Изменения

Виктор Иванович Цаплин

15 172 байта добавлено, 20:55, 24 ноября 2016
Новая страница: «[[Файл:Caplin-Viktor-Ivanovich.jpg|thumb|Цаплин Виктор Иванович. Фото Фабисовича Б. Д.]] Файл:Caplin VI-Kapustina NA…»
[[Файл:Caplin-Viktor-Ivanovich.jpg|thumb|Цаплин Виктор Иванович. Фото Фабисовича Б. Д.]]
[[Файл:Caplin VI-Kapustina NA-Mazurka-Ivan-Susanin-GBT.jpg|thumb|'''Цаплин В. И.''', [[Надежда Алексеевна Капустина|Капустина Н.А]] — Мазурка. Опера [[Жизнь за царя (опера)|«Иван Сусанин»]] М. И. Глинки. Большой театр. Фото Б. Д. Фабисовича]]
[[Файл:Podh000038.jpg|thumb|Танцевальная сценка «Подхалим». В. Цаплин]]
[[Файл:ZaplinKop.jpg|thumb|В роли Коппелиуса («[[Коппелия (балет)|Коппелия]]»). Фотография любезно предоставлена сайтом [http://gallery-mt.narod.ru/pages/balet_c.html Балет в лицах], за что выражаем благодарность]]
'''Виктор Иванович Цаплин''' (16 (29) сентября<ref name=bal00>[http://www.pro-ballet.ru/html/c/caplin.html ЦАПЛИН Виктор Иванович (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref><ref>[http://pomnipro.ru/memorypage35214 Цаплин Виктор Иванович — Стена памяти]</ref> или октября<ref name=bibol>[http://www.bilet-bolshoy.ru/actor-archive/viktor-ivanovich-tsaplin/ Виктор Иванович Цаплин]</ref> 1903 года, Москва — 11 марта 1968 года, Москва) — артист балета, балетмейстер, педагог.

Заслуженный артист РСФСР (1951)<ref name=bal00/><ref name=proscena>[http://proscena.ru/?p=1865 Театр оперы и балета. Цаплин Виктор Иванович]</ref>.

== Учёба ==
В 1911 году восьмилетним мальчиком был принят в театральное училище при Московской императорской труппе (основные педагоги: [[Николай Густавович Легат|Н. Г. Легат]], [[Николай Петрович Дрмашев|Н. П. Домашев]]<ref name=bibol/><ref name=vslov>[http://vslovar.org.ru/cult/5669.html Визуальный словарь // ЦАПЛИН]</ref>, [[Александр Алексеевич Горский|А. А. Горский]]<ref name=bal00/>). За время его учебы в стране произошли некоторые изменения, в результате которых всё императорское перестало быть императорским, а перешло в собственность занявших власть горстки людей, которые объявили все императорское достояние народным, а себя — слугами народа. Поэтому учащиеся оканчивали то же училище, но уже с другим названием.

В 1916 г. [[Касьян Ярославич Голейзовский]] открыл свою балетную студию, которая поначалу называлась «Московский Камерный балет»<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/g/goleyzovskiy.html ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославич (Карлович)]</ref>, в ней занимались многие студенты-танцовщики, и студент В. Цаплин среди них.

В 1919 г. Виктор Цаплин окончил Московское хореографическое училище<ref name=bibol/>.

== Большой театр ==
Он был принят в штат московского Большого театра, и в течение 1920—1955 гг. работал там<ref name=proscena/>.

Вскоре перейдя на должность солиста, он исполнял на сценах Большого театра и его филиала партии классического репертуара.

А еще через некоторое время заявил о себе и как балетмейстер; и хотя больших балетных постановок в Большом театре у него не было, он ставил отдельные танцевальные сцены и танцы для оперных спектаклей<ref name=bal00/>.

[[Касьян Голейзовский]] в своих воспоминаниях («Московская балетная школа в Васильсурске (1941—1943)». — М. — 236 с. — 1200 экз. — ISBN 978-5-902924-23-4) писал, что В. И. Цаплин одно время перед самой Великой Отечественной войной был парторгом балетной труппы Большого театра.

== Балетмейстерская работа ==
При этом, оставаясь в штате Большого театра, В. Цаплин совмещал эту работу с выступлениями и постановками на других сценах.

В. Цаплин отдал предпочтение эстрадному танцу. Особое внимание он уделял развитию характерного танца; эти приемы вырабатывались в танцевально-жанровых номерах. В академическом балете делались лишь первые попытки привнесения реалистических жестов в условный язык пантомимы. Еще меньше было достигнуто в области характеристичности танцевального языка — Петербургская (Ленинградская) школа больше занималась разработкой высокопарного балета; в области развития характерного танца много работала Московская балетная школа, но эти разработки старательно уничтожались правительственными решениями. А вот на эстраде начинало формироваться определенное направление типажного танца<ref>[http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st005.shtml Поиски характерности танцевальных образов]</ref>.

С 1922 по 1925 годы В. И. Цаплин, будучи танцовщиком Большого театра, одновременно работал в Московском Камерном театре<ref name=proscena/>, с 1922 по 1923 гг. много ставил танцы в московских драматических театрах и в цирке, а с 1924 года — и на эстраде<ref name=vslov/>. В. Цаплин принимал участие в постановках и исполнении эстрадных номеров, особо прославился получившей известность танцевальной сатирической сценкой «Подхалим» на музыку «Юморески» П. Чайковского<ref name=bibol/>, которую он сам же и исполнил.

Эта дополнительная работа в других театрах очень помогла танцовщику Большого театра. К середине 1930-х годов московских артистов балета и хореографов потеснили присланные артисты из Ленинграда, которым сразу предоставили основные позиции в Большом театре. Москвичам пришлось не просто потесниться, а вообще думать о собственном выживании и сохранении своих балетных традиций и навыков. Главные роли теперь перешли к ленинградцам.

В продолжении всей балетной карьеры (которая с середины 1930-х годов была потеснена присланными в Большой театр ленинградцами) В. Цаплин ставил танцевальные сцены для драматических спектаклей (бывший Театр Корша, Малый театр, Госцентюз, Театр им. Вахтангова, Центральный детский театр, Театр оперетты и др.<ref name=vslov/>). В 1945 году на сцене московского Малого театра В. Цаплин поставил танцы к двум спектаклям: «Иван Грозный» по пьесе [[Алексей Николаевич Толстой|А. Н. Толстого]] и «[[Двенадцатая ночь (пьеса)|Двенадцатая ночь]]» В. Шекспира; в 1947 — там же ставил хореографические сцены в спектакле «За тех, кто в море!» [[Борис Андреевич Лавренев|Б. А. Лавренева]]; в 1950 там же — в спектакле [[Снегурочка (пьеса)|«Снегурочка»]] [[Александр Николаевич Островский|А. Н. Островского]]; в 1952 — [[Васса Железнова (пьеса)|«Васса Железнова»]] М. Горького (там же); в 1965 — «Умные вещи» [[Самуил Яковлевич Маршак|С. Я. Маршака]] (там же), а также создал много хореографических номеров к другим спектаклям Малого театра и в других драматических театрах и танцевальные сцены к операм.

Среди его балетных постановок: балетный номер «Пляски придунайских народностей» на музыку сюиты [[Борис Борисович Бер|Бориса Бера]] в 1932 году (вместе с К.Я. Голейзовским) сначала на сцене Ленинградского Государственного Театра Мюзик-холл, а потом перенесли эту работу в ЦПКиО в Москве. Среди самостоятельных работ: балет [[Красный мак (балет)|«Красный мак»]] (1929, Тифлисский театр оперы и балета), [[Пламя Парижа (балет)|«Пламя Парижа»]] (1935, Харьковский театр оперы и балета), [[Тщетная предосторожность (балет)|«Тщетная предосторожность»]] (1956, театр «Храм неба», Пекин)<ref name=vslov/>.

== Педагогическая работа ==
Помимо выступлений в качестве солиста балета и балетмейстерских и драматических постановок, В. Цаплин стал известным педагогом. Этой работе он уделял много времени и значения.
В 1927 году Виктор Цаплин преподавал классический танец на вечерних хореографических курсах Большого театра; вел занятия в хореографическом техникуме, где являлся с 1929 по 1932 гг. заведующим учебной частью и художественным руководителем. С 1937 года стал педагогом Театрального училища имени Щукина — преподавал танец и собственный курс «Развитие выразительности тела». Этот курс обрел популярность, и с 1959 года Виктор Иванович был приглашен его преподавать также и в Театральном училище имени Щепкина. С 1959 по 1961 гг. вел курсы актерского мастерства в Московском хореографическом училище<ref name=bibol/>.

Как балетный педагог работал в других странах, в том числе в Китае (1956—1958), на Кубе (1963)<ref name=bal00/>.

== Репертуар (среди партий в Большом театре) ==
* Арап («[[Петрушка (балет)|Петрушка]]»)
* Иванушка («[[Конёк-Горбунок (балет Пуни)|Конёк-Горбунок]]»)
* Санчо Панса («[[Дон Кихот (балет)|Дон Кихот]]»)
* Шут ([[Лебединое озеро (балет)|«Лебединое озеро»]])
* Наездник («[[Половецкие пляски (балет)|Половецкие пляски]]»)
* Иосиф («[[Иосиф Прекрасный (балет)|Иосиф Прекрасный]]»)
* 1933 — Жером («[[Пламя Парижа (балет)|Пламя Парижа]]»)
* Учитель танцев («[[Золушка (балет)|Золушка]]»)
* Боцман («[[Красный мак (балет)|Красный мак]]»)
* Каталабют («[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]]»)
* Марцелина («[[Тщетная предосторожность (балет)|Тщетная предосторожность]]»)
* 1949 — Коппелиус («[[Коппелия (балет)|Коппелия]]»), в филиале Большого театра, балетмейстеры Е. И. Долинская и А. И. Радунский по хореографии А. А. Горского

== Источники ==
{{примечания}}

[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Артисты балета]]
[[Категория:Персоналии:Большой театр]]
[[Категория:Артисты балета СССР]]
[[Категория:Родившиеся в Москве]]
[[Категория:Умершие в Москве]]
[[Категория:Родившиеся 16 сентября]]
[[Категория:Родившиеся в 1903 году]]
[[Категория:Умершие 11 марта]]
[[Категория:Умершие в 1968 году]][[Категория:Балетмейстеры]]

{{DEFAULTSORT:Цаплин Виктор Иванович }}
Редактор
3215
правок