Гусарская баллада (балет) — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{youtube|uocYOSeATIw|width=500|Красноярский театр оперы и балета. Тихон Хренников. Гусарская баллада.…») |
(нет различий)
|
Текущая версия на 18:16, 15 декабря 2016
«Гусарская баллада» — балет в трёх актах Т. Н. Хренникова по мотивам пьесы А. К. Гладкова «Давным-давно».
Автор либретто: О. М. Виноградов[1].
Балетмейстер: Д. Я. Брянцев, балетмейстер-руководитель постановки О. М. Виноградов[2].
Премьера: 4 апреля 1979, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова, СССР[3][4].
Содержание
История создания
Пьеса
По поводу авторства пьесы существуют различные мнения, сходящиеся в одном: истинный автор пьесы не А. Гладков, а кто-то другой[5][6]. Однако точного ответа на этот вопрос пока не существует.
Пьеса «Давным-давно» («Питомцы славы») появилась в 1940 году. Написана она была в стихах. Автор создал это произведение в стиле водевиля, но водевиля патриотического (водевиль советской властью воспринимался как искусство упадническое, не зовущее строить коммунизм во всем мире, — и потому не слишком популярное на советских сценах; а вот патриотическая тематика властью вполне приветствовалась, и потому даже разрешался непринужденный водевильный стиль). Была даже подобрана характеристика пьесы: героическая комедия в стихах.
Сюжет переносил действие во время Отечественной войны 1812 года, когда Россия воевала со вторгнувшимися в ее пределы наполеоновскими войсками. Главная героиня Шурочка Азарова, представляясь своим несуществующим корнетом кузеном Шурой Азаровым, бежит на войну, где случайно встречается со своим официальным женихом поручиком Дмитрием Ржевским. Тот, не слишком-то и влюбленный в свою невесту, по-мужски дружит с «корнетом» и даже представить себе не может, что под мужским мундиром скрывается его суженная. Есть домысли, что прототипом главной героини стала Надежда Андреевна Дурова, отправившаяся на войну в облике юного корнета. Однако на самом деле Шурочка Азарова — образ собирательный, а весь сюжет пьесы не имеет к настоящей Н. А. Дуровой никакого отношения[7]. Конец пьесы обычный — водевильный: «корнета» разоблачают, в нем узнают Шурочку Азарову и всё заканчивается победой российских войск и свадьбой Шурочки и истого влюбившегося в нее поручика Ржевского.
Постановка этой веселой пьесы совпала с началом Великой Отечественной войны, и она стала восприниматься как героико-патриотическая. Пьеса пользовалась огромным успехом, она обошла несколько театров, особенно успешной была постановка в 1943 году в Московском театре Советской армии (режиссер А. Д. Попов, композитор Т. Н. Хренников; а в 1962 году кинорежиссер Э. А. Рязанов создал музыкальный художественный фильм «Гусарская баллада», композитор Т. Н. Хренников.
Либретто
По свидетельству балетного историка Бориса Тарасова, с идеей создания балета по пьесе «Давным-давно» выступил в конце 1960-х годов А. А. Белинский, написавший либретто для постановки балета, в котором главная партия создавалась для Е. С. Максимовой. Уже был назначен балетмейстер — Олег Михайлович Виноградов. Однако постановке не суждено было сбыться.
Прошло 17 лет — и Виноградов вернулся к этой идее. Он переписал старое либретто А. Белинского. А за музыкой обратился к Т. Н. Хренникову, которому тема этого сюжета была уже знакома по спектаклю и фильму. Композитор думал использовать свою музыку для создания мюзикла, но предложение о балете заинтересовало его и он взялся за работу над балетом[8].
Сам Олег Виноградов выступил художественным руководителем будущего хореографиеского произведения, а непосредственно ставить балет предложил Дмитрию Брянцеву, на что тот согласился.
Новый балет получил название такое же, как и фильм — «Гусарская баллада».
Действующие лица и сюжет
- Шура Азарова
- поручик Ржевский
- Иван, слуга Шуры
- Граф Нурин
- Денис Давыдов
- Жермон
- Друг Ржевского
- Генерал
- Азаров, дядя Шуры
- Губернатор
- Князь Балмашов
- Французский офицер
- Кузины
- Гости на балу, партизаны, русские и французские солдаты[2]
Сюжет балета повторяет пьесы, хотя, конечно же, какие-то сцены были определенным образом «трансформированы» под хореографические.
В доме отставного майора Азарова идут приготовления к балу-маскараду. Его племянница Шура вместе со своими кузинами примеряет маскарадные костюмы. Шурочка оделась в гусарский мундир. Появляется гусар Ржевский, нареченный жених Шуры, с которой он еще не успел познакомиться. Сегодня поручик должен впервые увидеть свою невесту. Но Шура, переодетая в гусарский наряд, кажется ему юношей. Они увлеченно беседуют, и жених не подозревает, что рядом с ним не молодой человек, а его же собственная невеста. Когда жениха отвлекают на гостей, Шурочка бежит переодеваться в женское платье и предстает перед Ржевским жеманной и кривляющейся барышней, причем Шурочка так заигрывается в этой роли, что вызывает лишь раздражение своего жениха. Так весь день бедная Шура проводит в двух ролях: то она гусар, то капризная кисейная барышня. Однако праздник омрачен — приходит весть о начале войны с Наполеоном. И Шура, полная патриотизма, в гусарском костюме, вопреки всем правилам и обычаям, не может спокойно сидеть дома, когда враг ступил на родную землю, и идет воевать. Несчастный слуга вынужден бежать за ней.
Шура попадает в русские войска. Совершив несколько военных подвигов, она — то есть корнет — принята к гусарам, а поручик Ржевский узнает своего юного друга — кузена своей невесты. Однако тяжелые военные будни приводят к тому, что тайна «корнета» раскрыта: он — племянник майора Азарова и невеста поручика Ржевского. От такого изумления Ржевский немедленно влюбляется в свою невесту. Но война еще не закончена, и поручик должен уходить воевать. Шура, уже переодевшаяся в платье, смотрит ему вслед и, схватив гусарский мундир, кивер и саблю, устремляется вслед за своим любимым[2][4].
Премьера
Премьера прошла 4 апреля 1979 года в Ленинградском театр оперы и балета имени С. М. Кирова; художник Ш. С. Пастух, художник по костюмам Г. В. Соловьева, дирижер В. Гергиев. Исполнители: Шура Азарова — Наталья Большакова, Ржевский — Вадим Гуляев[3], Граф Нурин — Геннадий Бабанин, Денис Давыдов — Дмитрий Корнеев, Губернатор — Владимир Пономарёв. Смотреть запись этого представления: Балет «Гусарская баллада». Запись по трансляции из Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова..
В последующих спектаклях главные роли исполняли: Шура Азарова — Татьяна Гумба, Ольга Вторушина, Ирина Чистякова; поручик Ржевский — Юрий Гумба, Николай Ковмир.
В Большом театре
Получившую известность и успех повтановку было решено перенести в московский Большой театр. Дмитрий Брянцев сам же повторил балет на московской сцене. Премьера в Большом театре состоялась 30 марта 1980 года[3]; балетмейстеры и художники те же, дирижер А. А. Копылов; исполнители главных партий: Шура Азарова — Екатерина Максимова, Ржевский — Вадим Гуляев, Граф Нурин — Василий Ворохобко, Давыдов — Сергей Радченко, Жермон — Ксения Рябинкина.
Постановки
В том же 1980 году Игорь Чернышёв создал свою редакцию балета в Куйбышевском театре оперы и балета. Балетный критик Юрий Тюрин писал о постановке в Куйбышеве (Тюрин Ю. Серьёзная комедия // Музыкальная жизнь, 1981, № 15. – С. 5–6): «В новом спектакле («Гусарской балладе» – Р.В.) всё действие построено на актёрской выразительности жеста, многие сцены решены по законам танцевальной пантомимы, сценические характеристики персонажей наполовину состоят из своеобразного хореографического речитатива»[9]. A на следующий, 1981 г., И.А.Чернышёв повторил постановку в Челябинском театре оперы и балета[3].
15 ноября 2011 года в Красноярском театре оперы и балета состоялась премьера еще одной редакции, ее создали балетмейстеры С. Р. Бобров и Юлиана Малхасянц. Музыкальная композиция нового балета составлена из музыки Тихона Хренникова к фильму и балету «Гусарская баллада» и балету «Наполеон Бонапарт». Новую музыкальную редакцию создал правнук композитора Тихон Хренников-младший[8]. Эта постановка, названная балет-водевиль, вызвала интерес и хвалу критики. Главное ее отличие от первой редакции состоит в том, что артисты не только танцуют, но и поют[8]. Несколько изменен и фон, на котором развивается основной сюжет; достаточно сказать, что одно из мест действия — публичный дом, а среди персонажей появляется фигура, которой не было в первоначальной версии балета, но есть в одноименном фильме — это сам фельдмаршал Кутузов[10] (см. видеоролик в начале статьи).
Источники
- ↑ Гусарская баллада (балет)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Хренников. Балет «Гусарская баллада»
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 «ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ 4,0 4,1 Балет «Гусарская баллада».
- ↑ Преданный мастер
- ↑ Поэзия — сплошной обман… Эльдар Рязанов снял необычный фильм
- ↑ Александр Гладков. «ДАВНЫМ-ДАВНО» (Из воспоминаний)
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Балет-водевиль «Гусарская баллада» поставили в Красноярске
- ↑ Журнал "Балет" // Опыт советской хореодрамы в творчестве И.А.Чернышёва; автор Р.Г. Володченков
- ↑ Гусарская баллада" в Театре Оперы и Балета; автор Евгений Мельников