«Свадебный марш» («Опус 61») — музыкальное произведение, сочинённое выдающимся композитором Феликсом Мендельсоном или, по некоторым источникам, его сестрой, Фанни Мендельсон[1].
Время создания: 1842 год.
Премьера: 14 октября 1843 года в Потсдаме на премьере спектакля «Сон в летнюю ночь» по одноимённой пьесе Шекспира (в сцене свадьбы, когда женились Осел и заколдованная королева Титания)[2][3][4][5]. Комедия ставилась ко дню рождения прусского короля Фридриха-Вильгельма IV: премьера спектакля состоялась в театральном зале Нового дворца[6].
Через четыре дня состоялась вторая премьера спектакля — в Шаушпильхаузе в Берлине[6].
«Свадебный марш» из театральной постановки через некоторое время стал настолько популярным, что многие и не знают, что он появился как музыкальное сопровождение, это музыкальное произведение давно уже существует отдельно. Само по себе и очень часто исполняется при заключении браков молодожёнами.
Авторство
Cтаршая сестра Феликса Мендельсона, Фанни, считалась музыкально одаренной не менее её младшего брата. Однако для девочки в то время путь композитора был весьма тернистым. Родители талантливых детей рассудили, что куда лучше для дочери быть женой и матерью. Их расчет, надо сказать, оправдался: Фанни вышла замуж за любящего человека, придворного художника Вильгельма Гензеля, который всячески старался помочь ей, в том числе в ее творческой жизни и музыкальном сочинительстве; во всяком случае, в отличие от её родителей, не чинил ей в этом препятствий[1].
А способ распространения ее музыкальных произведений был легко найден: в дружной любящей семье, где все пытались оказать помощь друг другу, это оказалось несложно — авторство она легко отдавала младшему брату, тоже талантливому композитору.
Фанни Гензель оставила более 500 произведений, идентификация их сейчас ведётся, и уже выяснено, что многие музыкальные мелодии, сочинённые непосредственно ею, были официально оформлены на Феликса Мендельсона[1].
Есть мнение, что ее талант соприкоснулся и с известным и очень популярным ныне «Свадебным маршем»[1].
Тем не менее официальное авторство считается принадлежащим Мендельсону-брату, и именно так это произведение вошло в историю мировой музыкальной культуры: «Свадебный марш» Мендельсона.
Музыка
При одной из постановок шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь» в Потсдаме музыка к спектаклю была заказана известному немецкому композитору Феликсу Мендельсону, который, собственно, и справился с заданием. Премьера прошла удачно, и музыкальное оформление понравилось не только администрации театра, но и зрителям. К сцене свадьбы композитором был сочинён свадебный марш, в дальнейшем получивший название в его послужном списке как «Опус 61»[3].
Сам король-юбиляр во время ужина, последовавшего сразу после премьеры представления, на который был приглашен и композитор, высказался так: «Жаль, что ваша прелестная музыка даром растрачена на такую глупую пьесу»[6].
«Опус 61», то есть «Свадебный марш» являлся частью музыкального оформления постановки и был создан в тональности «до мажор»[3].
Слава
Общее признание «Свадебного марша», его безусловного музыкального успеха не подлежит никакому сравнению. Марш давно стал мировой музыкальной классикой.
Впервые это произведение использовали как ритуальное свадебное 2 июня 1847 года в англиканской церкви Святого Петра в городе Тивертон, графство Девон, на юго-западе Англии при венчании неких Дороти Кэрью и Томаса Дэниэла[3][4]. Почему молодожены решили венчаться именно под эту музыку — остаётся загадкой по сей день. Возможно, им обоим просто понравилась эта мелодия.
Но идея использовать именно эту музыку оказалась весьма заманчивой и стала жить сама по себе.
25 января 1858 года, спустя 11 лет после смерти Феликса Мендельсона, «Свадебный марш» прозвучал на церемонии бракосочетания кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгейд, старшей дочери королевы Виктории[3][4]. Ей тогда было всего 14 лет и она, большая любительница музыки, самостоятельно выбрала музыкальное сопровождение для свадьбы. Виктория решила, что на церемонии ее бракосочетания должны звучать две композиции: первая — под которую невесту ведут к алтарю — «Свадебный хор» из оперы Вагнера «Лоэнгрин», а вторая — под которую новоиспеченные супруги выходят из церкви — свадебный марш из симфонической поэмы «Сон в летнюю ночь» Мендельсона. С тех пор бравурный и ликующий марш Мендельсона сразу и навсегда утвердился в качестве свадебного[2].
Собственное, поначалу марш Менедльсона был таким не единственным, немалую конкуренцию ему составляла музыка Вагнера «Свадебный хор». Однако после Второй мировой войны в некоторых странах Европы, например, во Франции, отказались от свадебной музыки Вагнера, так как его произведения очень любил слушать Гитлер, и на регистрации брака во французских мэриях теперь звучит только «Свадебный марш» Мендельсона[2]. Хотя, конечно, по желанию молодожёнов, может звучать и любая другая мелодия или вообще никакая.
На территории России свадебная музыка получает распространение только с 1959 года, когда в стране стали строить Дворцы бракосочетаний. И предпочтение было отдано именно «Свадебному маршу» Ф. Мендельсона[2].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Марш Фанни Мендельсон
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 История свадебного марша. Неизвестные подробности
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 На собственной свадьбе композитор Мендельсон обошёлся без «Свадебного марша»
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Написан для осла, прославлен принцем. 3 факта о «Марше Мендельсона»
- ↑ «Свадебный марш» Мендельсона оказался насмешкой композитора
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Мендельсон. Увертюра «Сон в летнюю ночь»