Анастасия Ивановна Абрамова
Анастасия Ивановна Абрамова (17 (30) июня 1902, Москва — 26 июня 1985, Москва) — одна из ведущих советских балерин 1920-х гг.
Родная сестра литератора и балетного критика А. И. Абрамова (1900—1985), одно время работавшего под псевдонимом Трувит[1][2].
Содержание
Учеба
Обучалась в Московском хореографическом училище, педагоги: В. Д. Тихомиров, А. А. Горский, Е. В. Гельцер, Е. О. Вазем[3].
Студия Голейзовского
В эти годы Касьян Ярославич Голейзовский открыл свою балетную студию, которая поначалу (с 1916 г.) называлась «Московский Камерный балет»[4], с 1918 года поменяла название на «Мастерская балетного искусства», затем Студия при Государственном театральном училище и при Театральном техникуме. Голейзовский искал новые хореографические средства — в отместку прежним, существующим с давних пор и вошедшим в основу классического балета. Он искал новые эстетические формы, необходимые для развития балетного искусства, стремился оформить хореографически нюансы человеческих эмоциональных состояний[5].
В этой студии, среди множества других молодых балетных артистов (еще студентов и уже начинающих артистов-профессионалов Большого театра — причем все работали безвозмездно), состояла и студентка хореографического училища Анастасия Абрамова[1].
Большой театр
В 1917 году она окончила учебу, а в 1918 году принята в Большой театр. При этом продолжила работу в студии К. Голейзовского.
В Большом театре она не сразу стала исполнять крупные партии. Первая ее большая работа относится к 1922 году — Лиза («Тщетная предосторожность»)[2].
После этого успеха Анастасия Абрамова очень быстро завоевала место одной из ведущих балерин 1920-х гг.[1].
Однако в начале 1930-х годах в советском балете произошли кардинальные преобразования. По личному решению И. Сталина, артистов и хореографов московского Большого театра стали заменять на специально приглашенных артистов и хореографов Ленинграда, им и отдавали все значимые посты, на них распределялись основные балетные партии. Московские артисты довольствовались незначительными ролями или вообще вынуждены были покинуть сцену Большого театра — как, например, знаменитый хореограф Игорь Александрович Моисеев[6]. В результате целый пласт русской культуры — эстетическое направление Московской балетной школы — оказался практически уничтожен.
Официально балерина продолжала числиться в штате Большого театра, но это — только по документам. Практически все основные партии, исполненные А.Абрамовой, относятся к периоду от 1920-х годов до середины 1930-х.
Правда, она принимала участие в концертных программах.
В 1947 году ей было присвоено звание Заслуженная артистка РСФСР. А после этого, в 1948 году она была уволена из Большого театра — официально[3].
Балетная энциклопедия о балерине Анастасии Абрамовой: «Женственная, обаятельная танцовщица, А. соединяла в танце чёткость, грациозность движений с искусством пластичности полутонов»[1].
Репертуар
- 1922 — Лиза — «Тщетная предосторожность»
- 27 октября 1922 — «Безделушки», балетмейстер А. А. Горский
- Маша — «Щелкунчик»
- Балерина — «Петрушка» И. Ф. Стравинского
- Аврора и Белая кошечка — «Спящая красавица»
- 1924 — Сванильда — «Коппелия», балетмейстер А. А. Горский (на сцене Экспериментального театра).
- Коломбина — «Карнавал» С. Н. Василенко, балетмейстер В. А. Рябцев.
- 1924 — Пьеретта — «Миллионы Арлекина», балетмейстер В. А. Рябцев
- Царь-девица — «Конёк-Горбунок» Ц.Пуни
- Тао Хоа — «Красный мак» Р. М. Глиэра, балетмейстеры Тихомиров и Л. А. Лащилин.
- Фея и Мачеха — «Золушка»
- 1930 — Метельщица — «Футболист» В. А. Оранского, балетмейстеры И. А. Моисеев, Л. А. Лащилин, Л. А. Жуков
- 1932 — «Шопениана», балетмейстер А. И. Чекрыгин по хореографии М. М. Фокина.
- 1933 — Жанна — «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, балетмейстер В. И. Вайнонен.
- 1939 — хореографические сцены в опере «Иван Сусанин» на новый советский лад, режиссер постановки Б. А. Мордвинов, балетмейстер хореографии Р. В. Захаров[7]
- хореографические сцены в опере «Кармен» Ж.Бизе
- хореографические сцены в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина
- «Прелюд» Рахманинова (в качестве отдельного концертного номера)[3]
- «Вальс» Крейслера в обработке Рахманинова (в качестве отдельного концертного номера)[3]
- «Русская» на музыку Чайковского (в качестве отдельного концертного номера)[3]
На других языках
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 АБРАМОВА Анастасия Ивановна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 2,0 2,1 Большая российская энциклопедия: Русский балет
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Театр и его история. АБРАМОВА Анастасия Ивановна
- ↑ ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославич (Карлович)
- ↑ Электронная Библиотека. Русский балет (стр. 75)
- ↑ Игорь Александрович Моисеев
- ↑ Театральный музей им. Бахрушина // Иван Сусанин (1939)