Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Никита Андреевич Пешков

11 405 байтов добавлено, 15:47, 2 февраля 2017
Новая страница: «'''Никита Андреевич Пешков''' (1810—1864) — русский артист балета, балетмейстер, один из первы…»
'''Никита Андреевич Пешков''' (1810—1864) — русский артист балета, балетмейстер, один из первых артистов московской императорской труппы.

В начале 1820-х годов Московская императорская труппа получила первых «своих» артистов, получивших профессиональное образование «у себя». Это совсем не отменяло приезд европейских мэтров, но уже складывалась и своя русская театральная исполнительская школа, в том числе балетная.

Никита Андреевич Пешков был одним из самых виртуозных московских танцоров первой половины 19 века. Вся его творческая жизнь связана со сценой Большого театра.

== Биография ==
В 1826 году он окончил Московское императорское театральное училище и сразу был принят на амплуа первого характерного танцовщика и мимического актера в Московскую императорскую труппу<ref name=dance>[http://dancesport.by/content/epokha-romantizma-v-russkom-balete?page=0,48 Эпоха романтизма в русском балете (стр. 49)]</ref>, в которой начал выступать еще будучи учащимся — с 1821 года<ref name=rusbal>[http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1121023174&p=73 Русский балет]</ref>. Своих театральных помещений труппа в то время не имела, но к моменту выпуска Никиты Андреевича из училища Москва только-только получила сразу две театральные сцены: 14 октября 1824 открылся Малый театр, а 6 января 1825 года рядом с ним — Большой театр. Разделения на музыкальную и драматическую труппы еще не произошло, единая Московская императорская труппа давала и музыкальные, и драматические представления на обеих сценах. И артисты выходили на обе сцены и в музыкальных, и в драматических постановках. Так и Никите Пешкову — в первую очередь балетному артисту — нередко приходилось выступать и в водевилях, и в драмах.

== Творчество ==
Никита Пешков считается исполнителем-родоначальником пантомимного направления в русском балете, сметавшего границы амплуа. Ему были подвластны как героико-романтические, так и остро характерные и комедийные роли<ref name=rusbal/>.

Итальянский балетмейстер [[Карло Блазис]], работавший в московской труппе, в своей книге «Танцы вообще», в которой он давал характеристику артистам Московской императорской трупы, посвятил артисту Никите Пешкову общую главу с [[Вильгельм Ваннер|Вильгельмом Ваннером]] — «Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков»; о Пешкове он писал так: ''«Г-н Пешков исполняет роли благородных отцов. Это очень старательный и добросовестный мимик; он одинаково хорошо исполняет как серьезные, так и комические роли. Игра его очень выразительна и хорошо обрисовывает характер представляемого им лица. Исполнение роли у него всегда отчетливо: он не пренебрегает ничем, что может произвести сильное впечатление. Г-н Пешков очень умный артист и хорошо знаком со сценой»''<ref>[http://www.dancemix.spb.ru/vanner-peshkov/ Господа Вильгельм Ваннер и Никита Пешков]</ref><ref name=dance/>.

Помимо партий классического балета, Н. Пешков прославился исполнением и постановками народного пляса, став в этом преемником [[Иван Лобанов|Ивана Карповича Лобанова]]<ref>[http://in-past.ru/istoriya-russkogo-baleta/241-romanticheskij-balet-v-rossii.html Ю. А. Бахрушин. «История русского балета». М., Сов. Россия, 1965, 249 с.]</ref>. Лобанов сам поставил для него несколько дивертисментов в народном духе. Н. Пешков танцевал гуслярский танец в балете [[Адам Павлович Глушковский|А. П. Глушковского]] на музыку [[Фридрих Ефимович Шольц|Ф. Е. Шольца]] «Три пояса, или Русская Сандрилиона», по известному сказочному сюжету в литературной обработке [[Василий Андреевич Жуковский|В. А. Жуковского]] (премьера: 20 октября 1826), сам ставил в дивертисментах русские, польские, венгерские, цыганские пляски, мазурку в первой московской постановке оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» (премьера: 7 сентября 1842, режиссер [[Павел Мардарьевич Щепин|П. М. Щепин]])<ref name=dance/>.

'''Среди балетных партий:'''
* Пизарро (по Шекспиру — Яго) — «Отелло, или Венецианский мавр», 1828, балетмейстер [[Фортунато Бернаделли]]
* Мануэлло — «Механические фигуры», 1829, балетмейстер [[Фортунато Бернаделли|Ф. Бернаделли]]
* Муруз — «[[Чёрная шаль (балет)|Чёрная шаль, или Наказанная неверность]]» на сборную музыку, 1831, балетмейстер А. П. Глушковский
* Фьорелло — «Фенелла», балет на музыку оперы «[[Немая из Портичи (опера)|Немая из Портичи]]» Д. Ф. Обера, 1836, балетмейстер [[Фелицата Гюллень-Сор]]
* Людоед — «Мальчик-с-пальчик», 1838, балетмейстер [[Фелицата Гюллень-Сор]]
* Магомет — «Восстание в серале», 1840, балетмейстер [[Теодор Герино]] по хореографии Филиппо Тальони
* Пачехо — «[[Морской разбойник (балет)|Морской разбойник]]», 1841, балетмейстер [[Теодор Герино]] по хореографии Филиппо Тальони
* Рауль — «Рауль Синяя Борода», балетмейстер [[Иван Иванович Вальберх|И. И. Вальберх]]
* Старый поляк с исполнением мазурки — «[[Жизнь за царя (опера)|Иван Сусанин]]», 1842; собственная постановка танцевальной сцены
* Визирь — «[[Сатанилла (балет)|Сатанилла, или Любовь и ад]]», 1849<ref name=dance/> (перенос петербургской постановки), балетмейстеры отец и сын — [[Жан-Антуан Петипа]] и Мариус Петипа
* Джемс Фли — [[Метеора (балет)|«Метеора, или Падающие звезды»]], 1862, балетмейстер [[Артюр Сен-Леон|А. Сен-Леон]]<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/m/meteora.html «МЕТЕОРА, ИЛИ ДОЛИНА ЗВЕЗД» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref> Кроме того, исполнил множество дивертисментов и танцев в оперных и больших балетных спектаклях.

'''Постановки:'''
* 23 мая 1830 — сцена бала в 3-ем акте «Горя от ума» А. С. Грибоедова (первая постановка в Москве; полностью пьеса была запрещена к постановке)
* 29 сентября 1839 — комедия «Энгувильский немой» (Le muet d’Ingouville) [[Жан Франсуа Байяр|Ж. Баяра]], Давесна (Charles-Hippolyte Dubois-Davesnes) и Буффе (Hugues Bouffé) в переводе с франц. В. Шнейдера; роль Генриха исполнил [[Михаил Семенович Щепкин|М. С. Щепкин]], а сам Пешков — роль немого Жоржа (роль драматического репертуара; в собственный бенефис на сцене Большого театра<ref>[http://www.maly.ru/fwd2.php?var=/!_work/history/repertuar.html Сайт Малого театра]</ref>)
* 7 сентября 1842 — [[Балет в опере|постановка танцев]] и исполнение танцевальной партии Старого поляка в первой московской постановке оперы «[[Жизнь за царя (опера)|Иван Сусанин]]» М. И. Глинки<ref>[http://dancesport.by/content/epokha-romantizma-v-russkom-balete?page=0,39 Эпоха романтизма в русском балете (стр. 40)]</ref>, режиссер [[Павел Мардарьевич Щепин|П. М. Щепин]]<ref name=rusbal/>

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Балет]]
[[Категория:Артисты балета]]
[[Категория:Московская императорская труппа]]
[[Категория:Артисты балета Российской империи]]
[[Категория:Родившиеся в 1810 году]]
[[Категория:Умершие в 1864 году]]

{{DEFAULTSORT:Пешков Никита}}
Редактор
3215
правок