Памяти Пастернака (песня) — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{youtube|aYRQIr6pTRQ|Александр Галич - Памяти Б.Л.Пастернака (Александр Галич в фильме " Когда я ве…») |
Лаврентия (обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Пастернак Борис Леонидович (1890—1960) — выдающийся русский поэт. За опубликованный на Западе роман «[[Доктор Живаго]]» получил [[23 октября]] [[1958 год]]а [[Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]. Публикация романа на Западе, а не в СССР, было расценено властями СССР как предательство родины. В результате Борис Пастернак был исключен из членов Союза советских писателей (а членство давало профессиональный статус) и подвергнут травле в газетах. Поэт не был репрессирован, как это вероятно случилось бы в подобной ситуации при Сталине, но кампания травли в печати привела к тому, что Б. Пастернак даже боялся выходить по вечерам из дачи Литфорда в Переделкино, где он проживал последние годы<ref name=svoboda>[http://www.svoboda.org/archive/ru_bz_mir/latest/896/125.html Мифы и репутации // Алфавит инакомыслия. Александр Галич]</ref>. | Пастернак Борис Леонидович (1890—1960) — выдающийся русский поэт. За опубликованный на Западе роман «[[Доктор Живаго]]» получил [[23 октября]] [[1958 год]]а [[Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]. Публикация романа на Западе, а не в СССР, было расценено властями СССР как предательство родины. В результате Борис Пастернак был исключен из членов Союза советских писателей (а членство давало профессиональный статус) и подвергнут травле в газетах. Поэт не был репрессирован, как это вероятно случилось бы в подобной ситуации при Сталине, но кампания травли в печати привела к тому, что Б. Пастернак даже боялся выходить по вечерам из дачи Литфорда в Переделкино, где он проживал последние годы<ref name=svoboda>[http://www.svoboda.org/archive/ru_bz_mir/latest/896/125.html Мифы и репутации // Алфавит инакомыслия. Александр Галич]</ref>. | ||
+ | |||
+ | По свидетельству литератора [[Аронов Михаил Борисович|Михаила Арнова]] в его книге «Александр Галич. Полная биография» (Александр Галич. Полная биография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2012.— 880 с.: ил. ISBN 978-5-86793-931-1), эта песня — одна из трёх, посвященных А. Галичем Софье Михновой-Войтенко, матери их общего сына [[Григорий Михнов-Вайтенко|Гриши]] (М. Аронов называет еще две песни, которые А. Галич посвятил этой женщине: «Разговор с музой» и «Аве Мария»)<ref>[http://www.nlobooks.ru/node/832 Михаил Аронов. Александр Галич. Полная биография]</ref><ref>[https://profilib.com/chtenie/144512/mikhail-aronov-aleksandr-galich-polnaya-biografiya.php Михаил Аронов — Александр Галич: полная биография]</ref>. | ||
Первые строчки песни «Памяти Пастернака» пришли Галичу 4 декабря 1966 года как раз в Переделкине, на загородной платформе, в ожидании электрички<ref name=rusamny>[http://www.rusamny.com/342/t04(342).htm Русская Америка // АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ: «ПАСТЕРНАК БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО».]</ref><ref name=bukinistu>[http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/pasternak-v-tvorcheskom-vospriyatii-a.galicha.html Пастернак в творческом восприятии А.Галича]</ref>. В тот же день была создана вся песня до конца. | Первые строчки песни «Памяти Пастернака» пришли Галичу 4 декабря 1966 года как раз в Переделкине, на загородной платформе, в ожидании электрички<ref name=rusamny>[http://www.rusamny.com/342/t04(342).htm Русская Америка // АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ: «ПАСТЕРНАК БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО».]</ref><ref name=bukinistu>[http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/pasternak-v-tvorcheskom-vospriyatii-a.galicha.html Пастернак в творческом восприятии А.Галича]</ref>. В тот же день была создана вся песня до конца. |
Версия 17:57, 24 сентября 2017
«Памяти Пастернака» — песня Александра Галича, посвященная поэту Борису Леонидовичу Пастернаку.
Пастернак Борис Леонидович (1890—1960) — выдающийся русский поэт. За опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго» получил 23 октября 1958 года Нобелевскую премию по литературе. Публикация романа на Западе, а не в СССР, было расценено властями СССР как предательство родины. В результате Борис Пастернак был исключен из членов Союза советских писателей (а членство давало профессиональный статус) и подвергнут травле в газетах. Поэт не был репрессирован, как это вероятно случилось бы в подобной ситуации при Сталине, но кампания травли в печати привела к тому, что Б. Пастернак даже боялся выходить по вечерам из дачи Литфорда в Переделкино, где он проживал последние годы[1].
По свидетельству литератора Михаила Арнова в его книге «Александр Галич. Полная биография» (Александр Галич. Полная биография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2012.— 880 с.: ил. ISBN 978-5-86793-931-1), эта песня — одна из трёх, посвященных А. Галичем Софье Михновой-Войтенко, матери их общего сына Гриши (М. Аронов называет еще две песни, которые А. Галич посвятил этой женщине: «Разговор с музой» и «Аве Мария»)[2][3].
Первые строчки песни «Памяти Пастернака» пришли Галичу 4 декабря 1966 года как раз в Переделкине, на загородной платформе, в ожидании электрички[4][5]. В тот же день была создана вся песня до конца.
Первые слушателями песни стали свои же, переделкинские литераторы.
Александр Галич (Из пеpедачи на pадио «Свобода» от 28 мая 1975 года):
Я написал стихотворение «Памяти Пастернака» — песню памяти Пастернака, и первым, кому я прочёл её, был Корней Иванович Чуковский. Он сказал: «Ну вот, теперь я вам подарю одну фотографию, она пока ещё почти никому не известна». И он принёс мне фотографию. На этой фотографии изображён улыбающийся Борис Леонидович с бокалом вина в руке и к нему склонился Корней Иванович Чуковский и чокается с ним этим бокалом. А Борис Леонидович — у него очень весёлая и даже какая-то хитрая улыбка на губах. Я спросил: «Что это за фотография, Корней Иванович?» Он мне сказал: «Это примечательная фотография. Эта фотография снята в тот день, когда было сообщено о том, что Борис Леонидович получил Нобелевскую премию. И вот я пришёл его поздравить, а он смеётся, потому что я ему, который всю жизнь свою ходил в каком-то странном парусиновом рабочем костюме, я ему рассказывал о том, что ему теперь придётся шить фрак, потому что Нобелевскую премию надо получать во фраке, когда представляешься королю».
И вот в эту фотографию, в эту сцену, через десять минут войдёт Федин и скажет, что у него на даче сидит Поликарпов и что они просят Бориса Леонидовича туда прийти. И Поликарпов сообщит ему, что советское правительство предлагает ему отказаться от Нобелевской премии. Но это случится через десять минут. А на этой фотографии, в это мгновение Борис Леонидович ещё счастлив, смеётся, и на столе стоят фрукты, которые привезла вдова Табидзе. Ей очень много помогал Пастернак, поддерживал все годы после гибели её мужа. Она прилетела из Тбилиси, привезла фрукты, весенние фрукты, и цветы, чтобы поздравить Бориса Леонидовича… Я не много раз встречался в жизни с Борисом Леонидовичем Пастернаком, но однажды он пришёл в переделкинский Дом писателей (я тогда жил там, я ещё был членом Союза писателей), пришёл звонить по телефону (у него на даче телефон не работал). Был дождь, вечер, я пошёл его проводить. И по дороге (я уже не помню даже по какому поводу) Борис Леонидович сказал мне: «Вы знаете, поэты или умирают при жизни, или не умирают никогда». Я хорошо запомнил эти слова. Борис Леонидович не умрёт никогда.[6].
Песня «Памяти Б. Л. Пастернака» по хронологии является первой в цикле «Литераторские мостки». Создавая её, А. Галич ещё не знал, что в последствии родится цикл, посвящённый памяти писателей, пострадавших от советской власти. Стихотворение во многом послужило образцом для создания остальных песен, входящих в цикл. Уже в нём заметны черты нового жанра и поэтические приёмы, свойственные «Литераторским мосткам»[5].
Эта песня стала пафосом не только против травли, устроенной советскими властями против поэта, но и против всей угнетающей тоталитарной системы. Одновременно это и песня-покаяние — за свою причастность к народу и нации[5].
Как обычно в бардовской песне, главное место отведено тексту, а мотив играет вспомогательную роль.
Структура песни включает не только авторские слова, но и цитаты стихов самого Пастернака.
Первое и единственное официальное исполнение песни произошло в марте 1968 года в Академгородке Новосибирска во время фестиваля авторской песни, проводимой клубом «Под интегралом». Именно тогда состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР[7][8]. Песня буквально взорвала аудиторию.
Галич об этом вспоминал так: «…Это был, как я теперь понимаю, мой первый и последний открытый концерт, на который даже продавались билеты»[4].
Песня «Памяти Галича» стала одной из самых значимых и знаковых и в творчестве А.Галича, и во всей структуре бардовской песни, и во всей неофициальной культуре советского периода.
Вместе с тем в тексте песни содержатся неправильные сведения, например: «лабухи, терзавшие Шопена» или «киевские письменники». На похоронах Пастернака выступали не «лабухи», а выдающиеся музыканты, в том числе Святослав Рихтер и Мария Юдина.
Литераторы Иван Толстой и Андрей Гаврилов отмечают эти несуразности творческим обобщением, авторской манерой[1] (см. Алфавит Инакомыслия. Александр Галич).
- ПАМЯТИ ПАСТЕРНАКА
- (Единственное, появившееся в газетах, вернее, в одной — «Литературной газете», — сообщение о смерти Б. Л. Пастернака)
- Разобрали венки на веники,
- На полчасика погрустнели…
- Как гордимся мы, современники,
- Что он умер в своей постели!
- И терзали Шопена лабухи,
- И торжественно шло прощанье…
- Он не мылил петли в Елабуге
- И с ума не сходил в Сучане!
- Даже киевские письмэнники
- На поминки его поспели.
- Как гордимся мы, современники,
- Что он умер в своей постели!..
- И не то чтобы с чем-то за сорок —
- Ровно семьдесят, возраст смертный.
- И не просто какой-то пасынок —
- Член Литфонда, усопший сметный!
- Ах, осыпались лапы елочьи,
- Отзвенели его метели…
- До чего ж мы гордимся, сволочи,
- Что он умер в своей постели!
- «Мело, мело по всей земле
- Во все пределы.
- Свеча горела на столе,
- Свеча горела..»
- Нет, никакая не свеча —
- Горела люстра!
- Очки на морде палача
- Сверкали шустро!
- А зал зевал, а зал скучал —
- Мели, Емеля!
- Ведь не в тюрьму и не в Сучан,
- Не к высшей мере!
- И не к терновому венцу
- Колесованьем,
- А как поленом по лицу —
- Голосованьем!
- И кто-то, спьяну, вопрошал:
- — За что? Кого там?
- И кто-то жрал, и кто-то ржал
- Над анекдотом…
- Мы не забудем этот смех
- И эту скуку!
- Мы — поименно! — вспомним всех,
- Кто поднял руку!..
- «Гул затих. Я вышел на подмостки.
- Прислонясь к дверному косяку…»
- Вот и смолкли клевета и споры,
- Словно взят у вечности отгул…
- А над гробом встали мародёры
- И несут почётный ка-ра-ул!
- Переделкино,
- 4 декабря 1966[9]
- В Елабуге повесилась поэтесса Марина Цветаева
- Упоминание Сучана (ныне город Партизанск, Приморский край), предположительно, отсылает к судьбе Осипа Мандельштама, который умер в заключении в Приморье, но под Владивостоком.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 Мифы и репутации // Алфавит инакомыслия. Александр Галич
- ↑ Михаил Аронов. Александр Галич. Полная биография
- ↑ Михаил Аронов — Александр Галич: полная биография
- ↑ 4,0 4,1 Русская Америка // АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ: «ПАСТЕРНАК БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО».
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Пастернак в творческом восприятии А.Галича
- ↑ Разобрали венки на веники (Александр Галич) — SouLibre
- ↑ ВАЛЕНТИН ГЛАЗАНОВ ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРВОМ ФЕСТИВАЛЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ В НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ
- ↑ Читать «Социологический роман» — Матрос Лариса — Страница 82 — Litmir.net
- ↑ Текст песни Александр Галич — Памяти Пастернака