Портрет Шаляпина (картина Кустодиева) — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Ф. И. Шаляпина. Художник Борис Ми…») |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:Kustodiev21.jpg|thumb|340px|Портрет [[Фёдор Иванович Шаляпин|Ф. | + | [[Файл:Kustodiev21.jpg|thumb|340px|Портрет [[Фёдор Иванович Шаляпин|Ф. И. Шаляпина]]. Художник [[Борис Михайлович Кустодиев|Борис Кустодиев]], 1921 г.]] |
− | Картина художника [[Борис Михайлович Кустодиев|Бориса Кустодиева]] '''«Портрет Федора Шаляпина»''' была создана в 1921 году<ref name=vk>[http://vk.com/topic-18868154_24378416 Борис Кустодиев. «Портрет Ф. | + | Картина художника [[Борис Михайлович Кустодиев|Бориса Кустодиева]] '''«Портрет Федора Шаляпина»''' была создана в 1921 году<ref name=vk>[http://vk.com/topic-18868154_24378416 Борис Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921 г.]</ref><ref name=webstarco>[http://webstarco.narod.ru/20vek/big/kustodiev21.html Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Федора Шаляпина.]</ref> в Петрограде — так назывался город в течение 18 [31] августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург. |
Холст, масло. | Холст, масло. | ||
Строка 6: | Строка 6: | ||
Размеры: 296 x 394<ref name=shaly>[http://www.shalyapin-museum.org/component/option,com_true/Itemid,0/func,detail/catid,2/id,23/ Шаляпин на ярмарке в Нижнем 1922]</ref> | Размеры: 296 x 394<ref name=shaly>[http://www.shalyapin-museum.org/component/option,com_true/Itemid,0/func,detail/catid,2/id,23/ Шаляпин на ярмарке в Нижнем 1922]</ref> | ||
− | Местонахождение оригинала картины «Портрет Ф. | + | Местонахождение оригинала картины «Портрет Ф. И. Шаляпина»: Париж. |
Портрет-повторение 1922 года: Государственный Русский музей. Санкт-Петербург<ref name=nearyou/><ref name=webstarco/>; 99 х 80. | Портрет-повторение 1922 года: Государственный Русский музей. Санкт-Петербург<ref name=nearyou/><ref name=webstarco/>; 99 х 80. | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Этот портрет считается вершиной творчества художника. | Этот портрет считается вершиной творчества художника. | ||
− | Первоначальное название | + | Первоначальное название картины — «Новый город»<ref name=nearyou>[http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_90.html Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»]</ref>. Но название не прижилось. А вот Большая Советская Энциклопедия дала другое название этому произведению: «Ф. И. Шаляпин на ярмарке»<ref>[http://bse.sci-lib.com/particle014062.html Кустодиев Б. М. «Ф. И. Шаляпин на ярмарке»]</ref>. Еще одно название полотна: «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде»<ref name=shaly/>. |
== Борис Кустодиев == | == Борис Кустодиев == | ||
− | Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен<ref name=webstarco/>. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника<ref name=nearyou/>. Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу<ref>[http://kustodiev-art.ru/ Кустодиев Боpис Михайлович]</ref>. И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, | + | Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен<ref name=webstarco/>. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника<ref name=nearyou/>. Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу<ref>[http://kustodiev-art.ru/ Кустодиев Боpис Михайлович]</ref>. И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю, идущую от народной картинки<ref name=nearyou/>. Художник [[Александр Николаевич Бенуа|А. Н. Бенуа]] сказал про его творчество: ''«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»''<ref>[http://art.laoney.ru/chudozhnik-kustodiev-boris-michaylovich Художник Кустодиев Борис Михайлович]</ref>. |
== История создания == | == История создания == | ||
− | В бывшем Мариинском театре в 1921 году готовилась к постановке опера «[[Вражья сила (опера)|Вражья сила]]» [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. Серова]]<ref name=peop>[http://www.people.su/articles/104/ Краденая шуба. Федор Шаляпин]</ref><ref name=rodon>[http://www.rodon.org/art-071004233926 Портрет Ф. | + | В бывшем Мариинском театре в 1921 году готовилась к постановке опера «[[Вражья сила (опера)|Вражья сила]]» [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. Серова]]<ref name=peop>[http://www.people.su/articles/104/ Краденая шуба. Федор Шаляпин]</ref><ref name=rodon>[http://www.rodon.org/art-071004233926 Портрет Ф. И. Шаляпина]</ref>. Правда, по другим источникам, спектакль ставился чуть раньше, а в 1919 году<ref name=vestishki>[http://vestishki.ru/content/б-м-кустодиев Б. М. Кустодиев]</ref>, в 1921 театр взялся за возобновление постановки оперы. Спектакль ставил сам Федор Иванович Шаляпин. Время для постановки было не самым лучшим: послереволюционная разруха привела к голоду и холоду, деньги ничего не стоили — не было товаров; но неотапливаемые театры пытались выживать — как и вся страна. |
Декорации к постановке решили заказать художнику Борису Кустодиеву. Шаляпин любил этого художника и позже, в своей автобиографической книге «Маска и душа» посвятил ему такие слова: ''«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной»''<ref name=nearyou/><ref name=rodon/>. | Декорации к постановке решили заказать художнику Борису Кустодиеву. Шаляпин любил этого художника и позже, в своей автобиографической книге «Маска и душа» посвятил ему такие слова: ''«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной»''<ref name=nearyou/><ref name=rodon/>. | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
Художник обратил внимание на роскошную шубу Шаляпина. А дальше состоялся приблизительно такой разговор: | Художник обратил внимание на роскошную шубу Шаляпина. А дальше состоялся приблизительно такой разговор: | ||
− | Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!». А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». | + | Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!». А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». — «Как же так?» — «Ну ведь я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…». И певец подытожил лозунгом: «Грабь награбленное!». Кустодиев ответил: «Ну, это надо запечатлеть на полотне. Потому что певец, артист и шубу свистнул. Надо запечатлеть!»<ref name=peop/><ref>[http://www.tvc.ru/ShowNews.aspx?id=3fc5c6bd-6f1e-403c-a2c1-8838da71d537&date=16.09.2007 В мемориальном музее Шаляпина впервые в Москве выставлена работа Кустодиева — портрет Шаляпина в бобровой шубе]</ref>. |
== Эскизы == | == Эскизы == | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: ''«На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»''<ref name=nearyou/>. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог<ref name=rodon/>. | Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: ''«На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»''<ref name=nearyou/>. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог<ref name=rodon/>. | ||
− | Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на | + | Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: ''«Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»''<ref name=nearyou/>. |
А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр<ref name=rodon/>. | А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр<ref name=rodon/>. | ||
Строка 53: | Строка 53: | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
− | «Портрет Шаляпина» написан в творческой стилистике Бориса | + | «Портрет Шаляпина» написан в творческой стилистике Бориса Кустодиева — на фоне празднично-балаганной специфически русской городской зарисовки<ref name=nearyou/>: гуляет шумная веселая русская масленица<ref name=webstarco/>. Там, вдали, звучат гармошки и баяны, мчатся тройки с молодыми парнями и девчатами, шумит ярмарка, везде сладости — блины-пряники-пироги да льются вина… |
− | И на этом фоне возвышается выдающийся русский певец в той самой шубе, покорившей сразу своим видом художника. Шуба распахнута, что позволяет показать | + | И на этом фоне возвышается выдающийся русский певец в той самой шубе, покорившей сразу своим видом художника. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный — концертный — костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. На ногах знаменитого певца — явно концертные туфли. На пальце — перстень. И в дополнение к созданному образу — модная в те годы трость. Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль, как бы подчеркивая, что и он родом оттуда же, и вместе с тем, помещенный художником выше, символизирует величие — Шаляпин возвышается<ref name=nearyou/> над этим народным фоном, из которого вышел. |
− | У его | + | У его ног — любимая собака французский бульдог Ройка<ref name=webstarco/><ref name=nearyou/>, с которой натерпелись при позировании. |
− | В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора | + | В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца И. Г. Дворищина возле театральной афиши, извещающей о выступлении Ф. И. Шаляпина<ref name=nearyou/><ref name=webstarco/>. Именно из-за этой афиши картина сначала получила название «Новый город» — как бы выступление артиста в новом для него городе<ref name=nearyou/>. |
== Картина-повторение == | == Картина-повторение == | ||
− | В | + | В 1922 г. Кустодиев сделал уменьшенное повторение картины, оно хранится в Русском музее. Первое полотно — оригинал — Шаляпин увез с собой из России в эмиграцию<ref name=vestishki/>. |
== Источники == | == Источники == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
[[Категория:Картины по алфавиту]] | [[Категория:Картины по алфавиту]] |
Текущая версия на 22:07, 9 мая 2017
Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году[1][2] в Петрограде — так назывался город в течение 18 [31] августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург.
Холст, масло.
Размеры: 296 x 394[3]
Местонахождение оригинала картины «Портрет Ф. И. Шаляпина»: Париж.
Портрет-повторение 1922 года: Государственный Русский музей. Санкт-Петербург[4][2]; 99 х 80.
Этот портрет считается вершиной творчества художника.
Первоначальное название картины — «Новый город»[4]. Но название не прижилось. А вот Большая Советская Энциклопедия дала другое название этому произведению: «Ф. И. Шаляпин на ярмарке»[5]. Еще одно название полотна: «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде»[3].
Содержание
Борис Кустодиев
Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен[2]. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника[4]. Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу[6]. И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю, идущую от народной картинки[4]. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»[7].
История создания
В бывшем Мариинском театре в 1921 году готовилась к постановке опера «Вражья сила» А. Серова[8][9]. Правда, по другим источникам, спектакль ставился чуть раньше, а в 1919 году[10], в 1921 театр взялся за возобновление постановки оперы. Спектакль ставил сам Федор Иванович Шаляпин. Время для постановки было не самым лучшим: послереволюционная разруха привела к голоду и холоду, деньги ничего не стоили — не было товаров; но неотапливаемые театры пытались выживать — как и вся страна.
Декорации к постановке решили заказать художнику Борису Кустодиеву. Шаляпин любил этого художника и позже, в своей автобиографической книге «Маска и душа» посвятил ему такие слова: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной»[4][9].
Поскольку сам Борис Михайлович не мог ходить, Шаляпин отправился к нему договариваться о работе[8]. Была зима, и артист пришел к художнику в теплой бобровой шубе, которой с ним недавно расплатились за концерт вместо гонорара[1].
Художник обратил внимание на роскошную шубу Шаляпина. А дальше состоялся приблизительно такой разговор:
Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!». А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». — «Как же так?» — «Ну ведь я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…». И певец подытожил лозунгом: «Грабь награбленное!». Кустодиев ответил: «Ну, это надо запечатлеть на полотне. Потому что певец, артист и шубу свистнул. Надо запечатлеть!»[8][11].
Эскизы
Для увеличения кликнуть на каждое изображение.
- KustodievSHalyapina.-Eskiz- 1920-21.jpg
Работа над картиной
Так началась работа над картиной.
Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему[4].
Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»[4]. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог[9].
Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: «Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»[4].
А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр[9].
Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее[4].
Певцу его портрет понравился[9]. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.
Сюжет
«Портрет Шаляпина» написан в творческой стилистике Бориса Кустодиева — на фоне празднично-балаганной специфически русской городской зарисовки[4]: гуляет шумная веселая русская масленица[2]. Там, вдали, звучат гармошки и баяны, мчатся тройки с молодыми парнями и девчатами, шумит ярмарка, везде сладости — блины-пряники-пироги да льются вина…
И на этом фоне возвышается выдающийся русский певец в той самой шубе, покорившей сразу своим видом художника. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный — концертный — костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. На ногах знаменитого певца — явно концертные туфли. На пальце — перстень. И в дополнение к созданному образу — модная в те годы трость. Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль, как бы подчеркивая, что и он родом оттуда же, и вместе с тем, помещенный художником выше, символизирует величие — Шаляпин возвышается[4] над этим народным фоном, из которого вышел.
У его ног — любимая собака французский бульдог Ройка[2][4], с которой натерпелись при позировании.
В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца И. Г. Дворищина возле театральной афиши, извещающей о выступлении Ф. И. Шаляпина[4][2]. Именно из-за этой афиши картина сначала получила название «Новый город» — как бы выступление артиста в новом для него городе[4].
Картина-повторение
В 1922 г. Кустодиев сделал уменьшенное повторение картины, оно хранится в Русском музее. Первое полотно — оригинал — Шаляпин увез с собой из России в эмиграцию[10].
Источники
- ↑ 1,0 1,1 Борис Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921 г.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Федора Шаляпина.
- ↑ 3,0 3,1 Шаляпин на ярмарке в Нижнем 1922
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»
- ↑ Кустодиев Б. М. «Ф. И. Шаляпин на ярмарке»
- ↑ Кустодиев Боpис Михайлович
- ↑ Художник Кустодиев Борис Михайлович
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Краденая шуба. Федор Шаляпин
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Портрет Ф. И. Шаляпина
- ↑ 10,0 10,1 Б. М. Кустодиев
- ↑ В мемориальном музее Шаляпина впервые в Москве выставлена работа Кустодиева — портрет Шаляпина в бобровой шубе