Гаэтано Вестрис — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:THOMAS~1GaetanoVestris.JPG|thumb|260px|Портрет Гаэтано Вестриса. Художник [[Томас Гейнсборо]]]] | [[Файл:THOMAS~1GaetanoVestris.JPG|thumb|260px|Портрет Гаэтано Вестриса. Художник [[Томас Гейнсборо]]]] | ||
− | '''Гаэтано Вестрис''' (полное имя Гаэтано Аполлине Бальдассарре Вестриc (итал. Enrico CecchettiGaetano Apolline Baldassarre Vestris), урожденный: всё то же самое, только Вестри (без ''с'' на конце) ''Vestri''<ref name=teen>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_68.php Театральная Энциклопедия]</ref><ref name=autogenerated2>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/10922/Вестрис Энциклопедический словарь]</ref>, 18 апреля | + | '''Гаэтано Вестрис''' (полное имя Гаэтано Аполлине Бальдассарре Вестриc (итал. Enrico CecchettiGaetano Apolline Baldassarre Vestris), урожденный: всё то же самое, только Вестри (без ''с'' на конце) ''Vestri''<ref name=teen>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_68.php Театральная Энциклопедия]</ref><ref name=autogenerated2>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/10922/Вестрис Энциклопедический словарь]</ref>, 18 апреля 1729 г. [[Флоренция]] —23 сентября 1808 г. [[Париж]]) — выдающийся [[Италия|итальянский]] и французский танцовщик, имя которого стало символом изящества танца. |
== Биография == | == Биография == | ||
=== Происхождение === | === Происхождение === | ||
− | Отец ''Томмазо Марин Ипполито Вестри'' был человеком весьма небогатым и дать детям какое-то образование был не в состоянии; в семье выросло семеро детей, трое из которых стали знаменитыми балетными артистами: [[Тереза Вестри|Тереза]] | + | Отец ''Томмазо Марин Ипполито Вестри'' был человеком весьма небогатым и дать детям какое-то образование был не в состоянии; в семье выросло семеро детей, трое из которых стали знаменитыми балетными артистами: [[Тереза Вестри|Тереза]] — старшая сестра Гаэтано, он сам и его младший брат [[Анджиоло Вестрис|Анджиоло]]. |
− | Первой в семье на балетное поприще вышла Тереза, которая столь успешно выступала в Европе, что привлекла внимание коронованных особ Австрии, причем внимание это не ограничивалось только любовью к балетному искусству. Тереза была замешана в интимных связях с высокопоставленным лицом, чем вызвала недовольство императрицы [[Мария Терезия|Марии-Терезии]], в результате красавице балерине пришлось срочно покинуть Австрию<ref name=100tr>[[Далия Мееровна Трускиновская|Д. | + | Первой в семье на балетное поприще вышла Тереза, которая столь успешно выступала в Европе, что привлекла внимание коронованных особ Австрии, причем внимание это не ограничивалось только любовью к балетному искусству. Тереза была замешана в интимных связях с высокопоставленным лицом, чем вызвала недовольство императрицы [[Мария Терезия|Марии-Терезии]], в результате красавице балерине пришлось срочно покинуть Австрию<ref name=100tr>[[Далия Мееровна Трускиновская|Д. М. Трускиновская]]. «100 великих мастеров балета», Издательство: Вече, 2010 г., ISBN 978-5-9533-4373-2</ref>. Поскитавшись по европейским театрам, Тереза Вестри осела в Париже, куда и вызвала в 1747 году младших братьев, Гаэтано и Анджиоло. С этого времени началась балетная карьера будущего выдающегося танцовщика. |
=== Начало === | === Начало === | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
=== Вестрис === | === Вестрис === | ||
− | Через три года, в 1751 году Гаэтано Вестри получил звание солиста балета Королевской музыкальной академии. Его слава парижской знаменитости стремительно росла. В скором времени, дабы еще более соответствовать положению, он переделал свою фамилию на французский лад, добавив в конце букву | + | Через три года, в 1751 году Гаэтано Вестри получил звание солиста балета Королевской музыкальной академии. Его слава парижской знаменитости стремительно росла. В скором времени, дабы еще более соответствовать положению, он переделал свою фамилию на французский лад, добавив в конце букву s — Vestris — Вестрис<ref name=100tr />. |
=== Слава === | === Слава === | ||
− | В 1751 году он уже так прославился, что говорил о себе: «''Есть только три великих человека в | + | В 1751 году он уже так прославился, что говорил о себе: «''Есть только три великих человека в Европе — Фридрих II Прусский, Вольтер и я''». Его успех был столь феноменальным, что его прозвали «богом танца»<ref name=autogenerated2 />. |
Г. Вестрис был великолепным актёром, мимом и мастером танца. Он был одним из первых танцоров, выходивших на сцену без маски, и своей выразительной мимикой дополнял воздействие музыки и движения. | Г. Вестрис был великолепным актёром, мимом и мастером танца. Он был одним из первых танцоров, выходивших на сцену без маски, и своей выразительной мимикой дополнял воздействие музыки и движения. | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
И опять его слава не знала границ. | И опять его слава не знала границ. | ||
− | Любовные романы следовали один за одним. Особенно известными стали его отношения с молодой танцовщицей [[Мари Аллар]], которая родила ему сына [[Огюст Вестрис|Огюста]]; ему тогда было 30 лет, а юной мамаше едва исполнилось 17. Жениться на Мари Аллар Гаэтано и не собирался, но надо | + | Любовные романы следовали один за одним. Особенно известными стали его отношения с молодой танцовщицей [[Мари Аллар]], которая родила ему сына [[Огюст Вестрис|Огюста]]; ему тогда было 30 лет, а юной мамаше едва исполнилось 17. Жениться на Мари Аллар Гаэтано и не собирался, но надо сказать — от сына не отказался, тот получил отцовскую фамилию (в уже переделанном виде — Вестрис) и воспитывался своим отцом — более того, под его руководством тоже стал выдающимся танцовщиком<ref name=autogenerated1>[http://www.ballet-enc.ru/html/v/vestris.html Вестрис в энциклопедии балета]</ref>. Но это было позже. |
=== Влияние Новерра === | === Влияние Новерра === | ||
− | [[Жан Жорж Новерр]] | + | [[Жан Жорж Новерр]] — выдающийся балетный деятель, создатель балетного спектакля — оказал огромное влияние на всё искусство своего времени; Новерр первым отменил в танцах маски — его артисты стали первым танцовщиками, выходившими на сцену не в масках, как было раньше, — а показывая свои живые человеческие лица. Правда, масочные образы замещались таким слоем грима, что говорить о «живых человеческих лицах» было бы некоторым преувеличением, но ведь это был самый первый шаг отказа от масок и игры лицом. |
[[Файл:GAETANO ~1JasonetMede.JPG|thumb|left|310px|Гаэтано Вестрис в балете «Ясон и Медея» (Библиотека Конгресса США, отдел эстампов и фотографий)]] | [[Файл:GAETANO ~1JasonetMede.JPG|thumb|left|310px|Гаэтано Вестрис в балете «Ясон и Медея» (Библиотека Конгресса США, отдел эстампов и фотографий)]] | ||
У Новерра, как у любого новатора, оказались и враги, и последовали. | У Новерра, как у любого новатора, оказались и враги, и последовали. | ||
− | Гаэтано Вертрис работал с Новерром, но это вовсе не значит, что его надо записывать в число новерровских | + | Гаэтано Вертрис работал с Новерром, но это вовсе не значит, что его надо записывать в число новерровских поклонников — скорее всего, искусный танцовщик принимал участие во всем, что ему предлагалось и где платили. Он был лишь исполнителем, не беря на себя миссию теоретика балета. Но тем не менее, работая с Новерром, Г.Вестрис не мог не испытывать влияния его идей. И впоследствии сам использовал их. |
− | Какое-то время Гаэтано Вертрис работал в разных европейских театрах, в том числе в [[Штутгарт]]е 11 февраля 1763 стал первым исполнителем роли Ясона в балете [[Жан Жорж Новерр|Новерра]] «[[Ясон и Медея (балет)|Ясон и Медея]]» композитора [[Жан-Жозеф Родольф|Родольфа]] | + | Какое-то время Гаэтано Вертрис работал в разных европейских театрах, в том числе в [[Штутгарт]]е 11 февраля 1763 стал первым исполнителем роли Ясона в балете [[Жан Жорж Новерр|Новерра]] «[[Ясон и Медея (балет)|Ясон и Медея]]» композитора [[Жан-Жозеф Родольф|Родольфа]] — первый балет, где танцоры работали без масок, выражая мимикой эмоции образов<ref name=teen />, а в 1767 году сам повторил постановку этого балета в [[Вена|Вене]], затем осуществлял ещё не раз возобновление этого балета по хореографии Новерра. |
− | Возвращался опять в Париж в Академию музыки (ныне Национальная Парижская | + | Возвращался опять в Париж в Академию музыки (ныне Национальная Парижская опера — Гранд Опера). |
=== Балетмейстер === | === Балетмейстер === | ||
− | В 1770 получил звание балетмейстера Парижской оперы (Королевская академия музыки) и поставил там два | + | В 1770 получил звание балетмейстера Парижской оперы (Королевская академия музыки) и поставил там два балета — «Эндимион» (1773) и «Птичье гнездо»<ref name=teen />, а также повторил постановку «Ясона и Медеи». С 1770 по 1776 год Г.Вестрис был главным балетмейстером и педагогом Национальной оперы ([[Список директоров балетной труппы Парижской оперы]]). |
Однако как балетмейстер он не проявил ни таланта, ни новаторства; он лишь повторял постановки под собственным именем<ref name=autogenerated1 />. Но его имя уже настолько гремело и было в моде, что всё, к чему он прикасался, признавалось неоспоримым. Он оставался выдающимся танцовщиком времени. | Однако как балетмейстер он не проявил ни таланта, ни новаторства; он лишь повторял постановки под собственным именем<ref name=autogenerated1 />. Но его имя уже настолько гремело и было в моде, что всё, к чему он прикасался, признавалось неоспоримым. Он оставался выдающимся танцовщиком времени. | ||
− | При этом сам прославленный танцовщик был совершенно необразованным человеком, даже | + | При этом сам прославленный танцовщик был совершенно необразованным человеком, даже неграмотным — так во всяком случае отмечает [[Далия Мееровна Трускиновская|Д. М. Трускиновская]] в своей книге «100 великих мастеров балета»<ref name=100tr />. Его безграмотность была столь же феноменальной, как и его балетная слава, его высказывания передавались из уст в уста и становились анекдотами. Так, однажды в 1774 году Парижская опера ставила оперу [[Кристоф Виллибальд Глюк|Глюка]] «Ифигения в Авлиде», и композитор получил задание сочинить дополнительные [[Балет в опере|танцевальные фрагменты]]. Вестрис потребовал завершить оперу [[чакона|чаконой]], и никакие исторические доводы не действовали — Вестрис просто не знал, что в Древней Греции ещё не было чаконы, регламентировав: ''«Там не было чаконы — тем хуже для них»''. Тем не менее значимость Гаэтано Вестриса была столь велика, что композитору пришлось сдатьcя и согласиться на чакону по настоянию этого выдающегося танцовщика — так потребовала администрация Академии музыки<ref name=100tr />. |
=== Конец === | === Конец === | ||
− | Выступал на сцене до 1782 года<ref name=teen /><ref name=autogenerated2 />. Но конец карьеры еще не был окончательным концом. Всё, можно сказать, только начиналось. На самом деле он ещё продолжал участвовать в жизни Парижской оперы, а в 1804 году совместно с новым директором балетной труппы [[Пьер Гардель|П. Гарделем]] опять повторил постановку «Ясона и | + | Выступал на сцене до 1782 года<ref name=teen /><ref name=autogenerated2 />. Но конец карьеры еще не был окончательным концом. Всё, можно сказать, только начиналось. На самом деле он ещё продолжал участвовать в жизни Парижской оперы, а в 1804 году совместно с новым директором балетной труппы [[Пьер Гардель|П. Гарделем]] опять повторил постановку «Ясона и Медеи» — знаменитого [[Жан Жорж Новер|новерровского]] балета. Продолжал участвовать в работе балетных театров других стран, в частности — в Лондоне. |
А в 1792 году (то есть в 63 года) Гаэтано Вестрис женился на известной немецкой танцовщице [[Анна Хейнель|Анне Хейнель]], моложе его на 25 лет. | А в 1792 году (то есть в 63 года) Гаэтано Вестрис женился на известной немецкой танцовщице [[Анна Хейнель|Анне Хейнель]], моложе его на 25 лет. | ||
Строка 57: | Строка 57: | ||
В 71 год мастер, по случаю балетного дебюта своего внука [[Арман Вестрис|Армана Вестриса]] (сын Огюста Вестриса), вновь танцевал на сцене. | В 71 год мастер, по случаю балетного дебюта своего внука [[Арман Вестрис|Армана Вестриса]] (сын Огюста Вестриса), вновь танцевал на сцене. | ||
− | Среди его учеников [[Жюль Перро|Ж. Перро]], [[Август Бурнонвиль|А. Бурнонвиль]], [[Фанни Эльслер|Ф. Эльслер]]<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/158788/Вестрис Большая советская энциклопедия. | + | Среди его учеников [[Жюль Перро|Ж. Перро]], [[Август Бурнонвиль|А. Бурнонвиль]], [[Фанни Эльслер|Ф. Эльслер]]<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/158788/Вестрис Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978]</ref>. |
Гаэтано Вестрис скончался в Париже 23 сентября 1808 года, похоронен на [[кладбище Монмартр]], там же возле него был впоследствии похоронен и его не менее выдающийся сын Огюст<ref>[http://www.mishanita.ru/2006/03/10/2139/ Париж. Часть II. Кладбище Монмартра: старинные склепы, знаменитости и черные коты]</ref>. | Гаэтано Вестрис скончался в Париже 23 сентября 1808 года, похоронен на [[кладбище Монмартр]], там же возле него был впоследствии похоронен и его не менее выдающийся сын Огюст<ref>[http://www.mishanita.ru/2006/03/10/2139/ Париж. Часть II. Кладбище Монмартра: старинные склепы, знаменитости и черные коты]</ref>. | ||
== Значение == | == Значение == | ||
− | Значение творчества Гаэтано Вестриса невозможно | + | Значение творчества Гаэтано Вестриса невозможно определить — оно поистине бесконечно. |
{{youtube|EOoGTCfRpV8|М.Барышников - «Вестрис»}} | {{youtube|EOoGTCfRpV8|М.Барышников - «Вестрис»}} | ||
Этот полуграмотный деревенский увалень оказался мировым символом танцевального изящества. Причем этот символ, пережив и его жизнь, и еще пару веков, так и остался символом. | Этот полуграмотный деревенский увалень оказался мировым символом танцевального изящества. Причем этот символ, пережив и его жизнь, и еще пару веков, так и остался символом. | ||
− | Продолжилась и | + | Продолжилась и династия — в его сыне и внуке. |
− | В 1969 году выдающийся советский балетмейстер [[Леонид Якобсон]] поставил специально для выдающегося танцовщика [[Михаил Николаевич Барышников|Михаила Барышникова]], тогда молодого 21-летнего артиста, балет-миниатюру под названием [[Вестрис (балет-миниатюра)|«Вестрис»]] на музыку [[Геннадий Иванович Банщиков|Геннадия Банщикова]]. Этот номер, длящийся всего несколько минут, М.Барышников приготовил для участия в Первом Московском международном конкурсе балета в 1969 году, получив золотую медаль в категории солистов, а потом еще долгие годы исполнял его. Этот | + | В 1969 году выдающийся советский балетмейстер [[Леонид Якобсон]] поставил специально для выдающегося танцовщика [[Михаил Николаевич Барышников|Михаила Барышникова]], тогда молодого 21-летнего артиста, балет-миниатюру под названием [[Вестрис (балет-миниатюра)|«Вестрис»]] на музыку [[Геннадий Иванович Банщиков|Геннадия Банщикова]]. Этот номер, длящийся всего несколько минут, М.Барышников приготовил для участия в Первом Московском международном конкурсе балета в 1969 году, получив золотую медаль в категории солистов, а потом еще долгие годы исполнял его. Этот танец — символ изящества и грациозности — именно того, чего и стал сам Гаэтано Вестрис. Правда, этот танец-балет в постановке Леонида Якобсона использовал балетные совершенства следующих веков. Во времена Гаэтано Вестриса балет больше занимался красотой поз, а прыжков и других хореографических па еще не было, они еще попросту не были изобретены. Кстати, первым, кто ввел в мужской танец прыжки и пируэты, был сын Гаэтано — [[Огюст Вестрис]]<ref name=teen />. |
== Среди балетов == | == Среди балетов == | ||
Строка 74: | Строка 74: | ||
* 1755: Coronazione di Apollo e Dafne (Турин) | * 1755: Coronazione di Apollo e Dafne (Турин) | ||
* 1755: Feste di Bacco (Турин) | * 1755: Feste di Bacco (Турин) | ||
− | * | + | * 1763 — «[[Ясон и Медея (балет)|Ясон и Медея]]» композитора [[Жан-Жозеф Родольф|Ж.-Ж.Родольфа]], постановка [[Жан-Жорж Новерр|Новерра]], [[Штутгарт]] — ''Ясон'' |
− | * 1767: Médée et Jason ([[Вена]]), возобновление балета Новерра. С этим балетом была связан большая часть творчества Г. | + | * 1767: Médée et Jason ([[Вена]]), возобновление балета Новерра. С этим балетом была связан большая часть творчества Г. Вестриса — он неоднократно исполнял роль Ясона в разных переносах постановки Новерра (в том числе в первой в Штутгарте на музыку [[Жан-Жозеф Родольф|Родольфа]] 11 февраля 1763) и сам повторял эту постановку: в 1767 — в Вене; в 1770 он повторил постановку Новерра в Париже в Королевской академии музыки, но на музыку композитора [[Жан Бенжамен Ла Борд|Ла Борда]] (среди исполнителей: Ясон — он сам, Медея — [[Мари Аллар|М. Аллар]] (мать общего сына с Гаэтано Вестрисом будущего выдающегося танцора [[Огюст Вестрис|Огюста Вестриса]]<ref name=autogenerated1 />), Креуза — [[Мари Мадлен Гимар|М. Гимар]]<ref name=bmuz>[http://www.balletmusic.ru/ballet_12.htm Балетная и танцевальная музыка]</ref>); в 1775 — там же в Парижской академии музыки Г. Вестрис повторил постановку, но с музыкой Родольфа и [[Пьер Бертон|Бертона]] (фр. Pierre Montan Berton)<ref name=bmuz />; в 1780 — вновь повторил ту же постановку; в 1804 — ещё один повтор в [[Париж]]е в театре Парижской оперы, но балетмейстеров двое: [[Пьер Гардель|П. Гардель]] и Г. Вестрис; |
* 1771: Le Prix de la valeur (Париж) | * 1771: Le Prix de la valeur (Париж) | ||
− | * ''Борей'' | + | * ''Борей'' — «[[Галантная Индия]]» [[Жан-Филипп Рамо|Рамо]]<ref name=teen /> |
− | * ''Ринальдо'' | + | * ''Ринальдо'' — «Ринальдо и Армида» [[Филипп Кино|Кино]] и [[Жан-Батист Люлли|Люлли]]<ref name=teen /> (позже постановщик) |
− | * 30 декабря | + | * 30 декабря 1773 — «[[Цефал и Прокрис (балет)|Цефал и Прокрис]]» (''Céphale et Procris''), музыка [[Андре Гретри|А.Гретри]] ([[Королевская опера при Версальском дворце]]) |
− | * 1773: ''Эндимион (Endymion)'' | + | * 1773: ''Эндимион (Endymion)'' — «Сила любви» Бернара<ref name=teen />, собственная постановка (Париж, [[Парижская Опера]]) |
* 1781: Ninette à la cour (Лондон) | * 1781: Ninette à la cour (Лондон) | ||
* 1781: Les Caprices de Galatée (Лондон) | * 1781: Les Caprices de Galatée (Лондон) |
Текущая версия на 20:43, 1 мая 2017
Гаэтано Вестрис (полное имя Гаэтано Аполлине Бальдассарре Вестриc (итал. Enrico CecchettiGaetano Apolline Baldassarre Vestris), урожденный: всё то же самое, только Вестри (без с на конце) Vestri[1][2], 18 апреля 1729 г. Флоренция —23 сентября 1808 г. Париж) — выдающийся итальянский и французский танцовщик, имя которого стало символом изящества танца.
Содержание
Биография
Происхождение
Отец Томмазо Марин Ипполито Вестри был человеком весьма небогатым и дать детям какое-то образование был не в состоянии; в семье выросло семеро детей, трое из которых стали знаменитыми балетными артистами: Тереза — старшая сестра Гаэтано, он сам и его младший брат Анджиоло.
Первой в семье на балетное поприще вышла Тереза, которая столь успешно выступала в Европе, что привлекла внимание коронованных особ Австрии, причем внимание это не ограничивалось только любовью к балетному искусству. Тереза была замешана в интимных связях с высокопоставленным лицом, чем вызвала недовольство императрицы Марии-Терезии, в результате красавице балерине пришлось срочно покинуть Австрию[3]. Поскитавшись по европейским театрам, Тереза Вестри осела в Париже, куда и вызвала в 1747 году младших братьев, Гаэтано и Анджиоло. С этого времени началась балетная карьера будущего выдающегося танцовщика.
Начало
Гаэтано был учеником Луи Дюпре, одного из самых значимых французских балетных танцовщиков, учился в парижской Королевской академии музыки, там же в 1749 году состоялся его дебют в партии Матроса («Карнавал и безумие»)[1].
Вестрис
Через три года, в 1751 году Гаэтано Вестри получил звание солиста балета Королевской музыкальной академии. Его слава парижской знаменитости стремительно росла. В скором времени, дабы еще более соответствовать положению, он переделал свою фамилию на французский лад, добавив в конце букву s — Vestris — Вестрис[3].
Слава
В 1751 году он уже так прославился, что говорил о себе: «Есть только три великих человека в Европе — Фридрих II Прусский, Вольтер и я». Его успех был столь феноменальным, что его прозвали «богом танца»[2].
Г. Вестрис был великолепным актёром, мимом и мастером танца. Он был одним из первых танцоров, выходивших на сцену без маски, и своей выразительной мимикой дополнял воздействие музыки и движения.
Исполнительское искусство Вестриса отличалось величественностью и благородством, критика отмечает, что он внёс много нового в танец, придав движениям большую свободу[1]. Слава Гаэтано Вестриса превзошла всех его партнеров и даже его педагога. Его приглашали в качестве учителя в богатые семьи, где он обучал дам высшего общества, как надо изящно поклониться королю на приемах[3]. С 1753 года был членом Французской королевской академии танцев.
Драка
Нрава этот знаменитый солист был необузданного. У него возник конфликт с главным балетмейстером Лани, в результате чего в 1754 году он был уволен из театра и до 1756 работал с Турине, однако в 1756 победно вернулся вновь в Парижскую оперу[1], которая без него уже просто не могла существовать.
Возвращение в Академию музыки
Был актёром парижской Парижской академии музыки, танцмейстером и учителем танца французского короля Людовика XVI.
И опять его слава не знала границ.
Любовные романы следовали один за одним. Особенно известными стали его отношения с молодой танцовщицей Мари Аллар, которая родила ему сына Огюста; ему тогда было 30 лет, а юной мамаше едва исполнилось 17. Жениться на Мари Аллар Гаэтано и не собирался, но надо сказать — от сына не отказался, тот получил отцовскую фамилию (в уже переделанном виде — Вестрис) и воспитывался своим отцом — более того, под его руководством тоже стал выдающимся танцовщиком[4]. Но это было позже.
Влияние Новерра
Жан Жорж Новерр — выдающийся балетный деятель, создатель балетного спектакля — оказал огромное влияние на всё искусство своего времени; Новерр первым отменил в танцах маски — его артисты стали первым танцовщиками, выходившими на сцену не в масках, как было раньше, — а показывая свои живые человеческие лица. Правда, масочные образы замещались таким слоем грима, что говорить о «живых человеческих лицах» было бы некоторым преувеличением, но ведь это был самый первый шаг отказа от масок и игры лицом.
У Новерра, как у любого новатора, оказались и враги, и последовали.
Гаэтано Вертрис работал с Новерром, но это вовсе не значит, что его надо записывать в число новерровских поклонников — скорее всего, искусный танцовщик принимал участие во всем, что ему предлагалось и где платили. Он был лишь исполнителем, не беря на себя миссию теоретика балета. Но тем не менее, работая с Новерром, Г.Вестрис не мог не испытывать влияния его идей. И впоследствии сам использовал их.
Какое-то время Гаэтано Вертрис работал в разных европейских театрах, в том числе в Штутгарте 11 февраля 1763 стал первым исполнителем роли Ясона в балете Новерра «Ясон и Медея» композитора Родольфа — первый балет, где танцоры работали без масок, выражая мимикой эмоции образов[1], а в 1767 году сам повторил постановку этого балета в Вене, затем осуществлял ещё не раз возобновление этого балета по хореографии Новерра.
Возвращался опять в Париж в Академию музыки (ныне Национальная Парижская опера — Гранд Опера).
Балетмейстер
В 1770 получил звание балетмейстера Парижской оперы (Королевская академия музыки) и поставил там два балета — «Эндимион» (1773) и «Птичье гнездо»[1], а также повторил постановку «Ясона и Медеи». С 1770 по 1776 год Г.Вестрис был главным балетмейстером и педагогом Национальной оперы (Список директоров балетной труппы Парижской оперы).
Однако как балетмейстер он не проявил ни таланта, ни новаторства; он лишь повторял постановки под собственным именем[4]. Но его имя уже настолько гремело и было в моде, что всё, к чему он прикасался, признавалось неоспоримым. Он оставался выдающимся танцовщиком времени.
При этом сам прославленный танцовщик был совершенно необразованным человеком, даже неграмотным — так во всяком случае отмечает Д. М. Трускиновская в своей книге «100 великих мастеров балета»[3]. Его безграмотность была столь же феноменальной, как и его балетная слава, его высказывания передавались из уст в уста и становились анекдотами. Так, однажды в 1774 году Парижская опера ставила оперу Глюка «Ифигения в Авлиде», и композитор получил задание сочинить дополнительные танцевальные фрагменты. Вестрис потребовал завершить оперу чаконой, и никакие исторические доводы не действовали — Вестрис просто не знал, что в Древней Греции ещё не было чаконы, регламентировав: «Там не было чаконы — тем хуже для них». Тем не менее значимость Гаэтано Вестриса была столь велика, что композитору пришлось сдатьcя и согласиться на чакону по настоянию этого выдающегося танцовщика — так потребовала администрация Академии музыки[3].
Конец
Выступал на сцене до 1782 года[1][2]. Но конец карьеры еще не был окончательным концом. Всё, можно сказать, только начиналось. На самом деле он ещё продолжал участвовать в жизни Парижской оперы, а в 1804 году совместно с новым директором балетной труппы П. Гарделем опять повторил постановку «Ясона и Медеи» — знаменитого новерровского балета. Продолжал участвовать в работе балетных театров других стран, в частности — в Лондоне.
А в 1792 году (то есть в 63 года) Гаэтано Вестрис женился на известной немецкой танцовщице Анне Хейнель, моложе его на 25 лет.
В 71 год мастер, по случаю балетного дебюта своего внука Армана Вестриса (сын Огюста Вестриса), вновь танцевал на сцене.
Среди его учеников Ж. Перро, А. Бурнонвиль, Ф. Эльслер[5].
Гаэтано Вестрис скончался в Париже 23 сентября 1808 года, похоронен на кладбище Монмартр, там же возле него был впоследствии похоронен и его не менее выдающийся сын Огюст[6].
Значение
Значение творчества Гаэтано Вестриса невозможно определить — оно поистине бесконечно.
Этот полуграмотный деревенский увалень оказался мировым символом танцевального изящества. Причем этот символ, пережив и его жизнь, и еще пару веков, так и остался символом.
Продолжилась и династия — в его сыне и внуке.
В 1969 году выдающийся советский балетмейстер Леонид Якобсон поставил специально для выдающегося танцовщика Михаила Барышникова, тогда молодого 21-летнего артиста, балет-миниатюру под названием «Вестрис» на музыку Геннадия Банщикова. Этот номер, длящийся всего несколько минут, М.Барышников приготовил для участия в Первом Московском международном конкурсе балета в 1969 году, получив золотую медаль в категории солистов, а потом еще долгие годы исполнял его. Этот танец — символ изящества и грациозности — именно того, чего и стал сам Гаэтано Вестрис. Правда, этот танец-балет в постановке Леонида Якобсона использовал балетные совершенства следующих веков. Во времена Гаэтано Вестриса балет больше занимался красотой поз, а прыжков и других хореографических па еще не было, они еще попросту не были изобретены. Кстати, первым, кто ввел в мужской танец прыжки и пируэты, был сын Гаэтано — Огюст Вестрис[1].
Среди балетов
- 1755: Coronazione di Apollo e Dafne (Турин)
- 1755: Feste di Bacco (Турин)
- 1763 — «Ясон и Медея» композитора Ж.-Ж.Родольфа, постановка Новерра, Штутгарт — Ясон
- 1767: Médée et Jason (Вена), возобновление балета Новерра. С этим балетом была связан большая часть творчества Г. Вестриса — он неоднократно исполнял роль Ясона в разных переносах постановки Новерра (в том числе в первой в Штутгарте на музыку Родольфа 11 февраля 1763) и сам повторял эту постановку: в 1767 — в Вене; в 1770 он повторил постановку Новерра в Париже в Королевской академии музыки, но на музыку композитора Ла Борда (среди исполнителей: Ясон — он сам, Медея — М. Аллар (мать общего сына с Гаэтано Вестрисом будущего выдающегося танцора Огюста Вестриса[4]), Креуза — М. Гимар[7]); в 1775 — там же в Парижской академии музыки Г. Вестрис повторил постановку, но с музыкой Родольфа и Бертона (фр. Pierre Montan Berton)[7]; в 1780 — вновь повторил ту же постановку; в 1804 — ещё один повтор в Париже в театре Парижской оперы, но балетмейстеров двое: П. Гардель и Г. Вестрис;
- 1771: Le Prix de la valeur (Париж)
- Борей — «Галантная Индия» Рамо[1]
- Ринальдо — «Ринальдо и Армида» Кино и Люлли[1] (позже постановщик)
- 30 декабря 1773 — «Цефал и Прокрис» (Céphale et Procris), музыка А.Гретри (Королевская опера при Версальском дворце)
- 1773: Эндимион (Endymion) — «Сила любви» Бернара[1], собственная постановка (Париж, Парижская Опера)
- 1781: Ninette à la cour (Лондон)
- 1781: Les Caprices de Galatée (Лондон)
- 1786: «Птичье гнездо» (Le Nid d’oiseau), собственная постановка (Париж)
- 1791: «Смерть Геркулеса» (La Mort d’Hercule) композитора Ж.-Ж.Родольфа, постановка Новерра (Лондон), затем сам повторил постановку Новерра
- 1791: La Fête du seigneur (Лондон)
и мн.др.
Статьи на других языках
- ar:جياتانو فيسترس
- de:Gaetano Vestris
- en:Gaétan Vestris
- es:Gaetano Vestris
- eu:Gaetan Vestris
- fr:Gaëtan Vestris
- it:Gaetano Vestris
- ja:ガエタノ・ヴェストリス
- la:Caietanus Vestris
Источники
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Театральная Энциклопедия
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Энциклопедический словарь
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Д. М. Трускиновская. «100 великих мастеров балета», Издательство: Вече, 2010 г., ISBN 978-5-9533-4373-2
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Вестрис в энциклопедии балета
- ↑ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978
- ↑ Париж. Часть II. Кладбище Монмартра: старинные склепы, знаменитости и черные коты
- ↑ 7,0 7,1 Балетная и танцевальная музыка