«Газовая косынка» — романс композитора Бориса Прозоровского на стихи Михаила Козырева.
Музыка была написана Борисом Прозоровским в 1924 году в Москве[1].
Романс, как и почти все произведения композитора, предназначался в первую очередь для исполнения его гражданской супругой певицей Тамарой Церетели[2].
История создания
Борис Прозоровский и Тамара Церетели познакомились в Тифлисе (Тбилиси), где она училась в консерватории, а он каким-то чудом прибыл туда, спасаясь от постреволюционного холодного и голодного Петрограда (бывшего Санкт-Петербурга)[3]. Молодой музыкант, выходец из дворянской семьи, делал первые шаги в своей карьере композитора — автора романсов, а студентка местной консерватории как раз в это время начала выступать перед зрителями с исполнением романсов[2], причем Тамара Церетели стала первой грузинской певицей. До революции в Грузии на эстраде работали в основном приезжие артисты, а не грузинские женщины. Для того, чтобы пойти на эстраду и стать первой грузинской певицей, нужна была немалая смелость — у юной 19-летней Тамары Церетели она была[4].
Борис Прозоровский и Тамара Церетели познакомились, так начался их творческий и семейный союз; с этих пор композитор в создании своих музыкальных произведений ориентировался на единственную певицу — свою любимую[2].
Успех концертов в Тбилиси окрыляет начинающих музыкантов, и в 1923 году они приезжают в Москву, где они тут же, после первых же выступлений, становятся настоящими звездами. Романсы Прозоровского, исполненные первый раз Тамарой Церетели, очень скоро становятся известны, их включают в свой репертуар и другие певцы.
Именно в этот период, в 1924 году в Москве, Борис Прозоровский сочинил романс «Газовая косынка» на стихи писателя-сатирика, писавшего заодно и стихи, Михаила Козырева.
Романс «Газовая косынка» очень быстро приобрел популярность, его запели разные певцы под разными названиями — «Никому ничего не рассказывай», «Ты смотри, никому не рассказывай», «Никому не рассказывай»…[1]
Казалось бы, всё складывалось удачно — и слава, и семья…
Судьба авторов
Композитор
Советская власть романсы не жаловала, а скоро вообще объявила их мещанским искусством. Этого оказалось мало: романсы были признаны идеологическим врагом социалистического государства, требовавшего не лирических излияний, а бравурных маршей и песен, зовущих «строить и жить». Интеллигентная тонкая музыка Бориса Прозоровского была названа вредной для советской страны. В 1925 году он был на три года выслан из Москвы[5]; Тамара Церетели с ним[3]; вернулись в 1927-м или 1928-м.
Их опять встречают с триумфом. Концертные залы с выступлениями Тамары Церетели собирают аншлаги.
Но это были последние всплески НЭПа и его определенных свобод.
С романсами Прозоровского выступали и другие известные певцы, но на исполнение «мещанского» жанра, не зовущего к построению нового общества, нужно было выспрашивать специальное разрешение. В частности, певица Изабелла Юрьева упоминала романс «Газовая косынка» («Никому ничего не рассказывай») в обращении:
«Уполномоченному репертуарного комитета от Изабеллы Юрьевой.
Заявление
Прошу разрешить мне для исполнения в новой программе Мюзик-холла следующие старинные романсы: „Никому ничего не рассказывай“, „Жигули“, „Средь миров“, „Он уехал“.
И. Юрьева»
Резолюция: «Исключительный по пошлости и мещанству репертуар. Разрешить сроком на один год одной певице, пока не будут подготовлены произведения, созвучные времени.
Редактор Пикель. 1927 год, июнь»[1].
17 апреля 1933 года досрочно освобожденный с Беломорканала Борис Прозоровский и Тамара Церетели записали на грампластинки романсы и песни «Не на сердце кольцо», «Жигули», «Никому ничего не рассказывай» и «Я старше вас» (последний — авторства Бориса Фомина). Эти записи Бориса Прозоровского оказались последними в его жизни[1]. Он опять был арестован. А его имя запрещено было упоминать.
Композитор всего пережил три ареста[6]. Уже и так репрессированный человек был в связи с новым указом признан «социально опасным элементом <…>, способным к активным действиям», в ноябре 1937 года он был расстрелян[7]. Реабилитирован в 1957 году или, по другим данным, 29 сентября 1989 г.[6].
Автор стихов
Не лучше сложилась судьба писателя Михаила Козырева. Его юмористические прозаические произведения широко публиковались в советской печати. Но под веселым пером проскакивали сатирические нотки: идиотизм новых советских чиновников, бюрократизм, явная стилистика под Салтыкова-Щедрина[8]. Всё это указало на перерождение из революционных писателей в «буржуазные». Михаила Козырева обвинили в написании и распространении его сатирической повести «Ленинград» и, несмотря на «правильное» пролетарское происхождение, в 1941 году он был объявлен «врагом народа», аресторван и расстрелян в саратовской тюрьме в начале 1942 года. Родные, жившие в то время неподалеку, о его смерти узнали лишь годы спустя.
Исчез русский писатель, запретили его книги, однако песни на его стихи, утерявшие имя автора, ставшие анонимными и считавшиеся народными, продожали жить («Называют меня некрасивою…», «Недотрога», «Газовая косынка» и др.). Козырев был восстановлен в СП 10 июня 1963, однако его имя вернулось в историю литературы только в конце XX в.[9]
Исполнения
Романс «Газовая косынка» пережил своих авторов. А через десятилетия вернул авторство[1]. Хотя где-то еще в старых публикациях встречается ремарка: слова и музыка неизвестного автора[10].
Ныне романс входит в репертуар многих певцов-исполнителей.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 ГАЗОВАЯ КОСЫНКА
- ↑ 2,0 2,1 2,2 БОРИС ПРОЗОРОВСКИЙ; автор Сергей Сметанин, режиссер
- ↑ 3,0 3,1 Музыкальная Поэзия с музыкой Бориса Прозоровского
- ↑ Красная книга российской эстрады // Тамара Церетели
- ↑ Я НЕ ВЕРНУСЬ!
- ↑ 6,0 6,1 Борис Прозоровский — рыцарь романса
- ↑ Прозоровский Борис Алексеевич (композитор)
- ↑ Литературная энциклопедия: Алфавитная часть // КОЗЫРЕВ Михаил Яковлевич
- ↑ БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ // Козырев Михаил Яковлевич; автор Н. В. Умрюхина
- ↑ Газовая косынка