Дезертир (опера)

Материал из ALL
Версия от 13:51, 19 февраля 2017; Лаврентия (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{youtube|7Fk1fI1YG_Q|Le Deserteur. Monsigny. Клип на музыку из арии прощания Алексиса с Луизой}} {{youtube|URked63IUeg|"…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

()

Le Deserteur. Monsigny. Клип на музыку из арии прощания Алексиса с Луизой

()

"Le Déserteur " de Monsigny, Théâtre Impérial de Compiègne (фрагмент)

«Дезертир» (фр. Le déserteur) — комическая опера в трех действиях. Композитор Пьер-Александр Монсиньи, автор либретто Мишель-Жан Седэн (фр.: Michel-Jean Sedaine).

Первое представление: театр Итальянской комедии (Comédie-Italienne) в Париже 6 марта 1769 года[1][2].

В 1784[3] или 1785 году[4] Жан Доберваль на музыку оперы поставил одноимённый балет.

Сюжет

Сюжет выдержан в театральных традициях времени — он с явными драматургическими прорехами, наивен и вместе с тем героико-патетичен и пафосен в провозглашениях христианских ценностей — любви, верности, повиновения долгу и прощения[5]. И выполняет главное свое предназначение — служит фоном музыки.

Основная коллизия развивается в отношениях влюбленных: Луиза, дочь бедного фермера, и солдат Алексис любят друг, и верная Луиза терпеливо ждет, когда закончится срок армейской службы Алексиса, чтобы наконец пожениться и навсегда быть вместе. Но Луиза подневольна и вынуждена подчиняться капризам герцогини, а та приказывает Луизе притвориться, будто она собирается выйти замуж за другого — его двоюродного брата Бертрана. Бедный Алексис, потрясенный изменой любимой, не в силах пережить подобные страдания и, забыв, что он солдат Франции, торопится предотвратить эту свадьбу. Но беглого солдата ловят и осуждают на смертную казнь за дезертирство. И тогда отважная и благородная душой Луиза отправляется к королю, чтобы рассказать ему правду и получить прощение для Алексиса. Прощение дано, но истощенная Луиза не в состоянии продолжать путь и падает без сил. Тогда за дело берется сам король. Он успевает спасти Алексиса вовремя — в тот самый миг, как Алексиса уже должны казнить, король отменяет казнь и провозглашает прощение[1][6].

Действующие лица

  • Алексис — баритон
  • Луиза — сопрано
  • Жан-Луи, отец Луизы — баритон
  • Бертран, кузен Алексиса — тенор
  • Мать Бертрана, тетка Алексиса — меццо-сопрано
  • Жанетта, крестьянка — меццо-сопрано
  • Монтёсьель, драгун — тенор
  • Куршмен, бригадир — бас
  • Солдаты, охранники, крестьяне и крестьянки

Премьера

Премьера прошла в театре Итальянской комедии (Comédie-Italienne) в Париже 6 марта 1769 года. Премьеру собственной персоной посетили Луи-Филипп I (герцог Орлеанский) (1725—1785) и его сын, впоследствии известный как Филипп Эгалите (он же до Французской революции Луи Филипп (II) Жозеф, герцог Орлеанский; 1747—1793).

Исполнители: Алексис — Жозеф Калло (Joseph Caillot), Луиза — Мари-Терез Ларуэтт (Marie-Thérèse Laruette-Villette), Жан-Луи, ее отец — Жан-Луи Ларуэт (Jean-Louis Laruette), Бертран — Антуан Триаль (Antoine Trial), Монтёсьель — Жан-Батист Клерваль (Clairval)[7].

Успех оперы был столь огромным, что она сразу же вошла в репертуар многих театров и еще долго не сходила со сцен — вплоть до начала ХХ века, оказав влияние на дальнейшее развитие французского музыкального искусства, а затем и других стран[2].

Через семь месяцев после премьеры 8 октября 1769 спектакль был показан в Фонтенбло лично королю Людовику XV[2].

Значение

Пьер-Александр Монсиньи

Опера Монсиньи принадлежит к значительнейшим, эпохальным явлениям французского музыкального театра[1][2][8]. Впервые в одном произведении сочетались трагедия и фарс[2]; как и следует по жанру, музыкальные номера перемежались с разговорными диалогами[9].

Сюжет спасения — когда в произведении спасение главного положительного персонажа приходит в момент, когда ему грозит неминуемая гибель, — стал своего рода предтечей жанра «оперы спасения»[10] и неоднократно использовался во многих драматических произведениях.

Монсиньи — один из создателей французской комической оперы, которую он приблизил ее к сентиментальной драме, и именно в «Дезертире» это проявилось более всего[11][12]. Как композитор он явился продолжателем одновременно и французской, и итальянской музыкальных направлений, соединив в своем творчестве оба стиля. Из этой смеси двух традиций он создал свое собственное творчество, ярким представителем которого явилась музыка к опере «Дезертир»[6].

Опера «Дезертир» — одно из самых основных произведений композитора.

Музыка, точно следуя за сюжетом, несет в себе все драматические переживания героев[1], постоянно переходя от накала трагедии к комическим сценам.

Влияние оперы «Дезертир» распространялось на музыкально-театральное европейское искусство вплоть до середины следующего, XIX, века[6].

Следующие постановки

Опера «Дезертир» обошла все основные музыкальные театры Европы. А с французских подмостков вообще не сходила до начала ХХ века — уж какой-нибудь из театров обязательно ее возобновлял. А во время Французской революции заключительный хор «Vive Le Roi» («Да здравствует король!») был заменен республиканской песней «Ca Ira»[2].

Среди множества последующих постановок:

  • сразу после премьеры 1769 г. — Опера-Комик (Opéra-Comique)
  • 1787 — в Нью-Йорке
  • 1 апреля 1790 — театр Итальянской комедии (Théâtre-Italien), место премьеры
  • 28 июля 1802 — Театр Фейдо (théâtre Feydeau)
  • 30 октября 1843 — Опера-комик (Opéra-Comique), новая музыкальная редакция А.Адана
Обложка пластинки с записью оперы
  • 22 сентября 1873 — théâtre de l’Athénée, Париж

Ставилась опера и в России — под названием «Беглый солдат (Дезертир)»[13]. В крепостном театре Шереметевых роль Луизы исполняла выдающаяся певица Прасковья Ивановна Жемчугова, став первой исполнительницей партии в России[14] — в 1781 году; опера шла под названием «Беглый солдат»; для ее постановки Н. П. Шереметев выписал из Парижа все иллюстрации к этой опере, приобрел органчик, один из валов которого исполнял увертюру[9]. Позже в театрах императорской труппы роль Луизы исполняла Елизавета Семёновна Сандунова[15].

В начале ХХ века опера была записана в исполнении Opera Lafayette Orchestra, руководитель Райан Браун (Ryan Brown)[6]. Теперь она уже возвращается редко, но тем не менее не забыта и время от времени проявляется в репертуарах современных театров.

Балет

Огромный успех оперы привел к тому, что к ней обратились и другие музыкальные деятели — артисты балеты.

Выдающийся французский балетмейстер Жан Доберваль, используя музыку оперы, но в аранжировке Ф. Бартелемона, и то же самое либретто, поставил одноимённый балет. Произошло это то ли 5 мая 1784 года[3][16], то ли 12 декабря 1785 года[4] в Лондоне, куда балетмейстера забросила судьба — он как достойный ученик выдающегося деятеля балета Ж.Новера был изгнан из Парижской Академии музыки и еще не получил приглашения в театр Бордо (Grand Théâtre de Bordeaux), где позже поставит свой выдающийся балет о соломе, получивший мировую известность под названием La fille mal gardée. В лондонской постановке балетного «Дезертира» главными исполнителями были: Шарль Ле Пик (Алексис) и Гертруда Ле Пик-Росси (Луиза). Постановка балета была встречена с не меньшим успехом, чем до того — оперы на тот же сюжет[16].

Приехав в Россию возглавлять балет Петербургской императорской труппы, Шарль Ле Пик стал первым делом переносить постановки, в которых он был занят как исполнитель в европейских театрах. 27 апреля 1789 он поставил этот балет по хореографии Жана Доберваля под названием «Дезертир, или Женщина — героиня» в Большом Каменном театре Петербурга[3], причем по воспоминаниям современников, эта постановка считалась одной из лучших Петербургской императорской труппы[17].

В августе 1800 года балетмейстер П. Шевалье поставил свою версию этого же балета Ж.Доберваля, но с музыкой Франсуа Дюкенуа и несколько изменив сценарий и имена персонажей, — с собственной хореографией, под названием «Деревенская героиня» («L’heroine villageoise»); театр в Гатчине, близ Петербурга; художник И. Дранше (отец Софьи Дранше); исполнители: Ле Лорм, садовникА. Греков, Луиза, его дочьН. П. Берилова, Люка, ее братЕ. И. Колосова, Бастьен, подручный садовника и возлюбленный ЛуизыИ. И. Вальберх, Бебе, дурачокОгюст, Пьер БушеронВ. М. Балашов, Дениз, подруга Луизы — Роза Колинет (будущая вторая жена овдовевшего в России Ш.Дидло)[18].

Еще через пару лет, в 1802 году, балет там же, в Большом театре Петербурга, вернувшись к первоначальной верссии Ж. Доберваля — Ш. ЛеПика, возобновил И. И. Вальберх, исполнив сам же роль Алексиса, в партии Луизы — Е. И. Колосова[3]. В Петербурге балет еще неоднократно возобновлялся, в том числе опять прошел на той же сцене Большого Каменного театра 12 мая 1818 г. (Огюст — Алексей, Е Колосова — Луиза, Эбельгард — Монтосьель, Никитина — Жанета[19]); в возобновлении Огюста 12 октября 1821 (Луиза — А. И. Истомина). Было и еще несколько спектаклей, последнее возобновление балета в Петербурге прошло в 1839 году.

Давала балет и Московская императорская труппа (все постановки воссоздавали хореографию Доберваля):

  • 15 февраля 1808 — театр в доме Пашкова на Моховой, балетмейстер И. И. Вальберх
  • 1811 — Арбатский театр, под названием «Геройство любви, или Беглый солдат», балетмейстер И. И. Вальберх
  • 1820 — театр Пашкова, балетмейстер Ф. Бернаделли

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Опера Пьера Александра Монсиньи «Дезертир»; автор А. Гозенпуд
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 it: Déserteur, Le
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 «ДЕЗЕРТИР» («Le Deserteur») (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  4. 4,0 4,1 Информация на сайте CÉSAR
  5. MONSIGNY, P.-A.: Deserteur (Le)
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Пьер-Александр Монсиньи. Дезертир (опера) Le Déserteur
  7. Almanacco di Gherardo Casaglia
  8. Le déserteur
  9. 9,0 9,1 Русский театр в Кусково. Постановки
  10. Современная энциклопедия. 2000 // МОНСИНЬИ
  11. Энциклопедический словарь. 2009. Монсиньи Пьер Александр
  12. Большой Энциклопедический словарь. 2000. МОНСИНЬИ (Monsigny) Пьер Александр
  13. Жихарев С. П. Воспоминания старого театрала
  14. Большая биографическая энциклопедия. 2009. Жемчугова, Прасковья Ивановна
  15. Редкая вещь («сандуновский скандал» и русский двор времен Французской революции); автор Андрей Зорин
  16. 16,0 16,1 Энциклопедия балета (страница 31)
  17. БИРЮЧ Петроградских Государственных театров
  18. Книга: «Русский балет» — Страница 90
  19. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА