«Хореографические миниатюры» — балетное представление, созданное выдающимся советским балетмейстером Л. В. Якобсоном.
Официальная премьера: 6 января 1959 года, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова (раньше, ныне и присно Мариинский театр); художники по костюмам Симон Вирсаладзе и Татьяна Бруни, дирижёр-постановщик Юрий Гамалей[1][2].
Однако на самом деле Л. Якобсон готовил свои балеты-миниатюры очень давно, фактически — со студенческой скамьи, а к дате премьеры балетмейстер впервые собрал вместе свои балеты-миниатюры в единый спектакль-концерт, дополнив их и новыми постановками.
Леонид Якобсон
Творческий путь Леонида Вениаминовича Якобсона складывался непросто — его постановки сразу же вошли вразрез с общепринятыми понятиями о хореографии времени[3]. Прославленные мэтры ополчились против него в самом прямом смысле этого слова: фактически ему не давали возможности работать, и он поставил всего несколько больших балетов. Однако на разных сценах он занимался маленькими балетами — миниатюрами. Сегодня эти балеты-миниатюры признаются хореографическими шедеврами. Собственно, многие хореографы и в те годы понимали, что имеют дело с выдающимся талантом и потому делали все возможное для возвращения Л. Якобсона на сцену. К таким мастерам, прежде всего, относятся Ф. Лопухов и П. Гусев, балетмейстеры Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр), неоднократно спасавшие и самого Леонида Якобсона, и его спектакли от нападок партийного руководства и начальства. Именно благодаря им хоть какие-то постановки Леонида Якобсона появились в Ленинградском театре им. Кирова[3], в том числе и балет-концерт «Хореографические миниатюры».
На следующий год после появления этого спектакля на ленинградской сцене был снят фильм по миниатюрам Л. Якобсона с тем же названием[1] (см. видеоролик в верхней части данной статьи). Фильм получил приз «Золотая нимфа», 1961, Монте-Карло; Якобсон удостоен диплома Парижского университета танца, 1961).
Однако следующие постановки, созданные Леонидом Якобсоном в Ленинградском театре им. Кирова, были отвергнуты — их закрыла государственная приемная комиссия[3].
Правда, к этому времени Леонид Вениаминович Якобсон уже официально признавался крупным советским мастером хореографии и, воспользовавшись этим, он решил просить министерство Культуры СССР о выделении ему отдельного театра. Просил он долго. В конце концов, в 1966 году, ленинградские власти театр выдали — но не ему, а П. Гусеву[4], Гусев назвал театр «Камерный балет»[2] и тут же пригласил на работу Леонида Якобсона[3].
А еще через три года, в 1969 году, руководство министерства Культуры СССР передало театр полностью Леониду Якобсону[1][4][5][6][7]. Театр получил название «Хореографические миниатюры». На этой новой сцене Леонид Якобсон не только возобновил спектакль своих миниатюр, он поставил множество новых маленьких балетов и драматических танцевальных номеров, включив их в это же представление[4]. Форма концертной программы позволяла легко заменять одни номера другими.
Список хореографических миниатюр
Список составлен по Энциклопедии Русский балет (БРЭ, «Согласие», 1997)[7][2], статье «ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ»[1], информации сайта «Балет в лицах»[8] (фотографии также любезно предоставлены сайтом Балет в лицах):
- «Птица и охотник» на музыку Э. Грига (1940)
- «Слепая» на музыку М. Понсе в обработке Я. Хейфеца (1941)
- «Альборада» на музыку М. Равеля (1946)
- «Размышление» на музыку П. И. Чайковского (1948), для студентов Ленинградского хореографического училища Аллы Осипенко и Роберта Клявина
- «Мечта» на музыку Ф. Листа (1951), исполнители И. А. Колпакова, В. Г. Семёнов
- «Венский вальс» на музыку И. Штрауса (1954), исполнители Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев
- «Бродяжка» на музыку К. Дебюсси (1955), исполнительница Ирина Певзнер-Якобсон
- «Кумушки» на музыку Ш. Б. Аранова (1955)
- «Любительница абсента» на музыку Шостаковича (1959)
- «Бродяжки» на музыку О. И. Каравайчука (1959)
- «Последняя песнь» на музыку М. Равеля (1959), первая исполнительница Н. А. Петрова
- «Конькобежцы» на музыку Б. П. Кравченко (1959), первые исполнители Л. Войшнис, И. А. Чернышёв, Г. Н. Селюцкий
- «Тройка» на музыку И. Ф. Стравинского (1959), первые исполнители И. Г. Генслер, И. Н. Утретская, О. Л. Заботкина, А. В. Гридин
- «Встреча» на музыку Б. П. Кравченко (1959), первые исполнители Л. Войшнис, Ю. Мальцев
- «Сильнее смерти» на музыку И. И. Шварца (1959), первые исполнители А. Гридин, И. А. Чернышёв, Ю. Мальцев
- «Снегурочка» на музыку С. С. Прокофьева (1959), первая исполнительница И. А. Колпакова
- «Прометей» на музыку В. И. Цытовича (1959), первые исполнители А. Е. Осипенко, А. А. Макаров
- «Мать» (1959), первая исполнительница О. Н. Моисеева
- «Подхалим» на музыку В. И. Цытовича (1959), первый исполнитель К. Рассадин
- Триптих на темы Родена — «Вечная весна» (первые исполинтели Петрова, С. В. Викулов), «Поцелуй» (первые исполинтели А. Осипенко, В. Д. Ухов), «Вечный идол» (первые исполнители А. Я. Шелест, И. Чернышёв) на музыку К. Дебюсси (1959)
- «Влюблённые» (1959)
- «Полётный вальс» на музыку Шостаковича (1960)
- «Отчаяние» на музыку С. С. Прокофьева (1963)
- «Хореографическая картинка по мотивам карикатур Бидструпа» С. П. Баневича (1964)
- «Шут и купец» на музыку Прокофьева(1964)
- «Минотавр» на музыку С. М. Слонимского (1964)
- «Баба-Яга» на музыку М. П. Мусоргского (1965)
- «Танец домовых» на музыку Д. Д. Шостаковича (1965)
- «Озорные бабы» на музыку Р. К. Щедрина (1965)
- «Матрёшки» на музыку А. С. Даргомыжского (1965)
- «Проходящая красотка» Слонимского (1967)
- «Кающаяся Магдалина» на музыку А. А. Кнайфеля (1967)
- «Снежная королева» на музыку Грига (1969)
- «Деревенский Дон Жуан» Ю. М. Зарицкого (1969)
- «Вестрис» Г. И. Банщикова (1969) — для исполнения Михаилом Барышниковым на Первом международном конкурсе артистов балета
- «Па де де» на музыку В.-А.Моцарта; здесь и далее — в театре «Хореографические миниатюры»
- «Полёт Тальони» на музыку В.-А.Моцарта (1971), первые исполнители Алла Осипенко и Джон Марковский
- «Па де труа» на музыку Дж. Россини
- «Па де катр» на музыку В. Беллини
- «Средневековый танец с поцелуями» на музыку Прокофьева (1971)
- «Качуча» на музыку П. Сарасате
- «Минотавр и нимфа» на музыку А.Берга (1971), первые исполнители Алла Осипенко и Джон Марковский
- «Паоло и Франческа» на музыку А. Берга (1971)
- «Измятая лилия» на музыку А. Веберна
- «Бродячий цирк» на музыку Стравинского
- «Контрасты» на музыку Стравинского (1971)
- «Негритянский концерт» на музыку Стравинского
- «Мёртвая царевна» на музыку Стравинского
- «Экзерсис XX» на музыку И.-С.Баха (1971), первые исполнители Алла Осипенко и Джон Марковский
- «Свадебный кортеж» на музыку Шостаковича (1971)
- «Жар-птица» И. Стравинского (1971), первые исполнители Алла Осипенко и Джон Марковский
- «Симфония бессмертия» на музыку Тищенко (1972)
- «Город» на музыку Веберна (1972)
- «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса (1972), первые исполнители Алла Осипенко и Джон Марковский
- «Блестящий дивертисмент» на музыку Глинки (1973), первая исполнительница А. Осипенко
- «Романтическое па де де» на музыку Россини (1973)
- «Моцартиана» на музыку Моцарта (1974)
- «Сюрприз» на музыку И. Гайдна (1974)
- цикл «Шесть па де де» на музыку Россини, Ф. Шопена, А. Онеггера, Б. Бриттена, Ф. Легара, Г. Доницетти (1974)
- «Экстаз» на музыку Прокофьева (1975)
Дальнейшая жизнь спектакля
После смерти выдающегося мастера хореографии его театр возглавил в 1976 году Аскольд Макаров[1]; в мае 2001 года, после смерти Aскольда Макарова, пост художественного руководителя занял Юрий Петухов[4][9][2], с 2011 года — Андриан Гуриевич Фадеев. Театр продолжает существовать и развиваться, много работая и над возобновлением утраченных постановок самого Леонида Якобсона[1], собирая материал по старым пленкам и воспоминаниям.
К 40-летию театра «Хореографические миниатюры» — так раньше назывался театр, который теперь носит имя Леонида Якобсона — Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета имени Леонида Якобсона (Балет Якобсона)[9] — возобновил множество балетов-миниатюр выдающегося мастера. Спектакль в честь 40-летия театра состоялся 29 июня 2011 года.
Видео спектакля
Вечер балетов Якобсона 29.06.11.
Для просмотра поставить на увеличение: клавиши Ctrl + крутить колесико мышки:
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 «ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Нина Аловерт. ВЕЛИКИЕ ХОРЕОГРАФЫ: ЛЕОНИД ЯКОБСОН // «Русский базар» (Нью-Йорк), № 3 (403)
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 ТЕАТР БАЛЕТА им. Л. ЯКОБСОНА
- ↑ Леонид Вениаминович Якобсон
- ↑ ЯКОБСОН Леонид Вениаминович
- ↑ 7,0 7,1 ЯКОБСОН Леонид Вениаминович (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ Балет в лицах // Якобсон Леонид
- ↑ 9,0 9,1 Балет Якобсона // Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона