Московские кухни (пьеса) — различия между версиями
м (Откат правок Hujnia iz pid konia (обсуждение) к версии Лаврентия) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | {{ | + | {{youtube|o_KrLdgY0xE|width=430|Клуб "Бардяги" г. Билефельд (Дюссельдорф)}} |
+ | '''«Московские кухни»''' (Из недавнего прошлого) — пьеса Юлия Кима, посвященная памяти советских правозащитников-диссидентов. | ||
− | + | Время создания: 1990 г.<ref name=apksp>[http://apksp.narod.ru/kimstat41.html Юлий Ким]</ref> | |
− | + | ||
− | : 1990 г.<ref name=apksp>[http://apksp.narod.ru/kimstat41.html Юлий Ким]</ref> | + | |
Пьеса сначала вышла в аудиозаписи на кассете в исполнении самого автора — за всех персонажей<ref name =reading>[http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=147297 Московские кухни]</ref> Слушать [http://www.moskva.fm/artist/юлий_ким/song_1091494 аудиозапись]. | Пьеса сначала вышла в аудиозаписи на кассете в исполнении самого автора — за всех персонажей<ref name =reading>[http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=147297 Московские кухни]</ref> Слушать [http://www.moskva.fm/artist/юлий_ким/song_1091494 аудиозапись]. |
Текущая версия на 12:09, 23 декабря 2022
«Московские кухни» (Из недавнего прошлого) — пьеса Юлия Кима, посвященная памяти советских правозащитников-диссидентов.
Время создания: 1990 г.[1]
Пьеса сначала вышла в аудиозаписи на кассете в исполнении самого автора — за всех персонажей[2] Слушать аудиозапись.
Читать: Ким Юлий. Московские кухни — (Из недавнего прошлого).
Структура пьесы
Жанр произведения можно охарактеризовать как музыкальная пьеса в песнях. Пьеса состоит из 22 песен-зонгов. Они и составляют сюжет пьесы[3]. Автор стихов и мелодий — Юлий Черсанович Ким.
Сама пьеса была создана в 1990 году, когда, казалось, горбачевская Перестройка навсегда покончила с тоталитарным режимом в возродившейся стране, а СССР вот-вот должен был распасться на независимые суверенные государства и навсегда уйти в историю.
Название
Название пьесы имеет особую символику.
Для понимания этого необходимо знать состояние нищенства советских людей — крайнюю скудость товаров и продуктов в магазинах, маленькие зарплаты, которых едва хватало на самое необходимое, и вечный в Москве квартирный вопрос, когда в перенаселенных квартирах, где умещались три поколения семьи, люди часто не имели собственного угла, а дети делали домашние школьные задания за общим обеденным столом.
Принимать гостей в такой квартире было немыслимо, никаких гостиных в квартирах и изначально не предполагалось. Но люди все равно собирались, общались.
Собраться можно было только в одном месте — в кухне; редко, кто мог пригласить друзей в собственную комнату.
И вот в своих маленьких квартирках собиралась московская интеллигенция конца 1960-х — 1970-х годов — в кухнях за чаем и водкой под нехитрую закуску — салат оливье, вареную колбасу и консервированные бычки в томате: слушали аудизаписи с магнитофонов — песни опальных бардов Высоцкого, Окуджавы и самого автора пьесы Юлия Кима, рассказывали анекдоты, обсуждали передачи враждебных радио: Би-Би-Си, Голос Америки, радио Свобода, говорили о судьбах России и сограждан, пели песни, читали вслух вместе по очереди запрещенные книги, попавшие в руки на несколько часов.
Московские кухни — это была территория свободы в тоталитарном государстве.
Действующие лица
- Ведущий
- Илья
- Вадим
- Николай
- Галка
- Марина
- Алена
- Начальник
- Помощник
- Свидетельница
- Свидетель
- Дружинники
- Советские люди
Действие происходит в Москве в конце 1960-х — начале 1970-х.
Содержание
В пьесе нет единой сюжетной линии. Это пьеса-зонги, в которой песни переходят одна в другую, создавая сюжет: советскую жизнь при тоталитарном режиме со всем, что было свойственно стране в эти годы: тотальная власть КГБ, лицемерие деятелей властных структур и коммунистической партии — единственной политической партии в СССР, нищенство, очереди за продуктами, ярый национализм. И на фоне всего этого мрачного — живые люди, жаждущие всего лишь нормальных условий жизни, свободы читать и писать, говорить и думать.
Автор пьесы Юлий Черсанович Ким хорошо знал все это — он сам был членом компаний диссидентов[1]. Пьеса была создана им в 1990 году, когда все происходившее было недавним прошлым, поэтому появился подзаголовок: Из недавнего прошлого.
Алексей Дидуров писал о пьесе Ю. Кима «Московские кухни»: «В древней притче, простой, ясной и правдивой, вся судьба всякого человека укладывалась мудрецами в три глагола: „Рождается, страдает, умирает“. Любитель и знаток истории человечества и жанра притчи, бард и драматург Юлий Черсанович Ким явно на стороне тех давних мыслителей, так же как они исповедуя в своих сочинениях простоту, ясность и правдивость содержания и формы. <…> Язык старой многопластовой русской классики, литературной и музыкальной, народной, салонной и авторской, — необходимая и излюбленная часть кимовской палитры. Но технология без идеи не пашет в роде людском, как трактор без горючего. Горючее Кима — его совесть, его гражданственность, его кредо (оно же — вера, своя, заветная, неразменная на лозунги, девизы и слоганы)»[2].
По поводу постановок сам автор сказал в одном из интервью: "…"Московские кухни" дольше всего шли не в Москве, где им полагалось бы идти дольше всего, а в Омске. Омский зритель полюбил «Московские кухни» как больше никто в России. Они шли несколько сезонов. Благодаря омскому спектаклю я впервые оказался в Америке, где этот спектакль был приглашен по театральному обмену в город Меллоки. И целую неделю американцы смотрели на мои «Московские кухни», смеялись и плакали там, где должно было смеяться и плакать — было такое… Была бегущая строка, и поэтому это все легко читалось и сопоставлялось с тем, что происходит на сцене. Что касается возрождения пьесы на новом историческом материале или этапе, я думаю, что в какой-то степени это, действительно, возможно при теперешнем раскладе вещей и при теперешнем течении событий, поскольку, действительно, цензура ужесточилась"[4].
Пьеса заканчивается перечислением имен некоторых погибших героев-диссидентов, памяти которых написана эта пьеса[5]:
- Илья Янкелевич Габай (1935, Баку — 1973, Москва) — литератор, отбыл срок, вернулся, покончил собой; в пьесе ему посвящена песня «Капитан»[6] (см. видеоролик, время звучания: 0.58.42 — 1.39.02)
- Вадим Николаевич Делоне (1947, Москва — 1983, Париж, Франция)
- Юрий Тимофеевич Галансков (1939, Москва — 1972, в заключении: Барашево, МАССР) — за свою деятельность был арестован, умер за год до конца срока
- Анатолий Тихонович Марченко (1938, г. Барабинск, Новосибирская область — 1986, Чистопольская тюрьма, Татарская АССР)[7]
- Анатолий Александрович Якобсон (1935, Москва — 1978, Иерусалим)
- Григорий Сергеевич Подъяпольский (1926, Ташкент — 1976, Саратов) — геофизик, правозащитник, участвовал в самиздате[8]
- Ирина Моисеевна Каплун (1950, Москва — 1980, Паневежис, Литва) — правозащитница; была убита вместе с родственниками в подстроенной автомобильной аварии[9][10], причем убийца даже не пощадил ее маленькую четырехлетнюю племянницу; грузовик, мчавшийся за ними, смял автомобиль, в котором они ехали, погибли все: сама Ирина Каплун, ее двоюродная сестра, муж двоюродной сестры (был за рулем) и их маленькая дочка Оленька.
- Александр Аркадьевич Галич (1918, Екатеринослав — 1977, Париж, Франция) — советский драматург и бард; делая хорошую советскую карьеру, вдруг начал новую жизнь, став диссидентом; был выдворен из СССР, скончался в Париже.
- Виктор Платонович Некрасов (1911, Киев — 1987, Париж) — писатель
- …[5]
И многие-многие другие, не названные автором поименно, но названные многоточием…
Поклонимся их памяти.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 Юлий Ким
- ↑ 2,0 2,1 Московские кухни
- ↑ Ким Юлий. Московские кухни — (Из недавнего прошлого)
- ↑ «Все свободны» — разговор на свободные темы // Юлий Ким на радио Свобода 01.08. 2004
- ↑ 5,0 5,1 Вечная память
- ↑ «Алфавит инакомыслия». Илья Габай
- ↑ Члены МХГ (1976—1982) // Марченко Анатолий Тихонович
- ↑ ПОДЪЯПОЛЬСКИЙ ГРИГОРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
- ↑ КАПЛУН ИРИНА МОИСЕЕВНА
- ↑ Memo // Список-2