Сергей Петрович Соколов
Сергей Петрович Соколов (18 (30) ноября 1830 — 2 (14) марта 1893, Москва) — артист балета и балетмейстер Московской императорской труппы.
Содержание
Биография
В 1839—1850 гг. обучался в Московском театральном училище при императорских театрах, педагог Ф. Н. Манохин[1][2]
В 1850 году, в возрасте 20 лет, был принят в Московскую императорскую труппу, где проработал до конца своей балетной карьеры в 1883 году[1][3]. Сначала был принят на сцену как исполнитель партий, затем начал балетмейстерскую деятельность, поставив несколько спектаклей. В 1874—1883 гг. преподавал танцы в Московском театральном училище[1], с 1874 г. — старший преподаватель[2].
Значение творчества
Имя Сергея Петровича Соколова вошло в историю развития классического балета в связи с дуэтным танцем: прославившись как очень техничный танцовщик, он одним из первых начал усложнять дуэтный танец и вводить сложные элементы поддержки[1]. А рецензенты уверенно называли его первым в служебной иерархии балета Московской императорской труппы в 1850—1870-х годах[4]; второе — не менее почетное — место отдавалось артисту И. А. Ермолову.
В его балетмейстерской работе тоже было немало новаторств — он активно вводил в академический танец мотивы народного пляса. В 1867 он стал создателем балета «Папоротник, или Ночь под Ивана Купалу», в котором почти все танцы строились на народной основе[3], эта постановка стала своеобразным ответом на деятельность Петербургского балета, придерживавшегося высокопарного духа в искусстве и напрочь отрицавшего тенденции нового общественного класса Российской империи — разночинцев[5]; таким образом все больше нарастала разница в эстетиках и направлениях между Петербургской и Московской императорскими труппами. Балет «Папоротник, или Ночь под Ивана Купалу» продержался на сцене три года до 1870 года[4].
В 1868 г. С. П. Соколов продолжил эту тенденцию и поставил балеты Ю. Гербера «Цыганский табор» и «Последний день жатвы», где использовал цыганские и французские народные танцы — по тем временам, это было новаторством и вызвало оживленную и неоднозначную полемику в театральной критике[2][3]. «Последний день жатвы» являл собой один из многих вариантов выдающегося балета Жана Доберваля «Тщетная предосторожность»[4], но балетмейстер делал упор не столько на сюжетной фабуле, сколько на танцевальной структуре и возможности использования народного пляса.
А в 1876 он заново поставил «Конек-Горбунок» Ц. Пуни, пытаясь уйти от псевдорусских элементов постановки А. Сен-Леона.
Однако на этом он прекратил балетмейстерские опыты, вернувшись к исполнительской карьере — которую, впрочем, и не покидал, — выходя на сцену в конце своей артистической деятельности в основном в мимических партиях, а с 1874 года полностью перейдя на педагогическую работу. В 1883 г. ушел в отставку (по-современному: на пенсию)[4].
Уйдя в отставку в 1883 году, Сергей Петрович Соколов еще десять лет прожил, получая постоянную пенсию как артист императорской труппы.
Скончался в Москве в 1893 году.
Исполнительская деятельность
- 1861 — Фауст («Фауст» Паниццы и Пуни, балетмейстер Карло Блазис по хореографии Ж.Перро)
- 1862 — Джон Баркер («Метеора, или Падающие звезды», балетмейстер К.Блазис по хореографии А. Сен-Леона)[6]
- 1863 — Волани («Пламя любви, или Саламандра», балетмейстер Артур Сен-Леон), первый исполнитель
- 1868 — Гигес («Царь Кандавл», балетмейстер М. И. Петипа), первый исполнитель в Москве после премьеры в Петербургской императорской труппе
- 1869 — Базиль («Дон Кихот», балетмейстер М. И. Петипа), первый исполнитель
- 1877 — Злой гений Ротбарт («Лебединое озеро», балетмейстер В. Рейзингер), первый исполнитель
- 1879 — Маттео («Наяда и рыбак» Ц.Пуни по хореографии Жюля Перро)
- Колен («Тщетная предосторожность»)
- Альберт («Жизель» А. Адана)
- Гренгуар («Эсмеральда»)
- Конрад («Корсар» Л. Минкуса)
- 1883 — Пигмалион («Пигмалион», балетмейстер Карло Блазис на сборную музыку), первый исполнитель постановки[7]
Балетмейстерская деятельность
- 1862 — сцена «Парижский вальс» в опере «Бал-маскарад» Дж. Верди
- 1866[1] или 1867[2] — «Сильфида» Шнейцгоффера, режиссер возобновления для своего бенефиса[1]
- 1867 — «Папоротник, или Ночь на Ивана Купала» Ю. Г. Гербера
- 1868 — «Цыганский табор» Ю. Г. Гербера
- 1868 — «Последний день жатвы» Ю. Г. Гербера (вариация балета Жана Доберваля «Тщетная предосторожность»)
- 1876 — «Конек-Горбунок» Ц. Пуни по хореографии А.Сен-Леона, с исключением псевдонародных штампов постановки А.Сен-Леона[2], подвергавшихся основательной критике в русской демократической журналистике.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Соколов в балетной энциклопедии (Источник: (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 СОКОЛОВ Сергей Петрович
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Театральная энциклопедия // СОКОЛОВ
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Кризис балетного романтизма
- ↑ «Папоротник, или ночь на ивана купала»
- ↑ «МЕТЕОРА, ИЛИ ДОЛИНА ЗВЕЗД» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ Русский балет `Большая российская энциклопедия` (стр.218)