Лев Иванович Леонов — различия между версиями
Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «300px '''Лев Иванович Леонов''' (настоящие имя и фамилия Леон Шарпантье<ref n…») |
MaxSvet (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл: LeonLeonov.jpg|thumb|300px]] | [[Файл: LeonLeonov.jpg|thumb|300px]] | ||
− | '''Лев Иванович Леонов''' (настоящие имя и фамилия Леон Шарпантье<ref name=Pruj>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Леонов%20Лев%20Иванович/ Пружанский А. | + | '''Лев Иванович Леонов''' (настоящие имя и фамилия Леон Шарпантье<ref name=Pruj>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Леонов%20Лев%20Иванович/ Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. Леонов Лев Иванович]</ref>), (1813 (в некоторых источниках 1815), Петербург — около 1872) — русский оперный певец ([[тенор]]); первый исполнитель партии Собинина в опере [[Иван Сусанин (опера)|«Жизнь за царя»]] (1836 г.), первый исполнитель партии Финна в опере [[Руслан и Людмила (опера)|«Руслан и Людмила»]] (1842 г.), первый исполнитель партии Феба в опере «[[Эсмеральда (опера)|Эсмеральда]]» [[Александр Сергеевич Даргомыжский|А. Даргомыжского]] (1847 г.). Выступал часто как Леон Леонов. |
Считался одним из самых талантливых оперных певцов на русской сцене середины 19 века, особенно восхищал зрителей комическими ролями<ref name=acadbio>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/7995 Биографический словарь. 2000. Леонов (Шарпантье)]</ref>. | Считался одним из самых талантливых оперных певцов на русской сцене середины 19 века, особенно восхищал зрителей комическими ролями<ref name=acadbio>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/7995 Биографический словарь. 2000. Леонов (Шарпантье)]</ref>. | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Родившись в артистической семье, он, как и многие другие дети артистов императорской труппы, с самого детства обучался музыке и готовился к артистической деятельности, после чего был принят в [[Петербургская императорская труппа|Петербургскую императорскую труппу]]. А через три года, в 1836 году, женился на дочери дирижёра и композитора Карла Эйзериха, тоже служившего в России, певице той же труппы [[Мария Карловна Леонова|Марии Эйзерих, после замужества взявшей псевдоним мужа и ставшей по сцене Леоновой]]<ref name=Pruj/><ref name=biogra/><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/70908/Леонова Большая биографическая энциклопедия. 2009. Леонова, Мария Карловна]</ref>. | Родившись в артистической семье, он, как и многие другие дети артистов императорской труппы, с самого детства обучался музыке и готовился к артистической деятельности, после чего был принят в [[Петербургская императорская труппа|Петербургскую императорскую труппу]]. А через три года, в 1836 году, женился на дочери дирижёра и композитора Карла Эйзериха, тоже служившего в России, певице той же труппы [[Мария Карловна Леонова|Марии Эйзерих, после замужества взявшей псевдоним мужа и ставшей по сцене Леоновой]]<ref name=Pruj/><ref name=biogra/><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/70908/Леонова Большая биографическая энциклопедия. 2009. Леонова, Мария Карловна]</ref>. | ||
− | Один из их детей, Александр Львович Шарпантье<ref>[http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/523/ Виктор КОРОТКИЙ. А. | + | Один из их детей, Александр Львович Шарпантье<ref>[http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/523/ Виктор КОРОТКИЙ. А. Э. Блюменталь-Тамарин и Е. Ф. Бауэр. Материалы к истории русского светотворчества]</ref>, тоже став оперным певцом императорской труппы, женился на известной русской балерине [[Лидия Николаевна Гейтен|Лидии Гейтен]], и в их браке родилась дочь [[Елизавета Александровна Шарпантье|Елизавета Шарпантье]], будущая балерина. |
Подобные артистические династии были нормой в императорских труппах, которые с самого начала складывались по примеру русской крепостнической дворни<ref>[http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1323762 Балетная труппа Императорских театров]</ref>. С самого своего начала сценическая государева служба позволяла артистам быть уверенным в своем материальном благополучии, а по выходе в отставку рассчитывать на пожизненную государеву пенсию. Создавался свой собственный тесный круг. | Подобные артистические династии были нормой в императорских труппах, которые с самого начала складывались по примеру русской крепостнической дворни<ref>[http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1323762 Балетная труппа Императорских театров]</ref>. С самого своего начала сценическая государева служба позволяла артистам быть уверенным в своем материальном благополучии, а по выходе в отставку рассчитывать на пожизненную государеву пенсию. Создавался свой собственный тесный круг. | ||
− | Так на русской сцене возникали театральные династии. Между ними обычно устанавливались особые отношения, борьба за роли и | + | Так на русской сцене возникали театральные династии. Между ними обычно устанавливались особые отношения, борьба за роли и привилегии — часто заканчивавшиеся династическими браками, а потом, бывало, и разводами. Но так и продолжавшими существовать — в единых стенах и на единых сценах. |
== Биография == | == Биография == | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
Леон Шарпантье обучался музыке у своего прославленного отца<ref name=Pruj/>. | Леон Шарпантье обучался музыке у своего прославленного отца<ref name=Pruj/>. | ||
− | В 1833 году пришел в Петербургскую императорскую труппу, дебютировав в [[Большой театр (Санкт-Петербург)|Большом Каменном театре]] в роли графа Альмавивы в [[Севильский цирюльник (опера)|«Севильском цирюльнике»]] Россини<ref name=biogra/><ref name=acadbio/>. Там под псевдонимом Лев Леонов он прослужил тридцать лет: | + | В 1833 году пришел в Петербургскую императорскую труппу, дебютировав в [[Большой театр (Санкт-Петербург)|Большом Каменном театре]] в роли графа Альмавивы в [[Севильский цирюльник (опера)|«Севильском цирюльнике»]] Россини<ref name=biogra/><ref name=acadbio/>. Там под псевдонимом Лев Леонов он прослужил тридцать лет: 1833—1864 гг., выступая на сценах театров Петербургской труппы: Большого Каменного театра, Александринского театра, Театра-цирка, потом Мариинского. Он стал исполнителем множества оперных партий, причем по настоянию композитора [[Михаил Иванович Глинка|М. И. Глинки]] (в свое время М. Глинка сам обучался у отца Леонова Джона Филда) Лев Леонов пел в его произведениях на премьерах, совместно работая над музыкальными образами. Именно на исполнение Леонова рассчитывал композитор, создавая партии Собинина в [[Иван Сусанин (опера)|«Жизни за царя»]], эту одну из сложнейших арий для тенора<ref>[http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3455.0 Classical Forum: опера и классическая музыка]</ref> (премьера: Большой Каменный театр, 1836 г.)<ref>[http://sauserful.livejournal.com/256019.html Два Ивана Сусанина, автор [[Виктор Коршиков]]]</ref> (на той же сцене в эти же годы шла другая опера «Иван Сусанин» — композитора [[Катарино Кавос|К.Кавоса]] с несколько иным сюжетом, и обе оперы в течение нескольких лет шли одновременно в репертуаре Петербургского Большого театра<ref>Книга: ''[[Виктор Михайлович Коршиков|В.Коршиков]]''. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. — М., ЯТЬ, 2007. — 246 с.</ref>), и Финна в опере [[Руслан и Людмила (опера)|«Руслан и Людмила»]] (премьера: Большой Каменный театр, 1842 г.). |
В конце 1840-х гг. Л.Леонов был командирован в Московскую императорскую труппу и выступал какое-то время в московском Большом театре<ref name=Pruj/>. Кроме того, много гастролировал по России<ref name=biogra/>. | В конце 1840-х гг. Л.Леонов был командирован в Московскую императорскую труппу и выступал какое-то время в московском Большом театре<ref name=Pruj/>. Кроме того, много гастролировал по России<ref name=biogra/>. | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
Исторический сборник Пушкарева «Описание С.-Петербурга» отмечал Леонова как одного из двух лучших певцов петербургской оперы: ''«Русская опера, за исключением Петрова и Леонова, имеет не много отличных артистов; самый репертуар ее беден изящными русскими произведениями»''<ref>[https://books.google.ru/books?id=_h9NAAAAcAAJ&pg=PA118&lpg=PA118&dq=%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D1%8E&source=bl&ots=oO1aFIrv7_&sig=dsBfh-TzZrEo9Pk0msP513d5uKk&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwih8OetjbfJAhVJ8j4KHShgDMkQ6AEISDAI#v=onepage&q=%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D1%8E&f=false Пушкарев. Описание Санкт-Петербурга, стр. 117]</ref>. | Исторический сборник Пушкарева «Описание С.-Петербурга» отмечал Леонова как одного из двух лучших певцов петербургской оперы: ''«Русская опера, за исключением Петрова и Леонова, имеет не много отличных артистов; самый репертуар ее беден изящными русскими произведениями»''<ref>[https://books.google.ru/books?id=_h9NAAAAcAAJ&pg=PA118&lpg=PA118&dq=%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D1%8E&source=bl&ots=oO1aFIrv7_&sig=dsBfh-TzZrEo9Pk0msP513d5uKk&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwih8OetjbfJAhVJ8j4KHShgDMkQ6AEISDAI#v=onepage&q=%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D1%8E&f=false Пушкарев. Описание Санкт-Петербурга, стр. 117]</ref>. | ||
− | По поводу исполнения партии Финна, которую артист подготовил под руководством самого композитора М. | + | По поводу исполнения партии Финна, которую артист подготовил под руководством самого композитора М. И. Глинки, театральный деятель [[Фёдор Алексеевич Кони|Ф. А. Кони]] так отозвался после премьерного спектакля 9 декабря 1842 года: ''«Лучше всех в опере „Руслан и Людмила“ Леонов. С какой силой, влечением и глубоким чувством поет он балладу»''<ref name=biogra/>. |
В 1853 году о творчестве Леонова писал петербургский журнал «Театрал» (СПб., 1853. С. 40—41): '' «Актер с чувством и увлечением; он с равным успехом пел партии итальянских, немецких и французских опер и сочинения русских композиторов»''<ref name=biogra/>. | В 1853 году о творчестве Леонова писал петербургский журнал «Театрал» (СПб., 1853. С. 40—41): '' «Актер с чувством и увлечением; он с равным успехом пел партии итальянских, немецких и французских опер и сочинения русских композиторов»''<ref name=biogra/>. | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
Оперные партии: | Оперные партии: | ||
− | * | + | * Симеон — «Иосиф в Египте» Э. Мегюля |
− | * | + | * 1831 — Граф Альмавива — [[Севильский цирюльник (опера)|«Севильский цирюльник»]] [[Джоаккино Россини|Дж. Россини]] |
− | * | + | * Тарабар — «[[Днепровская русалка (опера)|Днепровская русалка]]» [[Катерино Альбертович Кавос|Катерино Кавоса]] и [[Степан Иванович Давыдов|Степана Давыдова]], редакция музыки [[Фердинанд Кауэр|Фердинанда Кауэра]] |
− | * | + | * 1836 — Собинин — [[Иван Сусанин (опера)|«Иван Сусанин»]] [[Михаил Иванович Глинка|М. И. Глинки]] (первый исполнитель) |
− | * | + | * Клаудио — опера «Элиза и Клаудио» |
− | * | + | * Фридрих — опера «Женни, или Немая», в переводе [[Рафаил Михайлович Зотов|Р. М. Зотова]] |
− | * | + | * Жорж — опера «Эдинбургская темница» (по [[Вальтер Скотт|В. Скотту]] в переводе Р. М. Зотова) |
− | * | + | * Эльвин — «Невеста-лунатик» (по пьесе «Женщина-лунатик» в переводе [[Рафаил Михайлович Зотов|Р. М. Зотова]]) |
− | * | + | * 1837 — Янг — [[Бронзовый конь (опера)|«Бронзовый конь»]] (комическая опера (оперетта) Д. Ф. Обера по либретто [[Эжен Скриб|Э. Скриба]])<ref>[http://pushkin.teamt.ru/performances/877/index.html?name=&per_page=10&theater_id=0 История русского театра]</ref> |
− | * | + | * 1837 — Эльвино — «Сомнамбула» В. Беллини |
− | * | + | * 1838 — Горацио — «[[Чёрное домино (опера)|Чёрное домино, или Таинственная маска]]» Д. Обера, впервые в Санкт-Петербурге |
− | * | + | * 1840 — Прохожий — «Параша-Сибирячка» Д. Струйского, первый исполнитель |
− | * | + | * 1841 — Неморино — [[Любовный напиток (опера)|«Любовный напиток»]] Г. Доницетти |
− | * | + | * 1841 — Торопка Голован — «[[Аскольдова могила (опера)|Аскольдова могила]]» А. Верстовского, впервые в Санкт-Петербурге; одна из лучших партий певца<ref name=Pruj/>; хроникер петербургской императорской труппы А. И. Вольф («Хроника Петербургских театров») писал об этой постановке в Петербургской труппе: ''«27 августа было первое представление „Аскольдовой могилы“ Верстовского, которая давно уже игралась в Москве. Успех был громадный. В течение пяти месяцев опера выдержала 29 представлений и дала столько же полных сборов. Леонов — Торопка спел и сыграл на славу. „Уж как веет ветерок“ заставляли повторять по два и по три раза»''<ref>[http://books.google.ru/books?id=G5EJAQAAIAAJ&pg=PA69&lpg=PA69&dq=%D0%90.+%D0%98.+%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84,+%22%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%22,+%D0%90%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0+(%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C+%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9).&source=bl&ots=Ul4vLsUpUv&sig=tLaQ6fiaUYT5hli_hWoTu6RMDXw&hl=ru&ei=ir6fS7aOAZqutgeT1PWDDg&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CAgQ6AEwAQ#v=onepage&q&f=false Вольф А. И. «Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года». Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета. Часть первая (1826—1855), стр. 98]</ref>. |
− | * | + | * 1841 — Никанор — «Тоска по родине» [[Алексей Николаевич Верстовский|А. Верстовского]] |
− | * | + | * 1842 — Финн — «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» Глинки (первый исполнитель); в 1846 г. исполнял в Москве в Большом театре |
− | * | + | * 1845 — Алексей Петрович — «Ольга, дочь изгнанника» М. Бернарда, первый исполнитель |
− | * | + | * 1846 — неизвестная роль — «Светлана» Ф. М. Толстого, первый исполнитель |
− | * | + | * 1847 — Феб — «[[Эсмеральда (опера)|Эсмеральда]]» [[Александр Сергеевич Даргомыжский|А. Даргомыжского]], первый исполнитель |
− | * | + | * 1848 — Гульбранд — «[[Ундина (опера Львова)|Ундина]]» А. Львова, первый исполнитель |
− | * | + | * Дженнаро — «[[Лукреция Борджиа (опера)|Лукреция Борджиа]]» |
− | * | + | * 1848 — Оливье д’Антраг — «Мушкетеры королевы» Ж. Ф. Галеви |
− | * | + | * 1849 — Мазаниелло — «[[Фенелла (опера)|Фенелла, или Немая из Портичи]]» Д. Обера, на итальянском языке |
− | * | + | * 1849 — Барберино — «Алессандро Страделла» Ф. Флотова |
− | * | + | * 1851 — Скопетто — «Сирена» Д. Обера, впервые в Петербурге |
− | * | + | * 1851 — Сидорка — «За богом молитва; за царем служба не пропадает» Ю. Арнольда, первый исполнитель |
− | * | + | * 1852 — Тверской — «Куликовская битва» [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]], первый исполнитель |
− | * | + | * 1853 — Фомка-дурачок — «Фомка-дурачок» [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]], первый исполнитель |
− | * | + | * 1855 — Алкад — «Чародей» Г. Н. Вяземского, первый исполнитель |
− | * | + | * 1856 — Лорд Тристан — «Марта, или Ричмондский рынок» Ф. Флотова |
− | * Сэр Эдгар | + | * Сэр Эдгар Равенсвуд — «[[Лючия ди Ламмермур (опера)|Лючия ди Ламмермур]]» Г. Доницетти |
− | * | + | * Поллион — «[[Норма (опера)|Норма]]» В. Беллини |
− | * | + | * Дандоло — «Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста» Л. Герольда |
− | * Фра- | + | * Фра-Дьяволо — «[[Фра-Дьяволо (опера)|Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине]]» Д. Обера |
и мн.др. | и мн.др. | ||
Текущая версия на 16:59, 27 мая 2017
Лев Иванович Леонов (настоящие имя и фамилия Леон Шарпантье[1]), (1813 (в некоторых источниках 1815), Петербург — около 1872) — русский оперный певец (тенор); первый исполнитель партии Собинина в опере «Жизнь за царя» (1836 г.), первый исполнитель партии Финна в опере «Руслан и Людмила» (1842 г.), первый исполнитель партии Феба в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского (1847 г.). Выступал часто как Леон Леонов.
Считался одним из самых талантливых оперных певцов на русской сцене середины 19 века, особенно восхищал зрителей комическими ролями[2].
И тем не менее точные даты его жизни не установлены.
Происхождение и семья
Родившийся в России выдающийся русский певец по происхождению был сыном ирландского пианиста и композитора Джона Фильда и французской оперной певицы Шарпантье[1][3], прибывших в Россию и служивших в Петербургской императорской труппе. Поскольку родители не состояли в церковном браке, мальчик считался незаконнорожденным, носил фамилию матери и звался Леон Шарпантье.
Родившись в артистической семье, он, как и многие другие дети артистов императорской труппы, с самого детства обучался музыке и готовился к артистической деятельности, после чего был принят в Петербургскую императорскую труппу. А через три года, в 1836 году, женился на дочери дирижёра и композитора Карла Эйзериха, тоже служившего в России, певице той же труппы Марии Эйзерих, после замужества взявшей псевдоним мужа и ставшей по сцене Леоновой[1][3][4].
Один из их детей, Александр Львович Шарпантье[5], тоже став оперным певцом императорской труппы, женился на известной русской балерине Лидии Гейтен, и в их браке родилась дочь Елизавета Шарпантье, будущая балерина.
Подобные артистические династии были нормой в императорских труппах, которые с самого начала складывались по примеру русской крепостнической дворни[6]. С самого своего начала сценическая государева служба позволяла артистам быть уверенным в своем материальном благополучии, а по выходе в отставку рассчитывать на пожизненную государеву пенсию. Создавался свой собственный тесный круг.
Так на русской сцене возникали театральные династии. Между ними обычно устанавливались особые отношения, борьба за роли и привилегии — часто заканчивавшиеся династическими браками, а потом, бывало, и разводами. Но так и продолжавшими существовать — в единых стенах и на единых сценах.
Биография
Леон Шарпантье обучался музыке у своего прославленного отца[1].
В 1833 году пришел в Петербургскую императорскую труппу, дебютировав в Большом Каменном театре в роли графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини[3][2]. Там под псевдонимом Лев Леонов он прослужил тридцать лет: 1833—1864 гг., выступая на сценах театров Петербургской труппы: Большого Каменного театра, Александринского театра, Театра-цирка, потом Мариинского. Он стал исполнителем множества оперных партий, причем по настоянию композитора М. И. Глинки (в свое время М. Глинка сам обучался у отца Леонова Джона Филда) Лев Леонов пел в его произведениях на премьерах, совместно работая над музыкальными образами. Именно на исполнение Леонова рассчитывал композитор, создавая партии Собинина в «Жизни за царя», эту одну из сложнейших арий для тенора[7] (премьера: Большой Каменный театр, 1836 г.)[8] (на той же сцене в эти же годы шла другая опера «Иван Сусанин» — композитора К.Кавоса с несколько иным сюжетом, и обе оперы в течение нескольких лет шли одновременно в репертуаре Петербургского Большого театра[9]), и Финна в опере «Руслан и Людмила» (премьера: Большой Каменный театр, 1842 г.).
В конце 1840-х гг. Л.Леонов был командирован в Московскую императорскую труппу и выступал какое-то время в московском Большом театре[1]. Кроме того, много гастролировал по России[3].
В 1860-х гг. жил в Новочеркасске, где преподавал пение и где среди его учеников была будущая известная певица А. Панаева-Карцева[1][3].
Артистическая карьера
Современная ему театральная критика отмечала: «Голос его не был силен, но Леонов умело владел им и хорошо играл»[2].
Исторический сборник Пушкарева «Описание С.-Петербурга» отмечал Леонова как одного из двух лучших певцов петербургской оперы: «Русская опера, за исключением Петрова и Леонова, имеет не много отличных артистов; самый репертуар ее беден изящными русскими произведениями»[10].
По поводу исполнения партии Финна, которую артист подготовил под руководством самого композитора М. И. Глинки, театральный деятель Ф. А. Кони так отозвался после премьерного спектакля 9 декабря 1842 года: «Лучше всех в опере „Руслан и Людмила“ Леонов. С какой силой, влечением и глубоким чувством поет он балладу»[3].
В 1853 году о творчестве Леонова писал петербургский журнал «Театрал» (СПб., 1853. С. 40—41): «Актер с чувством и увлечением; он с равным успехом пел партии итальянских, немецких и французских опер и сочинения русских композиторов»[3].
Репертуар
Исполнитель сольных партий в ораториях «Торжество Евангелия» И. Эльснера (1-й исполнитель, 27 марта 1840) и «Петр Великий» И. Фукса, в оде-симфонии «Христофор Колумб, или Открытие Нового света» Ф. Давида (1-й исполнитель в России, 26 марта 1848).
Оперные партии:
- Симеон — «Иосиф в Египте» Э. Мегюля
- 1831 — Граф Альмавива — «Севильский цирюльник» Дж. Россини
- Тарабар — «Днепровская русалка» Катерино Кавоса и Степана Давыдова, редакция музыки Фердинанда Кауэра
- 1836 — Собинин — «Иван Сусанин» М. И. Глинки (первый исполнитель)
- Клаудио — опера «Элиза и Клаудио»
- Фридрих — опера «Женни, или Немая», в переводе Р. М. Зотова
- Жорж — опера «Эдинбургская темница» (по В. Скотту в переводе Р. М. Зотова)
- Эльвин — «Невеста-лунатик» (по пьесе «Женщина-лунатик» в переводе Р. М. Зотова)
- 1837 — Янг — «Бронзовый конь» (комическая опера (оперетта) Д. Ф. Обера по либретто Э. Скриба)[11]
- 1837 — Эльвино — «Сомнамбула» В. Беллини
- 1838 — Горацио — «Чёрное домино, или Таинственная маска» Д. Обера, впервые в Санкт-Петербурге
- 1840 — Прохожий — «Параша-Сибирячка» Д. Струйского, первый исполнитель
- 1841 — Неморино — «Любовный напиток» Г. Доницетти
- 1841 — Торопка Голован — «Аскольдова могила» А. Верстовского, впервые в Санкт-Петербурге; одна из лучших партий певца[1]; хроникер петербургской императорской труппы А. И. Вольф («Хроника Петербургских театров») писал об этой постановке в Петербургской труппе: «27 августа было первое представление „Аскольдовой могилы“ Верстовского, которая давно уже игралась в Москве. Успех был громадный. В течение пяти месяцев опера выдержала 29 представлений и дала столько же полных сборов. Леонов — Торопка спел и сыграл на славу. „Уж как веет ветерок“ заставляли повторять по два и по три раза»[12].
- 1841 — Никанор — «Тоска по родине» А. Верстовского
- 1842 — Финн — «Руслан и Людмила» Глинки (первый исполнитель); в 1846 г. исполнял в Москве в Большом театре
- 1845 — Алексей Петрович — «Ольга, дочь изгнанника» М. Бернарда, первый исполнитель
- 1846 — неизвестная роль — «Светлана» Ф. М. Толстого, первый исполнитель
- 1847 — Феб — «Эсмеральда» А. Даргомыжского, первый исполнитель
- 1848 — Гульбранд — «Ундина» А. Львова, первый исполнитель
- Дженнаро — «Лукреция Борджиа»
- 1848 — Оливье д’Антраг — «Мушкетеры королевы» Ж. Ф. Галеви
- 1849 — Мазаниелло — «Фенелла, или Немая из Портичи» Д. Обера, на итальянском языке
- 1849 — Барберино — «Алессандро Страделла» Ф. Флотова
- 1851 — Скопетто — «Сирена» Д. Обера, впервые в Петербурге
- 1851 — Сидорка — «За богом молитва; за царем служба не пропадает» Ю. Арнольда, первый исполнитель
- 1852 — Тверской — «Куликовская битва» А. Рубинштейна, первый исполнитель
- 1853 — Фомка-дурачок — «Фомка-дурачок» А. Рубинштейна, первый исполнитель
- 1855 — Алкад — «Чародей» Г. Н. Вяземского, первый исполнитель
- 1856 — Лорд Тристан — «Марта, или Ричмондский рынок» Ф. Флотова
- Сэр Эдгар Равенсвуд — «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти
- Поллион — «Норма» В. Беллини
- Дандоло — «Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста» Л. Герольда
- Фра-Дьяволо — «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера
и мн.др.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. Леонов Лев Иванович
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Биографический словарь. 2000. Леонов (Шарпантье)
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Большая биографическая энциклопедия // Леонов Лев (Леон) Иванович
- ↑ Большая биографическая энциклопедия. 2009. Леонова, Мария Карловна
- ↑ Виктор КОРОТКИЙ. А. Э. Блюменталь-Тамарин и Е. Ф. Бауэр. Материалы к истории русского светотворчества
- ↑ Балетная труппа Императорских театров
- ↑ Classical Forum: опера и классическая музыка
- ↑ Два Ивана Сусанина, автор Виктор Коршиков
- ↑ Книга: В.Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. — М., ЯТЬ, 2007. — 246 с.
- ↑ Пушкарев. Описание Санкт-Петербурга, стр. 117
- ↑ История русского театра
- ↑ Вольф А. И. «Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года». Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета. Часть первая (1826—1855), стр. 98