Елизавета Александровна Шарпантье — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
 
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:ElSharpantye1399886239_1.jpg|thumb|Елизавета Александровна Шарпантье]]
 
[[Файл:ElSharpantye1399886239_1.jpg|thumb|Елизавета Александровна Шарпантье]]
'''Елизавета Александровна Шарпантье''' (1881, Москва — 1950) балерина.
+
'''Елизавета Александровна Шарпантье''' (1881, Москва — 1950) — балерина.
  
 
== Семья ==
 
== Семья ==
Строка 7: Строка 7:
 
Отец: Александр Львович Шарпантье, оперный певец императорской труппы; сын известного русского певца [[Лев Иванович Леонов|Льва (Леона) Леонова]], настоящая фамилия которого была Шарпантье и который сам приходился сыном выдающемуся ирландскому музыканту, прибывшему на работу в Российскую империю и оставшемуся навсегда в России [[Джон Филд|Джону Филду]]<ref>[http://www.rulex.ru/01120239.htm Леонов (Шарпантье)]</ref><ref>[http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=76442 Леонов Лев (Леон) Иванович]</ref>.
 
Отец: Александр Львович Шарпантье, оперный певец императорской труппы; сын известного русского певца [[Лев Иванович Леонов|Льва (Леона) Леонова]], настоящая фамилия которого была Шарпантье и который сам приходился сыном выдающемуся ирландскому музыканту, прибывшему на работу в Российскую империю и оставшемуся навсегда в России [[Джон Филд|Джону Филду]]<ref>[http://www.rulex.ru/01120239.htm Леонов (Шарпантье)]</ref><ref>[http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=76442 Леонов Лев (Леон) Иванович]</ref>.
  
Таким образом — Елизавета Александровна приходилась Джону Филду правнучкой.
+
Таким образом — Елизавета Александровна приходилась Джону Филду правнучкой.
  
Подобные артистические династии были нормой в императорских труппах, которые с самого начала складывались по примеру русской крепостнической дворни<ref>[http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1323762 Балетная труппа Императорских театров]</ref>. С самого своего начала сценическая государева служба позволяла не имевшим никакой собственности артистам быть уверенным в своем материальном благополучии, а по выходе в отставку рассчитывать на пожизненную государеву пенсию. Артисты спокойно отдавали своих детей в театральные училища-пансионы, содержавшиеся императорским двором, несмотря на то, что обстановка там для детей была ужасная: процветали драки, побои, унижения, а молодых девочек театральное начальство вплоть до второй половины 19 века не стеснялось использовать как секс-материал<ref>[http://ptj.spb.ru/archive/3/in-petersburg-3/teatralnaya-ulica-ulica-zodchego-rossi-2/ ТЕАТРАЛЬНАЯ УЛИЦА (УЛИЦА ЗОДЧЕГО РОССИ), 2]</ref>, чтобы потомки следовали их колеей и были вполне обеспечены до конца своих дней. Прибывавшие в Российскую империю и особо почитаемые заграничные деятели театральных искусств попадали в ту же обстановку, подчиняясь тем же устоям и традициям.
+
Подобные артистические династии были нормой в императорских труппах, которые с самого начала складывались по примеру русской крепостнической дворни<ref>[http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1323762 Балетная труппа Императорских театров]</ref>. С самого своего начала сценическая государева служба позволяла не имевшим никакой собственности артистам быть уверенным в своем материальном благополучии, а по выходе в отставку рассчитывать на пожизненную государеву пенсию. Артисты спокойно отдавали своих детей в театральные училища-пансионы, содержавшиеся императорским двором, несмотря на то, что обстановка там для детей была ужасная: процветали драки, побои, унижения, а молодых девочек театральное начальство вплоть до второй половины 19 века не стеснялось использовать как секс-материал<ref>[http://ptj.spb.ru/archive/3/in-petersburg-3/teatralnaya-ulica-ulica-zodchego-rossi-2/ ТЕАТРАЛЬНАЯ УЛИЦА (УЛИЦА ЗОДЧЕГО РОССИ), 2]</ref>, — чтобы потомки следовали их колеей и были вполне обеспечены до конца своих дней. Прибывавшие в Российскую империю и особо почитаемые заграничные деятели театральных искусств попадали в ту же обстановку, подчиняясь тем же устоям и традициям.
  
Так на русской сцене возникали театральные династии. Между ними устанавливались собственные отношения, борьба за роли и привилегии — часто заканчивавшиеся династическими браками, а потом, бывало, и разводами. Но так и продолжавшими существовать — в единых стенах и на единых сценах. Время от времени дирекция императорских театров меняла артистов местами: петербургских отправляла в Москву, а московских — в Санкт-Петербург, но на этом обычно все сюрпризы и заканчивались.
+
Так на русской сцене возникали театральные династии. Между ними устанавливались собственные отношения, борьба за роли и привилегии — часто заканчивавшиеся династическими браками, а потом, бывало, и разводами. Но так и продолжавшими существовать — в единых стенах и на единых сценах. Время от времени дирекция императорских театров меняла артистов местами: петербургских отправляла в Москву, а московских — в Санкт-Петербург, но на этом обычно все сюрпризы и заканчивались.
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
 
Елизавета Александровна Шарпантье, как и многие дети из артистических семей, была отдана в театральное училище. Родившись в Москве, она с самого детства оказалась погружена в среду Московской императорской труппы, а закончив Московское театральное училище, с 1896 года сама была принята в императорскую труппу<ref name=ballet>[http://www.ballet-enc.ru/html/q/qarpant5e.html ШАРПАНТЬЕ Елизавета Александровна (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>.
 
Елизавета Александровна Шарпантье, как и многие дети из артистических семей, была отдана в театральное училище. Родившись в Москве, она с самого детства оказалась погружена в среду Московской императорской труппы, а закончив Московское театральное училище, с 1896 года сама была принята в императорскую труппу<ref name=ballet>[http://www.ballet-enc.ru/html/q/qarpant5e.html ШАРПАНТЬЕ Елизавета Александровна (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)]</ref>.
  
Принимать участие в балетных постановках начала еще будучи ученицей<ref name=ballet/> так было заведено, и ее имя встречается в архивах документов московского Большого театра с 1892 года<ref name=ballet/>.
+
Принимать участие в балетных постановках начала еще будучи ученицей<ref name=ballet/> — так было заведено, — и ее имя встречается в архивах документов московского Большого театра с 1892 года<ref name=ballet/>.
  
Однако, по уверениям Балетной энциклопедии, уже в 1902 году Елизавета Александровна закончила свою балетную карьеру и, уйдя в отставку, уехала за границу<ref name=ballet/>, в 1911—1912 гг. участвовала в гастролях труппы [[Анна Павловна Павлова|А. П. Павловой]] по Великобритании<ref name=ballet/>.  
+
Однако, по уверениям Балетной энциклопедии, уже в 1902 году Елизавета Александровна закончила свою балетную карьеру и, уйдя в отставку, уехала за границу<ref name=ballet/>, в 1911—1912 гг. участвовала в гастролях труппы [[Анна Павловна Павлова|А. П. Павловой]] по Великобритании<ref name=ballet/>.
  
 
Московская государственная академия хореографии называет ее имя среди преподавателей послереволюционного периода<ref>[http://bolshoiacademy.net/about-bolshoi-ballet-academy/педагоги-дореволюционный-период/педагоги-послереволюционный-период/ Московская государственная академия хореографии // Педагоги (послереволюционный период)]</ref>.
 
Московская государственная академия хореографии называет ее имя среди преподавателей послереволюционного периода<ref>[http://bolshoiacademy.net/about-bolshoi-ballet-academy/педагоги-дореволюционный-период/педагоги-послереволюционный-период/ Московская государственная академия хореографии // Педагоги (послереволюционный период)]</ref>.
Строка 26: Строка 26:
 
== Репертуар ==
 
== Репертуар ==
 
Среди балетных партий, исполненных в Московской императорской труппе:
 
Среди балетных партий, исполненных в Московской императорской труппе:
* ''Ксения'' «[[Волшебные грёзы (балет)|Волшебные грёзы]]» Померанцева
+
* ''Ксения'' — «[[Волшебные грёзы (балет)|Волшебные грёзы]]» Померанцева
* ''Мария'' «[[Привал кавалерии (балет)|Привал кавалерии]]» Армсгеймера
+
* ''Мария'' — «[[Привал кавалерии (балет)|Привал кавалерии]]» Армсгеймера
* ''фея Канареек'' и ''принцесса Флорина'' «[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]]»
+
* ''фея Канареек'' и ''принцесса Флорина'' — «[[Спящая красавица (балет)|Спящая красавица]]»
* ''Джанина'' «[[Наяда и рыбак (балет)|Наяда и рыбак]]» Пуни
+
* ''Джанина'' — «[[Наяда и рыбак (балет)|Наяда и рыбак]]» Пуни
* ''Лизетта'' «[[Парижский рынок (балет)|Парижский рынок]]» Пуни
+
* ''Лизетта'' — «[[Парижский рынок (балет)|Парижский рынок]]» Пуни
* ''Гюльнара'' «[[Корсар (балет)|Корсар]]»
+
* ''Гюльнара'' — «[[Корсар (балет)|Корсар]]»
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 17:00, 27 мая 2017

Елизавета Александровна Шарпантье

Елизавета Александровна Шарпантье (1881, Москва — 1950) — балерина.

Семья

Мать: Лидия Николаевна Гейтен, известная русская балерина императорской труппы

Отец: Александр Львович Шарпантье, оперный певец императорской труппы; сын известного русского певца Льва (Леона) Леонова, настоящая фамилия которого была Шарпантье и который сам приходился сыном выдающемуся ирландскому музыканту, прибывшему на работу в Российскую империю и оставшемуся навсегда в России Джону Филду[1][2].

Таким образом — Елизавета Александровна приходилась Джону Филду правнучкой.

Подобные артистические династии были нормой в императорских труппах, которые с самого начала складывались по примеру русской крепостнической дворни[3]. С самого своего начала сценическая государева служба позволяла не имевшим никакой собственности артистам быть уверенным в своем материальном благополучии, а по выходе в отставку рассчитывать на пожизненную государеву пенсию. Артисты спокойно отдавали своих детей в театральные училища-пансионы, содержавшиеся императорским двором, несмотря на то, что обстановка там для детей была ужасная: процветали драки, побои, унижения, а молодых девочек театральное начальство вплоть до второй половины 19 века не стеснялось использовать как секс-материал[4], — чтобы потомки следовали их колеей и были вполне обеспечены до конца своих дней. Прибывавшие в Российскую империю и особо почитаемые заграничные деятели театральных искусств попадали в ту же обстановку, подчиняясь тем же устоям и традициям.

Так на русской сцене возникали театральные династии. Между ними устанавливались собственные отношения, борьба за роли и привилегии — часто заканчивавшиеся династическими браками, а потом, бывало, и разводами. Но так и продолжавшими существовать — в единых стенах и на единых сценах. Время от времени дирекция императорских театров меняла артистов местами: петербургских отправляла в Москву, а московских — в Санкт-Петербург, но на этом обычно все сюрпризы и заканчивались.

Биография

Елизавета Александровна Шарпантье, как и многие дети из артистических семей, была отдана в театральное училище. Родившись в Москве, она с самого детства оказалась погружена в среду Московской императорской труппы, а закончив Московское театральное училище, с 1896 года сама была принята в императорскую труппу[5].

Принимать участие в балетных постановках начала еще будучи ученицей[5] — так было заведено, — и ее имя встречается в архивах документов московского Большого театра с 1892 года[5].

Однако, по уверениям Балетной энциклопедии, уже в 1902 году Елизавета Александровна закончила свою балетную карьеру и, уйдя в отставку, уехала за границу[5], в 1911—1912 гг. участвовала в гастролях труппы А. П. Павловой по Великобритании[5].

Московская государственная академия хореографии называет ее имя среди преподавателей послереволюционного периода[6].

Больше никакой информации о балерине источники не дают.

Репертуар

Среди балетных партий, исполненных в Московской императорской труппе:

Источники