Средь шумного бала (романс) — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{youtube|Q_MZHLxkHQk|Исполняет Иоаким Тартаков.}} {{youtube|n3N2RE0v0bA|Испол…») |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
{{youtube|pRTqIw7vVsY|Исполняет [[Горчакова Галина Владимировна|Галина Горчакова]].}} | {{youtube|pRTqIw7vVsY|Исполняет [[Горчакова Галина Владимировна|Галина Горчакова]].}} | ||
{{youtube|qg0hzKv6CfI|Исполняет [[Муслим Магомаев]].}} | {{youtube|qg0hzKv6CfI|Исполняет [[Муслим Магомаев]].}} | ||
− | '''«Средь шумного бала…»''' | + | '''«Средь шумного бала…»''' — известный романс; автор стихов — [[Алексей Константинович Толстой|А. К. Толстой]], автор музыки — [[Пётр Ильич Чайковский|П. И. Чайковский]]. Стихотворение сочинено в 1851 году. Время создания романса: 1878 год<ref name=school>[http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9bf0213b-cc86-968c-3b43-6283e5bb06ff/Tchaikovsky_Sred_shumnogo_bala.htm Средь шумного бала… автор Александр МАЙКАПАР]</ref>. |
== Стихотворение == | == Стихотворение == | ||
− | Стихотворные строки поэт Алексей Толстой сочинил в 1851 году, а посвящены они были его будущей супруге [[Софья Андреевна Миллер|Софье Миллер]], урожденной Бахметевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде, проходившем в Петербургском Большом театре, куда был приглашен весь аристократический Петербург, в самом конце декабря 1850 года или в начале января 1851-го; Софья Андреевна, как и остальные гости, была в маске и поэтому «тайна … покрывала черты»<ref name=school/><ref name=peoples>[http://www.peoples.ru/family/wife/miller/ Софья Миллер. Автор: Нея Зоркая]</ref><ref name=form>[http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4d007507.pdf «Средь шумного бала…»; автор Е. Тахо-Горди]</ref><ref name=mi-ta>[http://mi-ta-pe.livejournal.com/58532.html Объяснение в любви высоким слогом русского романса]</ref>. Собственно, на том маскараде Софья Андреевна поразила совсем другого литератора- | + | Стихотворные строки поэт Алексей Толстой сочинил в 1851 году, а посвящены они были его будущей супруге [[Софья Андреевна Миллер|Софье Миллер]], урожденной Бахметевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде, проходившем в Петербургском Большом театре, куда был приглашен весь аристократический Петербург, в самом конце декабря 1850 года или в начале января 1851-го; Софья Андреевна, как и остальные гости, была в маске и поэтому «тайна … покрывала черты»<ref name=school/><ref name=peoples>[http://www.peoples.ru/family/wife/miller/ Софья Миллер. Автор: Нея Зоркая]</ref><ref name=form>[http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4d007507.pdf «Средь шумного бала…»; автор Е. Тахо-Горди]</ref><ref name=mi-ta>[http://mi-ta-pe.livejournal.com/58532.html Объяснение в любви высоким слогом русского романса]</ref>. Собственно, на том маскараде Софья Андреевна поразила совсем другого литератора-аристократа — [[Иван Сергеевич Тургенев|И. С. Тургенева]], но тот после первого же свидания остыл в своих страстях<ref name=greatwomen>[http://www.greatwomen.com.ua/2008/05/07/sofya-andreevna-miller-tolstaya/ Знаменитые женщины // Софья Андреевна Миллер-Толстая]</ref>, а вот его товарищ А. К. Толстой — наоборот, был очарован Софьей Андреевной, а скоро влюбился в нее, да так, что полюбил на всю жизнь. |
Биография Софьи Андреевны была весьма непростой. В юности она пережила серьезную любовную драму с князем Григорием Николаевичем Вяземским, от которого забеременела. Возлюбленный оказался человеком низким и подлым. Поставив молодую девушку, поверившую ему, в такое щекотливое положение, он не только отказался жениться на ней, но и убил на дуэли ее оскорбленного брата Юрия<ref name=peoples/><ref name=form/>. Родившуюся дочь, тоже Софью Бахметеву, другой брат Петр с его супругой оформили как своего ребенка<ref name=greatwomen/>. | Биография Софьи Андреевны была весьма непростой. В юности она пережила серьезную любовную драму с князем Григорием Николаевичем Вяземским, от которого забеременела. Возлюбленный оказался человеком низким и подлым. Поставив молодую девушку, поверившую ему, в такое щекотливое положение, он не только отказался жениться на ней, но и убил на дуэли ее оскорбленного брата Юрия<ref name=peoples/><ref name=form/>. Родившуюся дочь, тоже Софью Бахметеву, другой брат Петр с его супругой оформили как своего ребенка<ref name=greatwomen/>. | ||
Строка 34: | Строка 34: | ||
:: ''И грустно я так засыпаю,'' | :: ''И грустно я так засыпаю,'' | ||
:: ''И в грезах неведомых сплю…'' | :: ''И в грезах неведомых сплю…'' | ||
− | :: ''Люблю ли | + | :: ''Люблю ли тебя — я не знаю,'' |
:: ''Но кажется мне, что люблю!''<ref>[http://www.poetry.kostyor.ru/tolstoy/?n=12 А. Толстой // «Средь шумного бала, случайно…»]</ref><ref>[http://www.epochtimes.ru/content/view/65844/76/ Средь шумного бала. Стихи Алексея Толстого]</ref>. | :: ''Но кажется мне, что люблю!''<ref>[http://www.poetry.kostyor.ru/tolstoy/?n=12 А. Толстой // «Средь шумного бала, случайно…»]</ref><ref>[http://www.epochtimes.ru/content/view/65844/76/ Средь шумного бала. Стихи Алексея Толстого]</ref>. | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
Софья Андреевна стала музой А. Толстого, именно ее влиянию обязана русская литература появлению образа Козьмы Пруткова; под этим псевдонимом он сочинял шуточные стихи и фразы со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми<ref name=peoples/>. А ей самой он посвятил еще не одно свое серьезное стихотворение<ref name=peoples/><ref name=greatwomen/>. | Софья Андреевна стала музой А. Толстого, именно ее влиянию обязана русская литература появлению образа Козьмы Пруткова; под этим псевдонимом он сочинял шуточные стихи и фразы со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми<ref name=peoples/>. А ей самой он посвятил еще не одно свое серьезное стихотворение<ref name=peoples/><ref name=greatwomen/>. | ||
− | Какое-то время они встречались тайно, потом жили в гражданском браке, а | + | Какое-то время они встречались тайно, потом жили в гражданском браке, а обвенчались — после смерти матери Алексея Константиновича, препятствовавшей их встречам, и получения наконец развода от Л. Ф. Миллера — в греческой церкви в Дрездене лишь через 12 лет после того шумного бала, на котором познакомились<ref name=mi-ta/>. |
− | Но несмотря на такой длительный путь их любви, брак не оказался счастливым. Они жили вместе, но часто раздражали друг | + | Но несмотря на такой длительный путь их любви, брак не оказался счастливым. Они жили вместе, но часто раздражали друг друга — впрочем, раздражительность могла быть продиктована болезнью А. Толстого. Алексей Константинович скончался в 1875 году<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Толстой%20Алексей%20Константинович/ Толстой Алексей Константинович]</ref>, жена пережила его на двадцать лет. Умерла в Лиссабоне в 1895 году. Похоронена рядом с мужем<ref name=peoples/>. |
− | Но | + | Но это — мы слишком забежали вперед. Ко времени смерти Софьи Андреевны романс «Средь шумного бала» уже был создан. |
== Публикация == | == Публикация == | ||
− | Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», 1856, | + | Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», 1856, № 5<ref name=school/>. |
− | Оно обратило внимание музыкантов. Романсы были в то время очень модны, а стихотворение словно просилось на музыку. И | + | Оно обратило внимание музыкантов. Романсы были в то время очень модны, а стихотворение словно просилось на музыку. И действительно — вскоре появились музыкальные версии к стихам. Сразу два композитора положили стихи на музыку: [[Борис Сергеевич Шереметьев|Б. Шереметьев]] и [[Александр Николаевич Шефер|А. Шефер]]<ref name=school/>. Однако оба эти музыкальных варианта не прижились. |
− | == Музыка П. | + | == Музыка П. И. Чайковского == |
− | Прошло еще много лет, и в 1878 году, уже после смерти А. | + | Прошло еще много лет, и в 1878 году, уже после смерти А. К. Толстого, эти стихи понравились Петру Ильичу Чайковскому. Он создал к ним свою музыку — ту, с которой появившийся романс прославился и существует уже более сотни лет<ref>[http://www.mmsk.ru/notes/note/?id=44247 Средь шумного бала]</ref>. |
− | Для передачи поэтического образа этих стихов П. Чайковский выбрал жанр вальса. Кроме того, композитор напрочь ушел от «шумного бала»<ref name=school/><ref name=kareva>[http://g-kareva.ru/sred-shumnogo-bala-p-i-chajkovskij-a-k-tolstoj/ Средь шумного бала (П. | + | Для передачи поэтического образа этих стихов П. Чайковский выбрал жанр вальса. Кроме того, композитор напрочь ушел от «шумного бала»<ref name=school/><ref name=kareva>[http://g-kareva.ru/sred-shumnogo-bala-p-i-chajkovskij-a-k-tolstoj/ Средь шумного бала (П. И. Чайковский-А. К. Толстой)]</ref>, оставив его лишь в начале — всё в музыке сосредоточено на интимных чувствах, где нет места ничему шумному, всеобще веселому: в его музыке все лирично, тонко и задушевно, там — лишь двое, и больше никто не нужен. П. Чайковский, как часто бывало, внес собственные небольшие изменения в текст, продиктованные законами музыкальной формы и музыкальным течением фразы: он повторил слово «грустно», изменил пунктуацию — у Толстого: «Люблю ли тебя — я не знаю», у Чайковского: «Люблю ли тебя, я не знаю»<ref name=school/>. Эти мелкие исправления уводят внутрь чувств — от всех и всего окружающего, создают атмосферу первых нежных прикосновений в мире, где существуют лишь двое влюбленных. |
− | Эта любовь еще робка, ее может вспугнуть и уничтожить любой чужой взгляд, любое брошенное слово. Уже первая фраза романса как бы с трудом договаривается до конца: «Средь шумного бала (пауза), случайно (пауза), в тревоге мирской суеты тебя я увидел». И первая неопределенность («люблю ли тебя, я не знаю») выражена несколько приглушенным звучанием: moderato<ref name=school/>. Это самое начало большой любви, когда чувства еще не определены в строгие формы их названий, но они уже | + | Эта любовь еще робка, ее может вспугнуть и уничтожить любой чужой взгляд, любое брошенное слово. Уже первая фраза романса как бы с трудом договаривается до конца: «Средь шумного бала (пауза), случайно (пауза), в тревоге мирской суеты тебя я увидел». И первая неопределенность («люблю ли тебя, я не знаю») выражена несколько приглушенным звучанием: moderato<ref name=school/>. Это самое начало большой любви, когда чувства еще не определены в строгие формы их названий, но они уже проступили — пока еще в грезах, воспоминаниях, в душевных порывах<ref name=kareva/>. |
− | Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда<ref name=school/>. Он помогал Петру Ильичу пережить кризис, связанный с неудачной женитьбой на Антонине Милюковой; композитор пытался вырваться из своих природных влечений гомосексуализма, чувствовал свою ущербность, не понимая его природных истоков, и безумно страдал. Развестись официально было в то время очень | + | Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда<ref name=school/>. Он помогал Петру Ильичу пережить кризис, связанный с неудачной женитьбой на Антонине Милюковой; композитор пытался вырваться из своих природных влечений гомосексуализма, чувствовал свою ущербность, не понимая его природных истоков, и безумно страдал. Развестись официально было в то время очень сложно — официальные супруги просто проживали отдельно, ничем и никак не связанные более. Именно в это время Петр Ильич и сочинял романс «Средь шумного бала…». |
Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской культуре. | Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской культуре. |
Текущая версия на 21:02, 23 марта 2018
«Средь шумного бала…» — известный романс; автор стихов — А. К. Толстой, автор музыки — П. И. Чайковский. Стихотворение сочинено в 1851 году. Время создания романса: 1878 год[1].
Стихотворение
Стихотворные строки поэт Алексей Толстой сочинил в 1851 году, а посвящены они были его будущей супруге Софье Миллер, урожденной Бахметевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде, проходившем в Петербургском Большом театре, куда был приглашен весь аристократический Петербург, в самом конце декабря 1850 года или в начале января 1851-го; Софья Андреевна, как и остальные гости, была в маске и поэтому «тайна … покрывала черты»[1][2][3][4]. Собственно, на том маскараде Софья Андреевна поразила совсем другого литератора-аристократа — И. С. Тургенева, но тот после первого же свидания остыл в своих страстях[5], а вот его товарищ А. К. Толстой — наоборот, был очарован Софьей Андреевной, а скоро влюбился в нее, да так, что полюбил на всю жизнь.
Биография Софьи Андреевны была весьма непростой. В юности она пережила серьезную любовную драму с князем Григорием Николаевичем Вяземским, от которого забеременела. Возлюбленный оказался человеком низким и подлым. Поставив молодую девушку, поверившую ему, в такое щекотливое положение, он не только отказался жениться на ней, но и убил на дуэли ее оскорбленного брата Юрия[2][3]. Родившуюся дочь, тоже Софью Бахметеву, другой брат Петр с его супругой оформили как своего ребенка[5].
Родня признавала ее виновницей всех свалившихся бед[3]. А через некоторое время Софья Андреевна Бахметева была выдана замуж за конногвардейского полковника Льва Миллера, но брак этот им обоим счастья не принес, семьи как таковой не сложилось[2]. К моменту знакомства с Алексеем Константиновичем Толстым Софья Андреевна была женой Л. Миллера. Но любовь, как известно, сильнее нелюбимого мужа. И влюбленный Алексей Константинович посвятил ей полные восхищения лирические строки. Вот это стихотворение в первоначальном виде:
- Средь шумного бала, случайно,
- В тревоге мирской суеты,
- Тебя я увидел, но тайна
- Твои покрывала черты.
- Лишь очи печально глядели,
- А голос так дивно звучал,
- Как звон отдаленной свирели,
- Как моря играющий вал.
- Мне стан твой понравился тонкий
- И весь твой задумчивый вид,
- А смех твой, и грустный и звонкий,
- С тех пор в моем сердце звучит.
- В часы одинокие ночи
- Люблю я, усталый, прилечь —
- Я вижу печальные очи,
- Я слышу веселую речь;
Софья Андреевна ответила влюбленному на его чувства. Не добившись развода, она пошла на открытый разрыв с официальным супругом[1][2].
Софья Андреевна стала музой А. Толстого, именно ее влиянию обязана русская литература появлению образа Козьмы Пруткова; под этим псевдонимом он сочинял шуточные стихи и фразы со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми[2]. А ей самой он посвятил еще не одно свое серьезное стихотворение[2][5].
Какое-то время они встречались тайно, потом жили в гражданском браке, а обвенчались — после смерти матери Алексея Константиновича, препятствовавшей их встречам, и получения наконец развода от Л. Ф. Миллера — в греческой церкви в Дрездене лишь через 12 лет после того шумного бала, на котором познакомились[4].
Но несмотря на такой длительный путь их любви, брак не оказался счастливым. Они жили вместе, но часто раздражали друг друга — впрочем, раздражительность могла быть продиктована болезнью А. Толстого. Алексей Константинович скончался в 1875 году[8], жена пережила его на двадцать лет. Умерла в Лиссабоне в 1895 году. Похоронена рядом с мужем[2].
Но это — мы слишком забежали вперед. Ко времени смерти Софьи Андреевны романс «Средь шумного бала» уже был создан.
Публикация
Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», 1856, № 5[1].
Оно обратило внимание музыкантов. Романсы были в то время очень модны, а стихотворение словно просилось на музыку. И действительно — вскоре появились музыкальные версии к стихам. Сразу два композитора положили стихи на музыку: Б. Шереметьев и А. Шефер[1]. Однако оба эти музыкальных варианта не прижились.
Музыка П. И. Чайковского
Прошло еще много лет, и в 1878 году, уже после смерти А. К. Толстого, эти стихи понравились Петру Ильичу Чайковскому. Он создал к ним свою музыку — ту, с которой появившийся романс прославился и существует уже более сотни лет[9].
Для передачи поэтического образа этих стихов П. Чайковский выбрал жанр вальса. Кроме того, композитор напрочь ушел от «шумного бала»[1][10], оставив его лишь в начале — всё в музыке сосредоточено на интимных чувствах, где нет места ничему шумному, всеобще веселому: в его музыке все лирично, тонко и задушевно, там — лишь двое, и больше никто не нужен. П. Чайковский, как часто бывало, внес собственные небольшие изменения в текст, продиктованные законами музыкальной формы и музыкальным течением фразы: он повторил слово «грустно», изменил пунктуацию — у Толстого: «Люблю ли тебя — я не знаю», у Чайковского: «Люблю ли тебя, я не знаю»[1]. Эти мелкие исправления уводят внутрь чувств — от всех и всего окружающего, создают атмосферу первых нежных прикосновений в мире, где существуют лишь двое влюбленных.
Эта любовь еще робка, ее может вспугнуть и уничтожить любой чужой взгляд, любое брошенное слово. Уже первая фраза романса как бы с трудом договаривается до конца: «Средь шумного бала (пауза), случайно (пауза), в тревоге мирской суеты тебя я увидел». И первая неопределенность («люблю ли тебя, я не знаю») выражена несколько приглушенным звучанием: moderato[1]. Это самое начало большой любви, когда чувства еще не определены в строгие формы их названий, но они уже проступили — пока еще в грезах, воспоминаниях, в душевных порывах[10].
Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда[1]. Он помогал Петру Ильичу пережить кризис, связанный с неудачной женитьбой на Антонине Милюковой; композитор пытался вырваться из своих природных влечений гомосексуализма, чувствовал свою ущербность, не понимая его природных истоков, и безумно страдал. Развестись официально было в то время очень сложно — официальные супруги просто проживали отдельно, ничем и никак не связанные более. Именно в это время Петр Ильич и сочинял романс «Средь шумного бала…».
Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской культуре.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Средь шумного бала… автор Александр МАЙКАПАР
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Софья Миллер. Автор: Нея Зоркая
- ↑ 3,0 3,1 3,2 «Средь шумного бала…»; автор Е. Тахо-Горди
- ↑ 4,0 4,1 Объяснение в любви высоким слогом русского романса
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Знаменитые женщины // Софья Андреевна Миллер-Толстая
- ↑ А. Толстой // «Средь шумного бала, случайно…»
- ↑ Средь шумного бала. Стихи Алексея Толстого
- ↑ Толстой Алексей Константинович
- ↑ Средь шумного бала
- ↑ 10,0 10,1 Средь шумного бала (П. И. Чайковский-А. К. Толстой)