Вид в окрестностях Дюссельдорфа (картина)
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — знаменитая картина русского художника И. И. Шишкина.
Время создания: сентябрь 1864—1865 г.[1]
Основа: холст
Техника: масло
Высота: 106 см.
Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация[4][5].
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — выдающийся русский художник-пейзажист. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» относится к его ранним произведениям.
В 1860 году молодой художник И. Шишкин окончил Петербургскую Академию художеств с большой золотой медалью[4][6]: две его ученические работы — два валаамских пейзажа «Сосна на Валааме» и «Вид острова Валаам» из представленных восьми[7] — были оценены очень высоко[8]. И. И. Шишкин получил право на оплаченную заграничную командировку.
За границу Шишкин уехал не сразу, а только в 1862 году[8]. Молодой художник странствовал по Европе, где посещал мастерские известных художников[4], но очень быстро заскучал по родной стороне. Тем не менее, надо было заниматься и изучать различную художественную технику.
Командировка длилась несколько лет.
В конце концов Шишкин на какое-то время осел в Германии, где стажировался в местной академии художеств в 1864—1865 гг.[1]. Вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начал работать в Тевтобургском лесу недалеко от Дюссельдорфа[9]. Эти северные природные уголки были сродни российским пейзажам. Шишкин любил эту неброскую северную природу и с удовольствием переносил увиденное на холст или на бумагу. Его исполненные пером рисунки быстро привлекли внимание многочисленных ценителей искусства, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее[10]. Сам И. Шишкин писал об этом своему приятелю художнику И. В. Волковскому из Дюссельдорфа 27 февраля 1865: «…я теперь сделался здесь известным, где и куда нейдешь, везде показывают, пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует»[1][8].
Именно там (возле Дюссельдорфа) и тогда (1864—1865 гг.) по заказу петербургского коллекционера Н. Д. Быкова им было создано полотно «Вид окрестностей Дюссельдорфа»[4][6].
Созданию полотна предшествовали этюды. Стиль работы Шишкина включал в себя создание множества эскизов и поиск самого оптимального варианта из того, что он нашел и запечатлел. А какие-то наброски стали отдельным вполне законченным произведением — как и данная картина «Дубы», создававшаяся как этюд[11].
Приступая к созданию заказанного ему полотна, художник не сразу определил его сюжет. Первоначально Шишкин хотел изобразить на картине пейзаж после грозы, о чем сообщал в письме к Н. Быкову 29 сентября 1864 года[1]. Он даже название картине придумал — «После грозы»[1]. Постепенно планы изменились, и он задумал показать пейзаж не после грозы, а в ожидании ее.
Картина полна света и воздуха. Зритель словно ощущает эту живую природу, ее теплоту, ее душевность. Чувствуется, что автору произведения самому нравится эта простая и в общем-то неброская красота. Художник филигранно выписывает каждую деталь полотна[12]. Правый фрагмент пейзажа дает предчувствие грозы, надвигающейся на долину. Художник помещает в правом верхнем углу темную тучу, которая заслоняет солнечный свет. Шишкин буквально играет с контрастом тоновой насыщенности, отображая перемены погоды. Но его гроза — не страшная, она тоже символ этой радости жизни и всего бытия. Об этом говорят и человеческие фигурки — люди вовсе не собираются бежать от надвигающейся непогоды, они вполне принимают ее, ощущая и себя, и природу частичками одного целого единого мира[13].
Вернувшись в Россию в том же 1865 году, художник показал свои работы, которые сразу были оценены очень высоко. А за полотно «Вид окрестностей Дюссельдорфа» И. И. Шишкин получил звание академика[4][8][6].
Заказчик полотна Н. Д. Быков писал И. И. Шишкину 9 июля 1865 года, после получения картины: «Вот как происходило дело: картину Вашу я поручил открыть и натянуть на рамку, а сам 7 июля, по случаю столетнего дня закладки церкви Акад[емии] худ[ожеств] и самого ее здания, отправился в Академию. Возвратился домой при знойном солнце и нашел Вашу картину, которой отдаю полную справедливость и скажу, прекрасная картина и тон ее верен… <…> Итак, благодарю за картину, об остальных ее достоинствах поговорим после, а теперь от души пожелаю Вам идти в художестве тем путем правды и натуры, которую я вижу в Вашей картине»[14].
Художник приступил к следующим работам.
Но этюды, выполненные к этой картине, сохранились. И через много лет оказались востребованы.
В 1883 году И. Шишкин приступил к работе над полотном «Среди долины ровныя…»[15][16]. Это картина — об одиноком сильном и никому не нужном дубе. Основой произведению послужила известная русская песня с тем же названием (поэт: Алексей Мерзляков, композитор: Степан Давыдов)[17]. К этому времени художник похоронил почти всю свою семью: став дважды вдовцом, он растил двух дочерей Лидию и Ксению. Он очень тяжело переживал своё дважды вдовство, а кроме того — он дважды хоронил сыновей… Он спасался работой, писал много, но уже редко рисовал солнечные безмятежные пейзажи — в его сердце жило горе, которое он щедро передавал холсту, и не желал больше иметь с этой жизнью ничего общего — ни радостей, ни веселости, ни надежд… Именно тогда он нашел свой старый этюд «Дуб» к картине «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и перенес его на новое полотно. Однако тот швейцарский дуб теперь преобразился. Какая же разница в их изображениях! И в тех годах — 1865 и 1883! И эта разница не умещается в прошедшие 18 лет, она значительно больше: это разница между радостью и горем. Дюссельдорфский дуб не давил одиночеством — да он и не одинок! — это были могущество и сила жизни, что подчеркивалось и ярким солнечным сиянием, и нахоженной тропинкой, и девичьей фигуркой на этой тропинке, — а вот картину «Среди долины ровные…» уже никакие фигуры не оживляют. Да и солнечные блики, кажется, никогда не прорвутся в этот сумрак.
А картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданная художником в 1865 году и привезенная тогда же в Россию, по-прежнему — и так же по-юному — призывает к жизни…
См. также
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Иван Шишкин, письма из Дюссельдорфа
- ↑ Иван Шишкин. Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1865)
- ↑ Российские шедевры n Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Шишкин Иван)
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Вид в окрестностях Дюссельдорфа
- ↑ Вид в окрестностях Дюссельдорфа — Иван Шишкин
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Коллекция: мировая художественная культура. Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1865. ГРМ
- ↑ Иван Иванович Шишкин
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Русская живопись // Шишкин Иван Иванович (1832—1898)
- ↑ А. Т.КОМАРОВА. ЛЕСНОЙ БОГАТЫРЬ-ХУДОЖНИК
- ↑ Русские художники. Иван Иванович Шишкин
- ↑ Дубы. Этюд 1865
- ↑ Вид в окрестностях Дюссельдорфа
- ↑ 1865. Шишкин И. И. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа. Правый фрагмент.»
- ↑ Н. Д. Быков к И. И. Шишкину от 09.07.1865 г.
- ↑ «Среди долины ровныя …»
- ↑ И. И. Шишкин. Среди долины ровныя…
- ↑ Рассказы о шедеврах живописи // Шишкин И. «Среди долины ровныя…»