Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Николай Осипович Гольц

182 байта добавлено, 16:58, 27 мая 2017
[[Файл:Golz NO.jpg|thumb|370px|Гравюра с фотографии Бутримовича. Рисовал П.Ф Ф. Борель Борель, гравировал Л.А А. Серяков -  Серяков — Журнал "Всемирная иллюстрация"«Всемирная иллюстрация», № 201№ 201]]'''Николай Осипович Гольц''' (17 июля 1800, Санкт-Петербург—17 февраля 1880, Санкт-Петербург)  — русский артист балета, балетмейстер, педагог, выдающийся пластический танцовщик и мимический актёр [[Петербургская императорская труппа|Петербургского отделения императорской труппы]].
== Биография ==
=== Обучение ===
Николай Гольц с 7 лет учился в Санкт-Петербургском театральном училище у педагогов [[Яков Люстих|Якова Люстиха]] и [[Шарль-Луи Дидло|Ш.-Л. Дидло]], причем стал любимым учеником Дидло, а позже и его сподвижником, постоянным исполнителем основных партий в его постановках. Дидло писал о нём: ''«Полезный в танцах, будучи единственным в благородной пантомиме, превосходный в характерных танцах»''<ref name="te2">Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А А. Марков Марков. Т. 2 — 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Гловацкий — Кетуракис, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл. (стб. 54-55)</ref>.
В возрасте 9 лет впервые вышел на профессиональную сцену, причем сразу — сразу — в танце соло.
«История русского балета» информирует, что ещё в годы ученичества он обратил на себя внимание своими способностями: ''«Из мужского состава труппы выделялся Николай Осипович Гольц (1800—1880). Богато одаренный, он уже в школе вызывал удивление педагогов. Редкая трудоспособность позволила Гольцу одновременно специализироваться в самых разнообразных отраслях сценического искусства. К моменту его выпуска руководители драмы, оперы, балета и оркестра настаивали на определении Гольца каждый в свой коллектив. Ввиду невозможности достигнуть соглашения вопрос был передан на рассмотрение министра, после чего Гольца назначили в балетную труппу на партии первого танцовщика. Он полностью оправдал возложенные на него надежды и работал в петербургской балетной труппе 73 года (считая пребывание в школе), последовательно занимая амплуа классического, затем характерного танцовщика, а потом мимического актёра».''<ref>[http://in-past.ru/istoriya-russkogo-baleta/238-poyavlenie-romanticheskix-syuzhetov-v-balete-i-vozniknovenie-russkoj-nacionalnoj-shkoly-klassicheskogo-tanca.html История русского балета] // Появление романтических сюжетов в балете и возникновение русской национальной школы классического танца</ref>.
[[Файл:Ballet Dancer Nikolai Goltz.jpg|thumb|310px|left|Портрет артиста балета Николая Осиповича Гольца. Фотограф [[Карл Иванович Бергамаско]]]]
 
=== Петербургская балетная труппа ===
После окончания учёбы в 1822 году<ref>[http://vaganovaacademy.ru/index.php?id=191 Академия русского балета им. Вагановой. Выпускники]</ref> был принят солистом в [[Петербургская императорская труппа|Петербургскую балетную труппу императорских театров]], дебютировав на сцене Петербургского Большого Каменного театра в балете Дидло «[[Кавказский пленник, или Тень невесты (балет)|Кавказский пленник, или Тень невесты]]» с музыкой [[Катерино Кавос|Кавоса]]<ref name="te2" /><ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/g/gol5c.html Гольц в Энциклопедии балета]</ref>, хотя до официального приема в труппу уже являлся исполнителем некоторых партий.
Первоначально исполнял виртуозные партии, постепенно переходя на драматические, где наиболее полно раскрывалось его актерское дарование<ref name="gol5c">[http://www.ballet-enc.ru/html/g/gol5c.html Гольц в Энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>. С конца 1840-х гг. выступал только в мимических ролях.
Когда в 1837 в Петербургскую императорскую труппу прибыли на пять лет [[Филиппо Тальони|отец]] и [[Мария Тальони|дочь Тальони]], Гольц стал частпостоянным партнером выдающейся мировой балетной звезды. А. Плещеев писал: ''«Н. О О. Гольц  Гольц превращался в избранного кавалера Тальони и танцевал с нею почти во всех балетах; роль Фредерика в „Гитане“ была одна из удачных в его репертуаре»''<ref>[https://books.google.ru/books?id=UzjkAAAAMAAJ&pg=PA108&lpg=PA108&dq=%D0%93%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0,+%D0%B8%D0%BB%D0%B8+%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%86%D1%8B%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82+1838&source=bl&ots=u4zsaDFWmV&sig=v9uMslclH-HGscOL5ga6rIYsRZ8&hl=en&sa=X&ved=0CEYQ6AEwB2oVChMI-cPcj4y2yAIVwno-Ch2iOgO5#v=onepage&q=%D0%93%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%2C%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%86%D1%8B%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82%201838&f=false Александр Плещеев // Наш балет]</ref>.
Энциклопедия балета: ''«Гольц стал ведущим романтическим танцовщиком, органически вошёл в психологически сложные балеты Ж. Перро, создал драматические роли в балетах М. И И. Петипа Петипа. Будучи виртуозным классическим танцовщиком, он прославился также исполнением мазурки и „Русской“, был прекрасным исполнителем партий „королей“ и „благородных отцов“, создателем комедийных и гротесковых ролей»''<ref name="энб">[http://culture.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/016.htm#ab264 Энциклопедия балета (страница 16)]</ref>.
В 1845 году он побывал в [[Париж]]е, эта поездка оказалась незабываемой для всей России — России — танцор привез из Франции новый модный танец — танец — [[Полька (танец)|польку]]<ref name=biography>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/37469/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86 Большая биографическая энциклопедия. Гольц, Николай Осипович]</ref>; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затенцевал польку на балах и в салонах.
Как артист Петербургской труппы он выступал на разных сценических площадках, поспевая из одного театрального помещения в другое. И драматические, и оперные спектакли обычно включали и танцевальные дивертисменты, и артистам балета приходилось участвовать в постановках всех жанров. [[Плещеев Александр Алексеевич (журналист)|А. А А. Плещеев Плещеев]] («Наш балет») писал о повседневной жизни Петербургской труппы за 1860 г1860 г.: ''«В Александринском театре чуть ли не каждый день спектакль оканчивался дивертисментами, в которых характерные танцы исполняли Пишо и Стуколкин (жидовский танец), Лядова и Кшесинский (мазурка souvenir de Varsovie), Троицкая и Гольц (русская пляска)»''<ref>[http://books.google.ru/books?id=UzjkAAAAMAAJ&pg=PA269&lpg=PA269&dq=%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0+%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0&source=bl&ots=u3zveLHOkQ&sig=EzhZ3HB1FFXn_zWh8E9P6rogTK4&hl=ru#v=onepage&q=%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0&f=false Плещеев А. Наш балет (стр. 189)]</ref>.
В 1865 году балетмейстер [[Мариус Иванович Петипа|Мариус Петипа]] специально для Н. Гольца к его бенефису поставил одноактный балет — балет — «Путешествующая танцовщица» на музыку [[Цезарь Пуни|Цезаря Пуни]].
Сценическая деятельность Николая Гольца продолжалась 58 лет<ref name="ббэ" />. (Энциклопедия балета называет 72 года, учитывая время учёбы, когда он уже начал выходить на сцену<ref name="энб" />). Столь огромный срок сделал его свидетелем и участником разных балетных форм и реформ времени. С его именем связана история русского балета 19 столетия. Биографический словарь называет его «дедушка Гольц», который представлял собою живую летопись русского балета<ref name="ббэ" />.
В 1872 г1872 г. на сцене императорского театра торжественно справлялся полувековой юбилей Николая Осиповича Гольца<ref name="ббэ" />. И в его честь вышла брошюра «В память 50-летия сценической деятельности артиста балетной труппы Николая Осиповича Гольца. 1822—1872», СПБ, 1872.
Ему довелось работать с 16 разными балетмейстерами, среди них: [[Шарль Дидло]], [[Алексис Блаш]], [[Филиппо Тальони]], [[Жюль Перро]], [[Артур Сен-Леон]], [[Мариус Петипа]].
Являлся партнёром 50 прославленных балерин, среди которых: [[Авдотья Ильинична Истомина|Авдотья Истомина]], [[Евгения Ивановна Колосова|Евгения Колосова]], [[Луиза Круазет]], [[Лаура Пейсар]], [[Ольга Шлефохт]], [[Марья Новицкая]], [[Мария Тальони]], [[Фанни Эльслер]], [[Елена Ивановна Андреянова|Елена Андреянова]], [[Екатерина Александровна Телешева|Екатерина Телешева]], [[Татьяна Петровна Смирнова|Татьяна Смирнова]], [[Карлотта Гризи]], [[Екатерина Оттовна Вазем|Екатерина Вазем]], [[Евгения Павловна Соколова|Евгения Соколова]].
Только в партнерстве с Марией Тальони, прибывшей в Санкт-Петербург на императорскую сцену в 1837 г1837 г., танцевал более 200 раз<ref name=biography />.
Николай Осипович Гольц до конца жизни проработал на сцене. Похоронен в Сергиевской пустыни, близ которой всю жизнь проводил летнее время на даче<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=66 ''A. A. Нильский''. Актер с.  — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39№ 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г1900 г. (стр. 66)]</ref>.
Дочь Н. О О. Гольца  Гольца тоже стала артисткой императорской труппы, но не на балетном поприще, а оперной певицей.
== Педагогическая работа ==
В течение 1845—1871 гг1845—1871 гг., одновременно с работой на сцене, преподавал бальные и характерные танцы в Петербургском театральном училище при императорской труппе; кроме того обучал бальным танцам в различных учебных заведениях и частным образом (среди учеников — учеников — Михаил Иванович Глинка). 
== Поставленные дивертисменты ==
Николай Осипович Гольц не был балетмейстером, но тем не менее несколько раз ему довелось самому стать им; он поставил в качестве балетмейстера несколько концертных номеров и [[Балет в опере|танцевальных сцен]] в операх:
* 1835 — 1835 — «[[Аскольдова могила (опера)|Аскольдова могила]]» [[Алексей Николаевич Верстовский|А. Н Н. Верстовского Верстовского]]  — славянская пляска<ref name="ббэ">[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/37469/Гольц Николай Осипович Гольц в Большой биографической энциклопедии]</ref>* 1836 — 1836 — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. И И. Глинки Глинки. Изначально танцы к опере ставил балетмейстер [[Антуан Титюс]], но композитор нашел эту хореографическую работу неудачной и, как отмечает советский балетный историк [[Юрий Алексеевич Бахрушин]], танцевальные дивертисменты пришлось срочно переделывать по ходу действия самим исполнителям, в первую очередь — очередь — Николаю Осиповичу Гольцу<ref>''[[Юрий Алексеевич Бахрушин|Ю. А А. Бахрушин Бахрушин]]''. История русского балета. М., Сов. Россия, 1965, 249 с.</ref>. Кроме того, Гольц самостоятельно поставил к этой опере отдельные танцы — танцы — танец мазурка (эту музыку Глинка сочинил и вставил специально по просьбе Н. О О. Гольца Гольца, причем утверждается, что это произошло к постановке 1843, а не к премьере 1836 года — года — возможна ошибка источника<ref name="ббэ"/>) и танец [[Полька (танец)|полька]] (этот танец Н. О О. Гольц  Гольц поставил в опере специально по просьбе М. И И. Глинки Глинки<ref>[http://persona.rin.ru/view/f/0/23532/golc-nikolaj-osipovich ГОЛЬЦ Николай Осипович]</ref>)* 1856 — 1856 — [[Русалка (опера Даргомыжского)|«Русалка»]] А. С С. Даргомыжского  Даргомыжского (совместно с [[Мариус Иванович Петипа|Мариусом Петипа]]), Театр-цирк.
== Исполняемые балетные партии ==
Исполнил главные роли в 73 балетах, а всего выступил более чем в 80 ролях, во многих партиях являлся самым первым исполнителем:
[[Файл:Golts.jpg|thumb]]
* 1808 — 1808 — «[[Зефир и Флора (балет)|Зефир и Флора]]». Балетмейстер [[Шарль Дидло]]  — ''Амур'' (первый исполнитель в первой редакции балета в Петербурге); затем — затем — ''Бахус* 1817 — 1817 — «[[Венгерская хижина (балет)|Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники]]» [[Фредерик Марк Антуан Венюа|Ф. М. А А. Венюа Венюа]]. Балетмейстер Ш. Дидло — Дидло — ''Ульрик'' (первый исполнитель); затем при возобновлении балета 1830-х годах — годах — ''граф Рагоцкий* 1819 — 1819 — «[[Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов]]» [[Катерино Кавос]]а и [[Тимофей Васильевич Жучковский|Жучковского]]. Балетмейстер Ш. Дидло — Дидло — ''Генрих''<ref name="gol5c" />, ''Симон''<ref name="энб" /> (первый исполнитель)* 1820 — 1820 — [[Федул с детьми на господской вечеринке (балет)|«Федул с детьми на господской вечеринке»]], хореограф [[Огюст Пуаро]]  — танцевальные сцены* 1820 — 1820 — «Житель Черного леса, или Злодей» (романтическое представление)  — танцевальные сцены* 1820 — 1820 — «Карл и Лизбета, или Беглец против воли» Хорна — Хорна — ''Карл''* 1821 — 1821 — балет «Возвращение из Индии, или Деревянная нога», балетмейстер Шарль Дидло — Дидло — ''офицер''* 1821 — 1821 — хореографические сцены — сцены — драма «Семела, или Мщение Юноны» (автор А. А А. Жандр  Жандр по произведению Ф. Шиллера); хореограф Шарль Дидло — Дидло — ''Аполлон''<ref>[http://11.scene.z8.ru/performances/155/index.html?name=&per_page=10&theater_id=0 ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА // Театральная мастерская (стр. 155)]</ref>* 1821 — 1821 — балет «Алжирские разбойники, или Морская битва», балетмейстер Шарль Дидло — Дидло — ''Гассан''<ref>[http://11.scene.z8.ru/performances/156/index.html?name=&per_page=10&theater_id=0 ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА // Театральная мастерская (стр. 156)]</ref>* 1821 — 1821 — «Старые погудки на новый лад» (дивертисмент)  — мазурка (совместно с Сосницким, [[Иван Иванович Эбергардт|Эберардом]], [[Иван Францевич Марсель|Марселем]], Новицкой, Люстих, Азаровой, Крыловой)* 1821 — 1821 — «Роланд и Моргана, или Разрушение очарованного острова» — острова» — ''Гений''* 1821 — 1821 — дивертисмент «Смотр невест, или Деревенские святки» на музыку [[Степан Иванович Давыдов|С. И И. Давыдова Давыдова]]  — ''Фантанго''<ref>[http://11.scene.z8.ru/performances/159/index.html?name=&per_page=10&theater_id=0 ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА // Театральная мастерская (стр. 156)]</ref>* «Гулянье на Крестовом острову, или Сюрпризы» — Сюрпризы» — ''Промской''* «Евтимий и Евхариса, или Побежденная тень Либаса», балетмейстер [[Шарль Дидло]]  — ''Меркурий''* «Первое мая, или Гулянье в Екатерингофе», дивертисмент, балетмейстер [[Огюст Пуаро]] (Малый театр Антонио Казасси)  — танцевальные сцены* 1823 — 1823 — [[Возвращение из Индии (балет)|«Возвращение из Индии, или Деревянная нога»]], хореограф [[Шарль Дидло]]  — ''Офицер''* 1823 — 1823 — «[[Кавказский пленник, или Тень невесты (балет)|Кавказский пленник]]» К. Кавоса. Балетмейстер Ш. Дидло — Дидло — ''Ростислав'' (первый исполнитель; дебют в официальном положении принятого в труппу)* 1824 — 1824 — «[[Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника (балет)|Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника]]» [[Фридрих Ефимович Шольц|Ф. Шольца]]. Балетмейстеры Ш. Дидло и [[Огюст Пуаро]]  — ''Руслан'' (первый исполнитель в Петербурге; до того премьера прошла в Москве в 1821 г1821 г.)* 1825 — 1825 — «Федра» Кавоса и Турика. Балетмейстер Ш. Дидло — Дидло — ''Ипполит'' (первый исполнитель);
* «Восстание в серале»
* 5 февраля 1830 — 1830 — сцена «Московский бал», третье действие комедии Грибоедова [[Горе от ума (пьеса)|«Горе от ума»]], в бенефис [[Александра Михайловна Каратыгина|А. М М. Каратыгиной Каратыгиной]]  — французская кадриль<ref>[http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/lp87/lp_pic1.htm Фундаментальная электронная библиотека. <Н. К К. Пиксанов Пиксанов> КОМЕДИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»]</ref>* 1831 — 1831 — балет «Клари», балетмейстер [[Огюст Пуаро]]  — ''Герцог Мелвилла''* 1831 — 1831 — «Приключение на охоте», балетмейстер Ш. Дидло — Дидло — ''граф Альберт''* 1831 — 1831 — [[Карл и Лизбета (балет)|«Карл и Лизбета, или Беглец против воли»]] (Малый театр Антонио Казасси)  — Карл* «Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад», балетмейстер Ш. Дидло — Дидло — ''Марс''* 1832 — 1832 — «[[Сумбека, или Покорение Казанского царства (балет)|Сумбека, или Покорение Казанского царства]]» И. Соннё. Балетмейстер [[Алексис Блаш]]  — ''Осман'' (первый исполнитель)* 25 июня 1832 — 1832 — «Дон Жуан, или Поражённый безбожник» И. Соннё. Балетмейстер [[Алексис Сципион Блаш|А. Блаш]]  — ''Дон Жуан'' (первый исполнитель)* 18 апреля 1832 — 1832 — главная мужская партия (роль ?)  — «Лида, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и М. Э Э. Карафы  Карафы ди Колобрано, балетмейстер [[Антуан Титюс]] по балету [[Филиппо Тальони|Ф. Тальони]] «Натали, или Швейцарская молочница»<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/n/natali.html «НАТАЛИ, ИЛИ ШВЕЙЦАРСКАЯ МОЛОЧНИЦА» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>) (первый исполнитель в России)* 1833 — 1833 — «Марс и Венера, или Вулкановы сети». Балетмейстер [[Алексис Сципион Блаш|А. Блаш]]  — ''Марс'' (первый исполнитель)* 1834 — 1834 — «Амадис, или Паж и волшебница». Балетмейстер [[Алексис Сципион Блаш|А. Блаш]]  — ''Амадис'' (первый исполнитель)* 1834 — 1834 — «Нина, или Сумасшедшая от любви», балетмейстер Ш. Дидло по хореографии [[Луи Милон]]а — а — ''Жермель''* 1834 — 1834 — «Зораида, или Мавры Гренады» — Гренады» — ''Зеир''* «[[Дезертир (балет)|Дезертир]]» по хореографии [[Жан Доберваль|Доберваля]]  — ''Алексис''* 1834 или 1835<ref>[http://11.scene.z8.ru/performances/716/index.html?name=&per_page=10&theater_id=0 ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА // Театральная мастерская (стр. 716)]</ref>  — «Кесарь в Египте», балетмейстер А. Титюс; А. Плещеев писал: ''«В этом балете [«Юлий "Юлий Цезарь в Египте»Египте"] особенно отличались гг. Лашук, Гольц и г-жа Круазет»Круазет"''<ref>[https://books.google.ru/books?id=UzjkAAAAMAAJ&pg=PA94&lpg=PA94&dq=%D0%A4%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8+%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82&source=bl&ots=u4zweKHTrQ&sig=jqdLcawUPRC4rTV5SyBk8rqmpuw&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwj58_HVnrjJAhUC4CYKHX8gAN8Q6AEIITAB#v=onepage&q=%D0%A4%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82&f=false Александр Плещеев. Наш балет]</ref>  — ''Кесарь''* 1837 — 1837 — «Женщина-лунатик, или Прибытие нового помещика» (балет по пьесе [[Эжен Скриб|Э. Скриба]] и хореографии [[Жан-Пьер Омер|Ж.-П. Омера]]), хореограф [[Антуан Титюс]]  — ''граф де Сант-Ламер''* 1837 — 1837 — [[Киа-Кинг (балет)|«Киа-Кинг»]], хореограф [[Антуан Титюс]]  — ''Хантцу''* 1838 — 1838 — «[[Дева Дуная (балет)|Дева Дуная]]» Адольфа Адана. Балетмейстер [[Филиппо Тальони]]  — ''Рудольф'' (первый исполнитель в России)* 1838 — 1838 — «Гитана, или Испанская цыганка» И. Ф Ф. Шмидта  Шмидта и Д. Обера; балетмейстер [[Филиппо Тальони]]  — ''Фредерик'' (первый исполнитель)* 1839 — 1839 — «Тень» Л. В В. Маурера Маурера. Балетмейстер [[Филиппо Тальони]]  — ''Лоредан'' (первый исполнитель)* 1840 — 1840 — [[Морской разбойник (балет)|«Морской разбойник»]]. Балетмейстер [[Филиппо Тальони]]  — ''Райдаг-бей'' (первый исполнитель; другие источники называют первым исполнителем партии Райдаг-бея французского танцовщика, работавшего в Петербургской императорской труппе, Шарля Лашука<ref>[http://www.ballet-enc.ru/html/m/morskoy-razboynik.html «МОРСКОЙ РАЗБОЙНИК» («L’Ecumeur de mer») (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>)* 1841 — 1841 — «Дая, или Португальцы в Индии». Балетмейстер [[Филиппо Тальони]]  — ''Владетель Калькутты'' (первый исполнитель)* 1847 — 1847 — «[[Пахита (балет)|Пахита]]». Балетмейстеры [[Фредерик Малавернь]] и [[Мариус Иванович Петипа|Мариус Петипа]]  — ''Граф Д’Эрвильи''* 1848 — 1848 — «[[Сатанилла (балет)|Сатанилла, или Любовь и Ад]]». Балетмейстеры [[Жан-Антуан Петипа|Жан Петипа]] и [[Мариус Иванович Петипа|Мариус Петипа]] по хореографии Ж. Мазилье — Мазилье — ''Великий визирь'' (первый исполнитель в России)* 1848 — 1848 — «[[Эсмеральда (балет)|Эсмеральда]]» Цезаря Пуни. Балетмейстер [[Жюль Перро]]  — ''Клод Фролло''<ref>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_268.php Театральная энциклопедия]</ref>* 1853 — 1853 — «[[Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники]]», композитор Антуан Венюа. Балетмейстер [[Шарль Дидло]]  — ''граф Рагоцкий* 1855 — 1855 — «Армида». Балетмейстер [[Жюль Перро]]  — ''Годфрид Бульонский'' (первый исполнитель)* 1858 — 1858 — «[[Корсар (балет)|Корсар]]», композитор [[Адольф Адан]]; балетмейстер [[Жюль Перро]]  — ''Сеид-паша''* 1858 — 1858 — «Эолина, или Дриада». Балетмейстер [[Жюль Перро|Ж.Перро]]  — ''Герцог Ратибор'' (первый исполнитель)* 1860 — 1860 — «Грациелла». Балетмейстер [[Артур Сен-Леон]]  — ''Дон Фортунате'' (первый исполнитель)* 1862<ref>[http://www.do100verno.net/blog/1173/page-3 Раздел Дочь Фараона]</ref>  — «[[Дочь фараона (балет)|Дочь фараона]]». Балетмейстер М.Петипа — Петипа — ''Фараон'' (первый исполнитель)* 1863 — 1863 — «Ливанская красавица». Балетмейстер М.Петипа — Петипа — ''Залем'' (первый исполнитель)* 1864 — 1864 — «[[Конёк-Горбунок (балет Пуни)|Конёк-Горбунок]]». Балетмейстер Артур Сен-Леон — Леон — ''Пётр'' (первый исполнитель)* 1865 — 1865 — «[[Фиаметта (балет)|Фиаметта]]». Балетмейстер [[Мариус Петипа]] (по хореографии А.Сен-Леона)  — ''Стерггольд'' (первый исполнитель в данной постановке)* 1865 — 1865 — «Путешествующая танцовщица» на музыку Цезаря Пуни, балетмейстер М. Петипа, постановка специально к бенефису Н. Гольца* 1871 (Энциклопедия балета ошибочно называет 1877 год<ref name="энб" />)  — [[Дон Кихот (балет)|«Дон Кихот»]]. Балетмейстер М.Петипа — Петипа — ''Гамаш'' (первый исполнитель в новой редакции)* 1877 — 1877 — «[[Баядерка (балет)|Баядерка]]». Балетмейстер М.Петипа — Петипа — ''Великий брамин'' (первый исполнитель)* 1879 — 1879 — «Дочь снегов». Балетмейстер М.Петипа — Петипа — ''Гений холода'' (первый исполнитель)
== Литература ==
Редактор
2147
правок