Валентина Львовна Бианки — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Валентина Львовна Бианки-Фабиан '''Валентина Львовна Бианки''' (или Бьянк…») |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Bianki.jpg|thumb|Валентина Львовна Бианки-Фабиан]] | [[Файл:Bianki.jpg|thumb|Валентина Львовна Бианки-Фабиан]] | ||
− | '''Валентина Львовна Бианки''' (или Бьянки<ref name=prujop>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Бианки%20Валентина%20Львовна/ [[Аркадий Михайлович Пружанский|Пружанский А. М.]] Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. | + | '''Валентина Львовна Бианки''' (или Бьянки<ref name=prujop>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Бианки%20Валентина%20Львовна/ [[Аркадий Михайлович Пружанский|Пружанский А. М.]] Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008]</ref> (Valentina Bianchi); по мужу Фабиан; настоящее отчество Валентиновна; 1839<ref name=sloven>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Вокально-энциклопедический%20словарь/Бианки%20Валентина/ [[Михаил Суренович Агин|Агин М. С.]] Вокально-энциклопедический словарь. (Биобиблиография). В 5 т. — М.,1991-1994]</ref> или 1833, [[Вильно]], ныне Вильнюс (однако есть сведения о ее рождении в Швейцарии<ref name=person>[http://www.nto.su/index.php?a=term&d=%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7+%D0%B8+%D0%95%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD&t=%D0%91%D0%98%D0%90%D0%9D%D0%9A%D0%98+%D0%92%D0%90%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%90 Брокгауз и Ефрон // БИАНКИ Валентина (известная оперная певица)]</ref>) — 28 февраля (13 марта) 1884, г. Кандава (Kandau), ныне Тукумский район, [[Латвия]]) — оперная певица (драматическое сопрано). |
== Начало артистической деятельности == | == Начало артистической деятельности == | ||
Происходила из [[Италия|итальянской]] семьи. Отец был певцом, затем преподавателем музыки. | Происходила из [[Италия|итальянской]] семьи. Отец был певцом, затем преподавателем музыки. | ||
− | Училась в [[Парижская консерватория|Парижской консерватории]], педагоги: по | + | Училась в [[Парижская консерватория|Парижской консерватории]], педагоги: по вокалу — [[Джованни Марко Бордоньи|Дж. Бордоньи]] и Л. Ревиаль, по декламации и сценическому искусству — Дювернуа и Морен де Кланьи. |
− | Там же в Париже в 1855 дебютировала на оперной сцене в Итальянском театре (Théâtre Italien) в партиях Амины («Сомнамбула» В. Беллини) и Адины («Любовный напиток» | + | Там же в Париже в 1855 дебютировала на оперной сцене в Итальянском театре (Théâtre Italien) в партиях Амины («Сомнамбула» В. Беллини) и Адины («Любовный напиток» [[Гаэтано Доницетти|Г.Доницетти]]. С 1855 пела в различных городах Германии<ref name=sloven />: во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Берлине, Шверине и др. |
== Императорская труппа == | == Императорская труппа == | ||
− | В 1862—1865 солистка императорского петербургского [[Мариинский театр|Мариинского театра]] (дебютировала в партии Леоноры в опере Дж. Верди «Трубадур»)<ref name=prujop />. В этот период композитор [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. | + | В 1862—1865 солистка императорского петербургского [[Мариинский театр|Мариинского театра]] (дебютировала в партии Леоноры в опере Дж. Верди «Трубадур»)<ref name=prujop />. В этот период композитор [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. Н. Серов]] создавал оперу «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]», главная партия которой предназначалась им специально для В.Бианки (хотя на тот момент публика певицу еще плохо знала<ref>[http://alchevskpravoslavniy.ru/video/yudif-biblejskij-syuzhet.html/2 Юдифь. Библейский сюжет]</ref>), эту партию она и исполнила на премьере в Мариинском театре 16 мая 1863 года. А сам композитор писал по этому поводу (Серов А. Н. Критические статьи. — СПб., 1895. Т. 4. С. 2151): ''«Бианки, чарующая в Юдифи не только голосом, пением и умнейшею игрою, но даже и наружностью (костюм сделал из нее красавицу)»''<ref name=prujop />. |
− | В | + | В 1865—1867 — солистка императорского московской императорской труппы. |
− | В | + | В 1867—1869 — солистка Киевской оперы. |
В 1881 снова пела в спектаклях петербургской императорской труппы [[Итальянская опера (Санкт-Петербург)|Итальянской оперы]]. | В 1881 снова пела в спектаклях петербургской императорской труппы [[Итальянская опера (Санкт-Петербург)|Итальянской оперы]]. | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
Официально служа в императорской труппе, Валентина Бианки немало выступала в концертах киевского отделения РМО. | Официально служа в императорской труппе, Валентина Бианки немало выступала в концертах киевского отделения РМО. | ||
− | Пела п/у В. | + | Пела п/у В. М. Вилинского, [[Константин Петрович Вильбоа|К. Вильбоа]], [[Константин Николаевич Лядов|К. Н. Лядова]], [[Иван Осипович Шрамек|И. О. Шрамека]]. |
− | Покинула оперную сцену в | + | Покинула оперную сцену в 1867 г.<ref name=person /> или в 1870<ref name=prujop />, однако еще какое-то время продолжала активно концертировать<ref name=sloven />. |
== Композиторская деятельность == | == Композиторская деятельность == | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
Оперный репертуар певицы насчитывал свыше 50 партий. | Оперный репертуар певицы насчитывал свыше 50 партий. | ||
− | [[Файл:Bianki&Sarioti.jpg|thumb|270px|В. | + | [[Файл:Bianki&Sarioti.jpg|thumb|270px|В. Л. Бианки — Юдифь, [[Михаил Иванович Сариотти|М. И. Сариотти]] — Олоферн (опера «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]» А. Серова), 1863 г.]] |
− | * «[[Норма (опера)|Норма]]» В. | + | * «[[Норма (опера)|Норма]]» В. Беллини — ''Норма'' (Франкфурт-на-Майне) |
− | * | + | * 1856 — «[[Сомнамбула (опера)|Сомнамбула]]» — ''Амина'' (Берлин) |
− | * | + | * 1856 — «[[Любовный напиток (опера)|Любовный напиток]]» — ''Адина'' (Берлин) |
− | * 16 мая | + | * 16 мая 1863 — «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]» [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. Серова]] — ''Юдифь'' (Мариинский театр, С-Петербург; первая исполнительница; в 1865 г. выступала в этой же партии в московском Большом театре, став таким образом и там тоже первой исполнительней партии) |
− | * | + | * 1863 — «[[Наташа, или Волжские разбойники (опера)|Наташа, или Волжские разбойники]]» [[Вильбоа, Константин Петрович|К. Вильбоа]] — ''Наташа'' (впервые в Мариинском театре) |
− | * | + | * 1864 — «[[Ундина (опера Львова)|Ундина]]» А. Львова — ''Ундина'' |
− | * | + | * 1866 — «[[Гугеноты (опера)|Гугеноты]]» Дж. Мейербера — ''Валентина'' (Большой театр, Москва) |
− | * | + | * 1866 — «[[Лукреция Борджиа (опера)|Лукреция Борджиа]]» Г. Доницетти — ''Лукреция Борджиа'' |
− | * | + | * 1867 — «[[Жизнь за царя (опера)|Жизнь за царя]]» М. Глинки — ''Антонида'' (впервые в Киеве) |
− | * | + | * 1867 — «[[Дети степей, или Украинские цыгане (опера)|Дети степей, или Украинские цыгане]]» А. Рубинштейна — ''Избрана'' |
− | * «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» М. | + | * «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» М. Глинки — ''Горислава'' |
− | * «[[Русалка (опера Даргомыжского)|Русалка]]» А. | + | * «[[Русалка (опера Даргомыжского)|Русалка]]» А. Даргомыжского — ''Наташа'' |
− | * «[[Запорожец за Дунаем (опера)|Запорожец за Дунаем]]» С. Гулак- | + | * «[[Запорожец за Дунаем (опера)|Запорожец за Дунаем]]» С. Гулак-Артемовского — ''Одарк''а |
− | * «[[Лючия ди Ламмермур (опера)|Лючия ди Ламмермур]]» Г. | + | * «[[Лючия ди Ламмермур (опера)|Лючия ди Ламмермур]]» Г. Доницетти — ''Лючия ди Ламмермур'' |
− | * «[[Дочь полка (опера)|Дочь полка]]» Г. | + | * «[[Дочь полка (опера)|Дочь полка]]» Г. Доницетти — ''Мария'' |
− | * «[[Фра-Дьяволо (опера)|Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине]]» Д. | + | * «[[Фра-Дьяволо (опера)|Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине]]» Д. Обера — ''Церлина'' |
− | * «[[Немая из Портичи (опера)|Фенелла, или Немая из Портичи]]» Д. | + | * «[[Немая из Портичи (опера)|Фенелла, или Немая из Портичи]]» Д. Обера — ''Эльвира'' |
== Отзывы == | == Отзывы == | ||
Строка 59: | Строка 59: | ||
«[[Ежегодник Императорских Театров]]» (Сезон 1901—1902. С. 154—155) отмечал ее работу в опере «Дети степей, или Украинские цыгане» [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]]: ''«Трудную партию Избраны г-жа Валентина Бианки поняла до мельчайших подробностей и старалась её исполнить, но к сожалению, понимание стоило гораздо выше сил. Впрочем, исполнение партии Избраны делает большую честь г. Бианки»''. | «[[Ежегодник Императорских Театров]]» (Сезон 1901—1902. С. 154—155) отмечал ее работу в опере «Дети степей, или Украинские цыгане» [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]]: ''«Трудную партию Избраны г-жа Валентина Бианки поняла до мельчайших подробностей и старалась её исполнить, но к сожалению, понимание стоило гораздо выше сил. Впрочем, исполнение партии Избраны делает большую честь г. Бианки»''. | ||
− | [[Аркадий Михайлович Пружанский|Пружанский А. М.]] (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. | + | [[Аркадий Михайлович Пружанский|Пружанский А. М.]] (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008) так характеризует творчество певицы: ''«Обладала красивым, мощным, ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, отличной вокальной техникой и ярким актер. дарованием. Однако, по мнению критиков, созданным ею героико-драматическим образам были присущи излишняя [[аффектация]] и мелодраматизм»''<ref name=prujop />. |
== Источники == | == Источники == |
Текущая версия на 20:40, 27 мая 2017
Валентина Львовна Бианки (или Бьянки[1] (Valentina Bianchi); по мужу Фабиан; настоящее отчество Валентиновна; 1839[2] или 1833, Вильно, ныне Вильнюс (однако есть сведения о ее рождении в Швейцарии[3]) — 28 февраля (13 марта) 1884, г. Кандава (Kandau), ныне Тукумский район, Латвия) — оперная певица (драматическое сопрано).
Содержание
Начало артистической деятельности
Происходила из итальянской семьи. Отец был певцом, затем преподавателем музыки.
Училась в Парижской консерватории, педагоги: по вокалу — Дж. Бордоньи и Л. Ревиаль, по декламации и сценическому искусству — Дювернуа и Морен де Кланьи.
Там же в Париже в 1855 дебютировала на оперной сцене в Итальянском театре (Théâtre Italien) в партиях Амины («Сомнамбула» В. Беллини) и Адины («Любовный напиток» Г.Доницетти. С 1855 пела в различных городах Германии[2]: во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Берлине, Шверине и др.
Императорская труппа
В 1862—1865 солистка императорского петербургского Мариинского театра (дебютировала в партии Леоноры в опере Дж. Верди «Трубадур»)[1]. В этот период композитор А. Н. Серов создавал оперу «Юдифь», главная партия которой предназначалась им специально для В.Бианки (хотя на тот момент публика певицу еще плохо знала[4]), эту партию она и исполнила на премьере в Мариинском театре 16 мая 1863 года. А сам композитор писал по этому поводу (Серов А. Н. Критические статьи. — СПб., 1895. Т. 4. С. 2151): «Бианки, чарующая в Юдифи не только голосом, пением и умнейшею игрою, но даже и наружностью (костюм сделал из нее красавицу)»[1].
В 1865—1867 — солистка императорского московской императорской труппы.
В 1867—1869 — солистка Киевской оперы.
В 1881 снова пела в спектаклях петербургской императорской труппы Итальянской оперы.
Официально служа в императорской труппе, Валентина Бианки немало выступала в концертах киевского отделения РМО.
Пела п/у В. М. Вилинского, К. Вильбоа, К. Н. Лядова, И. О. Шрамека.
Покинула оперную сцену в 1867 г.[3] или в 1870[1], однако еще какое-то время продолжала активно концертировать[2].
Композиторская деятельность
Кроме исполнительской деятельности Валентина Бьянки сама является автором нескольких романсов, среди которых «Прости, не помни дней паденья» на слова Н. Некрасова, «Нет, нет, ты меня не забудешь» и др.
Репертуар
Среди концертного репертуара певицы романс А. Алябьева «Соловей», который М. Глинка в 1856 году специально для нее переложил для голоса с оркестром[1].
В 1863 в Петербурге она исполняла сольную партию в финале 9-й симфонии Л. Бетховена.
Оперный репертуар певицы насчитывал свыше 50 партий.
- «Норма» В. Беллини — Норма (Франкфурт-на-Майне)
- 1856 — «Сомнамбула» — Амина (Берлин)
- 1856 — «Любовный напиток» — Адина (Берлин)
- 16 мая 1863 — «Юдифь» А. Серова — Юдифь (Мариинский театр, С-Петербург; первая исполнительница; в 1865 г. выступала в этой же партии в московском Большом театре, став таким образом и там тоже первой исполнительней партии)
- 1863 — «Наташа, или Волжские разбойники» К. Вильбоа — Наташа (впервые в Мариинском театре)
- 1864 — «Ундина» А. Львова — Ундина
- 1866 — «Гугеноты» Дж. Мейербера — Валентина (Большой театр, Москва)
- 1866 — «Лукреция Борджиа» Г. Доницетти — Лукреция Борджиа
- 1867 — «Жизнь за царя» М. Глинки — Антонида (впервые в Киеве)
- 1867 — «Дети степей, или Украинские цыгане» А. Рубинштейна — Избрана
- «Руслан и Людмила» М. Глинки — Горислава
- «Русалка» А. Даргомыжского — Наташа
- «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского — Одарка
- «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти — Лючия ди Ламмермур
- «Дочь полка» Г. Доницетти — Мария
- «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера — Церлина
- «Фенелла, или Немая из Портичи» Д. Обера — Эльвира
Отзывы
Критика живо отзывалась на выступления Валентины Бианки и посвящала ей немало страниц. Словарь Брокгауза и Ефрона писал о ней: «Бианки обладала исключительным голосом: необычайная интенсивность верхних нот, из ряда вон выходящий объем голоса и его мощь до того увлекли автора „Юдифи“, что он написал заглавную роль с расчетом на голосовые средства Б. В этой чудной по музыкальной красоте партии Юдифи, к сожалению, представляющей, однако, слишком большие требования к певице, и лежит причина, по которой „Юдифь“, как замечательное оперное произведение, не достигла должного распространения как у нас, так и за границей»[3].
Театральный критик А. Григорьев писал о создании певицей образа Лукреции Борджиа в одноименной опере: «Такого соединения в одном лице первоклассной певицы с высокой артисткой, которая сама увлекается и всех увлекает; такой поэзии в создании роли на русской сцене давным-давно не бывало».
«Ежегодник Императорских Театров» (Сезон 1901—1902. С. 154—155) отмечал ее работу в опере «Дети степей, или Украинские цыгане» А. Рубинштейна: «Трудную партию Избраны г-жа Валентина Бианки поняла до мельчайших подробностей и старалась её исполнить, но к сожалению, понимание стоило гораздо выше сил. Впрочем, исполнение партии Избраны делает большую честь г. Бианки».
Пружанский А. М. (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008) так характеризует творчество певицы: «Обладала красивым, мощным, ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, отличной вокальной техникой и ярким актер. дарованием. Однако, по мнению критиков, созданным ею героико-драматическим образам были присущи излишняя аффектация и мелодраматизм»[1].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Агин М. С. Вокально-энциклопедический словарь. (Биобиблиография). В 5 т. — М.,1991-1994
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Брокгауз и Ефрон // БИАНКИ Валентина (известная оперная певица)
- ↑ Юдифь. Библейский сюжет