Святослав Николаевич Рерих — различия между версиями
Ws (обсуждение | вклад) (из викисферы, авторы РозаМ) |
РозаМ (обсуждение | вклад) (→Биография) |
||
(не показано 7 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:0 b1a79 75edd957 XL.jpg|thumb|left|270px|'''Святослав Николаевич Рерих. Дарджилинг, 1923-1924 гг.''']] | [[Файл:0 b1a79 75edd957 XL.jpg|thumb|left|270px|'''Святослав Николаевич Рерих. Дарджилинг, 1923-1924 гг.''']] | ||
− | '''Святослáв Николáевич Рéрих''' ( | + | '''Святослáв Николáевич Рéрих''' (23 октября 1904, Санкт-Петербург — 30 января 1993, Бангалор) — [[Русские|русский]] и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства, почетный член Академии Художеств [[СССР]] (1978). Основные жанры картин — пейзажи, портреты, символические композиции. |
==Биография == | ==Биография == | ||
− | Святослав Николаевич Рерих родился | + | Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье [[русские|русского]] художника, деятеля искусств [[Николай Константинович Рерих|Николая Константиновича Рериха]] и его супруги [[Елена Ивановна Рерих|Елены Ивановны Рерих]]. Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Школы Общества Поощрения Художеств, проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями. |
− | С | + | С 1913-го по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии Карла Мая, именно там он получил первые уроки рисования. В двенадцать лет Святослав уже помогал отцу, художнику Николаю Рериху натягивать на подрамники холсты и готовить краски. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам. |
− | С | + | С 1916-го по 1918 год он вместе с семьёй живёт в Финляндии, где в 13-летнем возрасте пишет первый портрет отца. |
− | Святослав Николаевич изучал археологию в Колумбийском и Гарвардском | + | Святослав Николаевич изучал археологию в Колумбийском и Гарвардском университетах [[США]]. Одним из его серьёзных увлечений была [[ботаника]]. Рано развился талант живописца. Ещё не было Святославу 15 лет, а он помогал отцу рисовать эскизы декораций и костюмов для постановки [[русские|русских]] опер в лондонских театрах.<ref>{{книга|автор=[[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]], [[Ольга Константиновна Ауновская|Ауновская О. К.]]|заглавие=Светоносцы|ответственный= |ссылка=http://biblmdkz.ru/svet.html|место=[[Новочебоксарск]]|издательство=Терос|год=1995|том= |страниц=114 |страницы=60-61|isbn=5-88167-004-3}}</ref> |
− | В 19 лет, в | + | В 19 лет, в 1923 году он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В том же году впервые посетил Индию. |
− | В | + | В 1924 году вернулся из Индии в [[США]], где принимал активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных [[Николай Константинович Рерих |Николаем Константиновичем]] и [[ Елена Ивановна Рерих |Еленой Ивановной Рерихами]]. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат [[Юрий Николаевич Рерих|Юрий]], находившиеся в Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром». |
[[Файл:Devika Rani Rerih -1951-(2).jpg|thumb|320px|С. Н. Рерих Дэвика Рани Рерих 1951 год]] | [[Файл:Devika Rani Rerih -1951-(2).jpg|thumb|320px|С. Н. Рерих Дэвика Рани Рерих 1951 год]] | ||
− | Закончив учёбу, с | + | Закончив учёбу, с 1931 года Святослав Николаевич постоянно проживает в Индии, переехав из США к своей семье. В Индии он принимает активное участие в её общественной и культурной жизни и всё больше времени отдает живописи. Он любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах. |
− | Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела. В круг его интересов входили орнитология, [[ботаника]], минералогия, | + | Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела. В круг его интересов входили орнитология, [[ботаника]], минералогия, тибетская фармакопея, [[химия]] и её алхимические истоки, сравнительное религиоведение, философия, искусствознание, культурология, астрология. Он стал крупным знатоком фитотерапии, индо-тибетской медицины.<ref>{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Бобина Л. А.]] |заглавие= Действенная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие |ссылка=http://biblmdkz.ru/v4.html|место= Чебоксары |издательство= [[Международное общественное Движение «К Здоровью через культуру»|Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру»]] |год=2012 |страниц=44|страницы=16|isbn=978-5-88167-039-9 |тираж= }}</ref> Художественное и литературное творчество Святослава Рериха, а также его исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были связаны с идеями [[Агни Йога|Живой Этики]]. |
Святослав Рерих был захоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре. | Святослав Рерих был захоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре. |
Текущая версия на 19:29, 13 февраля 2016
Святослáв Николáевич Рéрих (23 октября 1904, Санкт-Петербург — 30 января 1993, Бангалор) — русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства, почетный член Академии Художеств СССР (1978). Основные жанры картин — пейзажи, портреты, символические композиции.
Содержание
Биография
Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье русского художника, деятеля искусств Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны Рерих. Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Школы Общества Поощрения Художеств, проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями.
С 1913-го по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии Карла Мая, именно там он получил первые уроки рисования. В двенадцать лет Святослав уже помогал отцу, художнику Николаю Рериху натягивать на подрамники холсты и готовить краски. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам.
С 1916-го по 1918 год он вместе с семьёй живёт в Финляндии, где в 13-летнем возрасте пишет первый портрет отца.
Святослав Николаевич изучал археологию в Колумбийском и Гарвардском университетах США. Одним из его серьёзных увлечений была ботаника. Рано развился талант живописца. Ещё не было Святославу 15 лет, а он помогал отцу рисовать эскизы декораций и костюмов для постановки русских опер в лондонских театрах.[1]
В 19 лет, в 1923 году он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В том же году впервые посетил Индию.
В 1924 году вернулся из Индии в США, где принимал активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат Юрий, находившиеся в Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром».
Закончив учёбу, с 1931 года Святослав Николаевич постоянно проживает в Индии, переехав из США к своей семье. В Индии он принимает активное участие в её общественной и культурной жизни и всё больше времени отдает живописи. Он любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах.
Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела. В круг его интересов входили орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, сравнительное религиоведение, философия, искусствознание, культурология, астрология. Он стал крупным знатоком фитотерапии, индо-тибетской медицины.[2] Художественное и литературное творчество Святослава Рериха, а также его исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были связаны с идеями Живой Этики.
Святослав Рерих был захоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре.
Основные труды С. Н. Рериха
- Стремиться к Прекрасному: Сборник статей. — М.: МЦР, 1993. — (Малая Рериховская библиотека).
- Свет искусства: Сборник статей. — М.: МЦР, 1994. — (Малая Рериховская библиотека).
- Медлить нельзя! // Защитим имя и наследие Рерихов: Сборник статей. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. — Т. 1. — С. 90 — 91.
- Искусство и жизнь / Пер. с англ. Т. В. Кожевниковой, И. И. Нейч. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
- Письма: В 2 т. / Сост. Н. Г. Михайлова. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004—2005.
- К беседе с художникам: Сборник статей. — М.: МЦР, 2006. — (Малая Рериховская библиотека).
- Creative Thought: Articles. — Moscow: ICR, 2004.
- Art and Life. — Moscow: ICR, 2004.
- Врата в высшую жизнь: сборник статей / Пер. с англ., сост. Н. Г. Михайлова, И. И. Нейч. Комментарии и примечания И. И. Нейч. — М.: МЦР, Мастер-Банк, 2009. — 296 с.: ил.
- Индийская живопись: статьи, монография. — М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. — 440 с.: 382 ил., карт.
Творчество С. Н. Рериха
- Галерея картин Святослава Николаевича Рериха на Индостан. Ру
- Галерея картин Святослава Николаевича Рериха на сайте Эстонского общества Рериха
- Репродукции картин Святослава Николаевича Рериха
- Выступление Святослава Николаевича Рериха в Ленинградском Доме ученых: «Как я стал художником»
- Галерея картин Н. К. и С. Н. Рерихов
Галерея
- Vozlyubi blijnego svoego (Gospodom tvoim) -1967-.jpg
- Nikolai Rerih -1928-.jpg
- Portret Eleny Ivanovny Rerih -1931-.jpg
- Svyaschennye slova (Slova Uchitelya) -1944-.jpg
- Kanchendjanga Tainyi chas -1955-.jpg
- Ya idu odinoko -1967-.jpg
Примечания
- ↑ Скумин В. А., Ауновская О. К. Светоносцы. — Новочебоксарск: Терос, 1995. — С. 60-61. — 114 с. — ISBN 5-88167-004-3
- ↑ Скумин В. А., Бобина Л. А. Действенная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — С. 16. — 44 с. — ISBN 978-5-88167-039-9