Изменения

Николай Михайлович Падарин

28 651 байт добавлено, 22:29, 8 февраля 2017
Новая страница: «[[Файл:PadarinM-001.jpg.jpg|thumb|Николай Михайлович Падарин]] '''Николай Михайлович Падарин''' (28 апрел…»
[[Файл:PadarinM-001.jpg.jpg|thumb|Николай Михайлович Падарин]]
'''Николай Михайлович Падарин''' (28 апреля (10 мая) 1867, Вятка — 25 марта 1918) — российский драматический актёр.

== Биография ==
Николай Подарин родился и вырос в [[Вятская губерния|Вятской губернии]], дата его рождения {{OldStyleDate|10|мая|1867 год|28|апреля}}а<ref name="rdt">Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X</ref>.

Взяв псевдоним ''Волжин'', он начал сценическую деятельность в театрах [[Поволжье|Поволжья]]<ref name="Киров">[http://old.herzenlib.ru/index.php?r=izdania&p=dates&y=2007&m=may Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека имени А. И. Герцена]</ref>. Однако в дальнейшем работал под настоящей фамилией.

Поступил на драматические курсы при Московском театральном училище (класс [[Александр Павлович Ленский|А. П. Ленского]]), по их окончании в [[1892 год в театре|1892 году]] был принят в московскую драматическую императорскую труппу ([[Малый театр]]), где прослужил до конца жизни. Правда, на один театральный сезон, сразу после первого года службы, в 1893—1894 гг. Николай Подарин был переведен на императорскую петербургскую сцену в [[Александринский театр]], после чего вновь вернулся в Московский Малый театр. Всего на сцене Малого театра им было сыграно более 110 ролей<ref name="Киров" />.

Это было время кризиса классического театра, ухода от академических сценических решений, поиска новых театральных форм. По всей стране появлялись театральные экспериментальные студии. Однако императорские труппы продолжали работать в сложившихся традициях. Но всё же сознавая неотвратимость театрального кризиса и пытаясь создать актёрские места для не занятой в постановках молодёжи разросшихся трупп императорских Большого и Малого театров, в 1898 году Дирекцией Императорских театров был открыт филиал Малого театра, для чего арендован бывший [[Шелапутинский театр]]. Новый театр получил название «Новый театр», а возглавлял его А. П. Ленский. Современный адрес помещения: [[Театральная площадь (Москва)|Театральная площадь]], д. 2. Однако ожиданий эта молодёжная труппа не оправдала. Революционно настроенная страна сметала старые классические представления обо всем, в том числе и театральном искусстве. В [[1907 год]]у Новый театр был упразднён<ref>[http://moscow.stolnygrad.ru/moscowbooks-07/moscowtimes-054.html Новый театр открыт в 1898, автор О. М. Фельдман]</ref>. Какое-то время театр пробовал возглавлять другой режиссёр Малого театра князь [[Александр Иванович Южин|А. И. Южин]], но и у него ничего путного не вышло. Тем не менее за короткое время существования Новый театр позволил проявить себя молодым начинающим талантливым актёрам, среди которых был Николай Михайлович Падарин, работавший всё это время на двух сценах: и в самом Малом театре, и в его филиале. Кроме того, сцена филиала дала ему возможность попробовать себя в режиссуре, там он поставил первые свои спектакли, одновременно продолжая актёрскую деятельность. Страница сайта Малого театра также уверяет, что на сцене Нового театра Падарин поставил три спектакля (в 1906, 1910 и 1911 гг.)<ref name="МТНМП">[http://www.maly.ru/news_more.php?number=1&day=13&month=9&year=2006 Николай Михайлович Падарин на сайте Малого театра]</ref>. Однако репертуарные страницы того же сайта называют только первый спектакль (11 января 1906 «Для счастья» по пьесе [[Станислав Пшибышевский|С.Пшибышевского]]) поставленный в Новом театре<ref name="мт" />. Две другие постановки там не могли пройти — дирекция императорских театров к тому времени прекратила его аренду. В 1909 г. помещение арендовал [[Константин Николаевич Незлобин|К. Н. Незлобин]], перенеся свою антрепризу в Москву<ref>[http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/c/c4/1011286.htm Частный театр Незлобина в энциклопедии «Кругосвет»]</ref>, сейчас в этом здании находится [[Российский академический молодёжный театр]] (РАМТ).

С 1904 года Падарин был определен в должность очередного режиссёра Малого театра и включен в состав режиссёрского совета, в который входили: [[Алексей Михайлович Кондратьев|А. М. Кондратьев]], [[Иван Степанович Платон|И. С. Платон]], [[Ленский Александр Павлович|А. П. Ленский]], [[Александр Иванович Южин|А. И. Южин]], [[Правдин Осип Андреевич|О. А. Правдин]], [[Ильинский Александр Корнильевич|А. К. Ильинский]], [[Федотов Александр Александрович|А. А. Федотов]] и Н. М. Падарин.

Падарин был одним из лучших исполнителей характерных и бытовых ролей, обладал большим драматическим пемпераментом<ref name="te4" />.

Занимался педагогической деятельностью.

Осенью [[1914 год]]а актриса Малого театра [[Анна Алексеевна Матвеева|А. А. Матвеева]] открыла свою драматическую школу: несмотря на начавшуюся [[Первая мировая война|войну]], артистическая жизнь в Москве продолжалась. Это было просторное помещение бывшей Адашевской школы, оно занимало целый этаж большого дома Фабрициуса на [[Арбатская площадь|Арбатской площади]]. Педагогами были приглашены артисты Малого театра, в том числе Падарин. Об ученичестве у Падарина рассказывала младшая сестра А. А. Матвеевой, ученица школы, будущая актриса Малого театра [[Белёвцева Наталья Алексеевна|Н. А. Белёвцева]] в мемуарной книге «Глазами актрисы»: ''"…на моем курсе преподавали Падарин и [[Худолеев Иван Николаевич|И. Н. Худолеев]]. Третьим преподавателем был [[Певцов Илларион Николаевич|И. Н. Певцов]], тогда ещё только начинавший свою блестящую карьеру в Москве. Итак, три преподавателя и все трое совершенно различные по своим приемам, по своим методам.''

<blockquote>Николай Михайлович Падарин требовал от учеников только чувства, только искренности, только правды, на всё остальное он закрывал глаза. Он был абсолютно равнодушен к форме. Сядет, бывало, и вытягивает из нас «чувство»: расскажет вначале, какое должно быть впечатление от данной сцены, а потом если слышит в исполнении студийцев фальшь, лицо его делается до того безразличным, что невольно человек останавливается и не идёт дальше. Если же у ученика прорвётся хоть одна живая нота, глаза его улыбаются, нередко на них выступают слёзы<ref>[http://www.maly.ru/news_more.php?number=16&day=1&month=1&year=1974 из книги Н. А. Белевцевой «Глазами актрисы»]</ref>.</blockquote>

Много позже он преподавал сценическое искусство в [[Московская консерватория|Московской консерватории]].

Круг интересов Николая Михайловича Падарина был весьма обширен. Он был не чужд и политической активности, и общался со многими выдающимися людьми своего времени: дружил с [[Шаляпин Фёдор Иванович|Шаляпиным]], переписывался с [[Собинов Леонид Витальевич|Собиновым]], даже немного работал со [[Станиславский Константин Сергеевич|Станиславским]], был знаком с [[Ленин Владимир Ильич|Ульяновым-Лениным]]. Однако политических убеждений главного вождя революции явно не разделял — Падарин состоял в партии [[Конституционно-демократическая партия|кадетов]].

== Творчество ==
[[Файл:Padar002.jpg|thumb|Скалозуб, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1911]]
[[Файл:Padar006.jpg|thumb|Генерал Ермолов, «Двенадцатый год» А.Бахметьева, 1912]]
[[Файл:Padar003.jpg|thumb|Любим Торцов, «Бедность не порок» А. Н. Островского]]
[[Файл:Padar005.jpg|thumb|«Казенная квартира» В.Рышкова, 1908]]

=== Среди театральных ролей ===

* 1892 — «[[Ревизор (пьеса)|Ревизор]]» [[Николай Васильевич Гоголь|Н. В. Гоголя]] — ''Осип''
* 1892 — «Перекати-поле» [[Пётр Петрович Гнедич|П. П. Гнедича]] — ''Кулак''
* 1892 — «[[Свои люди сочтёмся (пьеса)|Свои люди сочтёмся]]» [[Александр Николаевич Островский|А. Н. Островского]] — ''Большов''
* 1893 — «Жрица любви» [[Карпов, Евтихий Павлович|E.Карпова]] — ''журналист''
* 1894 — «Золото» [[Немирович-Данченко, Владимир Иванович|В. И. Немировича-Данченко]]
* 1894 — «[[Бешеные деньги (пьеса)|Бешеные деньги]]» А. Н. Островского — ''Васильков''
* 1895 — «[[Пучина (пьеса)|Пучина]]» А. Н. Островского. Режиссёр: ''[[Александр Павлович Ленский|А. П. Ленский]]'' — ''Боровцов''
* 1895 — «[[Женитьба (пьеса)|Женитьба]]» Н. В. Гоголя. Режиссёр: ''А. П. Ленский'' — ''Подколесин''
* 1896 — «Каширская старина» [[Аверкиев, Дмитрий Васильевич|Д. В. Аверкиева]]. Режиссёр: ''А. П. Ленский'' — ''Коркин''
* 1896 — «[[На всякого мудреца довольно простоты (пьеса)|На всякого мудреца довольно простоты]]» А. Н. Островского. Режиссёр: ''А. П. Ленский'' — ''Крутицкий''
* 1896 — «Цена жизни» [[Владимир Иванович Немирович-Данченко|В. И. Немировича-Данченко]] — ''Демурин''
* 1897 — «Джентльмен» [[Александр Иванович Южин|А. И. Сумбатова]] — ''газетчик''
* 1897 — «[[Горячее сердце (пьеса)|Горячее сердце]]» А. Н. Островского. Режиссёр: ''А. П. Ленский'' — ''Курослепов''
* 1897 — «[[Бедность не порок (пьеса)|Бедность не порок]]» А. Н. Островского. Режиссёр: ''А. П. Ленский'' — ''Любим Торцов''
* 1898 — «[[Лес (пьеса)|Лес]]» А. Н. Островского. Режиссёр: ''А. П. Ленский'' — ''Несчастливцев'' (Новый театр)
* 1898 — «[[Василиса Мелентьева (пьеса)|Василиса Мелентьева]]» А. Н. Островского и [[Гедеонов Степан Александрович|С. А. Гедеонова]] — ''Воротынский''
* 1898 — «От преступленья к преступленью» [[Крылов, Виктор Александрович|В. А. Крылова]]. Режиссёр: ''[[Алексей Михайлович Кондратьев|А. М. Кондратьев]]''
* 1898 — «Идеальная жена» М.Прага. Режиссёр: ''А. М. Кондратьев''
* 1898 — «[[Медведь (пьеса)|Медведь]]» [[Антон Павлович Чехов|А. П. Чехова]] — ''помещик Григорий Степанович Смирнов''
* 1899 — «Идиот» В. А. Крылова и С. Сутугина (О. Г. Этингера) по [[Фёдор Михайлович Достоевский|Достоевскому]] — ''Рогожин''
* 1899 — «[[Женитьба Фигаро (пьеса)|Женитьба Фигаро]]» [[Пьер Огюстен Карон де Бомарше|Бомарше]]. Режиссёр: ''А. П. Ленский'' — ''Антонио'' (Новый театр)
* 1900 — «[[Мещанин во дворянстве]]» [[Мольер]]а — ''Журден'' (Новый театр)
* 1900 — «Накипь» [[Боборыкин Пётр Дмитриевич|П. Д. Боборыкина]]. Режиссёр: ''[[Осип Андреевич Правдин|О. А. Правдин]]''
* 1901 — «Воспитатель Флаксман» О. Эрнста. Пер. с нем. Э. Э. Матерна. Режиссёр: [[Алексей Михайлович Кондратьев|А. М. Кондратьев]] — ''инспектор Прелль''
* 1901 — «В глуши» М.Дрейра. Пер. А. А. Веселовской. Режиссёр [[Алексей Михайлович Кондратьев|А. М. Кондратьев]] — ''Франц''
* 1902 — «[[Кориолан (пьеса)|Кориолан]]» [[Шекспир]]а. Режиссёр: ''[[Александр Павлович Оенский|А. П. Ленский]]'' — ''Брут''
* 1902 — «[[Горе от ума (пьеса)|Горе от ума]]» [[Александр Сергеевич Грибоедов|А. С. Грибоедова]]. Режиссёр: ''[[Александр Иванович Южин|А. И. Южин]]'' — ''[[Скалозуб]]''
* 1904 — «Первая ласточка» [[Виктор Александрович Рышков|В. А. Рышкова]]. Режиссёр: ''[[Алексей Михайлович Кондратьев|А. М. Кондратьев]]'' — ''Андрей Ухватов''
* 1904 — «Красная мантия» Э. Брие. Пер. с фр. [[Александр Александрович Федотов|А. А. Федотова]]. Режиссёр: ''[[Александр Корнильевич Ильинский|А. К. Ильинский]]'' — ''Эчепар''
* 1904 — «Рабы» [[Иван Степанович Платон|И. С. Платона]]. Режиссёр: ''И. С. Платон'' — ''купец Шерстобитов''
* 1905 — «Авдотьина жизнь» [[Сергей Александрович Найденов|С. А. Найденова]]. Режиссеёр: ''И. С. Платон'' — ''Герасимов''
* 1906 — «Никудышники и солидные люди» М.Северной. Режиссёр: ''[[Иван Николаевич Худолеев|И. Н. Худолеев]]''
* 1908 — «Холопы» [[Пётр Петрович Гнедич|П. П. Гнедича]]. Режиссёр: ''[[Николай Александрович Попов (Малый театр)|Н. А. Попов]]'' — ''Веточкин'' (в очередность с [[Головин Сергей Аркадьевич|С. А. Головиным]])
* 1908 — «Просители» [[Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович|М. Е. Салтыкова-Щедрина]]. Режиссёр: ''Н. А. Попов'' — ''Живновский''
* 20 марта 1909 — в память 100-летия со дня рождения Н. В. Гоголя. «Литературно-музыкальный вечер в трех отделениях». В первом отделении среди прочего чтение отрывка из «Страшной мести» Н. М. Падариным
* 1909 — «[[Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский]]» А. Н. Островского. Режиссёры: ''[[Иван Степанович Платон|И. С. Платон]]'' и ''[[Сергей Васильевич Айдаров|С. В. Айдаров]]'' — ''Калачник''
* 1909 — «[[Бедная невеста (пьеса)|Бедная невеста]]» А. Н. Островского. Режиссёр: ''С. В. Айдаров'' — ''Беневоленский''
* 1910 — «[[Грех да беда на кого не живет (пьеса)|Грех да беда на кого не живет]]» А. Н. Островского — ''Краснов''
* 1910 — «Старый обряд» [[Будищев Алексей Николаевич|А. Н. Будищева]]. Режиссёр: ''[[Евгений Аркадьевич Лепковский|Е. А. Лепковский]]''
* 1910 — «Поле брани» [[Иосиф Иосифович Колышко|И.Колышко]]. Режиссёр: ''[[Сергей Васильевич Айдаров|С. В. Айдаров]]''
* 1911 — 19 февраля Праздничный спектакль-концерт по случаю 50-летия [[Крестьянская реформа 1861 года|Крестьянской Реформы 1861 года]]. Отрывок из рассказа «Смерть» [[Иван Сергеевич Тургенев|И. С. Тургенева]] читал Н. М. Падарин<ref name="мт" />
* 1911 — «Грань» [[Николай Иванович Тимковский|Н. И. Тимковского]]. Режиссёр: [[Иван Степанович Платон|И. С. Платон]] — ''Дмитрий Претуров''
* 1912 — «Двенадцатый год» А. И. Бахметьева. Режиссёры [[Сергей Васильевич Айдаров|С. В. Айдаров]] и [[Иван Степанович Платон|И. С. Платон]] — ''генерал Ермолов''
* 1912 — «Ассамблея» [[Пётр Петрович Гнедич|П.Гнедича]]. Режиссёр: ''[[Иван Степанович Платон|И. С. Платон]]'' — ''Зотов''
* 1912 — «Профессор Сторицын» [[Андреев Леонид Николаевич|Л.Андреева]]. Режиссёр: ''Е. А. Лепковский'' — ''Сторицын''
* 1912 — «История одного брака» В.Александрова. Режиссёр: ''[[Сергей Васильевич Айдаров|С. В. Айдаров]]''
* 1913 — «[[Козьма Захарьич Минин-Сухорук]]» А. Н. Островского. Режиссёр: ''Е. А. Лепковский'' — ''Минин''

=== Постановки в театре ===
* 1906 — «Для счастья» [[Станислав Пшибышевский|С.Пшибышевского]]. Пер. А. М. и С. П. Ремизовых. (Новый театр)
* 1909 — «Жены» [[Давид Яковлевич Айзман|Д. Я. Айзмана]].
* 1910 — «В старые годы» [[Ипполит Васильевич Шпажинский|И. В. Шпажинского]]
* 1911 — «[[Гроза (пьеса)|Гроза]]» [[Александр Николаевич Островский|А. Н. Островского]] (премьера 27 января<ref name="мт">[http://www.maly.ru/fwd2.php?var=/!_work/history/repertuar10.html Репертуар Малого театра 1910—1920 гг.]</ref>)

== Критика о Н. М. Падарине ==
Талант Николая Падарина отмечали [[Антон Павлович Чехов|А. П. Чехов]] (переписка с [[Татьяна Львовна Щепкина-Куперник|Т. Л. Щепкиной-Куперник)]]<ref>[http://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/pi7/PI7-385-.htm Чехов. ПСС. Письма. Т.7 1979]</ref>), театроведы [[Василий Петрович Преображенский|В. П. Преображенский]] и [[Николай Ефимович Эфрос|Н. Е. Эфрос]] (Эфрос Н., Н. М. Падарин, «Рампа и жизнь», 1918. 13. с. 5-6<ref name="te4">Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.</ref>).

[[Николай Георгиевич Зограф|Н. Г. Зограф]] в книге «Малый театр в конце XIX — начале XX века» пишет: {{начало цитаты}}''«В пьесе современного драматурга E.Карпова „Жрица любви“ (1893) молодой Падарин с успехом играл эпизодическую роль журналиста. „У него несколько слов, писал критик, но от тона речи, ото всей фигуры его получалось впечатление такой вульгарной тупости, чего-то нравственно неопрятного, наглого, трусливого, и в то же время шустрого и проворного, что можно было залюбоваться“»'' (Ю.Николаев (Ю. Н. Говоруха-Отрок) «Театральная хроника» «Московские ведомости», 11 апреля 1893 года)"<ref name="олд">[http://old.maly.ru/!_work/history/padarinn.html По книге [[Николай Георгиевич Зограф|Н. Г. Зографа]] «Малый театр в конце XIX — начале XX века»]</ref>.{{конец цитаты}}

''«Бесспорно даровитый комик-резонер, прекрасный на роли купцов в комедиях Островского — так оценивали Николая Михайловича Падарина на экзаменационном спектакле. Актёр хорошо воспроизводил внешние хара́ктерные особенности роли, её бытовой колорит. Без излишних подчеркиваний, при внешней простоте игры он находил интонации и мимику, удачно передающие комизм Подколесина. Но в ролях, требующих драматических моментов, порывистых или трогательных он был суховат. Так, в Коркине („Каширская старина“), великолепно раскрывая его самодурство, хитрость, чванливость, он не захватывал зрителя в сценах горячего отцовского чувства. „Тут, писал Преображенский, может быть отчасти является причиной голос артиста, сильный и громкий, но суховатый, не гибкий, не поддающийся тем разнообразным модуляциям, которые являются голосом сердца или страсти. Но мне кажется, что дело не в одном голосе, а в темпераменте артиста, и что его настоящий удел характер, а не страсти, комедия, а не драма“'' ([[Василий Петрович Преображенский|В. П. Преображенский]]) „Два утренника в Малом театре“. „Семья“, 1896, 41)»<ref name="олд" />.

== Источники ==
{{Примечания}}

[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Родившиеся 28 апреля]]
[[Категория:Родившиеся в 1867 году]]
[[Категория:Родившиеся в Вятке]]
[[Категория:Драматические актёры Российской империи]]
[[Категория:Драматические актёры]]
[[Категория:Умершие в 1918 году]]
[[Категория:Умершие 21 января]]
[[Категория:Московская императорская труппа]]

{{DEFAULTSORT:Падарин Николай Михайлович}}
Редактор
3215
правок