Мария Ивановна Данилова (настоящая фамилия Перфильева; 1793, Петербург — 20 января 1810, Петербург) — русская балерина Петербургской императорской труппы.
Биография
Учеба
Мария Данилова в 1801 году поступила в Петербургское театральное училище; педагоги Шарль Дидло и E. И. Колосова[1], причем Дидло называл её одной из своих самых лучших учениц[2].
Ещё будучи ученицей, вышла на профессиональную сцену, приняв участие исполнением небольших партий в балетах Дидло — «Аполлон и Дафна» (1802), «Зефир и Флора» (1804)[1].
В 1808 году в Петербургскую балетную труппу был принят новый танцор — Луи Дюпор (Louis Duport), бежавший из Франции как политический эмигрант вместе с группой французов, среди которых была актриса Жорж (настоящее имя Маргарита-Жозефина Веймер), с которой его какое-то время связывали личные отношения. Это был выдающийся балетный артист, сразу же потрясший взыскательную петербургскую публику. Критика писала, что он «отличался поразительной лёгкостью и эластичностью движений: в три прыжка он перелетал всю сцену Большого Каменного театра»[3]. Отношения французского танцовщика и начинающей русской балерины теснейшим образом переплелись.
Дебют и любовь
В конце 1809 году Луи Дюпор поставил балет «Любовь Венеры и Адониса, или Мщение Марса», в котором главная партия была отведена выпускнице театральной школы Марии Даниловой. Этой партией она и дебютировала, дебют прошел успешно, и по окончании учёбы она была зачислена солисткой в Петербургскую императорскую балетную труппу[1].
Дюпор и Данилова были партнёрами во многих постановках, но их отношения не ограничились лишь балетным партнёрством, а переросли и в личные. В собственных постановках Луи Дюпор главные женские партии всегда отводил М. Даниловой. Карьера молодой танцовщицы стремительно шла ввысь.
Балет «Амур и Психея»
8 января 1809 года в Эрмитажном театре впервые прошёл балет «Амур и Психея» (Psyche et l’Amour), композитор К. А. Кавос, балетмейстер Шарль Дидло, где в главных партиях блистали Марья Данилова и Луи Дюпор[4]. Эта роль стала судьбоносной для молодой балерины. Балет был тут же перенесён на сцену Большого Каменного театра и показан зрителям. Критика заливалась восторженными отзывами: «Все в восторге, — писали газеты. — Выше этого никто и ничего ещё не создавал», «Прекрасные, благородные черты лица, стройность стана, волны светло-русых волос, голубые глаза, нежные и вместе с тем пламенные, необыкновенная грациозность движений, маленькая ножка — делали её красавицей в полном смысле, а воздушная легкость танцев олицетворяла в ней, как нельзя лучше, эфирную жрицу Терпсихоры. Данилова участвовала в спектаклях почти каждый день, и чудные поэтические создания Дидло представляли обширное поле, где необыкновенный талант её мог развиваться в различных видах… Роль Психеи, казалось, была создана нарочно для неё, и она выполнила её с тем совершенством, которое принадлежит только талантам гениальным».
Восторженная критика начала XIX века дошла до того, что как свидетельствуют современные издания, назвала юную Марью Данилову «русской Тальони»[5] — и это, несмотря на то, что сама Мария Тальони (1804—1884) несколько моложе Марии Даниловой и вышла на сцену лишь в 1822 году, когда русская балерина Мария Данилова уже несколько лет как была мертва. Но к вящему удивлению ничего дурного не ожидающей публики и наивных энциклопедистов, рыщущих в поисках весьма не лучшим образом сохранившейся информации о культуре родного отечества, Большая биографическая энциклопедия утверждает именно это: «Данилова — Марья (по сцене, рожд. Перфильева) известная в свое время танцовщица, прозванная русской Тальони»[6]!
Оставим сей опус на совести авторов.
Вернемся к исполнительнице партии Психеи.
Данилову отметили даже известные литераторы, посвятив ей поэтические строки своих произведений — Н. Карамзин, Н. Гнедич, К. Н. Батюшков, А. Измайлов[2][1][7].
Но этот же балет, вознесший балерину к славе, стал причиной её ранней кончины. По ходу действия специальные театральные машины поднимали балерину вверх за прикрепленный трос, а затем резко опускали вниз, создавая впечатление полета и опускания с небы на землю.
Но однажды техника дала сбой. Данилова уже была в воздухе, когда почувствовала сильный толчок. Её тут же опустили вниз. Но произошедший удар дал себя знать незамедлительно — в тот же день у нее пошла кровь горлом, открылась чахотка. Болезнь примы балета вызвала всеобщую тревогу, даже император Александр Павлович лично прислал врачей[2]. Несмотря на развивающуюся чахотку, Данилова продолжала выступать, исполнив за короткое время свыше шестидесяти главных партий на сценах петербургских театров, что истощило уже надломленный организм.
В возрасте 17 лет она скончалась.
Злые языки обвиняли в её ранней смерти неверного французского танцовщика, который действительно вернулся к своей прежней возлюбленной — актрисе Жорж, и все почитатели таланта Марии Даниловой с огромным сочувствием к ней следили за страстями любовного треугольника[8]. Но доподлинно известно, что юная балерина умерла от туберкулёза.
Поэт К. Н. Батюшков посвятил её памяти строки:СТИХИ НА СМЕРТЬ ДАНИЛОВОЙ, ТАНЦОВЩИЦЫ С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ТЕАТРА Вторую Душеньку или ещё прекрасней, Ещё, ещё опасней, Меж Терпсихориных любимиц усмотрев, Венера не могла сокрыть жестокий гнев: С мольбою к паркам приступила И нас Даниловой лишила[9].
- Душенька — героиня поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька»; в поэме Венера мстила героине за ее красоту, видя в ней соперницу[10].
Некоторое время партию Психеи в партнёрстве с Л. Дюпором исполняла Ж. Сен-Клер, но уже через месяц балет был снят с репертуара.
Репертуар (основные партии)
- 1808 — «Любовь Венеры и Адониса, или Мщение Марса», постановка Л.Дюпора — Венера (дебют)
- 1808 — «Севильский цирюльник», постановка Л. Дюпора — Розина
- 1808 — «Зефир и Флора», музыка Кавоса, балетмейстер Ш. Дидло — Флора, в партии Зефира — Луи Дюпор (Эрмитажный театр, затем Большой Каменный театр)[11]
- 1809 — «Суд Париса», постановка Л. Дюпора — Энона
- 1809 — «Пигмалион», постановка Л. Дюпора — Галатея
- 1809 — «Амур и Психея», постановка Ш. Дидло — Психея
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 ДАНИЛОВА Мария Ивановна
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Мария Ивановна Данилова /Мария Перфильева/
- ↑ Большая биографическая энциклопедия, автор Вл. Греков
- ↑ Балетная и танцевальная музыка
- ↑ Биографический словарь. 2000 // Данилова Марья (Перфильева)
- ↑ Большая биографическая энциклопедия, 2009
- ↑ Энциклопедия балета (страница 18)
- ↑ Александр Алексеевич Плещеев. Наш балет (1673—1899)
- ↑ К. Н. Батюшков. Полное собрание сочинений. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964
- ↑ ФЭБ: Фридман. Примечания: Батюшков — ПСС, 1964
- ↑ Энциклопедия балета, стр. 175