Рожь (картина Саврасова) — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) |
Лаврентия (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:ROJsavrasov43.jpg|thumb|450px|Рожь. Художник А. Саврасов, | + | [[Файл:ROJsavrasov43.jpg|thumb|450px|Рожь. Художник А. Саврасов, 1881 г.]] |
− | [[Файл:RojSavrasov2.jpg|thumb|450px|Рожь (второй вариант). Художник А. Саврасов, | + | [[Файл:RojSavrasov2.jpg|thumb|450px|Рожь (второй вариант). Художник А. Саврасов, 1881 г.]] |
− | '''«Рожь»''' | + | '''«Рожь»''' — картина художника Алексея Кондратьевича Саврасова. |
− | Время создания: | + | Время создания: 1881 г.<ref name=opisan>[http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-savrasova-rozh/ Описание картины Алексея Саврасова «Рожь»]</ref> |
Холст, масло. | Холст, масло. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
Произведение существует в двух вариантах<ref name=alexeysavr>[http://www.alexeysavrasov.ru/?page=2c0aafeb-9021-462f-833a-65db20b8e12e&item=00000000-0000-0000-0000-000000000000&type=page 1881 Саврасов А. К. «Рожь»]</ref><ref>[http://www.wikiart.org/ru/aleksey-savrasov/rye-1881-1 Алексей Саврасов. Рожь]</ref><ref name=otv>[http://otvet.mail.ru/question/48509334 Алексей Кондратьевич Саврасов. Рожь. 1881]</ref>. | Произведение существует в двух вариантах<ref name=alexeysavr>[http://www.alexeysavrasov.ru/?page=2c0aafeb-9021-462f-833a-65db20b8e12e&item=00000000-0000-0000-0000-000000000000&type=page 1881 Саврасов А. К. «Рожь»]</ref><ref>[http://www.wikiart.org/ru/aleksey-savrasov/rye-1881-1 Алексей Саврасов. Рожь]</ref><ref name=otv>[http://otvet.mail.ru/question/48509334 Алексей Кондратьевич Саврасов. Рожь. 1881]</ref>. | ||
− | [[Алексей Кондратьевич Саврасов]] (1830—1897) | + | [[Алексей Кондратьевич Саврасов]] (1830—1897) — выдающийся русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, стал в русской живописи не первым художником, обратившимся к этой теме. Чуть раньше, в 1878 году, появилась картина другого художника-передвижника [[Иван Иванович Шишкин|И. И. Шишкина]] с такой же темой и таким же названием — [[Рожь (картина Шишкина)|«Рожь»]], — экспонировавшаяся с огромным успехом VI передвижной выставке в 1878 году и сразу приобретенная [[Павел Михайлович Третьяков|П. М. Третьяковым]] для его галереи. Шишкин писал свою «Рожь» в тяжелом состоянии: только недавно он похоронил подряд почти всю семью: отца, брата жены, жену и двух маленьких сыновей, уходивших из жизни друг за другом. Он остался с маленькой дочерью. И спасался тем, что пил и работал. Первое помогало мало, второе — не давало совсем пропасть. |
− | Художники Товарищества передвижников хорошо знали все обстоятельства жизни И. | + | Художники Товарищества передвижников хорошо знали все обстоятельства жизни И. И. Шишкина. Пытались помочь — да чем помочь в таком горе… |
− | Тему картины подхватил через три года А. | + | Тему картины подхватил через три года А. Саврасов — создал в 1881 году собственное полотно «Рожь». |
− | Собственно, мотив раздольного поля появился у Саврасова намного раньше и неоднократно им использовался<ref name=tphv>[http://www.tphv-history.ru/books/novouspenskiy-savrasov13.html Новоуспенский Н. | + | Собственно, мотив раздольного поля появился у Саврасова намного раньше и неоднократно им использовался<ref name=tphv>[http://www.tphv-history.ru/books/novouspenskiy-savrasov13.html Новоуспенский Н. Н. Список произведений А. К. Саврасова]</ref>. Еще в 1868 он по литографии В. Рыбинского создал картину с похожим названием — «Рожь. Сосны у дороги в поле»; затем появлялись «Дорога во ржи» — 1872 г., «К концу лета на Волге» — 1873 г.<ref>[http://alexeysavrasov.ru/?page=4dd7bb15-93b7-4477-9780-456f18993536&item=d004029b-1fbf-425c-8313-1a31b165ffdc&type=page 1873 Саврасов А. К. «К концу лета на Волге»]</ref>; «Сжатое поле» и еще две работы как варианты той же картины «Сжатое поле»: «Пейзаж со снопами» и «Поле со снопами на краю деревни» — все в 1874 г. В 1880 году (то есть — за год до создания картины «Рожь») он иллюстрировал для альбома «Баян» стихотворение Алексея Кольцова «Урожай»<ref name=alexeys/><ref name=tphv/>. |
Уже в тех работах Саврасов передал чувство шири, раздолья полей спеющих колосьев, их золотистый цвет… Но там сюжет был благостным, там совершенно не было мятежного духа и трагизма, а теперь художник задумал объединить эти, казалось бы, столь разные темы. Возможно, стимулом тому послужила одноименная картина И. Шишкина. | Уже в тех работах Саврасов передал чувство шири, раздолья полей спеющих колосьев, их золотистый цвет… Но там сюжет был благостным, там совершенно не было мятежного духа и трагизма, а теперь художник задумал объединить эти, казалось бы, столь разные темы. Возможно, стимулом тому послужила одноименная картина И. Шишкина. | ||
− | У А. | + | У А. К. Саврасова жизнь была не менее тяжелой: из его пяти детей умерли две дочери; всё не складывалось, он стал слишком злоупотреблять алкогольными напитками, а в конце 1876 года распался брак с Софьей Карловной Герц<ref name=opisan/>. Саврасов предчувствовал новую беду: эта картина написана накануне жизненного краха Саврасова — спустя год его уволили из МУЖВЗ<ref name=artproj>[http://www.artprojekt.ru/gallery/savrasov/sav25.html Саврасов // Рожь (1881)]</ref>. Художник метался, он был в отчаянии. Очевидно, он чувствовал нечто похожее в состоянии своего товарища И. И. Шишкина, когда тот создавал картину «Рожь». Может быть, поэтому и А. Саврасов обратился к этой же теме, решив создать свою картину по тому же сюжету и передать собственные страдания. Вот в такое время появилось его выдающееся полотно — картина «Рожь». |
− | [[Файл: | + | [[Файл:Shishkin Rojj.jpg|thumb|left|160px|«Рожь» Шишкина]] |
− | У Шишкина неспокойная рожь колышется от малейшего ветра, но небо над ней чисто, а | + | У Шишкина неспокойная рожь колышется от малейшего ветра, но небо над ней чисто, а деревья — хоть и стоят в отдалении друг от друга, не одиноки, их много — словно сторожат этот покой. «Рожь» Саврасова — это тяжелое мятущееся приближение бури<ref name=opisan/>. На фоне трагически мятущейся картины Саврасова полотно Шишкина предстает чуть ли не благоденствием и безмятежностью<ref name=artproj/>. И это при том, что — где уж там И. Шишкину до безмятежности! |
− | У Саврасова ржаное поле замерло в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, их чернота уходит всё дальше и все | + | У Саврасова ржаное поле замерло в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, их чернота уходит всё дальше и все выше — настолько высоко, что сама картина не в состоянии вместить их. Всё полно отчаяния и неуемной тревоги<ref name=artproj/>. |
− | Но | + | Но вдали — где-то там, куда уносит полотно — там всё чисто. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы, она освещена пропадающим солнцем и потому хорошо видна издалека<ref name=opisan/>. И в этом проявилась надежда на спасение… Ну вдруг кто-то поможет? Ну вдруг… |
− | Сбылись ли эти надежды? Забегая вперед в биографии А. | + | Сбылись ли эти надежды? Забегая вперед в биографии А. К. Саврасова, вспомним, что жизнь его действительно была трагической. Хотя — казалось бы, талант художника еще при жизни и навсегда вывел его имя в классики русской культуры. Его полотна много экспонировались, неоднократно удостаивались премий<ref>[http://art-assorty.ru/156-kartiny-savrasova.html Картины Саврасова]</ref>. Но мешала болезнь — алкоголизм. Он еще два раза пробовал создать семью. Дважды был в гражданских браках (не надо считать гражданские семьи чем-то неудачным; в 19 веке в рафинированных столицах Российской империи гражданские семьи были весьма частым явлением — хотя формально и не имели таких же юридических прав, как теперь). Но проклятая болезнь не давала нормально жить. Семья с Верой Ивановной Киндяковой распалась очень быстро; последние четыре года художник жил с Екатериной Матвеевной Моргуновой, в этой семье повились двое детей<ref>Новоуспенский Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Л.-М.: Издательство «Искусство», 1967.</ref>. |
− | Но мы забежали вперед в биографии художника. А | + | Но мы забежали вперед в биографии художника. А тогда — он еще не знал своего будущего. И надежды уходили. |
− | В том же 1881 году он пишет второй вариант картины «Рожь»<ref name=alexeysavr/>. Теперь он работал над картиной на закате. Уходящее огромное красное солнце всё поглощает<ref name=alexeysavr/> и словно уносит с собой. Тревожное звучание пейзажа во втором варианте значительно усилено<ref name=otv/>. Рожь поглощена темнотой и кажется одним фоном. И то, что это рожь, | + | В том же 1881 году он пишет второй вариант картины «Рожь»<ref name=alexeysavr/>. Теперь он работал над картиной на закате. Уходящее огромное красное солнце всё поглощает<ref name=alexeysavr/> и словно уносит с собой. Тревожное звучание пейзажа во втором варианте значительно усилено<ref name=otv/>. Рожь поглощена темнотой и кажется одним фоном. И то, что это рожь, — мы узнаем лишь из названия картины. Да и не всё ли равно, что именно это черное… Всё темно, всё мрачно, но… не беспросветно. Там вдали — опять вдали — светлое небо. И опять в этой мрачности — слабая надежда на спасение. А может быть, этот светлый блик оставлен для контраста — чтобы показать абсолютную отчаянную сгущенную безнадежность. Как сказано в классике: |
+ | :::: ''Когда на ткани полотна | ||
+ | :::: ''художник ночь изображает, | ||
+ | :::: ''Он луч хотя бы оставляет, | ||
+ | :::: ''чтоб эта ночь была видна. | ||
+ | :::::: ([[Лопе Де Вега]]. Валенсианская вдова. Перевод М. Лозинского) | ||
Тем не менее картина больше известна в первом варианте. Полотно «Рожь» относится к одному из лучших произведений Саврасова<ref name=alexeys/> и считается одним из последних творческих взлётов выдающегося художника Алексея Кондратьевича Саврасова<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/4183/Саврасов Саврасов (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А. П.; М.: Росмэн; 2007.)]</ref>. | Тем не менее картина больше известна в первом варианте. Полотно «Рожь» относится к одному из лучших произведений Саврасова<ref name=alexeys/> и считается одним из последних творческих взлётов выдающегося художника Алексея Кондратьевича Саврасова<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/4183/Саврасов Саврасов (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А. П.; М.: Росмэн; 2007.)]</ref>. |
Текущая версия на 15:21, 2 января 2017
«Рожь» — картина художника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Время создания: 1881 г.[1]
Холст, масло.
Размер: 45,4 х 64 сантиметров.
Современное местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея. Москва (Российская Федерация)[2]
Произведение существует в двух вариантах[3][4][5].
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — выдающийся русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, стал в русской живописи не первым художником, обратившимся к этой теме. Чуть раньше, в 1878 году, появилась картина другого художника-передвижника И. И. Шишкина с такой же темой и таким же названием — «Рожь», — экспонировавшаяся с огромным успехом VI передвижной выставке в 1878 году и сразу приобретенная П. М. Третьяковым для его галереи. Шишкин писал свою «Рожь» в тяжелом состоянии: только недавно он похоронил подряд почти всю семью: отца, брата жены, жену и двух маленьких сыновей, уходивших из жизни друг за другом. Он остался с маленькой дочерью. И спасался тем, что пил и работал. Первое помогало мало, второе — не давало совсем пропасть.
Художники Товарищества передвижников хорошо знали все обстоятельства жизни И. И. Шишкина. Пытались помочь — да чем помочь в таком горе…
Тему картины подхватил через три года А. Саврасов — создал в 1881 году собственное полотно «Рожь».
Собственно, мотив раздольного поля появился у Саврасова намного раньше и неоднократно им использовался[6]. Еще в 1868 он по литографии В. Рыбинского создал картину с похожим названием — «Рожь. Сосны у дороги в поле»; затем появлялись «Дорога во ржи» — 1872 г., «К концу лета на Волге» — 1873 г.[7]; «Сжатое поле» и еще две работы как варианты той же картины «Сжатое поле»: «Пейзаж со снопами» и «Поле со снопами на краю деревни» — все в 1874 г. В 1880 году (то есть — за год до создания картины «Рожь») он иллюстрировал для альбома «Баян» стихотворение Алексея Кольцова «Урожай»[2][6].
Уже в тех работах Саврасов передал чувство шири, раздолья полей спеющих колосьев, их золотистый цвет… Но там сюжет был благостным, там совершенно не было мятежного духа и трагизма, а теперь художник задумал объединить эти, казалось бы, столь разные темы. Возможно, стимулом тому послужила одноименная картина И. Шишкина.
У А. К. Саврасова жизнь была не менее тяжелой: из его пяти детей умерли две дочери; всё не складывалось, он стал слишком злоупотреблять алкогольными напитками, а в конце 1876 года распался брак с Софьей Карловной Герц[1]. Саврасов предчувствовал новую беду: эта картина написана накануне жизненного краха Саврасова — спустя год его уволили из МУЖВЗ[8]. Художник метался, он был в отчаянии. Очевидно, он чувствовал нечто похожее в состоянии своего товарища И. И. Шишкина, когда тот создавал картину «Рожь». Может быть, поэтому и А. Саврасов обратился к этой же теме, решив создать свою картину по тому же сюжету и передать собственные страдания. Вот в такое время появилось его выдающееся полотно — картина «Рожь».
У Шишкина неспокойная рожь колышется от малейшего ветра, но небо над ней чисто, а деревья — хоть и стоят в отдалении друг от друга, не одиноки, их много — словно сторожат этот покой. «Рожь» Саврасова — это тяжелое мятущееся приближение бури[1]. На фоне трагически мятущейся картины Саврасова полотно Шишкина предстает чуть ли не благоденствием и безмятежностью[8]. И это при том, что — где уж там И. Шишкину до безмятежности!
У Саврасова ржаное поле замерло в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, их чернота уходит всё дальше и все выше — настолько высоко, что сама картина не в состоянии вместить их. Всё полно отчаяния и неуемной тревоги[8].
Но вдали — где-то там, куда уносит полотно — там всё чисто. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы, она освещена пропадающим солнцем и потому хорошо видна издалека[1]. И в этом проявилась надежда на спасение… Ну вдруг кто-то поможет? Ну вдруг…
Сбылись ли эти надежды? Забегая вперед в биографии А. К. Саврасова, вспомним, что жизнь его действительно была трагической. Хотя — казалось бы, талант художника еще при жизни и навсегда вывел его имя в классики русской культуры. Его полотна много экспонировались, неоднократно удостаивались премий[9]. Но мешала болезнь — алкоголизм. Он еще два раза пробовал создать семью. Дважды был в гражданских браках (не надо считать гражданские семьи чем-то неудачным; в 19 веке в рафинированных столицах Российской империи гражданские семьи были весьма частым явлением — хотя формально и не имели таких же юридических прав, как теперь). Но проклятая болезнь не давала нормально жить. Семья с Верой Ивановной Киндяковой распалась очень быстро; последние четыре года художник жил с Екатериной Матвеевной Моргуновой, в этой семье повились двое детей[10].
Но мы забежали вперед в биографии художника. А тогда — он еще не знал своего будущего. И надежды уходили.
В том же 1881 году он пишет второй вариант картины «Рожь»[3]. Теперь он работал над картиной на закате. Уходящее огромное красное солнце всё поглощает[3] и словно уносит с собой. Тревожное звучание пейзажа во втором варианте значительно усилено[5]. Рожь поглощена темнотой и кажется одним фоном. И то, что это рожь, — мы узнаем лишь из названия картины. Да и не всё ли равно, что именно это черное… Всё темно, всё мрачно, но… не беспросветно. Там вдали — опять вдали — светлое небо. И опять в этой мрачности — слабая надежда на спасение. А может быть, этот светлый блик оставлен для контраста — чтобы показать абсолютную отчаянную сгущенную безнадежность. Как сказано в классике:
- Когда на ткани полотна
- художник ночь изображает,
- Он луч хотя бы оставляет,
- чтоб эта ночь была видна.
- (Лопе Де Вега. Валенсианская вдова. Перевод М. Лозинского)
Тем не менее картина больше известна в первом варианте. Полотно «Рожь» относится к одному из лучших произведений Саврасова[2] и считается одним из последних творческих взлётов выдающегося художника Алексея Кондратьевича Саврасова[11].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Описание картины Алексея Саврасова «Рожь»
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Алексей Кондратьевич Саврасов. Шедевры // «Рожь»
- ↑ 3,0 3,1 3,2 1881 Саврасов А. К. «Рожь»
- ↑ Алексей Саврасов. Рожь
- ↑ 5,0 5,1 Алексей Кондратьевич Саврасов. Рожь. 1881
- ↑ 6,0 6,1 Новоуспенский Н. Н. Список произведений А. К. Саврасова
- ↑ 1873 Саврасов А. К. «К концу лета на Волге»
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Саврасов // Рожь (1881)
- ↑ Картины Саврасова
- ↑ Новоуспенский Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Л.-М.: Издательство «Искусство», 1967.
- ↑ Саврасов (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А. П.; М.: Росмэн; 2007.)