Гертруда Ле Пик-Росси — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Гертруда Ле Пик-Росси''' (LePicq, Le Picq или Lepic-Rossi; даты жизни неизвестны) — итальянская балер…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
'''Гертруда Ле Пик-Росси''' (LePicq, Le Picq или Lepic-Rossi; даты жизни неизвестны) итальянская балерина конца 18 — начала 19 вв.<ref name=ency>[http://sergg.ru/doc/ballet/encyclopedia/032.htm Энциклопедия балета (страница 32)]</ref>.
+
'''Гертруда Ле Пик-Росси''' (LePicq, Le Picq или Lepic-Rossi; даты жизни неизвестны) — итальянская балерина конца 18 — начала 19 вв.<ref name=ency>[http://sergg.ru/doc/ballet/encyclopedia/032.htm Энциклопедия балета (страница 32)]</ref>.
  
 
Будучи известной танцовщицей своего времени, она вошла в мировую историю не как артистка, а как жена и мать выдающихся деятелей искусства.
 
Будучи известной танцовщицей своего времени, она вошла в мировую историю не как артистка, а как жена и мать выдающихся деятелей искусства.
 
* Муж: танцовщик и балетмейстер [[Шарль Ле Пик]]
 
* Муж: танцовщик и балетмейстер [[Шарль Ле Пик]]
 
* Сын: архитектор [[Карл Иванович Росси]]
 
* Сын: архитектор [[Карл Иванович Росси]]
Если верить мудрости, что талантливые мужчины окружают талантливых женщин, то — Гертруда Ле Пик-Росси была талантливой женой и талантливой матерью.
+
Если верить мудрости, что талантливые мужчины окружают талантливых женщин, то — Гертруда Ле Пик-Росси была талантливой женой и талантливой матерью.
  
По некоторым версиям, первый муж Гертруды, отец ее сына Карло Росси, принадлежал к неаполитанскому дворянскому роду<ref name=clittary>[http://clittary-hilton.livejournal.com/37118.html ГДЕ РОДИЛСЯ ЗОДЧИЙ РОССИ ?]</ref>. Можно понять, что по тому времени его брак с артисткой-танцовщицей выглядел мезальянсом, вряд ли был благосклонно встречен аристократической родней и долго не продержался. Правда, в том же самом источнике наличие папы будущего выдающегося русского архитектора вообще ставится под сомнение. А по поводу самой балерины, со ссылкой на книгу Юрия Овсянникова «Великие зодчие Петербурга», сообщается: ''«Госпожа Гертруда Росси, родом из Мюнхена, в девичестве Аблехер. Искусству своему начала обучаться в Неаполе в Королевском театре. Там же родился ее сын Карл»''<ref name=clittary/>. Никаких других сведений, подтверждающих эти, обнаружить не удалось. Тем не менее, сын носил отцовскую фамилию, а потом, оказавшись в России, и отчество.
+
По некоторым версиям, первый муж Гертруды, отец ее сына Карло Росси, принадлежал к неаполитанскому дворянскому роду<ref name=clittary>[http://clittary-hilton.livejournal.com/37118.html ГДЕ РОДИЛСЯ ЗОДЧИЙ РОССИ ?]</ref>. Можно понять, что по тому времени его брак с артисткой-танцовщицей выглядел мезальянсом, вряд ли был благосклонно встречен аристократической родней и долго не продержался. Правда, в том же самом источнике наличие папы будущего выдающегося русского архитектора вообще ставится под сомнение. А по поводу самой балерины, со ссылкой на книгу Юрия Овсянникова «Великие зодчие Петербурга», сообщается: ''«Госпожа Гертруда Росси, родом из Мюнхена, в девичестве Аблехер. Искусству своему начала обучаться в Неаполе в Королевском театре. Там же родился ее сын Карл»''<ref name=clittary/>. Никаких других сведений, подтверждающих эти, обнаружить не удалось. Тем не менее, сын носил отцовскую фамилию, а потом, оказавшись в России, — и отчество.
  
 
В Россию семья прибыла в 1786 году<ref name=ency/><ref>[http://www.az-customs.net/rus/arxlaw/he191.htm Лепик Шарль]</ref><ref name=pro-ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/l/le-pik-rossi.html ЛЕ ПИК-РОССИ (Rossi) Гертруда (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref>[http://enc-dic.com/enc_music/Le-Pik-SH-4046.html Музыкальная энциклопедия. Ле Пик Ш.]</ref>, когда Шарль Ле Пик получил приглашение от дирекции императорских театров возглавить балет Петербургской императорской труппы. Место солистки балета нашлось и для его жены, Гертруды<ref name=ency/>. По некоторым источникам, официальный церковный брак они оформили уже в России (Гертруда по прибытии была оформлена как фрау Росси; лишь в России стала значиться как мадам Ле Пик), но досконально известно, что в Петербург они прибыли уже сложившейся семьей<ref name=clittary/>.
 
В Россию семья прибыла в 1786 году<ref name=ency/><ref>[http://www.az-customs.net/rus/arxlaw/he191.htm Лепик Шарль]</ref><ref name=pro-ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/l/le-pik-rossi.html ЛЕ ПИК-РОССИ (Rossi) Гертруда (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref>[http://enc-dic.com/enc_music/Le-Pik-SH-4046.html Музыкальная энциклопедия. Ле Пик Ш.]</ref>, когда Шарль Ле Пик получил приглашение от дирекции императорских театров возглавить балет Петербургской императорской труппы. Место солистки балета нашлось и для его жены, Гертруды<ref name=ency/>. По некоторым источникам, официальный церковный брак они оформили уже в России (Гертруда по прибытии была оформлена как фрау Росси; лишь в России стала значиться как мадам Ле Пик), но досконально известно, что в Петербург они прибыли уже сложившейся семьей<ref name=clittary/>.
  
Шарль Ле Пик был учеником выдающегося балетного реформатора Жана Жоржа Новерра, и когда тот был приглашен возглавить балетную труппу Королевской академии музыки в Париже, он позвал с собой и своего ученика. Но когда через несколько лет Новерр из-за своих балетных реформ вынужден был покинуть Париж и уехал в Лондон возглавлять театр «Друри-Лейн»<ref>[http://rusmilestones.ru/day/show/?id=25236 Жан-Жорж Новерр. Международный день танца]</ref>, Шарль Ле Пик тоже уехал из Парижа в Лондон в 1782 году. По всей видимости, Гертруда в это время уже была с ним, поскольку в Лондоне в течение 1782—1785 гг. они работали вместе; среди ее ролей этого периода — Луиза в «Дезертире» [[Жан Доберваль|Ж. Доберваля]]<ref name=pro-ballet/>. После Лондона семья Ле Пиков прибыла в Россию: Шарль — как главный балетмейстер, Гертруда — как ведущая «серьёзная» танцовщица<ref name=pro-ballet/>.
+
Шарль Ле Пик был учеником выдающегося балетного реформатора Жана Жоржа Новерра, и когда тот был приглашен возглавить балетную труппу Королевской академии музыки в Париже, он позвал с собой и своего ученика. Но когда через несколько лет Новерр из-за своих балетных реформ вынужден был покинуть Париж и уехал в Лондон возглавлять театр «Друри-Лейн»<ref>[http://rusmilestones.ru/day/show/?id=25236 Жан-Жорж Новерр. Международный день танца]</ref>, Шарль Ле Пик тоже уехал из Парижа в Лондон в 1782 году. По всей видимости, Гертруда в это время уже была с ним, поскольку в Лондоне в течение 1782—1785 гг. они работали вместе; среди ее ролей этого периода — Луиза в «Дезертире» [[Жан Доберваль|Ж. Доберваля]]<ref name=pro-ballet/>. После Лондона семья Ле Пиков прибыла в Россию: Шарль — как главный балетмейстер, Гертруда — как ведущая «серьёзная» танцовщица<ref name=pro-ballet/>.
  
В Петербурге поначалу обосновались в гостинице «Париж» на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы, а затем переселились в дом на Театральной площади рядом с Большим Каменным театром, на сцене которого старшие члены семьи работали, а 10-летнего Карла отправили в школу при немецкой церкви Святого Петра (существующая до сих пор школа [[Петришуле]]) русского языка он не знал<ref>[http://walkspb.ru/lich/rossi.html Карл Росси]</ref>.
+
В Петербурге поначалу обосновались в гостинице «Париж» на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы, а затем переселились в дом на Театральной площади рядом с Большим Каменным театром, на сцене которого старшие члены семьи работали, а 10-летнего Карла отправили в школу при немецкой церкви Святого Петра (существующая до сих пор школа [[Петришуле]]) — русского языка он не знал<ref>[http://walkspb.ru/lich/rossi.html Карл Росси]</ref>.
  
 
Русский литератор [[Филипп Филиппович Вигель]] (1786—1856) писал в своих воспоминаниях об архитекторе Карле Ивановиче Росси: ''«Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре»''<ref>[http://arch-grafika.ru/publ/5-1-0-4 Росси Карл Иванович (1775—1849)]</ref>. Это значит, что и спустя годы, слава и память о танцовщице Гертруде Ле Пик-Росси еще была жива.
 
Русский литератор [[Филипп Филиппович Вигель]] (1786—1856) писал в своих воспоминаниях об архитекторе Карле Ивановиче Росси: ''«Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре»''<ref>[http://arch-grafika.ru/publ/5-1-0-4 Росси Карл Иванович (1775—1849)]</ref>. Это значит, что и спустя годы, слава и память о танцовщице Гертруде Ле Пик-Росси еще была жива.
Строка 23: Строка 23:
  
 
Исполненные партии:
 
Исполненные партии:
* 5 мая 1784 — ''Луиза'' в «[[Дезертир (опера)#балет|Дезертире]]» Ж. Доберваля («Королевский театр», Лондон)
+
* 5 мая 1784 — ''Луиза'' в «[[Дезертир (опера)#балет|Дезертире]]» Ж. Доберваля («Королевский театр», Лондон)
* 1786 — ''Кампаспа'' «Апеллес и Кампаспа», балетмейстер [[Шарль Ле Пик|Ш. Ле Пик]]
+
* 1786 — ''Кампаспа'' — «Апеллес и Кампаспа», балетмейстер [[Шарль Ле Пик|Ш. Ле Пик]]
* 1786 — ''Минерва'' и ''Счастливая тень'' в балетах при опере «Кастор и Поллукс», балетмейстер [[Джузеппе Канциани|Дж. Канциани]]
+
* 1786 — ''Минерва'' и ''Счастливая тень'' в балетах при опере «Кастор и Поллукс», балетмейстер [[Джузеппе Канциани|Дж. Канциани]]
* 1789 — ''Венера'' и ''Египетская дама'' в балетах при опере «Клеопатра», балетмейстер Канциани
+
* 1789 — ''Венера'' и ''Египетская дама'' в балетах при опере «Клеопатра», балетмейстер Канциани
* 1790 — неизвестная роль — «Своенравная пастушка», балетмейстер Ле Пик
+
* 1790 — неизвестная роль — «Своенравная пастушка», балетмейстер Ле Пик
* 1791 — ''Медея'' «[[Ясон и Медея (балет)|Медея и Язон]]», балетмейстер Ле Пик (по хореографии Ж. Новерра)
+
* 1791 — ''Медея'' — «[[Ясон и Медея (балет)|Медея и Язон]]», балетмейстер Ле Пик (по хореографии Ж. Новерра)
* 1792 — ''Фе де Плезир'' (Фея Радости) «Оракул», балетмейстер Ле Пик
+
* 1792 — ''Фе де Плезир'' (Фея Радости) — «Оракул», балетмейстер Ле Пик
* 1792 — ''Дидона'' «Дидона покинутая», балетмейстер Ле Пик
+
* 1792 — ''Дидона'' — «Дидона покинутая», балетмейстер Ле Пик
* 1793 — ''Венера'' «[[Амур и Психея (балет Ж. Новерра)|Амур и Психея]]», балетмейстер Ле Пик (по хореографии Ж. Новерра)
+
* 1793 — ''Венера'' — «[[Амур и Психея (балет Ж. Новерра)|Амур и Психея]]», балетмейстер Ле Пик (по хореографии Ж. Новерра)
* 1795 — неизвестная роль — «Два савояра», балетмейстер Ле Пик
+
* 1795 — неизвестная роль — «Два савояра», балетмейстер Ле Пик
* 1795 — неизвестная роль — «Прекрасная Арсена», балетмейстер Ле Пик
+
* 1795 — неизвестная роль — «Прекрасная Арсена», балетмейстер Ле Пик
* 1797 — ''Аделия'' «Аделия де Понтье», балетмейстер Ле Пик
+
* 1797 — ''Аделия'' — «Аделия де Понтье», балетмейстер Ле Пик
* 1799 — ''Аменаида'' «Танкред», балетмейстер Ле Пик
+
* 1799 — ''Аменаида'' — «Танкред», балетмейстер Ле Пик
* 1799 — танцевальный дивертисмент в опере «Дева солнца», балетмейстер Дж. Канциани.
+
* 1799 — танцевальный дивертисмент в опере «Дева солнца», балетмейстер Дж. Канциани.
* 1803 — ''Фебея'' «Кастор и Поллукс», балетмейстер Ле Пик
+
* 1803 — ''Фебея'' — «Кастор и Поллукс», балетмейстер Ле Пик
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 20:41, 1 мая 2017

Гертруда Ле Пик-Росси (LePicq, Le Picq или Lepic-Rossi; даты жизни неизвестны) — итальянская балерина конца 18 — начала 19 вв.[1].

Будучи известной танцовщицей своего времени, она вошла в мировую историю не как артистка, а как жена и мать выдающихся деятелей искусства.

Если верить мудрости, что талантливые мужчины окружают талантливых женщин, то — Гертруда Ле Пик-Росси была талантливой женой и талантливой матерью.

По некоторым версиям, первый муж Гертруды, отец ее сына Карло Росси, принадлежал к неаполитанскому дворянскому роду[2]. Можно понять, что по тому времени его брак с артисткой-танцовщицей выглядел мезальянсом, вряд ли был благосклонно встречен аристократической родней и долго не продержался. Правда, в том же самом источнике наличие папы будущего выдающегося русского архитектора вообще ставится под сомнение. А по поводу самой балерины, со ссылкой на книгу Юрия Овсянникова «Великие зодчие Петербурга», сообщается: «Госпожа Гертруда Росси, родом из Мюнхена, в девичестве Аблехер. Искусству своему начала обучаться в Неаполе в Королевском театре. Там же родился ее сын Карл»[2]. Никаких других сведений, подтверждающих эти, обнаружить не удалось. Тем не менее, сын носил отцовскую фамилию, а потом, оказавшись в России, — и отчество.

В Россию семья прибыла в 1786 году[1][3][4][5], когда Шарль Ле Пик получил приглашение от дирекции императорских театров возглавить балет Петербургской императорской труппы. Место солистки балета нашлось и для его жены, Гертруды[1]. По некоторым источникам, официальный церковный брак они оформили уже в России (Гертруда по прибытии была оформлена как фрау Росси; лишь в России стала значиться как мадам Ле Пик), но досконально известно, что в Петербург они прибыли уже сложившейся семьей[2].

Шарль Ле Пик был учеником выдающегося балетного реформатора Жана Жоржа Новерра, и когда тот был приглашен возглавить балетную труппу Королевской академии музыки в Париже, он позвал с собой и своего ученика. Но когда через несколько лет Новерр из-за своих балетных реформ вынужден был покинуть Париж и уехал в Лондон возглавлять театр «Друри-Лейн»[6], Шарль Ле Пик тоже уехал из Парижа в Лондон в 1782 году. По всей видимости, Гертруда в это время уже была с ним, поскольку в Лондоне в течение 1782—1785 гг. они работали вместе; среди ее ролей этого периода — Луиза в «Дезертире» Ж. Доберваля[4]. После Лондона семья Ле Пиков прибыла в Россию: Шарль — как главный балетмейстер, Гертруда — как ведущая «серьёзная» танцовщица[4].

В Петербурге поначалу обосновались в гостинице «Париж» на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы, а затем переселились в дом на Театральной площади рядом с Большим Каменным театром, на сцене которого старшие члены семьи работали, а 10-летнего Карла отправили в школу при немецкой церкви Святого Петра (существующая до сих пор школа Петришуле) — русского языка он не знал[7].

Русский литератор Филипп Филиппович Вигель (1786—1856) писал в своих воспоминаниях об архитекторе Карле Ивановиче Росси: «Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре»[8]. Это значит, что и спустя годы, слава и память о танцовщице Гертруде Ле Пик-Росси еще была жива.

Скончалась балерина, скорее всего, в Санкт-Петербурге, но точных данных об этом нет.

Архив императорской труппы сохранил список ее балетных партий[1][4].

Вот и все, что мы знаем о Гертруде Ле Пик-Росси.

Исполненные партии:

  • 5 мая 1784 — Луиза в «Дезертире» Ж. Доберваля («Королевский театр», Лондон)
  • 1786 — Кампаспа — «Апеллес и Кампаспа», балетмейстер Ш. Ле Пик
  • 1786 — Минерва и Счастливая тень в балетах при опере «Кастор и Поллукс», балетмейстер Дж. Канциани
  • 1789 — Венера и Египетская дама в балетах при опере «Клеопатра», балетмейстер Канциани
  • 1790 — неизвестная роль — «Своенравная пастушка», балетмейстер Ле Пик
  • 1791 — Медея — «Медея и Язон», балетмейстер Ле Пик (по хореографии Ж. Новерра)
  • 1792 — Фе де Плезир (Фея Радости) — «Оракул», балетмейстер Ле Пик
  • 1792 — Дидона — «Дидона покинутая», балетмейстер Ле Пик
  • 1793 — Венера — «Амур и Психея», балетмейстер Ле Пик (по хореографии Ж. Новерра)
  • 1795 — неизвестная роль — «Два савояра», балетмейстер Ле Пик
  • 1795 — неизвестная роль — «Прекрасная Арсена», балетмейстер Ле Пик
  • 1797 — Аделия — «Аделия де Понтье», балетмейстер Ле Пик
  • 1799 — Аменаида — «Танкред», балетмейстер Ле Пик
  • 1799 — танцевальный дивертисмент в опере «Дева солнца», балетмейстер Дж. Канциани.
  • 1803 — Фебея — «Кастор и Поллукс», балетмейстер Ле Пик

Источники