Евреи в сталинском искусстве — различия между версиями
(→Композиторы) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{YouTube|FLE82tvWXV4|«Песня о Родине - Широка страна моя родная». Музыка Исаак Дунаевский.}} | {{YouTube|FLE82tvWXV4|«Песня о Родине - Широка страна моя родная». Музыка Исаак Дунаевский.}} | ||
+ | {{YouTube|V2hhqveEGDg|«Марш авиаторов родная». Музыка Юлия Абрамовича Хайта, слова Павла Давидовича Германа.}} | ||
{{YouTube|2VBwK3JxfSY|«Ой, цветёт калина». Музыка Исаак Дунаевский, стихи Михаил Исаковский.}} | {{YouTube|2VBwK3JxfSY|«Ой, цветёт калина». Музыка Исаак Дунаевский, стихи Михаил Исаковский.}} | ||
{{YouTube|k8WGZfgAJTM|«Каким ты был». Музыка Исаак Дунаевский, стихи Михаил Исаковский.}} | {{YouTube|k8WGZfgAJTM|«Каким ты был». Музыка Исаак Дунаевский, стихи Михаил Исаковский.}} | ||
Строка 30: | Строка 31: | ||
Исаак Исаакович Любан сочинил «Будьте Здоровы Живите Богато» и «Наш тост (за Сталина)». | Исаак Исаакович Любан сочинил «Будьте Здоровы Живите Богато» и «Наш тост (за Сталина)». | ||
+ | |||
+ | Юлий Хайта и Павел Герман сочинили «Марш авиаторов». | ||
Исаак Осипович Дунаевский написал музыку к «Песне о Родине», «Песне о Сталине», «Моя Москва», «Ой, цветёт калина» (автор слов — Михаил Исаковский, который на сайте JewAge включён в число знаменитых евреев; Википедия умалчивает каковы его корни, говоря лишь, что он из крестьянской семьи, на сайте герои страны пишут, что русский, поэт Аркадий Рыленков пишет: ''«В Смоленске установлен странный памятник Исаковскому – к дереву прислонился человек явно "еврейской национальности" – в очках, внешне похожий на Исаака Бабеля. На фотографиях "русского крестьянского поэта" – абсолютно семитские черты лица. Вполне возможно, что Исаковский был из "выкрестов".»''; в принципе у нас нет оснований не доверять самому Исаковскому, который писал, что родом из русской семьи, тем не менее, этот русский поэт писал песни со многими композиторами-евреями) и т. д. | Исаак Осипович Дунаевский написал музыку к «Песне о Родине», «Песне о Сталине», «Моя Москва», «Ой, цветёт калина» (автор слов — Михаил Исаковский, который на сайте JewAge включён в число знаменитых евреев; Википедия умалчивает каковы его корни, говоря лишь, что он из крестьянской семьи, на сайте герои страны пишут, что русский, поэт Аркадий Рыленков пишет: ''«В Смоленске установлен странный памятник Исаковскому – к дереву прислонился человек явно "еврейской национальности" – в очках, внешне похожий на Исаака Бабеля. На фотографиях "русского крестьянского поэта" – абсолютно семитские черты лица. Вполне возможно, что Исаковский был из "выкрестов".»''; в принципе у нас нет оснований не доверять самому Исаковскому, который писал, что родом из русской семьи, тем не менее, этот русский поэт писал песни со многими композиторами-евреями) и т. д. |
Версия 11:03, 26 февраля 2017
Евреи в сталинском искусстве — вклад евреев в советское искусство эпохи Сталина. Мы рассмотрим крупнейшие фигуры музыки и кино — важнейших из искусств при красном диктаторе[1]. Евреи, несомненно, могут считаться одними из создателей сталинской культурной эстетики.
Содержание
Музыка
Композиторы
Борис Савельевич Ласкин и Братья Покрасс — Самуил Покрасс, Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс — сочинили «Марш советских танкистов», в которой воспевали мудрого вождя и его маршала Ворошилова (1938 год, за несколько лет до разгрома 1941 года):
- Гремя огнём, сверкая блеском стали
- Пойдут машины в яростный поход,
- Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
- И Первый Маршал в бой нас поведёт!
Те же Братья Покрасс сочинили и другие известные пропагандистские песни: «Красная Армия всех сильней», «Три танкиста», «Дан приказ: ему - на запад» и «Суоми-красавица».
Матвей Исаакович Блантер сочинил известные песни «Катюша» (автор слов — Михаил Исаковский), «Летят перелетные птицы» (автор слов — Михаил Исаковский) и «На просторах Родины чудесной» (одна из самых ярких в музыкальном отношении песен о Сталине).
Композитор Константин Листов и поэт Михаил Светлов сочинили «Гренаду».
Исаак Исаакович Любан сочинил «Будьте Здоровы Живите Богато» и «Наш тост (за Сталина)».
Юлий Хайта и Павел Герман сочинили «Марш авиаторов».
Исаак Осипович Дунаевский написал музыку к «Песне о Родине», «Песне о Сталине», «Моя Москва», «Ой, цветёт калина» (автор слов — Михаил Исаковский, который на сайте JewAge включён в число знаменитых евреев; Википедия умалчивает каковы его корни, говоря лишь, что он из крестьянской семьи, на сайте герои страны пишут, что русский, поэт Аркадий Рыленков пишет: «В Смоленске установлен странный памятник Исаковскому – к дереву прислонился человек явно "еврейской национальности" – в очках, внешне похожий на Исаака Бабеля. На фотографиях "русского крестьянского поэта" – абсолютно семитские черты лица. Вполне возможно, что Исаковский был из "выкрестов".»; в принципе у нас нет оснований не доверять самому Исаковскому, который писал, что родом из русской семьи, тем не менее, этот русский поэт писал песни со многими композиторами-евреями) и т. д.
Исполнители
Среди исполнителей прославились Леонид Утёсов, Эмиль Гилельс, Роза Тамаркина и т. д.
Кино
Общие сведения
Число евреев-режиссеров, постановщиков, операторов и сценаристов при Сталине слишком велико,мы назовём лишь некоторых:
Режиссёры
Сергей Эйзенштейн снял такие картины, как «Стачка» (1925) и «Броненосец «Потёмкин»» (1925), «Октябрь» (1927), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (2 серии, 1944−1946).
Фридрих Эрмлер снял фильмы «Великий гражданин» (1939), «Великий перелом» (1945).
Александр Зархи и Иосиф Хейфиц сняли «Горячие денёчки», «Депутат Балтики», «Член правительства», «Его зовут Сухэ-Батор», «Малахов курган» и т. д.
Михаил Ромм снял «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» и т. д.
Сергей Юткевич снял «Шахтёры» и т. д.
Илья Трауберг снял «Сын Монголии», «Год девятнадцатый», «Концерт-вальс», «Мы ждём вас с победой», «Боевой киносборник № 11».
Лео Арнштам и Виктор Эйсымонт сняли «Подруги», «Друзья», «Боевой киносборник № 2» и др,
Герберт Раппапорт снял «Музыкальная история», «Киноконцерт 1941 года» и др.
Сценаристы
Писатель Евгений Львович Шварц написал сценарий к фильму «Золушка» (1947, режиссёр — Михаил Шапиро, оператор — Евгений Шапиро).
Владимир Захарович Масс писал сценарий к кинокомедии «Веселые ребята».
Михаил Вольпин писал сценарий к кинокомедии «Волга, Волга».
Илья Ильф писал сценарий к кинокомедии «Цирк».
Сценарист ряда фильмов Алексей Каплер присел за секс с дочкою Сталина.
Операторы
Операторы Владимир Нильсен (расстрелян) и Борис Арецкий участвовали в съёмках таких фильмов как «Веселые ребята», «Цирк», «Трактористы», «Девушка с характером», «Волга-Волга» и т. д. (режиссёр некоторых из этих фильмов «Гирш» Александров евреем не был, но был эстетом и геем, учеником и любовником Эйзенштйна, то есть что называется филосемитом во всех смыслах этого слова).
Из других операторов назовём следующих: Жозеф Мартов, Александр Гинцбург, Владимир Раппопорт, Борис Монастырский, Роман Кармен и др.
Актёры
Было много евреев-актёров — Ф. Раневская, Ш. Михоэлс, Б. Зускин, Л. Любашевский, О. Абдулов, С. Магарилл, Л. Свердлин, М. Бернес и другие.
Прочее
Начальника главного управления кинопромышленности Б. Шумяцкого расстреляли, хотя именно при нём создавались лучше картины сталинской эпохи.
Оценки
Александр Солженицын, друг Шафаревича, в книге «Двести лет вместе» так оценивал этот вклад евреев:
Сколько ж они все настукали оглушительных советских агиток в оморачивание и оглупление массового сознания, – и начиняя головы ложью, и коверкая чувства и вкус?
Да нет, Александр Исаевич, народ никто не обманывал, все всё прекрасно понимали, знали и куда доносы писать, и на кого.
Конечно, в сталинское время были и выдающиеся неевреи — деятели музыки и кино (режиссер Александров, композиторы Мурадели, Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, писатели Булгаков и Горький и т. д.), но евреи занимали тем не менее очень видное место, во всяком случае до конца 1940-х, когда Сталин окончательно впал в антисемитизм. Тем не менее некоторые песни, особенно Дунаевского, пережили сталинскую эпоху, ещё долгое время оставаясь народной песней[2][3]. После смерти Сталина Игорь Шаферан написал стихи к песне «Зачем вы, девушки, красивых любите?», в которой слышатся мотивы, восходящие к клезмерской музыке, также схожее творчество было присуще Яну Френкелю, Марку Фрадкину, Вениамину Баснеру и т. д. в период Застоя — эпохи Брежнева, который пытался вернуть некоторую неосталинскую стилистику.
Современным молодым людям песни сталинского времени кажутся конечно примитивными и устаревшими, но это вопрос аранжировки, многие из них, если их играть на современных инструментах при соответствующей обработке вполне могли бы понравится, хотя конечно, их время ушло, потому что искусство, как и всё в этом мире, не вечно.