Изменения

Дезертир (опера)

80 байтов добавлено, 20:41, 1 мая 2017
{{youtube|7Fk1fI1YG_Q|Le Deserteur. Monsigny. Клип на музыку из арии прощания Алексиса с Луизой}}
{{youtube|URked63IUeg|"Le Déserteur " de Monsigny, Théâtre Impérial de Compiègne (фрагмент)}}
'''«Дезертир»''' ({{lang-fr|Le déserteur}})  — комическая опера в трех действиях. Композитор [[Пьер-Александр Монсиньи]], автор [[либретто]] [[Мишель-Жан Седэн]] (фр.: Michel-Jean Sedaine).
Первое представление: театр Итальянской комедии (Comédie-Italienne) в [[Париж]]е 6 марта 1769 года<ref name=classic>[http://www.classic-music.ru/opera_deserteur.html Опера Пьера Александра Монсиньи «Дезертир»; автор [[Абрам Акимович Гозенпуд|А. Гозенпуд]]]</ref><ref name=delteatro>[http://delteatro.it/dizionario_dell_opera/d/deserteur_le.php it: Déserteur, Le]</ref>.
== Сюжет ==
Сюжет выдержан в театральных традициях времени — времени — он с явными драматургическими прорехами, наивен и вместе с тем героико-патетичен и пафосен в провозглашениях христианских ценностей — ценностей — любви, верности, повиновения долгу и прощения<ref>[http://www.naxos.com/catalogue/item.asp?item_code=8.660263-64 MONSIGNY, P.-A.: Deserteur (Le)]</ref>. И выполняет главное свое предназначение — предназначение — служит фоном музыки.
Основная коллизия развивается в отношениях влюбленных: Луиза, дочь бедного фермера, и солдат Алексис любят друг, и верная Луиза терпеливо ждет, когда закончится срок армейской службы Алексиса, чтобы наконец пожениться и навсегда быть вместе. Но Луиза подневольна и вынуждена подчиняться капризам герцогини, а та приказывает Луизе притвориться, будто она собирается выйти замуж за другого — другого — его двоюродного брата Бертрана. Бедный Алексис, потрясенный изменой любимой, не в силах пережить подобные страдания и, забыв, что он солдат Франции, торопится предотвратить эту свадьбу. Но беглого солдата ловят и осуждают на смертную казнь за дезертирство. И тогда отважная и благородная душой Луиза отправляется к королю, чтобы рассказать ему правду и получить прощение для Алексиса. Прощение дано, но истощенная Луиза не в состоянии продолжать путь и падает без сил. Тогда за дело берется сам король. Он успевает спасти Алексиса вовремя — вовремя — в тот самый миг, как Алексиса уже должны казнить, король отменяет казнь и провозглашает прощение<ref name=classic/><ref name=intoclass>[http://intoclassics.net/news/2011-03-23-22183 Пьер-Александр Монсиньи. Дезертир (опера) Le Déserteur]</ref>.
== Действующие лица ==
* Алексис — Алексис — баритон* Луиза — Луиза — сопрано* Жан-Луи, отец Луизы — Луизы — баритон* Бертран, кузен Алексиса — Алексиса — тенор* Мать Бертрана, тетка Алексиса — Алексиса — меццо-сопрано* Жанетта, крестьянка — крестьянка — меццо-сопрано* Монтёсьель, драгун — драгун — тенор* Куршмен, бригадир — бригадир — бас
* Солдаты, охранники, крестьяне и крестьянки
Премьера прошла в театре Итальянской комедии (Comédie-Italienne) в [[Париж]]е 6 марта 1769 года. Премьеру собственной персоной посетили [[Луи-Филипп I (герцог Орлеанский)]] (1725—1785) и его сын, впоследствии известный как [[Филипп Эгалите]] (он же до Французской революции Луи Филипп (II) Жозеф, герцог Орлеанский; 1747—1793).
Исполнители: Алексис — Алексис — Жозеф Калло (Joseph Caillot), Луиза — Луиза — Мари-Терез Ларуэтт (Marie-Thérèse Laruette-Villette), Жан-Луи, ее отец — отец — Жан-Луи Ларуэт (Jean-Louis Laruette), Бертран — Бертран — Антуан Триаль (Antoine Trial), Монтёсьель — Монтёсьель — Жан-Батист Клерваль (Clairval)<ref>[http://www.amadeusonline.net/almanacco.php?Start=0&Giorno=6&Mese=03&Anno=1769&Giornata=&Testo=&Parola=Stringa Almanacco di Gherardo Casaglia]</ref>.
Успех оперы был столь огромным, что она сразу же вошла в репертуар многих театров и еще долго не сходила со сцен — сцен — вплоть до начала ХХ века, оказав влияние на дальнейшее развитие французского музыкального искусства, а затем и других стран<ref name=delteatro/>.
Через семь месяцев после премьеры 8 октября 1769 спектакль был показан в Фонтенбло лично королю Людовику XV<ref name=delteatro/>.
Опера Монсиньи принадлежит к значительнейшим, эпохальным явлениям [[Франция|французского]] музыкального театра<ref name=classic/><ref name=delteatro/><ref>[http://dbpedia.org/page/Le_déserteur Le déserteur]</ref>. Впервые в одном произведении сочетались трагедия и фарс<ref name=delteatro/>; как и следует по жанру, музыкальные номера перемежались с разговорными диалогами<ref name=bgmt>[http://bgmt.by/?page_id=103 Русский театр в Кусково. Постановки]</ref>.
Сюжет спасения — спасения — когда в произведении спасение главного положительного персонажа приходит в момент, когда ему грозит неминуемая гибель,  — стал своего рода предтечей жанра «оперы спасения»<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/31046 Современная энциклопедия. 2000 // МОНСИНЬИ]</ref> и неоднократно использовался во многих драматических произведениях.
Монсиньи — Монсиньи — один из создателей французской комической оперы, которую он приблизил ее к сентиментальной драме, и именно в «Дезертире» это проявилось более всего<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/37198/Монсиньи Энциклопедический словарь. 2009. Монсиньи Пьер Александр]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/202306 Большой Энциклопедический словарь. 2000. МОНСИНЬИ (Monsigny) Пьер Александр]</ref>. Как композитор он явился продолжателем одновременно и французской, и итальянской музыкальных направлений, соединив в своем творчестве оба стиля. Из этой смеси двух традиций он создал свое собственное творчество, ярким представителем которого явилась музыка к опере «Дезертир»<ref name=intoclass/>.
Опера «Дезертир» — «Дезертир» — одно из самых основных произведений композитора.
Музыка, точно следуя за сюжетом, несет в себе все драматические переживания героев<ref name=classic/>, постоянно переходя от накала трагедии к комическим сценам.
== Следующие постановки ==
Опера «Дезертир» обошла все основные музыкальные театры Европы. А с французских подмостков вообще не сходила до начала ХХ века — века — уж какой-нибудь из театров обязательно ее возобновлял. А во время Французской революции заключительный хор «Vive Le Roi» («Да здравствует король!») был заменен республиканской песней «Ca Ira»<ref name=delteatro/>.
Среди множества последующих постановок:
* сразу после премьеры 1769 г1769 г.  — Опера-Комик (Opéra-Comique)* 1787 — 1787 — в Нью-Йорке* 1 апреля 1790 — 1790 — театр Итальянской комедии (Théâtre-Italien), место премьеры* 28 июля 1802 — 1802 — Театр Фейдо (théâtre Feydeau)* 30 октября 1843 — 1843 — Опера-комик (Opéra-Comique), новая музыкальная редакция [[Адольф Адан|А.Адана]]
[[Файл:LEDSER~1.JPG|thumb|220 px|Обложка пластинки с записью оперы]]
* 22 сентября 1873 — 1873 — théâtre de l’Athénée, ПарижСтавилась опера и в России — России — под названием «Беглый солдат (Дезертир)»<ref>[http://ruslit.com.ua/russian_classic/jiharev_sp/vospominaniya_starogo_teatrala.6216/?page=29 Жихарев С. П П. Воспоминания  Воспоминания старого театрала]</ref>. В крепостном театре Шереметевых роль Луизы исполняла выдающаяся певица [[Прасковья Ивановна Жемчугова]], став первой исполнительницей партии в России<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/138462/Жемчугова Большая биографическая энциклопедия. 2009. Жемчугова, Прасковья Ивановна]</ref>  — в 1781 году; опера шла под названием «Беглый солдат»; для ее постановки Н. П П. Шереметев  Шереметев выписал из Парижа все иллюстрации к этой опере, приобрел органчик, один из валов которого исполнял увертюру<ref name=bgmt/>. Позже в театрах императорской труппы роль Луизы исполняла [[Елизавета Семёновна Сандунова]]<ref>[http://magazines.russ.ru/nlo/2006/80/zo7.html Редкая вещь («сандуновский скандал» и русский двор времен Французской революции); автор Андрей Зорин]</ref>.
В начале ХХ века опера была записана в исполнении Opera Lafayette Orchestra, руководитель Райан Браун (Ryan Brown)<ref name=intoclass/>. Теперь она уже возвращается редко, но тем не менее не забыта и время от времени проявляется в репертуарах современных театров.
== Балет ==
Огромный успех оперы привел к тому, что к ней обратились и другие музыкальные деятели — деятели — артисты балеты.
Выдающийся французский балетмейстер [[Жан Доберваль]], используя музыку оперы, но в аранжировке [[Франсуа-Ипполит Бартелемон|Ф. Бартелемона]], и то же самое [[либретто]], поставил одноимённый балет. Произошло это то ли 5 мая 1784 года<ref name=ballet/><ref name=niv>[http://www.niv.ru/doc/ballet/encyclopedia/031.htm Энциклопедия балета (страница 31)]</ref>, то ли 12 декабря 1785 года<ref name=cesar/> в Лондоне, куда балетмейстера забросила судьба — судьба — он как достойный ученик выдающегося деятеля балета [[Жан Жорж Новерр|Ж.Новера]] был изгнан из Парижской Академии музыки и еще не получил приглашения в театр Бордо (Grand Théâtre de Bordeaux), где позже поставит свой выдающийся [[Тщетная предосторожность (балет)|балет о соломе, получивший мировую известность под названием ''La fille mal gardée'']]. В лондонской постановке балетного «Дезертира» главными исполнителями были: [[Шарль Ле Пик]] (Алексис) и [[Гертруда Ле Пик-Росси]] (Луиза). Постановка балета была встречена с не меньшим успехом, чем до того — того — оперы на тот же сюжет<ref name=niv/>.
Приехав в Россию возглавлять балет Петербургской императорской труппы, Шарль Ле Пик стал первым делом переносить постановки, в которых он был занят как исполнитель в европейских театрах. 27 апреля 1789 он поставил этот балет по хореографии Жана Доберваля под названием «Дезертир, или Женщина — Женщина — героиня» в Большом Каменном театре Петербурга<ref name=ballet/>, причем по воспоминаниям современников, эта постановка считалась одной из лучших Петербургской императорской труппы<ref>[http://sptl.spb.ru/biruch/index.php?view=page&action=show&id=885 БИРЮЧ Петроградских Государственных театров]</ref>.
В августе 1800 года балетмейстер [[Пьер Пекен-Шевалье|П. Шевалье]] поставил свою версию этого же балета Ж.Доберваля, но с музыкой [[Франсуа Дюкенуа]] и несколько изменив сценарий и имена персонажей,  — с собственной хореографией, под названием «Деревенская героиня» («L’heroine villageoise»); театр в Гатчине, близ Петербурга; художник И. Дранше (отец [[Софья Дранше|Софьи Дранше]]); исполнители: ''Ле Лорм, садовник''  — [[Александр Греков|А. Греков]], ''Луиза, его дочь''  — [[Настасья Берилова|Н. П П. Берилова Берилова]], ''Люка, ее брат''  — [[Евгения Колосова|Е. И И. Колосова Колосова]], ''Бастьен, подручный садовника и возлюбленный Луизы''  — [[Иван Иванович Вальберх|И. И И. Вальберх Вальберх]], ''Бебе, дурачок''  — [[Огюст Пуаро|Огюст]], ''Пьер Бушерон''  — [[Василий Михайлович Балашов|В. М М. Балашов Балашов]], ''Дениз, подруга Луизы''  — Роза Колинет (будущая вторая жена овдовевшего в России [[Шарль Дидло|Ш.Дидло]])<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=52448&p=90 Книга: «Русский балет» — балет» — Страница 90]</ref>.
Еще через пару лет, в 1802 году, балет там же, в Большом театре Петербурга, вернувшись к первоначальной верссии Ж. Доберваля — Доберваля — Ш. ЛеПика, возобновил [[Иван Иванович Вальберх|И. И И. Вальберх Вальберх]], исполнив сам же роль Алексиса, в партии Луизы — Луизы — [[Евгения Ивановна Колосова|Е. И И. Колосова Колосова]]<ref name=ballet/>. В Петербурге балет еще неоднократно возобновлялся, в том числе опять прошел на той же сцене Большого Каменного театра 12 мая 1818 г1818 г. ([[Огюст Пуаро|Огюст]]  — Алексей, Е Колосова — Колосова — Луиза, Эбельгард — Эбельгард — Монтосьель, Никитина — Никитина — Жанета<ref>[http://pushkin.teamt.ru/performances/21/index.html?name=&per_page=10&theater_id=0 ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА]</ref>); в возобновлении [[Огюст Пуаро|Огюста]] 12 октября 1821 (Луиза — Луиза — [[Авдотья Ильинична Истомина|А. И И. Истомина Истомина]]). Было и еще несколько спектаклей, последнее возобновление балета в Петербурге прошло в 1839 году.
Давала балет и Московская императорская труппа (все постановки воссоздавали хореографию Доберваля):
* 15 февраля 1808 — 1808 — театр в доме Пашкова на Моховой, балетмейстер И. И И. Вальберх Вальберх* 1811 — 1811 — Арбатский театр, под названием «Геройство любви, или Беглый солдат», балетмейстер И. И И. Вальберх Вальберх* 1820 — 1820 — театр Пашкова, балетмейстер [[Фортунато Бернаделли|Ф. Бернаделли]]
== Источники ==
Редактор
2147
правок