Евреи в сталинском искусстве

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск

()

«Песня о Родине - Широка страна моя родная». Музыка Исаак Дунаевский.

()

«Ой, цветёт калина». Музыка Исаак Дунаевский, стихи Михаил Исаковский.

()

«Каким ты был». Музыка Исаак Дунаевский, стихи Михаил Исаковский.

()

«Тост наш за Сталина». Музыка Исаак Любан.

()

«Марш советских танкистов». Музыка братьев Покрасс, стихи Бориса Ласкина.

()

«Будьте здоровы». Музыка Исаак Любан, поют Леонид Утёсов, Эдит Утёсова.

()

«Пароход». Стихи Анатолий Д’Актиль, поёт Леонид Утёсов.

()

«Катюша». Музыка М. Блантер, стихи М. Исаковский.

()

«Летят Перелетные Птицы». Музыка: М. Блантер, Слова: М.Исаковский.

()

«Свадебные куплеты». Музыка - И. Дунаевский, слова - В. Бергольц.

()

«Принимай нас, Суоми-красавица!». Музыка: Даниил и Дмитрий Покрасс, слова: Анатолий Д'Актиля.

Евреи в сталинском искусстве — вклад евреев в советское искусство эпохи Сталина. Мы рассмотрим крупнейшие фигуры музыки и кино — важнейших из искусств при красном диктаторе[1]. Евреи, несомненно, могут считаться одними из создателей сталинской культурной эстетики.

Музыка

Композиторы

Борис Савельевич Ласкин и Братья Покрасс — Самуил Покрасс, Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс — сочинили «Марш советских танкистов», в которой воспевали мудрого вождя и его маршала Ворошилова (1938 год, за несколько лет до разгрома 1941 года):

Гремя огнём, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И Первый Маршал в бой нас поведёт!

Те же Братья Покрасс сочинили и другие известные пропагандистские песни: «Красная Армия всех сильней», «Три танкиста», «Дан приказ: ему - на запад» и «Суоми-красавица».

Матвей Исаакович Блантер сочинил известные песни «Катюша» (автор слов — Михаил Исаковский), «Летят перелетные птицы» (автор слов — Михаил Исаковский) и «На просторах Родины чудесной» (одна из самых ярких в музыкальном отношении песен о Сталине).

Композитор Константин Листов и поэт Михаил Светлов сочинили «Гренаду».

Исаак Исаакович Любан сочинил «Будьте Здоровы Живите Богато» и «Наш тост (за Сталина)».

Исаак Осипович Дунаевский написал музыку к «Песне о Родине», «Песне о Сталине», «Моя Москва», «Ой, цветёт калина» (автор слов — Михаил Исаковский, который на сайте JewAge включён в число знаменитых евреев; Википедия умалчивает каковы его корни, говоря лишь, что он из крестьянской семьи, на сайте герои страны пишут, что русский, поэт Аркадий Рыленков пишет: «В Смоленске установлен странный памятник Исаковскому – к дереву прислонился человек явно "еврейской национальности" – в очках, внешне похожий на Исаака Бабеля. На фотографиях "русского крестьянского поэта" – абсолютно семитские черты лица. Вполне возможно, что Исаковский был из "выкрестов".»; в принципе у нас нет оснований не доверять самому Исаковскому, который писал, что родом из русской семьи, тем не менее, этот русский поэт писал песни со многими композиторами-евреями) и т. д.

Исполнители

Среди исполнителей прославились Леонид Утёсов, Эмиль Гилельс, Роза Тамаркина и т. д.

Кино

Общие сведения

Число евреев-режиссеров, постановщиков, операторов и сценаристов при Сталине слишком велико,мы назовём лишь некоторых:

Режиссёры

Сергей Эйзенштейн снял такие картины, как «Стачка» (1925) и «Броненосец «Потёмкин»» (1925), «Октябрь» (1927), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (2 серии, 1944−1946).

Фридрих Эрмлер снял фильмы «Великий гражданин» (1939), «Великий перелом» (1945).

Александр Зархи и Иосиф Хейфиц сняли «Горячие денёчки», «Депутат Балтики», «Член правительства», «Его зовут Сухэ-Батор», «Малахов курган» и т. д.

Михаил Ромм снял «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» и т. д.

Сергей Юткевич снял «Шахтёры» и т. д.

Илья Трауберг снял «Сын Монголии», «Год девятнадцатый», «Концерт-вальс», «Мы ждём вас с победой», «Боевой киносборник № 11».

Лео Арнштам и Виктор Эйсымонт сняли «Подруги», «Друзья», «Боевой киносборник № 2» и др,

Герберт Раппапорт снял «Музыкальная история», «Киноконцерт 1941 года» и др.

Сценаристы

Писатель Евгений Львович Шварц написал сценарий к фильму «Золушка» (1947, режиссёр — Михаил Шапиро, оператор — Евгений Шапиро).

Владимир Захарович Масс писал сценарий к кинокомедии «Веселые ребята».

Михаил Вольпин писал сценарий к кинокомедии «Волга, Волга».

Илья Ильф писал сценарий к кинокомедии «Цирк».

Сценарист ряда фильмов Алексей Каплер присел за секс с дочкою Сталина.

Операторы

Операторы Владимир Нильсен (расстрелян) и Борис Арецкий участвовали в съёмках таких фильмов как «Веселые ребята», «Цирк», «Трактористы», «Девушка с характером», «Волга-Волга» и т. д. (режиссёр некоторых из этих фильмов «Гирш» Александров евреем не был, но был эстетом и геем, учеником и любовником Эйзенштйна, то есть что называется филосемитом во всех смыслах этого слова).

Из других операторов назовём следующих: Жозеф Мартов, Александр Гинцбург, Владимир Раппопорт, Борис Монастырский, Роман Кармен и др.

Актёры

Было много евреев-актёров — Ф. Раневская, Ш. Михоэлс, Б. Зускин, Л. Любашевский, О. Абдулов, С. Магарилл, Л. Свердлин, М. Бернес и другие.

Прочее

Начальника главного управления кинопромышленности Б. Шумяцкого расстреляли, хотя именно при нём создавались лучше картины сталинской эпохи.

Оценки

Александр Солженицын, друг Шафаревича, в книге «Двести лет вместе» так оценивал этот вклад евреев:

Сколько ж они все настукали оглушительных советских агиток в оморачивание и оглупление массового сознания, – и начиняя головы ложью, и коверкая чувства и вкус?

Да нет, Александр Исаевич, народ никто не обманывал, все всё прекрасно понимали, знали и куда доносы писать, и на кого.

Конечно, в сталинское время были и выдающиеся неевреи — деятели музыки и кино (режиссер Александров, композиторы Мурадели, Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, писатели Булгаков и Горький и т. д.), но евреи занимали тем не менее очень видное место, во всяком случае до конца 1940-х, когда Сталин окончательно впал в антисемитизм. Тем не менее некоторые песни, особенно Дунаевского, пережили сталинскую эпоху, ещё долгое время оставаясь народной песней[2][3]. После смерти Сталина Игорь Шаферан написал стихи к песне «Зачем вы, девушки, красивых любите?», в которой слышатся мотивы, восходящие к клезмерской музыке, также схожее творчество было присуще Яну Френкелю, Марку Фрадкину, Вениамину Баснеру и т. д. в период Застоя — эпохи Брежнева, который пытался вернуть некоторую неосталинскую стилистику.

Современным молодым людям песни сталинского времени кажутся конечно примитивными и устаревшими, но это вопрос аранжировки, многие из них, если их играть на современных инструментах при соответствующей обработке вполне могли бы понравится, хотя конечно, их время ушло, потому что искусство, как и всё в этом мире, не вечно.

Источники

  1. Электронная еврейская энциклопедия
  2. «Народные» песни и их создатели. Подбор материала Людмилы КЛИГМАН
  3. Людмила Клигман. НАМ ПЕСНЯ ЖИТЬ И ЛЮБИТЬ ПОМОГАЕТ...