гармонизаций шести украинских народных песен)  — одно из первых в русском музыкознании научных исследований по народному творчеству<ref name=classi/>. А в 1858 году А. Н Н. Серов Серов, впервые в России, провел цикл публичных лекций о музыке, при этом аренду помещения он оплачивал за собственный счет, понимая, что как бизнес эти лекции не принесут ему дохода, но он чувствовал необходимость в своей работе. И действительно, уже через два года, в 1860 году, его музыковедческие лекции собирали множество слушателей<ref name=classi/>.
Он много работал и как музыковед, и как композитор. Пробовал возвращаться к своим музыкальным творениям, писал новые. И на этом поприще наконец-то тоже пришел успех. В 1860 году, под сильным впечатлением от пьесы итальянского драматурга Джакометти «Юдифь» и игры выступавшей в заглавной роли итальянской артистки [[Аделаида Ристори|А. Ристори]], Серов начал писать оперу «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]»; над либретто работала целая группа: Дж. Джустиниани, К. Званцов, Д. Лобанов, А. Майкова и сам композитор<ref name=class>[http://www.classic—music.ru/udif.html Классическая музыка // Опера Серова «Юдифь»; автор А. Гозенпуд]</ref>. На эту работу ушло почти три года — года — опера была поставлена в Петербурге в Мариинском театре 16 (28) мая 1863 года<ref>[http://www.belcanto.ru/udif.html Опера Серова «Юдифь»; автор Л. Михеева]</ref><ref name=neofit/>. Первые главные исполнители: Юдифь — Юдифь — [[Валентина Львовна Бианки|В. Л Л. Бианки Бианки]], Олоферн — Олоферн — [[Михаил Иванович Сариотти|М. И И. Сариотти Сариотти]]. Это был первый композиторский успех А. Н Н. Серова Серова<ref name=intoclass/>.
Музыковед следующего поколения [[Абрам Акимович Гозенпуд|А. Гозенпуд]] писал: ''«Образы главных героев, выписанные на ярком, живописном фоне, лишены динамики. Они даны скульптурно, крупно, но без психологических нюансов. Музыка убеждает и покоряет мощью пропорций и яркостью темперамента. Первое исполнение имело огромный успех, его признали даже те, кто принадлежал к противоположному Серову лагерю, например Мусоргский»''<ref name=class/>.
Эта опера вошла в ряд классических произведений, она неоднократно ставилась во многих театрах, а в партии Юдифи выступали прославленные певицы русской сцены: [[Фелия Васильевна Литвин|Ф. Литвин]], [[Наталия Степановна Ермоленко-Южина|Н. Ермоленко-Южина]], [[Марта Генриховна Валицкая|М. Валицкая]] и другие<ref name=class/>.
1863 год оказался счастливым для А. Н Н. Серова Серова. В этом же году, когда он познал первый композиторский успех, он женился. [[Валентина Семёновна Серова|Валентина Семеновна Бергман]] училась в консерватории и приходила на лекции А. Н Н. Серова Серова, лекторская деятельность завершилась браком, Валентина Серова ушла из консерватории, проучившись там всего год, и стала первой русской женщиной — женщиной — профессиональным композитором<ref name=lechaim/>.
Музыковедческие же взгляды А. Серова все более размежевывались с В. Стасовым и группой «Могучая кучка»<ref name=belcanto/><ref name=academm/>. Наметились разногласия. Особо ярко они проявились на понимании двух основных опер М. И И. Глинки Глинки, положивших начало новому развитию русской оперной музыки. Это оперы «[[Жизнь за царя (опера)|Иван Сусанин]]» и «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]». Если музыканты «Могучей кучки» и В. Стасов видели основу русской музыки в продолжении традиций оперы «Руслан и Людмила» — Людмила» — ее сказочный сюжет по произведению А. С С. Пушкина Пушкина, красота, лиричность, то А. Н Н. Серов  Серов считал, что русская музыка должна развиваться по новой исторической традиции, открытой оперой Глинки «Иван Сусанин» — Сусанин» — эпической форме народности<ref name=class/>.
В 1867 году, в течение одного года, А. Н Н. Серов  Серов вместе с женой В. С С. Серовой  Серовой издавал журнал «Музыка и театр»<ref name=intoclass/>.
Его работа принесла признание официальных кругов; А. Н Н. Серов  Серов был назначен председателем комитета Русского музыкального общества<ref name=intoclass/>.
[[Файл:Serov Grave.jpg|thumb|Могила на Тихвинском кладбище, Петербург]]
И продолжал сочинять музыку. Одно время его привлек сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», и он решил написать по ней балет, сохранились оркестровые фрагменты, предназначенные для будущего балета. Задумывал сочинение оперы по повести [[Ундина (повесть Фуке)|«Ундина»]] писателя [[Фридрих де ла Мотт Фуке|Ф. де ла Мотт Фуке]]<ref>[http://www.peoples.ru/art/music/composer/aleksandr_serov/history.html Александр Серов / Aleksandr Serov]</ref>. Появилась идея положить на музыку пьесу [[Александр Николаевич Островский|Островского]] «[[Не так живи, как хочется (пьеса)|Не так живи, как хочется]]»<ref name=class/><ref name=belcanto/>. Планов было много…
== Композитор ==
А. Н Н. Серов  Серов сочинил 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, музыку к драматическим спектаклям и три оперы<ref name=belcanto/><ref name=academm/>:
* «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]» (1861—1863)
* «[[Рогнеда (опера)|Рогнеда]]» (1863—1865)
* «[[Вражья сила (опера)|Вражья сила]]» (1867—1871)  — (опера завершена его вдовой [[Валентина Семёновна Серова|В. С С. Серовой Серовой]] и [[Николай Феопемптович Соловьёв|Н. Ф Ф. Соловьевым Соловьевым]]<ref name=belcanto/>)
Хотя все три оперы А.Серова имели сценический успех и вошли в классику оперного искусства, ему как композитору так и не удалось создать свой специфический авторский стиль; Серов-критик затмил Серова-композитора<ref name=belcanto/>.
Среди сочиненных романсов — романсов — три на стихи [[Михаил Юрьевич Лермонтов|Лермонтова]]: «Ангел» («По небу полуночи»), «Воздушный корабль» («По синим волнам океана»), «Как небеса, твой взор блистает…» (издание: Спб., Иогансон, 1866)<ref name=feb-web>[http://feb-web.ru/feb/lermont/biblio/lvm/lvm-001-.htm Лермонтов в Музыке. Справочник (Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983)]</ref>.[[Файл:Serov Alexander Serov.jpg|thumb|left|Композитор Александр Николаевич Серов. Художник [[Валентин Александрович Серов|В. А А. Серов Серов]] (1887—1888). Портрет отца художника]]Драматический актер Петербургской императорской труппы [[Александр Александрович Нильский|A. A. Нильский]] писал в книге воспоминаний, что А. Н Н. Серов  Серов написал музыку для хора скоморохов к премьере спектакля «[[Смерть Иоанна Грозного (пьеса)|Смерть Иоанна Грозного]]» графа [[Алексей Николаевич Толстой|А. К К. Толстого Толстого]] (1867 г1867 г.)<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=38 ''A. A. Нильский''. Актер с.  — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39№ 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г1900 г. (стр. 38)]</ref>.
== Музыкальный критик ==
Значение творчества А. Н Н. Серова  Серова как музыкального критика и музыкального теоретика огромно. Он писал статьи, читал лекции, издавал журнал «Музыка и театр». Воспитанный в своем времени, он был поборником народности и реализма<ref name=intoclass/>, рассматривая произведения с этих позиций.
Оперным идеалом Серова была музыкальная драма<ref name=class/>. Он истово пропагандировал творчество Р. Вагнера, в операх которого звучала эта тема.
Много работ А.Серов посвятил М. И И. Глинке Глинке; по сути — сути — он стал первым аналитиком его творчества<ref name=hrono/>. Свое неоднозначное видение оперы Глинки «Иван Сусанин» А. Серов изложил в большой работе «Опыт технической критики над музыкой Глинки», где заложил основы интонационного анализа произведения<ref name=class/>.
Серов ввел в русский язык новые слова музыкальной терминологии, в том числе и само слово «музыкознание»<ref name=belcanto/><ref name=academm/>.
Большое внимание уделял Серов в своих аналитических статьях и симфонической музыке. А. Н Н. Серов  Серов был первым, кто во всей истории мировой музыкальной культуры употребил термин [[симфонизм|«симфонизм»]]<ref>[http://musdic.ru/html/s/simfonizm.html Музыкальный словарь // СИМФОНИЗМ]</ref>. Свои принципы на эту тему он изложил в больших статьях «Тематизм увертюры „Леонора“. Этюд о Бетховене» и «Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл». В дальнейшем этот музыкальный термин был разработан [[Борис Владимирович Асафьев|Б. В В. Асафьевым Асафьевым]].
А.Серов писал о творчестве Даргомыжского, Моцарта, Глюка, Вебера, Мейербера, Берлиоза, Россини, Спонтини и др.
Редактор
2147
правок