Сюжет для небольшого рассказа (фильм)
«Сюжет для небольшого рассказа» («Лика — любовь Чехова») — художественный широкоформатный фильм режиссёра Сергея Юткевича по сценарию Леонида Малюгина 1969 года.
Страна: CCCР, Франция. Название на французском языке: Lika, le grand amour de Tchekov.
Производство: Мосфильм, Telcia Films
Год: 1969
IMDb ID 0065057
Премьера: 6 октября 1969 (Москва), 16 января 1970 (Париж)[1]
Картина получила Памятную медаль Международного кинофестиваля в Венеции.
Пьеса
В 1965 году драматург Леонид Малюгин написал пьесу «Насмешливое мое счастье», использовав документы, — письма самого Антона Павловича Чехова и его близких. Эта пьеса и послужила основой для сценария фильма — правда, с большими изменениями.
Действующие лица
Действующие лица — реальные люди.
Режиссер Сергей Юткевич и автор сценария Леонид Малюгин обратились к фактическим событиям из жизни выдающего русского писателя Антона Павловича Чехова.
Среди знакомых А. П. Чехова была подруга его сестры Марии красавица Лидия Стахиевна Мизинова, в кругу друзей она звалась Лика Мизинова. Когда они познакомились осенью 1889 года[2], ей было девятнадцать лет, ему — двадцать девять. Портрет ее описала Татьяна Щепкина-Куперник, ее подруга: пепельные вьющиеся волосы, чудесные серые глаза, соболиные брови, неуловимое очарование…[3].
Лика Мизинова сначала подружилась с Марией Павловной, сестрой А. П. Чехова, и та привела ее в их дом. Михаил Чехов, младший брат Антона Павловича, вспоминал: «Все на нее заглядывались. Природа, кроме красоты, наградила ее умом и веселым характером. Она была остроумна, ловко умела отпарировать удары, и с нею было приятно поговорить. Мы, все братья Чеховы, относились к ней как родные, хотя мне кажется, что брат Антон интересовался ею и как женщиной»[3].
По воспоминаниям близких к Антону Павловичу Чехову людей, его отношение к Лике было в высшей степени серьезным. А вот ее отношение к нему было лишь дружественным. В воспоминаниях Т. Щепкиной-Куперник можно найти такое суждение касательно отношений Лики и Чехова: «…девушка, к которой у него было серьезное и глубокое чувство, плохо скрытое той вечной шутливой маской, которую он надевал всегда, не отвечала ему ничем, кроме дружбы». Мария Павловна тоже пребывала в уверенности, «что больше чувств было со стороны брата, чем Лики»[3][4].
Влюблены в красавицу Лику Мизинову были многие — ей симпатизировали не только братья Чехова, из которых на Анатона она произвела самое неизгладимое впечатление, за ней ухаживал художник Исаак Левитан[3] и подружившийся с Антоном Чеховым модный писатель того времени Игнатий Потапенко. Отношения Лики и Потапенко оказались серьезны и продолжительны.
Игнатий Потапенко был женат. Разводы в то время мало поощрялись православной церковью. Отношения Потапенко и Лики Мизиновой становились всё явственнее для окружающих. Официальная супруга Игнатия Потапенко угрожала самоубийством и требовала возвращения законного мужа в ее законное владение, зарегистрированное церковными обрядами. Тем временем Потапенко и Мизинова уехали в Париж, где родилась их дочь. Впрочем, Потапенко дожидаться рождения ребенка не стал — целых девять месяцев оказалось для него длительным сроком, и он вернулся к официальной супруге[2], а дочь Мизиновой умерла.
Чехов назвал Потапенко в частном письме «свиньёй», на какое-то время они прекратили общаться, а Потапенко и не думал обижаться на Чехова, по-прежнему пытался ему услужить и бравировал их дружбой. Спустя годы, после смерти Антона Павловича написал воспоминания о нем.
История Лики Мизиновой произвела на Чехова огромное впечатление — да и как иначе, ведь это была женщина, которую он любил, — и послужила сюжетом для написания им пьесы «Чайка», созданной в 1895—1896 годах, — там он вывел Потапенко в образе Тригорина и Лику в образе Нины Заречной[2]. Во всяком случае именно так считала сама Л. С. Мизинова[5].
Сюжет
Не следует искать в художественном фильме полного и точного описания биографии и реальных жизненных коллизий. Авторы дают лишь собственное видение, свою гипотезу произошедшей когда-то истории любви. Исходя из идеологических соображений советской эпохи, они по-своему не только интерпретировали события, но и позволили себе неколько «творчески переосмыслить» и изменить их. Фильм был создан в 1969 году, когда Советская власть и ее цензура казались незыблемыми, и образы положительных персонажей должны были соответствовать цензурным понятиям и идеалам того времени, когда снимался фильм. В результите, по перевернутому сюжету фильма, это красавица Лика оказывалась влюблена в положительного героя-Чехова, а тот, увы, не мог ответить ей ничем, кроме искренней дружбы.
Авторы нашли определенный стиль — явными нарисованными декорациями они как бы подчеркивали искусственность собственного творения.
Пожалуй, в этом случае было бы корректнее изменить и имена действующих лиц на вымышленные. Но авторы пошли своим путем. Или — им это объяснили. Во всяком случае, второе название — или подзаголовок «Лика — любовь Чехова» — говорит о том, что первоначально они задумывали иную историю, ближе к фактам.
Они пересказали короткий сюжет из биографии великого писателя на свой лад, перемежая его с премьерой чеховской пьесы — премьера «Чайки» состоялась 17 октября 1896 года в Александринском театре в Петербурге (режиссер Е. П. Карпов, которого сам А. П. Чехов весьма не жаловал и не считал особо талантливым) и вошла в историю театра как небывалый, скандальный провал[5]. Так началась жизнь это выдающейся пьесы, обошедшей театры мира.
В ролях
- Евгений Лебедев — Павел Егорович Чехов
- Александра Панова — Евгения Яковлевна Чехова
- Ролан Быков — Александр Павлович Чехов
- Ия Савина — Мария Павловна Чехова
- Николай Гринько — Антон Павлович Чехов
- Марина Влади — Лидия Стахиевна Мизинова (Лика Мизинова)
- Юрий Яковлев — Игнатий Николаевич Потапенко
- Леонид Галлис — Владимир Алексеевич Гиляровский
- Владимир Осенев — Курбатов
- Екатерина Васильева — художница Овчинникова
- Сергей Кулагин — купец Грибов
- Евгений Шутов — отец Герасим
- Виктор Авдюшко — крестьянин
- Георгий Тусузов — суфлер
- Александр Кузнецов — Журкин
- Галина Комарова — горничная[1]
Съёмочная группа
- Автор сценария: Леонид Малюгин
- Режиссёр-постановщик: Сергей Юткевич
- Главный оператор: Наум Ардашников
- Декорации по эскизам: Алины Спешневой, Николая Серебрякова
- Художник-постановщик: Арнольд Вайсфельд
- Художник по костюмам: Людмила Кусакова
- Композитор: Родион Щедрин
- Звукорежиссёр: Борис Вольский
- Монтаж: Клавдия Алеева[1]