Клавдия Ивановна Канцырева
Клавдия Ивановна Канцырева (25 февраля (9 марта) 1847 года, Санкт-Петербург — ?) — русская балерина, артистка Петербургской императорской труппы.
Клавдия Канцырева родилась в семье крепостных. В 1855 году, когда девочке было 8 лет, семья получила вольную, то есть освобождение от крепостной зависимости. Однако семья жила бедно, растить детей было тяжело.
У Клавдии вскоре обнаружили хореографические способности, и она была принята в Санкт-Петербургское театральное училище, где учащиеся жили на полном пансионе — и учились, и питались, и одевались за счет императорской казны (училище принадлежало структуре императорских театров).
Как и все ученики императорской Театральной школы, она начала выходить на сцену в небольших балетных партиях ещё будучи учащейся, и в 1861 году её работу в балетном фрагменте оперы «Руслан и Людмила» пресса впервые отметила, а саму начинающую танцовщицу, ещё воспитанницу училища, определила как способную.
В 1866 году она завершила обучение[1] и была принята в петербургскую балетную труппу императорских театров на амплуа деми-характерной танцовщицы. Дебютировала в роли Лизы в «Тщетной предосторожности», где её партнером стал тоже молодой начинаний артист П. А. Гердт.
Уже на следующий год после её поступления в Петербургскую балетную труппу хореограф Артур Сен-Леон поручает ей большую партию — роль Золотой рыбки в своем новом балете «Золотая рыбка» на музыку Пуни. Балерина Екатерина Оттовна Вазем в своей мемуарной книге «Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867—1884».[2][3] вспоминала об истории этой постановки: балет ставился специально для итальянской гастролерши Г. Сальвиони в главной партии Гали, но современной критикой отмечена была другая танцовщица — Клавдия Канцырева в партии Золотой рыбки. Однако сам спектакль критика посчитала провальным, что поддерживает и Екатерина Вазем в своей книге: «… публика его как будто не очень любила, и в дни его представлений зал пустовал»[3]. И балет скоро был снят с репертуара.
Клавдия Канцырева стала постоянной исполнительницей в балетах А. Сен-Леона, Ж. Перро, М. Петипа; некоторые партии специально создавались для нее. Она становилась яркой звездой Петербургской балетной сцены. Балетная энциклопедия отмечает: «Танцам К. была присуща изящная игривость, задор и юмор»[4].
Однако ее силы подорвала болезнь.
После 1870 г. приступы болезней участились, что приводило к срывам или заменам спектаклей — а этого дирекция императорских театров крайне не одобряла. В результате Клавдия Канцырева, одна из ярчайших танцовщиц Петербургской труппы, была переведена из солисток в кордебалет, а еще через десять лет в 1880 году уволена по болезни на пенсию.
О дальнейшей ее судьбе ничего не известно.
Исполняемые партии
- 1866 — Лиза («Тщетная предосторожность»)
- 1867 — Золотая рыбка («Золотая рыбка», партия создана специально для К.Канцыревой, композитор Л.Минкус, балетмейстер А.Сен-Леон),
- Лизетта («Парижский рынок», 1867),
- Тереза («Сирота Теолинда, или Дух долины», музыка Ц. Пуни, балетмейстер А.Сен-Леон),
- хореографическая идиллия («Пастух и пчёлы», партия создана специально для К.Канцыревой, балетмейстер А.Сен-Леон),
- Джанина («Наяда и рыбак», балетмейстер Ж.Перро);
- 1868 — Клития («Царь Кандавл», партия создана специально для К.Канцыревой, балетмейстер М. И. Петипа),
- 1869 — крестьянка Фан-Сун («Лилия», партия создана специально для К.Канцыревой, композитор Л.Минкус, балетмейстер А.Сен-Леон).