Девятый вал (картина) — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (→Сюжет картины) |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Devjatyj-val.jpg|thumb|530px|Картина И. Айвазовского «Девятый вал»]] | [[Файл:Devjatyj-val.jpg|thumb|530px|Картина И. Айвазовского «Девятый вал»]] | ||
− | '''«Девятый вал»''' | + | '''«Девятый вал»''' — картина русского художника [[Иван Константинович Айвазовский|Ивана Константиновича Айвазовского]] (1817—1900). |
− | Время создания: 1848 или | + | Время создания: 1848 или 1850 г.<ref name=nearyou>[http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_50.html Рассказы о шедеврах живописи // Айвазовский И. «Девятый вал»]</ref>, другие источники называют уверенно именно 1850 г.<ref name=r50val>[http://nearyou.ru/aivazovsk/r50val.html И. К. Айвазовский. Девятый вал]</ref> |
Холст, масло; размер картины 221×332 см<ref name=nearyou/><ref name=r50val/>. | Холст, масло; размер картины 221×332 см<ref name=nearyou/><ref name=r50val/>. | ||
− | Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация<ref name=fineartblog>[http://fineartblog.ru/айвазовский-иван-константинович-2010-08-12/devjatyj-val/ Девятый | + | Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация<ref name=fineartblog>[http://fineartblog.ru/айвазовский-иван-константинович-2010-08-12/devjatyj-val/ Девятый вал — Айвазовский Иван Константинович]</ref>. |
== Предыстория == | == Предыстория == | ||
− | В сентябре 1844 года совет Петербургской академии художеств единогласно присвоил Ивану Константиновичу Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца с правом носить морской мундир и стал живописцем Главного морского | + | В сентябре 1844 года совет Петербургской академии художеств единогласно присвоил Ивану Константиновичу Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца с правом носить морской мундир и стал живописцем Главного морского штаба — без денежного пособия. В его обязанности входило писать виды русских портов и приморских городов<ref name=nearyou/>. |
− | В 1845 году художник переехал в | + | В 1845 году художник переехал в Феодосию — свой родной город, — где построил себе дом-мастерскую на берегу Черного моря. |
Море стало главным героем художника на его полотнах, прославив его навсегда как певца морской стихии<ref name=nearyou/>. | Море стало главным героем художника на его полотнах, прославив его навсегда как певца морской стихии<ref name=nearyou/>. | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
{{youtube|5doXozJgJN4|Иван Айвазовский. Девятый вал}} | {{youtube|5doXozJgJN4|Иван Айвазовский. Девятый вал}} | ||
{{youtube|ckpYscaqabg|Для самых маленьких — объяснение картины. Иван Айвазовский. Девятый вал [Дрейден] (039)}} | {{youtube|ckpYscaqabg|Для самых маленьких — объяснение картины. Иван Айвазовский. Девятый вал [Дрейден] (039)}} | ||
− | Живя в приморском городе, Айвазовскому постоянно приходилось слышать о различных предзнаменованиях и суевериях моряков, населявших Феодосию. В создании картины художник использовал народное поверье о смертоносном морском девятом вале<ref name=fineartblog/>. Это поверье имеет свою историю, и у различных мореходов были свои предсказания: древние греки считали самой гибельной волной третью, | + | Живя в приморском городе, Айвазовскому постоянно приходилось слышать о различных предзнаменованиях и суевериях моряков, населявших Феодосию. В создании картины художник использовал народное поверье о смертоносном морском девятом вале<ref name=fineartblog/>. Это поверье имеет свою историю, и у различных мореходов были свои предсказания: древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне — десятую, а в представлениях других мореплавателей самым сокрушительным оказывался девятый вал<ref name=r50val/>. Эту легенду выбрал художник в качестве основы для сюжета своей картины. |
− | Противостояние людей и | + | Противостояние людей и стихии — вот основная тема произведения. |
− | Айвазовский выбрал самый страшный момент разбушевавшейся стихии: сияющее чудовищными всполохами небо, огромные морские | + | Айвазовский выбрал самый страшный момент разбушевавшейся стихии: сияющее чудовищными всполохами небо, огромные морские волны — и посреди этого люди, уже потерпевшие кораблекрушение и спасающиеся в обломках мачт и бревен<ref name=r50val/>, которых вот-вот накроет высоченная пенистая волна. Люди в отчаянной борьбе с мощной стихией — но как им противостоять ей, справятся ли они… Художник не дает ответа. Он показал лишь эту отчаянную человеческую борьбу и мощь природы. |
− | Вместе с тем, несмотря на драматизм сюжета, картина полна света и воздуха и вся пронизана лучами | + | Вместе с тем, несмотря на драматизм сюжета, картина полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца — и это придает мажорность и надежду на спасение. Официальная версия, бытующая с советских времен (оптимизм — необходимый атрибут настоящего советского человека), гласит, что это произведение с ясным счастливым концом. Но на картине явно показано, что дело плохо… Художник недаром дал такое название: девятый вал — уничтожающий, несущий гибель. Вопреки официальному утверждению, эта картина — предтечие смерти. |
− | Есть мнение, что художник, рисуя бушующее море, запечатлел собственное путешествие в бурю, когда он попал в шторм в Бискайском заливе в 1844 | + | Есть мнение, что художник, рисуя бушующее море, запечатлел собственное путешествие в бурю, когда он попал в шторм в Бискайском заливе в 1844 году — тогда судно, на котором плыл Айвазовский, сочли утонувшим, и в европейских и петербургских газетах появилось сообщение о гибели молодого живописца, имя которого уже было достаточно хорошо известно. Однако ко всеобщей радости, бурю удалось пережить, и выживший художник таким образом запечатлел то страшное приключение<ref name=r50val/>. Эта версия подчеркивается расхожим мнением, что Айвазовский никогда не рисовал с натуры, всегда используя воображение и память, соединяя их в своих полотнах<ref>[http://spokusa.com.ua/post/679.html Айвазовский никогда не рисовал с натуры!]</ref>. Тем не менее, по крайней мере, наброски к картине «Десант в Субаши» Айвазовский рисовал с натуры, наблюдая с берега за высадкой десанта русских войск в долине реки Шахе. |
== Значение == | == Значение == | ||
− | Картина стала самым известным шедевром творчества И. | + | Картина стала самым известным шедевром творчества И. К. Айвазовского. |
Картина была куплена императором Николаем Первым для Эрмитажа, а потом в 1897 году передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она и находится. | Картина была куплена императором Николаем Первым для Эрмитажа, а потом в 1897 году передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она и находится. |
Текущая версия на 22:09, 9 мая 2017
«Девятый вал» — картина русского художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817—1900).
Время создания: 1848 или 1850 г.[1], другие источники называют уверенно именно 1850 г.[2]
Холст, масло; размер картины 221×332 см[1][2].
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация[3].
Содержание
Предыстория
В сентябре 1844 года совет Петербургской академии художеств единогласно присвоил Ивану Константиновичу Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца с правом носить морской мундир и стал живописцем Главного морского штаба — без денежного пособия. В его обязанности входило писать виды русских портов и приморских городов[1].
В 1845 году художник переехал в Феодосию — свой родной город, — где построил себе дом-мастерскую на берегу Черного моря.
Море стало главным героем художника на его полотнах, прославив его навсегда как певца морской стихии[1].
Сюжет картины
Живя в приморском городе, Айвазовскому постоянно приходилось слышать о различных предзнаменованиях и суевериях моряков, населявших Феодосию. В создании картины художник использовал народное поверье о смертоносном морском девятом вале[3]. Это поверье имеет свою историю, и у различных мореходов были свои предсказания: древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне — десятую, а в представлениях других мореплавателей самым сокрушительным оказывался девятый вал[2]. Эту легенду выбрал художник в качестве основы для сюжета своей картины.
Противостояние людей и стихии — вот основная тема произведения.
Айвазовский выбрал самый страшный момент разбушевавшейся стихии: сияющее чудовищными всполохами небо, огромные морские волны — и посреди этого люди, уже потерпевшие кораблекрушение и спасающиеся в обломках мачт и бревен[2], которых вот-вот накроет высоченная пенистая волна. Люди в отчаянной борьбе с мощной стихией — но как им противостоять ей, справятся ли они… Художник не дает ответа. Он показал лишь эту отчаянную человеческую борьбу и мощь природы.
Вместе с тем, несмотря на драматизм сюжета, картина полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца — и это придает мажорность и надежду на спасение. Официальная версия, бытующая с советских времен (оптимизм — необходимый атрибут настоящего советского человека), гласит, что это произведение с ясным счастливым концом. Но на картине явно показано, что дело плохо… Художник недаром дал такое название: девятый вал — уничтожающий, несущий гибель. Вопреки официальному утверждению, эта картина — предтечие смерти.
Есть мнение, что художник, рисуя бушующее море, запечатлел собственное путешествие в бурю, когда он попал в шторм в Бискайском заливе в 1844 году — тогда судно, на котором плыл Айвазовский, сочли утонувшим, и в европейских и петербургских газетах появилось сообщение о гибели молодого живописца, имя которого уже было достаточно хорошо известно. Однако ко всеобщей радости, бурю удалось пережить, и выживший художник таким образом запечатлел то страшное приключение[2]. Эта версия подчеркивается расхожим мнением, что Айвазовский никогда не рисовал с натуры, всегда используя воображение и память, соединяя их в своих полотнах[4]. Тем не менее, по крайней мере, наброски к картине «Десант в Субаши» Айвазовский рисовал с натуры, наблюдая с берега за высадкой десанта русских войск в долине реки Шахе.
Значение
Картина стала самым известным шедевром творчества И. К. Айвазовского.
Картина была куплена императором Николаем Первым для Эрмитажа, а потом в 1897 году передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она и находится.