Есть еще Александра Евгеньевна Яковлева (1957 г.р.; также известна под фамилиями Иванес и Аасмяэ) — киноактриса и чиновник правительства РФ.
Александра Евгеньевна Яковлева (21 марта 1889, Петербург— 31 января 1979, Париж) — оперная певица (драматическое сопрано) и вокальный педагог.
Семья
Александра Евгеньевна происходила из благополучной интеллигентной среды, где детям давали хорошее воспитание и образование:
- отец Евгений Александрович Яковлев (1857—1898) был инженером-изобретателем, создателем отечественного двигателя внутреннего сгорания, основателем и владельцем первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод «Вулкан»), на котором в 1896 совместно с фирмой «Фрезе и Неллис» был создан первый отечественный автомобиль;
- мать, София Петровна, урожденная Кузьмина (? — 1939) — доктор математических наук[1], первая женщина, закончившая Петербургский университет и защитившая в Берлине диссертацию на степень бакалавра философских наук[2];
- сама Александра Евгеньевна стала оперной певицей;
- старший брат Александр Яковлев (13 (25) июня 1887, Петербург — 12 мая 1938, Париж) — художник; его бывшая жена, с которой он вскоре расстался, — известная актриса Белла Шеншева (сценический псевдоним Казароза)
- самый старший брат Алексей Евгеньевич (после эмиграции в США Алексис Джексон; 1881—1950, по другим сведениям 1964 — эту информацию, со ссылкой на книгу: Тюрин Юрий. Татьяна. Русская муза Парижа. — М.: Гелеос, 2006. — С. 73. — ISBN 5-8189-0734-1, любезно предоставил автор аналогичной статьи в Русской Википедии Андрей Бабуров[3]) — архитектор театральных зданий, а его дочери, племянницы певицы Александры Яковлевой, Татьяна и Лиля: Татьяна Яковлева вошла в историю русской культуры как одна из любимых женщин великого пролетарского поэта В. В. Маяковского (теперь уже известно, что Татьяна Яковлева сыграла роль приманки, которую подстроили Лиля Брик и ее сестра Эльза Триоле — надо было отвлечь внимание пролетарского поэта от другой любимой женщины, американки Элли Джонс, имевшей общую дочь с Маяковским)[4][5][2]; дочь Татьяны Яковлевой — американская писательница Франсин дю Плесси Грей (р. 1930)[3]. Лиля — Людмила Алексеевна Яковлева — стала французской балериной. Тут надо добавить про племянниц Татьяну и Лилю, родословная которых тоже имела отношение к театру: их дед по материнской линии — танцовщик и режиссёр балета Петербургской императорской труппы Николай Сергеевич Аистов[5], его дочь Любовь Николаевна вышла замуж за Алексея Евгеньевича Яковлева (брат певицы Александры Яковлевой и художника Александра Яковлева) — архитектора по театральным зданиям; в этом браке родились Татьяна и Лиля Яковлевы. В 1913-м, когда Татьяне было семь лет от роду, проект её отца выиграл конкурс на сооружение театра в Пензе. Туда со скарбом, прислугой и гувернанткой-немкой и перебралось его семейство[5]; а через некоторое время Алексей Евгеньевич и Любовь Николаевна развелись, дочерей Татьяну и Лилю воспитывал отчим — пока не умер.
Биография
Александра Евгеньевна Яковлева окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. Из-за травмы руки была вынуждена отказаться от карьеры пианистки, но смогла начать карьеру певицы[3].
Александра Яковлева стала выступать под псевдонимом Сандра[6] — так ее называли дома (брат носил такое же имя, только в мужской ипостаси)[4].
Поступив в Петербургскую императорскую труппу, в 1915 году дебютировала в партии Аиды («Аида» Дж. Верди) в петроградском Мариинском театре[6] (Петербургская императорская труппа), однако по какой-то причине там не задержалась и уже в 1917—1919 гг. выступала как солистка Одесской оперы, после чего вернулась в Петроград — в ГАТОБ (так стала называться прежняя императорская Мариинка), где работала до 1923 года[6].
Сандра Яковлева была замужем за офицером царской армии, который был убит матросами в Кронштадте. В 1923 году Александра с матерью и дочерью Софьей[3] уехали из советской России[6]. Скитались по разным странам. Оказались в Константинополе, куда эвакуировались вместе с остатками Белой армии, перебрались в Германию. В Германии умерла дочь певицы, 15-летняя Софья, заболев менингитом[3]. Александра Яковлева вдвоем с матерью отправилась дальше. К этому времени в Париже уже жил художник Александр Евгеньевич Яковлев, который во время революционного переворота 1917 года находился за границей и решил не возвращаться в Россию, а уехал из Китая, где пребывал, прямиком в Париж[1]. Он и помог матери и сестре перебраться во Францию[5], где осела большая русская диаспора, преимущественно русская столичная интеллигенция.
Однако это была не вся семья. Дочери старшего брата Алексея Евгеньевича после развода оставались в России, в Пензе. Татьяна приехала в Париж несколько позже, в 1925 году, когда, по словам бабушки, уже была заражена «коммунистической белибердой»[4] (вторая племянница, Лиля, эмигрировала только в 1931 году[2]). Семья Яковлевых проживала в пятикомнатной квартире на Монмартре, из окон которой была видна Эйфелева башня. Позже Татьяна Яковлева, уже оказавшись в Париже, писала: «Мы жили на деньги дяди Саши, — вспоминает Татьяна, — нас было трое, я, бабушка и тетка». Тетка — это певица Сандра Яковлева. Дядя Саша — Александр Яковлев — Yakovleff[1]; он был художником ренессансного склада и совмещал в своей натуре артистический эстетизм и авантюрную предприимчивость, а зарабатывал тем, что расписывал особняки, выставлялся в Осеннем салоне с «мирискуссниками», путешествовал с Анри Ситроеном на первых авто по Африке и общался со сливками парижского общества. Ситроен и помог в приезде Татьяны в Париж: устроил для нее визу и паспорт[4].
В Париже Сандра Яковлева дебютировала лишь еще через пару лет после приезда, в 1925 году (за несколько месяцев до приезда в Париж племянницы Татьяны) — в театре «Гранд-Опера», и опять — в партии Аиды; в течение еще трех лет выступала в разных оперных театрах Парижа, Монте-Карло, Барселоны, Ниццы. В основном она сотрудничала с такими же русскими иммигрантами. Но тут необходимо отметить, что огромная парижская русская диаспора жила очень активно и продуктивно, заинтересовав и французских зрителей своим искусством. Александра Яковлева участвовала в концерте князя А. А. Оболенского в зале Erard (Париж), на торжествах по случаю 5-летия газеты «Последние новости», в 1926 году выступала в Исторических концертах русской музыки, немало работала в концертных отделениях бесед по русской литературе в Русском народном университете (1927), Фестивале русской музыки (1929), принимала участие в литературно-музыкальных вечерах русской культуры и др.[3]
Она много выступала в партнерстве с выдающимся русским певцом-эмигратом Ф. И. Шаляпиным, а по воспоминаниям ее племянницы Татьяны Яковлевой, была его любимой партнершей; они дружили, и Федор Иванович нередко приходил в гости к Яковлевым, где они совместно с Сандрой проводили репетиции. И Татьяна, у коротой как раз тогда начался любовный роман с В. В. Маяковским, боялась приглашать в квартиру выдающегося советского поэта, который был «красный», а они все — «белые». Но Маяковский узнал о визитах Шаляпина и стал жутко ревновать… Оказалось, он, не зная, что тетка Татьяны оперная певица и не ведая настоящей причины частых визитов Шаляпина к Яковлевым, думал, что всемирно известный певец желает составить конкуренцию ему, всемирно известному поэту, в отношении к Татьяне. Когда разобрались, естественно, лишь посмеялись[3].
В 1929 году образовалась новая русская оперная антреприза — Русская опера в Париже, ее владельцами стали, с одной стороны, певица М.Кузнецова и ее муж миллионер Альфред Массне[7], а с другой стороны — антрепренер Алексей Акакиевич Церетели, соединив вместе свои оперные антрепризы. Эта новая труппа стала пристанищем для многих русских иммигрантов музыкально-театральной среды. Туда в 1929 году вступила певица А. Е. Яковлева. Труппа не имела своего собственного театрального здания, но выдающийся успех сопутствовал тому, что любой театр с превеликим удовольствием принимал артистов на своих подмостках. Труппа «Русская опера» выступала в разных городах Европы, Америки и даже Южной Америки[7].
Но к концу 1930-х годов наметились материальные сложности. Владельцы рассорились и подали друг на друга иски в суд. «Русская опера» на этом распалась.
А. Е. Яковлева пробовала работать самостоятельно или с другими антрепренерами, выступала в операх и с концертами, однако ее творческая деятельность продлилась еще недолго — до 1941 года[6], хотя время от времени она продолжала выступать в концертных программах русских клубов.
К этому времени русские музыканты открыли в Париже Русскую консерваторию (ныне она называется имени С. В. Рахманинова), преподавая свою русскую вокальную методику (русская опера, принесенная в Россию европейцами, через какое-то время стала развиваться по-своему, очень отличаясь от европейской — этому в первую очередь способствовала музыкальная группа XIX века «Могучая кучка»; основание Русской консерватории происходило трудно, в течение нескольких лет: 1923—1931 гг., катострофически не хватало денег). В течение 1949—1979 гг. (до самой кончины) Александра Евгеньевна Яковлева была профессором Русской консерватории в Париже[6][1]. С 1951 года проводила в консерватории концертные выступления своих учеников.
Член административного совета Российского музыкального общества за границей (РМОЗ)[3].
Умерла 31 января 1979 года в Париже, похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Исполняемые партии
- Наташа («Русалка» А. Даргомыжского)
- Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского)
- Флория Тоска («Тоска» Дж. Пуччини)
- Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи)
- Венера («Тангейзер» Р. Вагнера, Петроград, 1923)
- Ирена («Риенци» Р. Вагнера, Петроград, 1923)
- Изольда («Тристан и Изольда» Р. Вагнера)
- Брунгильда («Гибель богов» Р. Вагнера).
- Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина, 1930, Париж)
- Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
- Тамара («Демон» А. Рубинштейна)
- Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), в Лионе в составе труппы «Русский балет в Париже», 1935)
- Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Ты одна мне ростом вровень…
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Тюрин Юрий. Татьяна. Русская муза Парижа. — М.: Гелеос, 2006. — С. 73. — ISBN 5-8189-0734-1
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 ПРОВИНЦИАЛКА
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Один, или вдвоём в Париже; автор Владимир Абаринов
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. Яковлева Александра Евгеньевна
- ↑ 7,0 7,1 Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008 // Кузнецова-Бенуа Мария Николаевна