Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Лидия Николаевна Гейтен

125 байтов добавлено, 17:00, 27 мая 2017
[[Файл:Geyten LidiaGeyten1397643014_2.pngjpg|thumb|240pxГейтен Лидия Николаевна]]'''Лидия Николаевна Гейтен''' (2 (14) мая 1857 — 1857 — 20 ноября 1920, Москва)  — русская балерина.
== Учёба ==
Девочкой была принята в Московское театральное училище при императорской труппе; заканчивала класс педагога [[Густав Иванович Легат|Густава Легата]]<ref name=pro-ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/g/geyten.html ГЕЙТЕН Лидия Николаевна (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref name=omop>[http://omop.su/ruwiki/35/2197.php Лидия Гейтен]</ref><ref name=pomni>[http://pomnipro.ru/memorypage23649/biography Гейтен Лидия Николаевна — Николаевна — Биография]</ref>.[[Файл:Geyten Lidia.png|thumb|left|240px]]Учащихся готовили к сцене с самого начала, и они выходили в небольших детских партиях на сцену, принимая участие в постановках императорской труппы. Лидии Николаевне успех сопутствовал с ранних лет: уже в первой же своей небольшой детской роли Поваренка в «[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихоте]]» в 1869 году<ref name=pro-ballet/> (премьера прошла 14 декабря 1869 года в московском Большом театре в бенефис [[Анна Иосифовна Собещанская|А. И И. Собещанской Собещанской]] в главной партии Китри<ref>[http://www.ballet2009.ru/aboutballet.html О балете и балетных спектаклях]</ref>) она заявила о себе как о талантливой танцовщице. И уже начиная со следующего года, была назначена выступать в главных партиях — партиях — и это будучи ученицей: в балетах «[[Трильби (балет)|Трильби]]» — » — в 1870 году, «[[Эсмеральда (балет)|Эсмеральда]]» — » — в 1872 году, «[[Катарина, дочь разбойника (балет)|Катарина, дочь разбойника]]» — » — в 1874 году<ref name=pro-ballet/><ref>[http://proscena.ru/?p=1511 Театр оперы и балета // Гейтен Лидия Николаевна]</ref>.
== Московская труппа ==
Закончив обучение в 1874 году, юная Лилия Гейтен сразу была принята солисткой в Московскую императорскую труппу. Однако к работе на сцене приступила не сразу: она была командирована за границу за казенный счет для совершенствования<ref name=omop/>.
На сцене московского Большого театра она исполнила множество партий классического репертуара, прослужив там до 1893 года, принимая немалое участие и в гастрольных поездках, в том числе зарубежных<ref name=pro-ballet/> (в 1887 году — году — в лондонском театре «Ковент-Гарден»<ref>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Гуманитарный%20словарь/Гейтен%20Лид.%20Ник/ Гуманитарный словарь, 2002 // Гейтен Лид. Ник.]</ref>).
Даже когда в 1883 году московская императорская балетная труппа была значительно сокращена, а Лидии Гейтен как прославленной солистке было предложено переехать в Петербург и перейти Петербургскую императорскую труппу, она отказалась, сославшись на необходимость сохранения московской балетной школы<ref name=omop/>. Обе русские балетные школы (петербургская и московская) к этому времени получили разное развитие: петербургский балет как приближенный к императорскому дому носил официозный характер высокопарного танца, в то время как более демократическая московская труппа изучала народный танец, внедряя его элементы в классический балет, совершая тем самым новое явление балетного искусства.
=== Репертуар ===
Лилия Гейтен практически несла на себе почти весь репертуар московской императорской балетной труппы. Среди ее ролей:
* 1882 — Сванильда — 1882 — Сванильда — «[[Коппелия (балет)|Коппелия]]» (впервые в России, балетмейстер [[Йозеф Гансен]] по хореографии [[Артур Сен-Леон|А. Сен-Леона]])* 1887 — 1887 — Китри-Дульцинея — Дульцинея — [[Дон Кихот (балет)|«Дон Кихот»]] (постановка [[Алексей Николаевич Богданов|А. Н Н. Богданова Богданова]], перенос хореографии [[Мариус Иванович Петипа|М. Петипа]])<ref>[http://www.ballet.classical.ru/d_dq.html Дон Кихот / Don Quixote]</ref>* Гитана — Гитана — «[[Гитана, испанская танцовщица (балет)|Гитана, испанская танцовщица]]»* Сандрильона — Сандрильона — «Волшебный башмачок»* Медора — Медора — «[[Корсар (балет)|Корсар]]»* Низия — Низия — «[[Царь Кандавл (балет)|Царь Кандавл]]»* Фенелла — Фенелла — «[[Немая из Портичи (опера)|Фенелла]]»* Жизель — Жизель — «[[Жизель (балет)|Жизель]]»* Одетта и Одиллия — Одиллия — «[[Лебединое озеро (балет)|Лебединое озеро]]»* Сатанилла — Сатанилла — «[[Сатанилла (балет)|Сатанилла]]» в постановке балетмейстера [[Фредерик Малавернь|Фредерика Малаверня]] по хореографии [[Жозеф Мазилье|Мазилье]] и [[Мариус Иванович Петипа|Петипа]]* 1892 — Аспиччия — 1892 — Аспиччия — «[[Дочь фараона (балет)|Дочь фараона]]» — » — возобновление в качестве балетмейстера совместно с [[Николай Фёдорович Манохин|Н. Ф Ф. Манохиным Манохиным]] по хореографии Петипа<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/d/do45-faraona.html «ДОЧЬ ФАРАОНА» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>
== Антрепренёр ==
Мужем Лидии Гейтен стал артист той же Московской императорской труппы, певец Александр Львович Шарпантье, который был сыном известного русского певца [[Лев Иванович Леонов|Льва (Леона) Леонова]], настоящая фамилия которого была Шарпантье и который сам приходился сыном выдающемуся ирландскому музыканту, прибывшему на работу в Российскую империю и оставшемуся навсегда в России [[Джон Филд|Джону Филду]]<ref>[http://www.rulex.ru/01120239.htm Леонов (Шарпантье)]</ref><ref>[http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=76442 Леонов Лев (Леон) Иванович]</ref>.
Дочь Л.Н Н. Гейтен  Гейтен и А. Л Л. Шарпантье Шарпантье: балерина [[Елизавета Александровна Шарпантье]] (1881—1950).
== Источники ==
Редактор
2147
правок