Альбер Дьёдонне
Альбер Альфре Дьёдонне (франц.: Albert Alfred Dieudonné; 26 ноября 1889, Париж — 19 марта 1976, Париж) — французский драматический актёр, режиссер и сценарист.
Номер актерской идентификации: nm0226387[1]
Любовь к артистической карьере, по всей видимости, передалась ему по наследству: Альбер Альфре Дьедонне был племянником знаменитого французского драматического актера Альфре Дьёдонне (Alfred Dieudonné)[2] и, соответственно, приходился кузеном двум дочерям своего дяди, одна из которых тоже стала драматической актрисой.
Однако путь племянника был связан уже не столько с театром (ролями в котором он прославился тоже), но больше — с новым видом искусства — с кинематографом, причем во времена начальные, немого кино.
Альбер Дьёдонне начал артистическую карьеру, как и его знаменитый дядя, с водевилей, но получил свою первую актерскую известность в 1908 году после съемок в немом фильме «Убийца герцога де Гиза» (L’assassinat du duc de Guise)[2]. Фильм пользовался огромной известностью и демонстрировался во многих странах, в том числе и в России, где был замечен критикой и получил самые лучшие рецензии[3].
Это был первый актерский успех Альбера Дьедонне, после которого последовали приглашения на роли — и в кино, и в театре.
Он много снимался в немых фильмах, и именно немое кино принесло ему огромную известность. Во французском кинематографе артист навсегда оставил след в виде своих героев.
Среди множества кино- и театральных ролей особую славу принесла ему роль Наполеона в 1927 году в немом фильме «Наполеон» режиссера Абеля Ганса. Особенность этого фильма состояла в том, что он не претендовал на историческую достоверность, и режиссер даже приписал в титрах: «Наполеон, как его увидел А. Ганс». Режиссера больше интересовала некая абстрактная личность в определенных условиях возвышений и падений, кое-где совпадавшая с настоящим Бонапартом. Фильм пользовался огромным интересом, а роль, сыгранная актером, заслужила особых комментариев критики.
Успех в роли Наполеона привел к тому, что Альбер Дьёдонне стал исполнять роль выдающегося французского политика и полководца и в других фильмах и спектаклях — так, в фильме 1941 года «Madame Sans-Gêne» (по одноименному водевилю В. Сарду и Э. Моро «Мадам Сан-Жен») он был приглашен на исполнение роли Наполеона Бонапарта снова.
Одновременно с актерской деятельностью он стал и кинорежиссером (среди режиссерских работ — немой фильм «Катрин, или Безрадостная жизнь» (Catherine ou Une vie sans joie) 1924 г., совместно с Жаном Ренуаром), и сценаристом (сценарии к французским фильмам Angoisse в 1917 г., La Douceur d’aimer 1930 г., «Пацанка» (La garçonne) в 1936 г., «Человек с Нигера» (L’homme du Niger) в 1939 г. и мн. др.), был некоторое время продюсером (фильм «Пацанка» (La garçonne) в 1936 г.)[4].
Но все-таки его литературная и режиссерская деятельность не вошла в историю Франции; он вошел в историю французской культуры именно как выдающийся актер немого кино, в послужном списке которого огромное количество ролей[5].
А вот когда «великий немой» «заговорил», актер, привыкший работать мимикой, не сразу воспринял новые технические усовершенствования. Он очень мало сыграл в «говорящих» фильмах[2]. Фактически вся его кинематографическая деятельность уместилась в годы: 1908—1942.
В 1942 году он закончил сниматься в кино. Он был на шестом десятке и решил удалиться от всех дел. Впрочем, на театральной сцене он еще появлялся, причем в роли… Наполеона Бонапарта, с которым навсегда остался нерасторжим в памяти французских зрителей. Знаменитый актер скончался в возрасте 86 лет в парижском районе Булонь-Бийанкур (Boulogne-Billancourt).
Даже через много лет после его смерти имя актера Альбера Дьёдонне продолжает ассоциироваться с сыгранной им ролью Наполеона.
Дошло до того, что 6 ноября 2010 года в Сети появился видеоролик, приглашающий изучать облик Наполеона Бонапарта по образу, созданному артистом в фильме 1927 года.
Статьи на других языках
Источники