Вид в окрестностях Дюссельдорфа (картина) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:VidIShishkin.jpg|thumb|520px|«Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Художник И. Шишкин (1865 г.)]]
+
[[Файл:VidIShishkin.jpg|thumb|520px|«Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Художник И. Шишкин (1865 г.)]]
'''«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»''' знаменитая картина русского художника [[Иван Иванович Шишкин|И. И. Шишкина]].
+
'''«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»''' — знаменитая картина русского художника [[Иван Иванович Шишкин|И. И. Шишкина]].
  
Время создания: сентябрь 1864—1865 г.<ref name=scho>[http://www.schoen-eventagentur.com/ivan-shishkin-pisma-iz-dyusseldorfa/ Иван Шишкин, письма из Дюссельдорфа]</ref>
+
Время создания: сентябрь 1864—1865 г.<ref name=scho>[http://www.schoen-eventagentur.com/ivan-shishkin-pisma-iz-dyusseldorfa/ Иван Шишкин, письма из Дюссельдорфа]</ref>
  
 
Основа: холст
 
Основа: холст
Строка 8: Строка 8:
 
Техника: масло
 
Техника: масло
  
Высота: 106 см.
+
Высота: 106 см.
  
Ширина: 151 см.<ref>[http://www.world-art.ru/painting/painting.php?id=870 Иван Шишкин. Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1865)]</ref><ref>[http://www.artrussia.ru/russian/artists/picture.php?pic_id=141&foa=f&rarity=1 Российские шедевры n Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Шишкин Иван)]</ref>
+
Ширина: 151 см.<ref>[http://www.world-art.ru/painting/painting.php?id=870 Иван Шишкин. Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1865)]</ref><ref>[http://www.artrussia.ru/russian/artists/picture.php?pic_id=141&foa=f&rarity=1 Российские шедевры n Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Шишкин Иван)]</ref>
  
Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация<ref name=near>[http://nearyou.ru/shishkin/rduseld.html Вид в окрестностях Дюссельдорфа]</ref><ref>[http://allpainters.ru/shishkin-ivan/25118-vid-v-okrestnostyax-dyusseldorfa-ivan-shishkin.html Вид в окрестностях Дюссельдорфа — Иван Шишкин]</ref>.
+
Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация<ref name=near>[http://nearyou.ru/shishkin/rduseld.html Вид в окрестностях Дюссельдорфа]</ref><ref>[http://allpainters.ru/shishkin-ivan/25118-vid-v-okrestnostyax-dyusseldorfa-ivan-shishkin.html Вид в окрестностях Дюссельдорфа — Иван Шишкин]</ref>.
  
[[Иван Иванович Шишкин]] (1832—1898) выдающийся русский художник-пейзажист. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» относится к его ранним произведениям.
+
[[Иван Иванович Шишкин]] (1832—1898) — выдающийся русский художник-пейзажист. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» относится к его ранним произведениям.
  
В 1860 году молодой художник И. Шишкин окончил Петербургскую Академию художеств с большой золотой медалью<ref name=near/><ref name=artclass>[http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19479&cat_ob_no=13014 Коллекция: мировая художественная культура. Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1865. ГРМ]</ref>: две его ученические работы — два валаамских пейзажа «Сосна на Валааме» и «Вид острова Валаам» из представленных восьми<ref>[http://valaam.ru/ru/news/6029/ Иван Иванович Шишкин]</ref> были оценены очень высоко<ref name=artsait>[http://www.artsait.ru/art/sh/shishkin/main.htm Русская живопись // Шишкин Иван Иванович (1832—1898)]</ref>. И. И. Шишкин получил право на оплаченную заграничную командировку.
+
В 1860 году молодой художник И. Шишкин окончил Петербургскую Академию художеств с большой золотой медалью<ref name=near/><ref name=artclass>[http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19479&cat_ob_no=13014 Коллекция: мировая художественная культура. Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1865. ГРМ]</ref>: две его ученические работы — два валаамских пейзажа «Сосна на Валааме» и «Вид острова Валаам» из представленных восьми<ref>[http://valaam.ru/ru/news/6029/ Иван Иванович Шишкин]</ref> — были оценены очень высоко<ref name=artsait>[http://www.artsait.ru/art/sh/shishkin/main.htm Русская живопись // Шишкин Иван Иванович (1832—1898)]</ref>. И. И. Шишкин получил право на оплаченную заграничную командировку.
  
 
За границу Шишкин уехал не сразу, а только в 1862 году<ref name=artsait/>. Молодой художник странствовал по Европе, где посещал мастерские известных художников<ref name=near/>, но очень быстро заскучал по родной стороне. Тем не менее, надо было заниматься и изучать различную художественную технику.
 
За границу Шишкин уехал не сразу, а только в 1862 году<ref name=artsait/>. Молодой художник странствовал по Европе, где посещал мастерские известных художников<ref name=near/>, но очень быстро заскучал по родной стороне. Тем не менее, надо было заниматься и изучать различную художественную технику.
Строка 22: Строка 22:
 
Командировка длилась несколько лет.
 
Командировка длилась несколько лет.
  
В конце концов Шишкин на какое-то время осел в Германии, где стажировался в местной академии художеств в 1864—1865 гг.<ref name=scho/>. Вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начал работать в Тевтобургском лесу недалеко от Дюссельдорфа<ref>[http://ivanshishkin.ru/?page=cce4dd63-c10e-40b3-bf11-90d57d3ef97a&item=eb3186c1-da7c-4151-9e2e-42fe6231ad8c&type=page А. Т.КОМАРОВА. ЛЕСНОЙ БОГАТЫРЬ-ХУДОЖНИК]</ref>. Эти северные природные уголки были сродни российским пейзажам. Шишкин любил эту неброскую северную природу и с удовольствием переносил увиденное на холст или на бумагу. Его исполненные пером рисунки быстро привлекли внимание многочисленных ценителей искусства, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее<ref>[http://www.bibliotekar.ru/rusShishkin/ Русские художники. Иван Иванович Шишкин]</ref>. Сам И. Шишкин писал об этом своему приятелю художнику [[Иван Васильевич Волковский|И. В. Волковскому]] из Дюссельдорфа 27 февраля 1865: ''«…я теперь сделался здесь известным, где и куда нейдешь, везде показывают, пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует»''<ref name=scho/><ref name=artsait/>.
+
В конце концов Шишкин на какое-то время осел в Германии, где стажировался в местной академии художеств в 1864—1865 гг.<ref name=scho/>. Вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начал работать в Тевтобургском лесу недалеко от Дюссельдорфа<ref>[http://ivanshishkin.ru/?page=cce4dd63-c10e-40b3-bf11-90d57d3ef97a&item=eb3186c1-da7c-4151-9e2e-42fe6231ad8c&type=page А. Т.КОМАРОВА. ЛЕСНОЙ БОГАТЫРЬ-ХУДОЖНИК]</ref>. Эти северные природные уголки были сродни российским пейзажам. Шишкин любил эту неброскую северную природу и с удовольствием переносил увиденное на холст или на бумагу. Его исполненные пером рисунки быстро привлекли внимание многочисленных ценителей искусства, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее<ref>[http://www.bibliotekar.ru/rusShishkin/ Русские художники. Иван Иванович Шишкин]</ref>. Сам И. Шишкин писал об этом своему приятелю художнику [[Иван Васильевич Волковский|И. В. Волковскому]] из Дюссельдорфа 27 февраля 1865: ''«…я теперь сделался здесь известным, где и куда нейдешь, везде показывают, пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует»''<ref name=scho/><ref name=artsait/>.
  
Именно там (возле Дюссельдорфа) и тогда (1864—1865 гг.) по заказу петербургского коллекционера Н. Д. Быкова им было создано полотно «Вид окрестностей Дюссельдорфа»<ref name=near/><ref name=artclass/>.
+
Именно там (возле Дюссельдорфа) и тогда (1864—1865 гг.) по заказу петербургского коллекционера Н. Д. Быкова им было создано полотно «Вид окрестностей Дюссельдорфа»<ref name=near/><ref name=artclass/>.
[[Файл:Shishkin_dub65.jpg|thumb|left|210px|И.Шишкин, «Дубы», 1865 г., Дюссельдорф. Этот изображенный дуб художник использовал через много лет при создании картины «[[Среди долины ровныя... (картина)|Среди долины ровныя]]»]]
+
[[Файл:Shishkin_dub65.jpg|thumb|left|210px|И.Шишкин, «Дубы», 1865 г., Дюссельдорф. Этот изображенный дуб художник использовал через много лет при создании картины «[[Среди долины ровныя... (картина)|Среди долины ровныя]]»]]
Созданию полотна предшествовали этюды. Стиль работы Шишкина включал в себя создание множества эскизов и поиск самого оптимального варианта из того, что он нашел и запечатлел. А какие-то наброски стали отдельным вполне законченным произведением — как и данная картина «Дубы», создававшаяся как этюд<ref>[http://palitra-ru.ru/index.php?mact=Gallery,m7b4e2,default,1&m7b4e2start=106&m7b4e2number=15&m7b4e2dir=%2Frhchichkin&m7b4e2returnid=71&page=71&lo=duby-etyud-1865.jpg&mo=%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%8B.%D0%AD%D1%82%D1%8E%D0%B4%201865 Дубы. Этюд 1865]</ref>.
+
Созданию полотна предшествовали этюды. Стиль работы Шишкина включал в себя создание множества эскизов и поиск самого оптимального варианта из того, что он нашел и запечатлел. А какие-то наброски стали отдельным вполне законченным произведением — как и данная картина «Дубы», создававшаяся как этюд<ref>[http://palitra-ru.ru/index.php?mact=Gallery,m7b4e2,default,1&m7b4e2start=106&m7b4e2number=15&m7b4e2dir=%2Frhchichkin&m7b4e2returnid=71&page=71&lo=duby-etyud-1865.jpg&mo=%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%8B.%D0%AD%D1%82%D1%8E%D0%B4%201865 Дубы. Этюд 1865]</ref>.
  
Приступая к созданию заказанного ему полотна, художник не сразу определил его сюжет. Первоначально Шишкин хотел изобразить на картине пейзаж после грозы, о чем сообщал в письме к Н. Быкову 29 сентября 1864 года<ref name=scho/>. Он даже название картине придумал — «После грозы»<ref name=scho/>. Постепенно планы изменились, и он задумал показать пейзаж не после грозы, а в ожидании ее.
+
Приступая к созданию заказанного ему полотна, художник не сразу определил его сюжет. Первоначально Шишкин хотел изобразить на картине пейзаж после грозы, о чем сообщал в письме к Н. Быкову 29 сентября 1864 года<ref name=scho/>. Он даже название картине придумал — «После грозы»<ref name=scho/>. Постепенно планы изменились, и он задумал показать пейзаж не после грозы, а в ожидании ее.
  
Картина полна света и воздуха. Зритель словно ощущает эту живую природу, ее теплоту, ее душевность. Чувствуется, что автору произведения самому нравится эта простая и в общем-то неброская красота. Художник филигранно выписывает каждую деталь полотна<ref>[http://art-on-web.ru/shishkin/pictures/2646  Вид в окрестностях Дюссельдорфа ]</ref>. Правый фрагмент пейзажа дает предчувствие грозы, надвигающейся на долину. Художник помещает в правом верхнем углу темную тучу, которая заслоняет солнечный свет. Шишкин буквально играет с контрастом тоновой насыщенности, отображая перемены погоды. Но его гроза — не страшная, она тоже символ этой радости жизни и всего бытия. Об этом говорят и человеческие фигурки — люди вовсе не собираются бежать от надвигающейся непогоды, они вполне принимают ее, ощущая и себя, и природу частичками одного целого единого мира<ref>[http://shishkin-art.ru/?page=fd782b6d-1dfb-46f6-be99-811a7cf8c593&item=c3a34a60-bb26-44e0-bbfd-6536264f1b22&type=page 1865. Шишкин И. И. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа. Правый фрагмент.»]</ref>.
+
Картина полна света и воздуха. Зритель словно ощущает эту живую природу, ее теплоту, ее душевность. Чувствуется, что автору произведения самому нравится эта простая и в общем-то неброская красота. Художник филигранно выписывает каждую деталь полотна<ref>[http://art-on-web.ru/shishkin/pictures/2646  Вид в окрестностях Дюссельдорфа ]</ref>. Правый фрагмент пейзажа дает предчувствие грозы, надвигающейся на долину. Художник помещает в правом верхнем углу темную тучу, которая заслоняет солнечный свет. Шишкин буквально играет с контрастом тоновой насыщенности, отображая перемены погоды. Но его гроза — не страшная, она тоже символ этой радости жизни и всего бытия. Об этом говорят и человеческие фигурки — люди вовсе не собираются бежать от надвигающейся непогоды, они вполне принимают ее, ощущая и себя, и природу частичками одного целого единого мира<ref>[http://shishkin-art.ru/?page=fd782b6d-1dfb-46f6-be99-811a7cf8c593&item=c3a34a60-bb26-44e0-bbfd-6536264f1b22&type=page 1865. Шишкин И. И. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа. Правый фрагмент.»]</ref>.
  
Вернувшись в Россию в том же 1865 году, художник показал свои работы, которые сразу были оценены очень высоко. А за полотно «Вид окрестностей Дюссельдорфа» И. И. Шишкин получил звание академика<ref name=near/><ref name=artsait/><ref name=artclass/>.
+
Вернувшись в Россию в том же 1865 году, художник показал свои работы, которые сразу были оценены очень высоко. А за полотно «Вид окрестностей Дюссельдорфа» И. И. Шишкин получил звание академика<ref name=near/><ref name=artsait/><ref name=artclass/>.
  
Заказчик полотна Н. Д. Быков писал И. И. Шишкину 9 июля 1865 года, после получения картины: ''«Вот как происходило дело: картину Вашу я поручил открыть и натянуть на рамку, а сам 7 июля, по случаю столетнего дня закладки церкви Акад[емии] худ[ожеств] и самого ее здания, отправился в Академию. Возвратился домой при знойном солнце и нашел Вашу картину, которой отдаю полную справедливость и скажу, прекрасная картина и тон ее верен… <…> Итак, благодарю за картину, об остальных ее достоинствах поговорим после, а теперь от души пожелаю Вам идти в художестве тем путем правды и натуры, которую я вижу в Вашей картине»''<ref>[http://shishkin-art.ru/228/ Н. Д. Быков к И. И. Шишкину от 09.07.1865 г.]</ref>.
+
Заказчик полотна Н. Д. Быков писал И. И. Шишкину 9 июля 1865 года, после получения картины: ''«Вот как происходило дело: картину Вашу я поручил открыть и натянуть на рамку, а сам 7 июля, по случаю столетнего дня закладки церкви Акад[емии] худ[ожеств] и самого ее здания, отправился в Академию. Возвратился домой при знойном солнце и нашел Вашу картину, которой отдаю полную справедливость и скажу, прекрасная картина и тон ее верен… <…> Итак, благодарю за картину, об остальных ее достоинствах поговорим после, а теперь от души пожелаю Вам идти в художестве тем путем правды и натуры, которую я вижу в Вашей картине»''<ref>[http://shishkin-art.ru/228/ Н. Д. Быков к И. И. Шишкину от 09.07.1865 г.]</ref>.
  
 
Художник приступил к следующим работам.
 
Художник приступил к следующим работам.
Строка 40: Строка 40:
 
Но этюды, выполненные к этой картине, сохранились. И через много лет оказались востребованы.
 
Но этюды, выполненные к этой картине, сохранились. И через много лет оказались востребованы.
  
В 1883 году И. Шишкин приступил к работе над полотном [[Среди долины ровныя... (картина)|«Среди долины ровныя…»]]<ref name=nearyou>[http://www.nearyou.ru/shishkin/dolina.html «Среди долины ровныя …»]</ref><ref name=nezhna>[http://nezhna.com/post114187320/ И. И. Шишкин. Среди долины ровныя…]</ref>. Это картина — об одиноком сильном и никому не нужном дубе. Основой произведению послужила [[Среди долины ровныя (песня)|известная русская песня]] с тем же названием (поэт: [[Алексей Федорович Мерзляков|Алексей Мерзляков]], композитор: [[Степан Иванович Давыдов|Степан Давыдов]])<ref name=neary0>[http://nearyou.ru/shishkin/sdolina.html Рассказы о шедеврах живописи // Шишкин И. «Среди долины ровныя…»]</ref>. К этому времени художник похоронил почти всю свою семью: став дважды вдовцом, он растил двух дочерей Лидию и Ксению. Он очень тяжело переживал своё дважды вдовство, а кроме того — он дважды хоронил сыновей… Он спасался работой, писал много, но уже редко рисовал солнечные безмятежные пейзажи — в его сердце жило горе, которое он щедро передавал холсту, и не желал больше иметь с этой жизнью ничего общего — ни радостей, ни веселости, ни надежд… Именно тогда он нашел свой старый этюд «Дуб» к картине «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и перенес его на новое полотно. Однако тот швейцарский дуб теперь преобразился. Какая же разница в их изображениях! И в тех годах — 1865 и 1883! И эта разница не умещается в прошедшие 18 лет, она значительно больше: это разница между радостью и горем. Дюссельдорфский дуб не давил одиночеством — да он и не одинок! это были могущество и сила жизни, что подчеркивалось и ярким солнечным сиянием, и нахоженной тропинкой, и девичьей фигуркой на этой тропинке, а вот картину «Среди долины ровные…» уже никакие фигуры не оживляют. Да и солнечные блики, кажется, никогда не прорвутся в этот сумрак.
+
В 1883 году И. Шишкин приступил к работе над полотном [[Среди долины ровныя... (картина)|«Среди долины ровныя…»]]<ref name=nearyou>[http://www.nearyou.ru/shishkin/dolina.html «Среди долины ровныя …»]</ref><ref name=nezhna>[http://nezhna.com/post114187320/ И. И. Шишкин. Среди долины ровныя…]</ref>. Это картина — об одиноком сильном и никому не нужном дубе. Основой произведению послужила [[Среди долины ровныя (песня)|известная русская песня]] с тем же названием (поэт: [[Алексей Федорович Мерзляков|Алексей Мерзляков]], композитор: [[Степан Иванович Давыдов|Степан Давыдов]])<ref name=neary0>[http://nearyou.ru/shishkin/sdolina.html Рассказы о шедеврах живописи // Шишкин И. «Среди долины ровныя…»]</ref>. К этому времени художник похоронил почти всю свою семью: став дважды вдовцом, он растил двух дочерей Лидию и Ксению. Он очень тяжело переживал своё дважды вдовство, а кроме того — он дважды хоронил сыновей… Он спасался работой, писал много, но уже редко рисовал солнечные безмятежные пейзажи — в его сердце жило горе, которое он щедро передавал холсту, и не желал больше иметь с этой жизнью ничего общего — ни радостей, ни веселости, ни надежд… Именно тогда он нашел свой старый этюд «Дуб» к картине «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и перенес его на новое полотно. Однако тот швейцарский дуб теперь преобразился. Какая же разница в их изображениях! И в тех годах — 1865 и 1883! И эта разница не умещается в прошедшие 18 лет, она значительно больше: это разница между радостью и горем. Дюссельдорфский дуб не давил одиночеством — да он и не одинок! — это были могущество и сила жизни, что подчеркивалось и ярким солнечным сиянием, и нахоженной тропинкой, и девичьей фигуркой на этой тропинке, — а вот картину «Среди долины ровные…» уже никакие фигуры не оживляют. Да и солнечные блики, кажется, никогда не прорвутся в этот сумрак.
  
А картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданная художником в 1865 году и привезенная тогда же в Россию, по-прежнему — и так же по-юному — призывает к жизни…
+
А картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданная художником в 1865 году и привезенная тогда же в Россию, по-прежнему — и так же по-юному — призывает к жизни…
  
 
== См. также ==
 
== См. также ==

Текущая версия на 20:50, 14 июля 2018

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Художник И. Шишкин (1865 г.)

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — знаменитая картина русского художника И. И. Шишкина.

Время создания: сентябрь 1864—1865 г.[1]

Основа: холст

Техника: масло

Высота: 106 см.

Ширина: 151 см.[2][3]

Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация[4][5].

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — выдающийся русский художник-пейзажист. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» относится к его ранним произведениям.

В 1860 году молодой художник И. Шишкин окончил Петербургскую Академию художеств с большой золотой медалью[4][6]: две его ученические работы — два валаамских пейзажа «Сосна на Валааме» и «Вид острова Валаам» из представленных восьми[7] — были оценены очень высоко[8]. И. И. Шишкин получил право на оплаченную заграничную командировку.

За границу Шишкин уехал не сразу, а только в 1862 году[8]. Молодой художник странствовал по Европе, где посещал мастерские известных художников[4], но очень быстро заскучал по родной стороне. Тем не менее, надо было заниматься и изучать различную художественную технику.

Командировка длилась несколько лет.

В конце концов Шишкин на какое-то время осел в Германии, где стажировался в местной академии художеств в 1864—1865 гг.[1]. Вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начал работать в Тевтобургском лесу недалеко от Дюссельдорфа[9]. Эти северные природные уголки были сродни российским пейзажам. Шишкин любил эту неброскую северную природу и с удовольствием переносил увиденное на холст или на бумагу. Его исполненные пером рисунки быстро привлекли внимание многочисленных ценителей искусства, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее[10]. Сам И. Шишкин писал об этом своему приятелю художнику И. В. Волковскому из Дюссельдорфа 27 февраля 1865: «…я теперь сделался здесь известным, где и куда нейдешь, везде показывают, пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует»[1][8].

Именно там (возле Дюссельдорфа) и тогда (1864—1865 гг.) по заказу петербургского коллекционера Н. Д. Быкова им было создано полотно «Вид окрестностей Дюссельдорфа»[4][6].

И.Шишкин, «Дубы», 1865 г., Дюссельдорф. Этот изображенный дуб художник использовал через много лет при создании картины «Среди долины ровныя»

Созданию полотна предшествовали этюды. Стиль работы Шишкина включал в себя создание множества эскизов и поиск самого оптимального варианта из того, что он нашел и запечатлел. А какие-то наброски стали отдельным вполне законченным произведением — как и данная картина «Дубы», создававшаяся как этюд[11].

Приступая к созданию заказанного ему полотна, художник не сразу определил его сюжет. Первоначально Шишкин хотел изобразить на картине пейзаж после грозы, о чем сообщал в письме к Н. Быкову 29 сентября 1864 года[1]. Он даже название картине придумал — «После грозы»[1]. Постепенно планы изменились, и он задумал показать пейзаж не после грозы, а в ожидании ее.

Картина полна света и воздуха. Зритель словно ощущает эту живую природу, ее теплоту, ее душевность. Чувствуется, что автору произведения самому нравится эта простая и в общем-то неброская красота. Художник филигранно выписывает каждую деталь полотна[12]. Правый фрагмент пейзажа дает предчувствие грозы, надвигающейся на долину. Художник помещает в правом верхнем углу темную тучу, которая заслоняет солнечный свет. Шишкин буквально играет с контрастом тоновой насыщенности, отображая перемены погоды. Но его гроза — не страшная, она тоже символ этой радости жизни и всего бытия. Об этом говорят и человеческие фигурки — люди вовсе не собираются бежать от надвигающейся непогоды, они вполне принимают ее, ощущая и себя, и природу частичками одного целого единого мира[13].

Вернувшись в Россию в том же 1865 году, художник показал свои работы, которые сразу были оценены очень высоко. А за полотно «Вид окрестностей Дюссельдорфа» И. И. Шишкин получил звание академика[4][8][6].

Заказчик полотна Н. Д. Быков писал И. И. Шишкину 9 июля 1865 года, после получения картины: «Вот как происходило дело: картину Вашу я поручил открыть и натянуть на рамку, а сам 7 июля, по случаю столетнего дня закладки церкви Акад[емии] худ[ожеств] и самого ее здания, отправился в Академию. Возвратился домой при знойном солнце и нашел Вашу картину, которой отдаю полную справедливость и скажу, прекрасная картина и тон ее верен… <…> Итак, благодарю за картину, об остальных ее достоинствах поговорим после, а теперь от души пожелаю Вам идти в художестве тем путем правды и натуры, которую я вижу в Вашей картине»[14].

Художник приступил к следующим работам.

Но этюды, выполненные к этой картине, сохранились. И через много лет оказались востребованы.

В 1883 году И. Шишкин приступил к работе над полотном «Среди долины ровныя…»[15][16]. Это картина — об одиноком сильном и никому не нужном дубе. Основой произведению послужила известная русская песня с тем же названием (поэт: Алексей Мерзляков, композитор: Степан Давыдов)[17]. К этому времени художник похоронил почти всю свою семью: став дважды вдовцом, он растил двух дочерей Лидию и Ксению. Он очень тяжело переживал своё дважды вдовство, а кроме того — он дважды хоронил сыновей… Он спасался работой, писал много, но уже редко рисовал солнечные безмятежные пейзажи — в его сердце жило горе, которое он щедро передавал холсту, и не желал больше иметь с этой жизнью ничего общего — ни радостей, ни веселости, ни надежд… Именно тогда он нашел свой старый этюд «Дуб» к картине «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и перенес его на новое полотно. Однако тот швейцарский дуб теперь преобразился. Какая же разница в их изображениях! И в тех годах — 1865 и 1883! И эта разница не умещается в прошедшие 18 лет, она значительно больше: это разница между радостью и горем. Дюссельдорфский дуб не давил одиночеством — да он и не одинок! — это были могущество и сила жизни, что подчеркивалось и ярким солнечным сиянием, и нахоженной тропинкой, и девичьей фигуркой на этой тропинке, — а вот картину «Среди долины ровные…» уже никакие фигуры не оживляют. Да и солнечные блики, кажется, никогда не прорвутся в этот сумрак.

А картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданная художником в 1865 году и привезенная тогда же в Россию, по-прежнему — и так же по-юному — призывает к жизни…

См. также

Источники