Елизавета Меркурьевна Бём
Елизавета Меркурьевна Бём (урожденная Эндаурова, 24 февраля 1843 года, Санкт-Петербург — 25 июля 1914 года, Санкт-Петербург) — русская художница.
Содержание
Семья
Родилась в дворянской весьма респектабельной семье. Она была дочерью Пошехонского помещика, коллежского асессора Меркурия Николаевича Эндаурова[1]. В её родне было немало известных людей, в том числе по материнской линии дядя Алексей Афиногенович Ильин (1834—1889) — генерал и издатель «Картографического заведения», прославившийся картографическими изданиями: географическими атласами, военными картами и т. п.
Фамилия её татарских предков когда-то давно была Индигир (в переводе на русский язык: «индейский петух»[2]), но ещё в 15 веке царь Иван III даровал им грамоту на изменение фамилии на Эндауровы[3]. Эта фамилия и передавалась по мужской линии следующим поколениям.
До 1867 года (то есть 23 года) Елизавета Меркурьевна тоже носила эту фамилию.Членом этой семьи оказалась Елизавета Меркурьевна.
Жили супруги Людвиг Францевич и Елизавета Меркурьевна в Петербурге, поначалу на ул. Офицерской, д. 29, кв. 12. Потом они переехали в д. 22 по той же улице, а ещё позднее — на ул. Могилёвскую, д. 20. У них была одна дочь, родившаяся в 1868 году, тоже Елизавета, как и мать. В возрасте 19 лет Елизавета Людвиговна вышла замуж за Николая Григорьевича Барсова, инспектора студенчества Петербургского университета[1].
В семье хранились реликвии: скрипка Stradivarius и письмо Бетховена — это был подарок (по другим версиям — наследство[4]) от знаменитого дяди Йозефа из Вены[2].
Учёба
Шестилетней девочкой родители увезли её в родовое имение под Ярославлем, а затем она училась в Санкт-Петербурге. Её художественный дар проявился рано, и в 1857 году в 14 лет[3] она поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств (педагоги: П.Чистяков, И. Крамской, Л. Примацци, А. Бейдман[5]), которую закончила 1864 году с серебряной медалью[6][7].
Это было время, когда равенство полов в России ещё только устанавливалось, и художниц-женщин было немного, да и относились к ним не всегда доброжелательно[3], тем не менее Елизавете Меркурьевне сполна удалось убедить окружающих в своих способностях.
Художественные работы
Она сразу стала много работать в разной технике: занималась литографией, рисовала акварели, иллюстрировала журналы, книги и открытки, позже разрабатывала дизайн для изделий из хрусталя, очень прославилась созданием силуэтов. Материально она не нуждалась и могла рисовать так, как ей хотелось, от души, не думая о заработках[5]. Первые альбомы она издавала в «Картографическом заведении» у своего дяди.
В 1870 г. Академия Художеств присудила ей большую поощрительную медаль за рисунки животных, выполненных акварелью и карандашом[6][7].
За 1875—1889 гг. художница выпустила 14 альбомов с силуэтами[6]. Эти альбомы имели такой успех, что на международном конкурсе в Брюсселе ей за эти работы была присуждена серебряная медаль[6][7].
Особенно много своих работ Елизавета Бём посвятила детской тематике. Она рисовала упитанных веселых счастливых детей — в это время русская художественная школа прославилась реалистическими портретами социальной тематики, показывая тяжелое нищее безрадостное детство (вспомнить хотя бы классическую картину В.Перова «Тройка», созданную еще в 1866 году). А вот рисунки Елизаветы Меркурьевны своей ассоциальностью чем-то даже напоминают беспроблемную лубочную живопись — ее нарисованные дети все с кукольными личиками, красиво одетые, словно с рекламы. Собственно, художница и не стремилась к социальной живописи — ее персонажи населяли праздничные пасхальные и рождественские открытки, которые пользовались большим успехом. Ее рисунки-открытки обладали другим качеством — задушевностью[8]. Всего ею было создано более 300 открыток[7].
В Российской империи первые почтовые открытки появились в 1871 году и еще два десятилетия их выпуск оставался государственной монополией[9]. C 1894 года право на эту деятельность получили частные лица. Тут же бизнес был налажен несколькими предприятиями. В течение многих лет Елизавета Бём сотрудничала с издательством «Община Св. Евгении», издававшим пасхальные и рождественские открытки по ее рисункам[7].
Помимо этих работ, в 1878 году она была приглашена к иллюстрированию книги басен И. А. Крылова, однако эта работа не считалась для нее удачной[3]. Тем не менее она все равно считалась успешной художницей и еще неоднократно работала иллюстратором книг и детских журналов: иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка», в 1882 году она проиллюстрировала русскую народную сказку «Репка», а еще через некоторое время «Азбуку» — большой детский иллюстрированный альбом, предназначенный для домашнего настольного рассматривания. С «Азбукой» работа оказалась совсем неудачной, и критика обвинила художницу в том, что «изображения детей здесь несколько вычурны, а сама книга напоминает лавку старьёвщика»[3]. В 1883 году Е. Бём сделала альбом «Типы из „Записок охотника“ И. С. Тургенева в силуэтах» (книга увидела свет в последний год жизни писателя), где силуэты чередовались с цветными рисунками, и эта работа заслужила самых высоких похвал[3].
И. Е. Репин сказал о рисунках Елизаветы Бём: «Её черненькие я люблю больше многих беленьких»[3], считая, что силуэты удаются ей лучше акварелей. Известно, что И.Репин был среди поклонников ее творчества и даже рисовал портрет художницы. Учитель Елизаветы Бём художник Иван Николаевич Крамской, с которым она поддерживала отношения и после окончания Рисовальной школы, тоже восхищался ее силуэтами: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей»[5].
Но самым большим почитателем Елизаветы Меркурьевны был ее собственный супруг, профессор Санкт-Петербургской консерватории, который сказал: «Знаете, смотря на те прелестные произведения кисти Елизаветы Меркурьевны, которые она, бывало, показывала мне во время моих к ней посещений, я не раз думал о том, что я не столько был бы удовлетворён, если бы жена моя была, например, музыкантшей и я, вернувшись из консерватории, ещё полный часто фальшивыми звуками моих учеников, встречал бы и дома опять, хотя бы и хорошие, но всё же музыкальные звуки; а тут я прямо отдыхаю на ея рисунках…»[2].
Она была известной художницей своего времени, критика даже говорила о «стиле Бём», у нее появились подражатели. Ее работы выставлялись не только в России, но и в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906), Берлине, Чикаго[2][10]; их покупали именитые коллекционеры, среди которых П. М. Третьяков, и даже члены царской фамилии[2]. Ее имя вошло в ряд самых известных имен периода на стыке 19 и 20 веков[5]. Но постепенно, — как это и бывает всегда — на смену старшему поколению приходило новое, молодое, со своими устремлениями и интересами.
7 июня 1904 года Л. Бём умер. Через несколько лет, в 1909 году, Елизавета Меркурьевна обращалась в дирекцию Российского Музыкального Общества с просьбой о пенсии[1].
Скрипка Страдивари пригодилась в старости, когда художница все равно продолжала работать, но заработков перестало хватать: скрипка была продана[2]…
Скончалась 25 июля 1914 года, за три дня до убийства в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда и начала Первой мировой войны.
Изображения
Для просмотра кликнуть на каждое изображение
- OtkrPashal.jpg
Пасхальная открытка
- OtkrPasha7.jpg
Пасхальная открытка
Современные выставки и монографии
Рисунки Елизаветы Меркурьевны не погибли в революционном прошлом и вплоть до нашего времени неоднократно экспонируются на Новогодних выставках; проходила такая выставка в 1999 года в Российской национальной библиотеке в Москве[7][9], открылась выставка её Новогодних открыток и в конце 2012 года.
В 2007 году Софья Чапкина-Руга (художественное оформление Г.Златогоров Москва, Издательство "Захаров",2007.-536с.:цв.ил. Альбом ISBN 978-5-8159-0738-6) издала монографию о жизни и творчестве художницы.
Смотреть рисунки: Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна. Картины художника. (27), Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна (1843—1914), Бём Елизавета Меркурьевна (1843—1914).
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Бём. Семья скрипачей; автор Галина Синкевич
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 История красоты
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Русская живопись // Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна (1843—1914)
- ↑ Бём Е. Азбука. 5 вып. Париж, 1913—1914.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Почему Елизавета Меркурьевна Бём была самой известной русской художницей на рубеже XIX—XX веков?; автор Владимир Рогоза
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 История графики // Бём Елизавета Меркурьевна (1843—1914)
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 НОВОГОДНИЕ ОТКРЫТКИ ЕЛИЗАВЕТЫ БЁМ
- ↑ Елизавета Бем: Открытки Елизаветы Бем. Сердце сердцу весть подает
- ↑ 9,0 9,1 Русские новогодние и рождественские открытки
- ↑ Маленькие шедевры. Открытки Елизаветы Беем