Микрокосм — различия между версиями
Dream (обсуждение | вклад) (из архива) |
РозаМ (обсуждение | вклад) |
||
(не показана одна промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Микрокосм''' или '''микрокосмос''' (от | + | '''Микрокосм''' или '''микрокосмос''' (от греч. μικρός - малый, и от греч. κόσμος - порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание [[Человек духовный|человек]]а как вселенной ([[макрокосм]]) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества метафизических теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и макрокосма усматривается также мифологами в [[космогония|космогонических]] мифах о создании мира из тела Первочеловека. |
− | В современном мире микрокосмосом считаются молекулы, атомы и более маленькие частицы как структура вселенной ( | + | В современном мире микрокосмосом считаются молекулы, атомы и более маленькие частицы как структура вселенной (макрокосм) в миниатюре. |
== История == | == История == | ||
− | Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант | + | Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант Демокрита) в человеке нет ничего, кроме космических элементов, что приводит к натуралистической антропологии. Во втором случае нередко постулируется существование космической души или ума, как это можно наблюдать, например, у Гераклита, Анаксагора, Платона и в стоицизме. Эта космическая душа часто отождествляется с имманентным панкосмическим богом. |
{{Начало цитаты}} | {{Начало цитаты}} | ||
Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело. | Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело. | ||
− | {{Конец цитаты|источник='' | + | {{Конец цитаты|источник='' Сенека, Письма, 65, 24''}} |
− | В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако в виду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата | + | В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако в виду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата еретическим пантеизмом, это учение остается за пределами основных ортодоксальных средневековых систем. |
− | Видения | + | Видения Хильдегарды из Бингена (XII в.) также приближаются к концепции подобия человека вселенной, поскольку в этих работах устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями человека. В средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика — ок. 1140 г.) параллелизм макрокосма и микрокосма носят мистический характер. |
− | Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в | + | Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в Эпоху Возрождения. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), приводит Кардано, Кампанеллу и Бруно к представлениям о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии и присутствует в медико-магико-алхимическом оккультизме Агриппы Неттесгеймского («Оккультная философия») и Парацельса («Макрокосм и человек суть одно» — Paragran C 2). |
− | В эпоху | + | В эпоху механицизма XVII—XVIII веков учение о макрокосме и микрокосме отвергается научным знанием, но в то же время Лейбниц придал онтологический статус понятию микрокосма в своей [[монадология|монадологии]] (каждая [[монада]] есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения можно наблюдать в немецком неогуманизме Гердера и Гёте, а также в романтизме, собенно в учении Шопенгауэра о мировой воле. Далее эта концепция была воспринята [[теософия|теософами]] конца XIX — начала XX в. и в дальнейшем интерес к учению о макрокосме и микрокосме поддерживался интересом к оккультизму. |
== Многослойная конституция микрокосма == | == Многослойная конституция микрокосма == | ||
{{Начало цитаты}} | {{Начало цитаты}} | ||
Что есть человек? Состоит ли он только из кожи, плоти, костей и жил? О нет! Действительный человек состоит из Души, а всё то, что называется кожей, плотью, костями и жилами, — лишь покров, внешняя оболочка, а не сам Человек. Когда человек умирает, он снимает с себя все эти одежды, в которые облачён. <…> Но это лишь внешние одежды, ибо во внутреннем скрывается глубокая тайна Небесного Человека. | Что есть человек? Состоит ли он только из кожи, плоти, костей и жил? О нет! Действительный человек состоит из Души, а всё то, что называется кожей, плотью, костями и жилами, — лишь покров, внешняя оболочка, а не сам Человек. Когда человек умирает, он снимает с себя все эти одежды, в которые облачён. <…> Но это лишь внешние одежды, ибо во внутреннем скрывается глубокая тайна Небесного Человека. | ||
− | {{Конец цитаты|источник='' | + | {{Конец цитаты|источник=''«Зогар»''}} |
[[Файл:Конструкция человека.jpg|360px |thumb|left|<big>Человек: планы жизни и принципы-носители (по [[Виктор Андреевич Скумин|В. А. Скумину</big>]]), 1991]] | [[Файл:Конструкция человека.jpg|360px |thumb|left|<big>Человек: планы жизни и принципы-носители (по [[Виктор Андреевич Скумин|В. А. Скумину</big>]]), 1991]] | ||
=== Трёхуровневая конституция человека === | === Трёхуровневая конституция человека === | ||
− | В представлении | + | В представлении оккультных учений герметизма в конституции [[Человек духовный|человек]]а различаются три основных уровня бытия: ''телесный'' (''физический'', ''материальный''), ''душевный'' и ''духовный''. |
* '''Телесный уровень''' — не только само тело как таковое, но и относят к этому же плану особую, наиболее «плотную» часть души, т. н. ''жизненное тело''<ref>Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев».</ref> (или ''эфирное тело''), которое каббалисты называют словом ''нефеш''<ref>Израэль Регарди, «Гранатовый сад».</ref>. Жизненное тело часто описывают как призрачную точную копию тела физического. Ему приписывают заботу о функциях организма, на которые сознание редко обращает внимание, или которые не может контролировать вовсе. Таковы, например, кровообращение, сердцебиение, дыхание, регенерация, рост и т. п. Когда человек заболевает, его жизненное тело «становится более прозрачным и истощённым в той степени, в какой видимое тело являет свою исхудалость», — говорит М. Гендель. | * '''Телесный уровень''' — не только само тело как таковое, но и относят к этому же плану особую, наиболее «плотную» часть души, т. н. ''жизненное тело''<ref>Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев».</ref> (или ''эфирное тело''), которое каббалисты называют словом ''нефеш''<ref>Израэль Регарди, «Гранатовый сад».</ref>. Жизненное тело часто описывают как призрачную точную копию тела физического. Ему приписывают заботу о функциях организма, на которые сознание редко обращает внимание, или которые не может контролировать вовсе. Таковы, например, кровообращение, сердцебиение, дыхание, регенерация, рост и т. п. Когда человек заболевает, его жизненное тело «становится более прозрачным и истощённым в той степени, в какой видимое тело являет свою исхудалость», — говорит М. Гендель. | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
{{Начало цитаты}} | {{Начало цитаты}} | ||
Тело желаний видится духовным зрением как яйцеобразное облако, простирающееся от шестнадцати до двадцати дюймов за физическое тело. Оно выше головы и ниже подошв, так что плотное тело сидит в центре этого яйцевидного облака подобно желтку в центре яйца. <…> Когда мы смотрим духовным зрением, мы видим, что в теле желания существует множество кружащихся вихрей. Мы уже объясняли, что характеристикой вещества желания является постоянное движение; и из главного вихря в области печени к периферии этого яйцевидного тела льётся бьющий поток, который возвращается в центр через множество других вихрей. Тело желаний окрашено всевозможными известными нам цветами и оттенками и большим числом других, не поддающихся описанию нашим земным языком. Эти цвета меняются в каждом человеке в соответствии с его характерными чертами и темпераментом, они также меняются время от времени, как меняется его настроение, пристрастия и эмоции. | Тело желаний видится духовным зрением как яйцеобразное облако, простирающееся от шестнадцати до двадцати дюймов за физическое тело. Оно выше головы и ниже подошв, так что плотное тело сидит в центре этого яйцевидного облака подобно желтку в центре яйца. <…> Когда мы смотрим духовным зрением, мы видим, что в теле желания существует множество кружащихся вихрей. Мы уже объясняли, что характеристикой вещества желания является постоянное движение; и из главного вихря в области печени к периферии этого яйцевидного тела льётся бьющий поток, который возвращается в центр через множество других вихрей. Тело желаний окрашено всевозможными известными нам цветами и оттенками и большим числом других, не поддающихся описанию нашим земным языком. Эти цвета меняются в каждом человеке в соответствии с его характерными чертами и темпераментом, они также меняются время от времени, как меняется его настроение, пристрастия и эмоции. | ||
− | {{Конец цитаты|источник='' | + | {{Конец цитаты|источник=''Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев»''}} |
− | * '''Духовный уровень''' — истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. В каббале дух подразделяется на ''Йехида'', что значит Единственный, Уникальный, Действительное я (также ''Хабс'' или ''Звезда''<ref>"Почитайте же Хабс, и смотрите, мой свет струится над вами! " ( | + | * '''Духовный уровень''' — истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. В каббале дух подразделяется на ''Йехида'', что значит Единственный, Уникальный, Действительное я (также ''Хабс'' или ''Звезда''<ref>"Почитайте же Хабс, и смотрите, мой свет струится над вами! " (Книга Закона, I:9).</ref>), ''Хиа'', то есть Воля или Творческий принцип, ''Нешама'', то есть интуиция и способность понимать Волю Хабс. |
− | Трёхчастная конституция человека представляется также в | + | Трёхчастная конституция человека представляется также в христианском мистицизме.<ref>Якоб Бёме. О тройственной жизни человека</ref> |
=== Микрокосм в каббале === | === Микрокосм в каббале === | ||
− | В | + | В каббале строение микро- и макрокосма раскрывается в системе пяти миров. |
− | Многослойная конституция человека описывается также в | + | Многослойная конституция человека описывается также в индуизме, тибетском буддизме и теософии. (См. статью [[Тонкие тела]]). |
== См. также == | == См. также == | ||
− | * [[Человек]] | + | * [[Человек духовный]] |
* [[Культура здоровья]] | * [[Культура здоровья]] | ||
* [[Агни Йога]] | * [[Агни Йога]] | ||
− | |||
− | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 53: | Строка 51: | ||
#{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Бобина Л. А.]] |заглавие= Пропедевтика культуры здоровья. Учебник|ссылка=http://old.rsl.ru/view.jsp?f=1016&t=3&v0=%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD+%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&cc=a1&i=10&ce=4|место=Новочебоксарск |издательство=Терос|год=1994 |страниц=192 |isbn=5-88167-002-7 |тираж=500}} | #{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Бобина Л. А.]] |заглавие= Пропедевтика культуры здоровья. Учебник|ссылка=http://old.rsl.ru/view.jsp?f=1016&t=3&v0=%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD+%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&cc=a1&i=10&ce=4|место=Новочебоксарск |издательство=Терос|год=1994 |страниц=192 |isbn=5-88167-002-7 |тираж=500}} | ||
#{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]] |заглавие= Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке |ссылка=http://old.rsl.ru/view.jsp?f=1016&t=3&v0=%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD+%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&cc=a1&i=9&ce=4|место= Новочебоксарск |издательство=Терос |год=1995|страниц=132|isbn=5-88167-003-5 |тираж=500}} | #{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]] |заглавие= Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке |ссылка=http://old.rsl.ru/view.jsp?f=1016&t=3&v0=%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD+%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&cc=a1&i=9&ce=4|место= Новочебоксарск |издательство=Терос |год=1995|страниц=132|isbn=5-88167-003-5 |тираж=500}} | ||
− | #{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]] |заглавие= Культура здоровья: избранные лекции |ссылка=http://old.rsl.ru/view.jsp?f=1016&t=3&v0=%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD+%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&cc=a1&i=17&ce=4|место= | + | #{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]] |заглавие= Культура здоровья: избранные лекции |ссылка=http://old.rsl.ru/view.jsp?f=1016&t=3&v0=%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD+%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&cc=a1&i=17&ce=4|место= Чебоксары |издательство= К Здоровью через Культуру|год=2002 |страниц=264 |isbn=5-88167-019-1 |тираж=540}} |
− | #{{книга|автор=[[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Бобина Л. А.]] |заглавие=Культура и здоровье – определение и синтез понятий. Учебное пособие |ссылка= http://biblus.ru/Default.aspx?book=197h1b48i9 |место= | + | #{{книга|автор=[[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Бобина Л. А.]] |заглавие=Культура и здоровье – определение и синтез понятий. Учебное пособие |ссылка= http://biblus.ru/Default.aspx?book=197h1b48i9 |место= Чебоксары |издательство= Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру» |год=2012 |страниц=40|isbn=978-5-88167-036-8 |тираж= }} |
− | #{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Бобина Л. А.]] |заглавие= Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие |ссылка=http://biblus.ru/Default.aspx?book=197h1b49j0|место= | + | #{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Бобина Л. А.]] |заглавие= Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие |ссылка=http://biblus.ru/Default.aspx?book=197h1b49j0|место= Чебоксары |издательство= Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру» |год=2012 |страниц=36|isbn=978-5-88167-037-5 |тираж= }} |
− | #{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Бобина Л. А.]] |заглавие= Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие |ссылка=http://biblus.ru/Default.aspx?book=197h2c0a2c9 |место= | + | #{{книга|автор= [[Виктор Андреевич Скумин|Скумин В. А.]], [[Людмила Анатольевна Бобина|Бобина Л. А.]] |заглавие= Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие |ссылка=http://biblus.ru/Default.aspx?book=197h2c0a2c9 |место= Чебоксары |издательство= Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру» |год=2012 |страниц=52|isbn=978-5-88167-038-2 |тираж= }} |
[[Категория:Философия]] | [[Категория:Философия]] |
Текущая версия на 17:46, 22 декабря 2015
Микрокосм или микрокосмос (от греч. μικρός - малый, и от греч. κόσμος - порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества метафизических теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и макрокосма усматривается также мифологами в космогонических мифах о создании мира из тела Первочеловека. В современном мире микрокосмосом считаются молекулы, атомы и более маленькие частицы как структура вселенной (макрокосм) в миниатюре.
Содержание
История
Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант Демокрита) в человеке нет ничего, кроме космических элементов, что приводит к натуралистической антропологии. Во втором случае нередко постулируется существование космической души или ума, как это можно наблюдать, например, у Гераклита, Анаксагора, Платона и в стоицизме. Эта космическая душа часто отождествляется с имманентным панкосмическим богом.
Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело.
В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако в виду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата еретическим пантеизмом, это учение остается за пределами основных ортодоксальных средневековых систем.
Видения Хильдегарды из Бингена (XII в.) также приближаются к концепции подобия человека вселенной, поскольку в этих работах устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями человека. В средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика — ок. 1140 г.) параллелизм макрокосма и микрокосма носят мистический характер.
Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в Эпоху Возрождения. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), приводит Кардано, Кампанеллу и Бруно к представлениям о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии и присутствует в медико-магико-алхимическом оккультизме Агриппы Неттесгеймского («Оккультная философия») и Парацельса («Макрокосм и человек суть одно» — Paragran C 2).
В эпоху механицизма XVII—XVIII веков учение о макрокосме и микрокосме отвергается научным знанием, но в то же время Лейбниц придал онтологический статус понятию микрокосма в своей монадологии (каждая монада есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения можно наблюдать в немецком неогуманизме Гердера и Гёте, а также в романтизме, собенно в учении Шопенгауэра о мировой воле. Далее эта концепция была воспринята теософами конца XIX — начала XX в. и в дальнейшем интерес к учению о макрокосме и микрокосме поддерживался интересом к оккультизму.
Многослойная конституция микрокосма
Что есть человек? Состоит ли он только из кожи, плоти, костей и жил? О нет! Действительный человек состоит из Души, а всё то, что называется кожей, плотью, костями и жилами, — лишь покров, внешняя оболочка, а не сам Человек. Когда человек умирает, он снимает с себя все эти одежды, в которые облачён. <…> Но это лишь внешние одежды, ибо во внутреннем скрывается глубокая тайна Небесного Человека.
Трёхуровневая конституция человека
В представлении оккультных учений герметизма в конституции человека различаются три основных уровня бытия: телесный (физический, материальный), душевный и духовный.
- Телесный уровень — не только само тело как таковое, но и относят к этому же плану особую, наиболее «плотную» часть души, т. н. жизненное тело[1] (или эфирное тело), которое каббалисты называют словом нефеш[2]. Жизненное тело часто описывают как призрачную точную копию тела физического. Ему приписывают заботу о функциях организма, на которые сознание редко обращает внимание, или которые не может контролировать вовсе. Таковы, например, кровообращение, сердцебиение, дыхание, регенерация, рост и т. п. Когда человек заболевает, его жизненное тело «становится более прозрачным и истощённым в той степени, в какой видимое тело являет свою исхудалость», — говорит М. Гендель.
- Душевный уровень (руах в каббале) — (иногда это начало подразделяют на тело желаний и ум, желая выделить последний) — место, где расположено изменчивое и беспокойное я, которое человек знает и в котором себя осознаёт, и именно тело желаний побуждает человека искать чувство удовлетворения.
Тело желаний видится духовным зрением как яйцеобразное облако, простирающееся от шестнадцати до двадцати дюймов за физическое тело. Оно выше головы и ниже подошв, так что плотное тело сидит в центре этого яйцевидного облака подобно желтку в центре яйца. <…> Когда мы смотрим духовным зрением, мы видим, что в теле желания существует множество кружащихся вихрей. Мы уже объясняли, что характеристикой вещества желания является постоянное движение; и из главного вихря в области печени к периферии этого яйцевидного тела льётся бьющий поток, который возвращается в центр через множество других вихрей. Тело желаний окрашено всевозможными известными нам цветами и оттенками и большим числом других, не поддающихся описанию нашим земным языком. Эти цвета меняются в каждом человеке в соответствии с его характерными чертами и темпераментом, они также меняются время от времени, как меняется его настроение, пристрастия и эмоции.
- Духовный уровень — истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. В каббале дух подразделяется на Йехида, что значит Единственный, Уникальный, Действительное я (также Хабс или Звезда[3]), Хиа, то есть Воля или Творческий принцип, Нешама, то есть интуиция и способность понимать Волю Хабс.
Трёхчастная конституция человека представляется также в христианском мистицизме.[4]
Микрокосм в каббале
В каббале строение микро- и макрокосма раскрывается в системе пяти миров.
Многослойная конституция человека описывается также в индуизме, тибетском буддизме и теософии. (См. статью Тонкие тела).
См. также
Примечания
Литература
- Theories of Macrocosms and Microcosms in the History of Philosophy, G. P. Conger, NY, 1922. (англ.)
- Скумин В. А., Бобина Л. А. Пропедевтика культуры здоровья. Учебник. — Новочебоксарск: Терос, 1994. — 192 с. — 500 экз. — ISBN 5-88167-002-7
- Скумин В. А. Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке. — Новочебоксарск: Терос, 1995. — 132 с. — 500 экз. — ISBN 5-88167-003-5
- Скумин В. А. Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. — 540 экз. — ISBN 5-88167-019-1
- Скумин В. А., Бобина Л. А. Культура и здоровье – определение и синтез понятий. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 40 с. — ISBN 978-5-88167-036-8
- Скумин В. А., Бобина Л. А. Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 36 с. — ISBN 978-5-88167-037-5
- Скумин В. А., Бобина Л. А. Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-038-2