Елена Михайловна Ильющенко (4 (17) июня 1904, Тифлис, Российская империя — 16 января 1987, Москва, СССР) — балерина, супруга режиссера Сергея Юткевича.
Обучалась в Московском хореографическом училище (бывшее императорское театральное училище при московской императорской труппе)[1], педагог В. Д. Тихомиров[2][3].
По традиции императорских театральных училищ, которые первое время советской власти еще сохранялись, начала выступать на сцене еще ученицей — учащихся с раннего возраста приучали к будущей профессии. В 1918 году, выпускницей старшего класса, Елена Ильющенко уже выступила на сцене московского Большого театра в нескольких сольных партиях[1].
С 1918 года участвовала в спектаклях студии Голейзовского — «Мастерская балетного искусства», где проводились эксперименты по новым сценическим темам и пластике[4].
В 1919 году была принята в Большой театр[2][1], на сцене которого проработала всю творческую жизнь — до 1959 года[2][1], исполнив множество сольных партий. Поначалу она одновременно продолжала числиться в студии Глейзовского. Студия Голейзовского просуществовала до 1924 года, затем он сам был приглашен в Большой театр, где к тому времени работали многие его студийцы, среди которых и Елена Ильющенко[4].
По мнению О. В. Лепешинской, Елена Ильющенко «умела сочетать в своих образах приподнятую романтику с подлинно реалистической манерой игры»[1].
Елена Ильющенко была хранительницей традиций школы московского балета. Однако в 1930-х годах московская балетная школа была фактически уничтожена — по решению Сталина, в московский Большой театр в несколько этапов была переведены солисты балета из Ленинграда, представители Петербургской балетной школы. Отношения между многими представителями разных балетных течений оказались напряженными. Все административные места были отданы приезжим ленинградцам. Покинул Большой театр балетмейстер Игорь Александрович Моисеев[5]. Многие московские артисты балета, хоть и продолжали числиться в штате Большого театра, фактически не были востребованы. В результате целый пласт русской культуры — эстетическое направление Московской балетной школы — оказался практически уничтожен.
Все основные партии Елена Ильющенко исполнила в первые годы своей артистической карьеры; после засилья ленинградцев количество ее выходов на сцену резко сократилось, хотя она продолжала официально числиться в штате Большого театра и все же, в отличие от многих москвичей, появлялась на сцене.
Ее положение оказалось значительно лучше, чем у многих других московских танцовщиков. По всей видимости, в связи с семейным положением: она стала супругой выдающегося советского режиссера Сергея Юткевича[6], проживала с ним в престижных домах в окружении высокопоставленных соседей.
В 1954 году участвовала в съёмках фильма-балета «Ромео и Джельетта» по спектаклю Большого театра (режиссеры: Лео Арнштам, Леонид Лавровский) (синьора Капулетти)[7].
В течение тринадцати лет, в 1946—1959 годах, она занимала должность балетмейстера-репетитора в Большом театре. Будучи балетмейстером-репетитором Большого театра, готовила партии с Р. С. Стручковой, М. М. Плисецкой, И. В. Тихомирновой[1].
Жила в Москве: в 1920 — 1930-е на ул. Кузнецкий мост, 3; в 1938 в Глинищевском пер., 5/7; пр. Художественного театра, 2[1].
Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем С. И. Юткевичем (1904—1985) как его вдова[1].
Их дочь Марианна Сергеевна Шатерникова — киновед. Проживает в США.
Среди балетных партий Елены Ильющенко:
- 1920 — «Лебединое озеро», экспериментальная постановка В. И. Немировича-Данченко и А. А. Горского — Одетта (первая исполнительница постановки)
- 1925 — «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, балетмейстер К. Я. Голейзовский, Экспериментальный театр, Москва — царица Тайах
- 1925 — «Любовь быстра»
- «Спящая красавица», хореографы А. M. Мессерер и А. И. Чекрыгин — фея Сирени;
- «Хованщина», танцевальный номер — Персидка
- 1927 — «Красный мак» — Танец на блюде
- «Баядерка» — Гамзатти
- 1930 — «Футболист» В. А. Оранского, Большой театр, балетмейстеры Л. А. Лащилин, И. А. Моисеев, Л. А. Жуков — Дама (первая исполнительница)
- «Спящая красавица», хореографы А. M. Мессерер и M. M. Габович — Фея Карабос
- 1934 — «Половецкие пляски», балетмейстер К. Я. Голейзовский — Чага
- 1935 — «Светлый ручей» — Дачница
- «Арлекинада» — Фея
- «Стенька Разин» — Княжна
- «Дон Кихот» — Жуанитта, Мерседес, Пиккилия
- «Конек-Горбунок» — Жемчужина, Жена хана
- «Эсмеральда» — Флер де Лис, Диана
- «Жизель» — Батильда, Берта
- 1946 — «Ромео и Джульетта», балетмейстер Л. М. Лавровский — синьора Капулетти (признается как одна из лучших работ балерины)[2]
- 1947 — «Пламя Парижа» — Мария-Антуанетта
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 ИЛЬЮЩЕНКО Елена Михайловна (1904—1987)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 ИЛЬЮЩЕНКО Елена Михайловна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ ИЛЬЮЩЕНКО Елена Михайловна
- ↑ 4,0 4,1 Биографии деятелей балета. Ильющенко Елена Михайловна
- ↑ Игорь Александрович Моисеев
- ↑ Юткевич Сергей Иосифович
- ↑ Ромео и Джульетта — актеры и роли