Валентина Львовна Бианки — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Валентина Львовна Бианки-Фабиан '''Валентина Львовна Бианки''' (или Бьянк…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Bianki.jpg|thumb|Валентина Львовна Бианки-Фабиан]]
 
[[Файл:Bianki.jpg|thumb|Валентина Львовна Бианки-Фабиан]]
'''Валентина Львовна Бианки''' (или Бьянки<ref name=prujop>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Бианки%20Валентина%20Львовна/ [[Аркадий Михайлович Пружанский|Пружанский А. М.]] Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008]</ref> (Valentina Bianchi); по мужу Фабиан; настоящее отчество Валентиновна; 1839<ref name=sloven>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Вокально-энциклопедический%20словарь/Бианки%20Валентина/ [[Михаил Суренович Агин|Агин М. С.]] Вокально-энциклопедический словарь. (Биобиблиография). В 5 т. М.,1991-1994]</ref> или 1833, [[Вильно]], ныне Вильнюс (однако есть сведения о ее рождении в Швейцарии<ref name=person>[http://www.nto.su/index.php?a=term&d=%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7+%D0%B8+%D0%95%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD&t=%D0%91%D0%98%D0%90%D0%9D%D0%9A%D0%98+%D0%92%D0%90%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%90 Брокгауз и Ефрон // БИАНКИ Валентина (известная оперная певица)]</ref>) 28 февраля (13 марта) 1884, г. Кандава (Kandau), ныне Тукумский район, [[Латвия]]) оперная певица (драматическое сопрано).
+
'''Валентина Львовна Бианки''' (или Бьянки<ref name=prujop>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Бианки%20Валентина%20Львовна/ [[Аркадий Михайлович Пружанский|Пружанский А. М.]] Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008]</ref> (Valentina Bianchi); по мужу Фабиан; настоящее отчество Валентиновна; 1839<ref name=sloven>[http://slovari.yandex.ru/~книги/Вокально-энциклопедический%20словарь/Бианки%20Валентина/ [[Михаил Суренович Агин|Агин М. С.]] Вокально-энциклопедический словарь. (Биобиблиография). В 5 т. — М.,1991-1994]</ref> или 1833, [[Вильно]], ныне Вильнюс (однако есть сведения о ее рождении в Швейцарии<ref name=person>[http://www.nto.su/index.php?a=term&d=%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7+%D0%B8+%D0%95%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD&t=%D0%91%D0%98%D0%90%D0%9D%D0%9A%D0%98+%D0%92%D0%90%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%90 Брокгауз и Ефрон // БИАНКИ Валентина (известная оперная певица)]</ref>) — 28 февраля (13 марта) 1884, г. Кандава (Kandau), ныне Тукумский район, [[Латвия]]) — оперная певица (драматическое сопрано).
  
 
== Начало артистической деятельности ==
 
== Начало артистической деятельности ==
 
Происходила из [[Италия|итальянской]] семьи. Отец был певцом, затем преподавателем музыки.
 
Происходила из [[Италия|итальянской]] семьи. Отец был певцом, затем преподавателем музыки.
  
Училась в [[Парижская консерватория|Парижской консерватории]], педагоги: по вокалу — [[Джованни Марко Бордоньи|Дж. Бордоньи]] и Л. Ревиаль, по декламации и сценическому искусству — Дювернуа и Морен де Кланьи.
+
Училась в [[Парижская консерватория|Парижской консерватории]], педагоги: по вокалу — [[Джованни Марко Бордоньи|Дж. Бордоньи]] и Л. Ревиаль, по декламации и сценическому искусству — Дювернуа и Морен де Кланьи.
  
Там же в Париже в 1855 дебютировала на оперной сцене в Итальянском театре (Théâtre Italien) в партиях Амины («Сомнамбула» В. Беллини) и Адины («Любовный напиток» [[Гаэтано Доницетти|Г.Доницетти]]. С 1855 пела в различных городах Германии<ref name=sloven />: во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Берлине, Шверине и др.
+
Там же в Париже в 1855 дебютировала на оперной сцене в Итальянском театре (Théâtre Italien) в партиях Амины («Сомнамбула» В. Беллини) и Адины («Любовный напиток» [[Гаэтано Доницетти|Г.Доницетти]]. С 1855 пела в различных городах Германии<ref name=sloven />: во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Берлине, Шверине и др.
  
 
== Императорская труппа ==
 
== Императорская труппа ==
В 1862—1865 солистка императорского петербургского [[Мариинский театр|Мариинского театра]] (дебютировала в партии Леоноры в опере Дж. Верди «Трубадур»)<ref name=prujop />. В этот период композитор [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. Н. Серов]] создавал оперу «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]», главная партия которой предназначалась им специально для В.Бианки (хотя на тот момент публика певицу еще плохо знала<ref>[http://alchevskpravoslavniy.ru/video/yudif-biblejskij-syuzhet.html/2 Юдифь. Библейский сюжет]</ref>), эту партию она и исполнила на премьере в Мариинском театре 16 мая 1863 года. А сам композитор писал по этому поводу (Серов А. Н. Критические статьи. СПб., 1895. Т. 4. С. 2151): ''«Бианки, чарующая в Юдифи не только голосом, пением и умнейшею игрою, но даже и наружностью (костюм сделал из нее красавицу)»''<ref name=prujop />.
+
В 1862—1865 солистка императорского петербургского [[Мариинский театр|Мариинского театра]] (дебютировала в партии Леоноры в опере Дж. Верди «Трубадур»)<ref name=prujop />. В этот период композитор [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. Н. Серов]] создавал оперу «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]», главная партия которой предназначалась им специально для В.Бианки (хотя на тот момент публика певицу еще плохо знала<ref>[http://alchevskpravoslavniy.ru/video/yudif-biblejskij-syuzhet.html/2 Юдифь. Библейский сюжет]</ref>), эту партию она и исполнила на премьере в Мариинском театре 16 мая 1863 года. А сам композитор писал по этому поводу (Серов А. Н. Критические статьи. — СПб., 1895. Т. 4. С. 2151): ''«Бианки, чарующая в Юдифи не только голосом, пением и умнейшею игрою, но даже и наружностью (костюм сделал из нее красавицу)»''<ref name=prujop />.
  
В 1865—1867 — солистка императорского московской императорской труппы.
+
В 1865—1867 — солистка императорского московской императорской труппы.
  
В 1867—1869 — солистка Киевской оперы.
+
В 1867—1869 — солистка Киевской оперы.
  
 
В 1881 снова пела в спектаклях петербургской императорской труппы [[Итальянская опера (Санкт-Петербург)|Итальянской оперы]].
 
В 1881 снова пела в спектаклях петербургской императорской труппы [[Итальянская опера (Санкт-Петербург)|Итальянской оперы]].
Строка 20: Строка 20:
 
Официально служа в императорской труппе, Валентина Бианки немало выступала в концертах киевского отделения РМО.
 
Официально служа в императорской труппе, Валентина Бианки немало выступала в концертах киевского отделения РМО.
  
Пела п/у В. М. Вилинского, [[Константин Петрович Вильбоа|К. Вильбоа]], [[Константин Николаевич Лядов|К. Н. Лядова]], [[Иван Осипович Шрамек|И. О. Шрамека]].
+
Пела п/у В. М. Вилинского, [[Константин Петрович Вильбоа|К. Вильбоа]], [[Константин Николаевич Лядов|К. Н. Лядова]], [[Иван Осипович Шрамек|И. О. Шрамека]].
  
Покинула оперную сцену в 1867 г.<ref name=person /> или в 1870<ref name=prujop />, однако еще какое-то время продолжала активно концертировать<ref name=sloven />.
+
Покинула оперную сцену в 1867 г.<ref name=person /> или в 1870<ref name=prujop />, однако еще какое-то время продолжала активно концертировать<ref name=sloven />.
  
 
== Композиторская деятельность ==
 
== Композиторская деятельность ==
Строка 33: Строка 33:
  
 
Оперный репертуар певицы насчитывал свыше 50 партий.
 
Оперный репертуар певицы насчитывал свыше 50 партий.
[[Файл:Bianki&Sarioti.jpg|thumb|270px|В. Л. Бианки — Юдифь, [[Михаил Иванович Сариотти|М. И. Сариотти]] Олоферн (опера «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]» А. Серова), 1863 г.]]
+
[[Файл:Bianki&Sarioti.jpg|thumb|270px|В. Л. Бианки — Юдифь, [[Михаил Иванович Сариотти|М. И. Сариотти]] — Олоферн (опера «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]» А. Серова), 1863 г.]]
* «[[Норма (опера)|Норма]]» В. Беллини — ''Норма'' (Франкфурт-на-Майне)
+
* «[[Норма (опера)|Норма]]» В. Беллини — ''Норма'' (Франкфурт-на-Майне)
* 1856 — «[[Сомнамбула (опера)|Сомнамбула]]» — ''Амина'' (Берлин)
+
* 1856 — «[[Сомнамбула (опера)|Сомнамбула]]» — ''Амина'' (Берлин)
* 1856 — «[[Любовный напиток (опера)|Любовный напиток]]» — ''Адина'' (Берлин)
+
* 1856 — «[[Любовный напиток (опера)|Любовный напиток]]» — ''Адина'' (Берлин)
* 16 мая 1863 — «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]» [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. Серова]] ''Юдифь'' (Мариинский театр, С-Петербург; первая исполнительница; в 1865 г. выступала в этой же партии в московском Большом театре, став таким образом и там тоже первой исполнительней партии)
+
* 16 мая 1863 — «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]» [[Александр Николаевич Серов (композитор)|А. Серова]] — ''Юдифь'' (Мариинский театр, С-Петербург; первая исполнительница; в 1865 г. выступала в этой же партии в московском Большом театре, став таким образом и там тоже первой исполнительней партии)
* 1863 — «[[Наташа, или Волжские разбойники (опера)|Наташа, или Волжские разбойники]]» [[Вильбоа, Константин Петрович|К. Вильбоа]] ''Наташа'' (впервые в Мариинском театре)
+
* 1863 — «[[Наташа, или Волжские разбойники (опера)|Наташа, или Волжские разбойники]]» [[Вильбоа, Константин Петрович|К. Вильбоа]] — ''Наташа'' (впервые в Мариинском театре)
* 1864 — «[[Ундина (опера Львова)|Ундина]]» А. Львова — ''Ундина''
+
* 1864 — «[[Ундина (опера Львова)|Ундина]]» А. Львова — ''Ундина''
* 1866 — «[[Гугеноты (опера)|Гугеноты]]» Дж. Мейербера — ''Валентина'' (Большой театр, Москва)
+
* 1866 — «[[Гугеноты (опера)|Гугеноты]]» Дж. Мейербера — ''Валентина'' (Большой театр, Москва)
* 1866 — «[[Лукреция Борджиа (опера)|Лукреция Борджиа]]» Г. Доницетти — ''Лукреция Борджиа''
+
* 1866 — «[[Лукреция Борджиа (опера)|Лукреция Борджиа]]» Г. Доницетти — ''Лукреция Борджиа''
* 1867 — «[[Жизнь за царя (опера)|Жизнь за царя]]» М. Глинки — ''Антонида'' (впервые в Киеве)
+
* 1867 — «[[Жизнь за царя (опера)|Жизнь за царя]]» М. Глинки — ''Антонида'' (впервые в Киеве)
* 1867 — «[[Дети степей, или Украинские цыгане (опера)|Дети степей, или Украинские цыгане]]» А. Рубинштейна — ''Избрана''
+
* 1867 — «[[Дети степей, или Украинские цыгане (опера)|Дети степей, или Украинские цыгане]]» А. Рубинштейна — ''Избрана''
* «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» М. Глинки — ''Горислава''
+
* «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]» М. Глинки — ''Горислава''
* «[[Русалка (опера Даргомыжского)|Русалка]]» А. Даргомыжского — ''Наташа''
+
* «[[Русалка (опера Даргомыжского)|Русалка]]» А. Даргомыжского — ''Наташа''
* «[[Запорожец за Дунаем (опера)|Запорожец за Дунаем]]» С. Гулак-Артемовского — ''Одарк''а
+
* «[[Запорожец за Дунаем (опера)|Запорожец за Дунаем]]» С. Гулак-Артемовского — ''Одарк''а
* «[[Лючия ди Ламмермур (опера)|Лючия ди Ламмермур]]» Г. Доницетти — ''Лючия ди Ламмермур''
+
* «[[Лючия ди Ламмермур (опера)|Лючия ди Ламмермур]]» Г. Доницетти — ''Лючия ди Ламмермур''
* «[[Дочь полка (опера)|Дочь полка]]» Г. Доницетти — ''Мария''
+
* «[[Дочь полка (опера)|Дочь полка]]» Г. Доницетти — ''Мария''
* «[[Фра-Дьяволо (опера)|Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине]]» Д. Обера — ''Церлина''
+
* «[[Фра-Дьяволо (опера)|Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине]]» Д. Обера — ''Церлина''
* «[[Немая из Портичи (опера)|Фенелла, или Немая из Портичи]]» Д. Обера — ''Эльвира''
+
* «[[Немая из Портичи (опера)|Фенелла, или Немая из Портичи]]» Д. Обера — ''Эльвира''
  
 
== Отзывы ==
 
== Отзывы ==
Строка 59: Строка 59:
 
«[[Ежегодник Императорских Театров]]» (Сезон 1901—1902. С. 154—155) отмечал ее работу в опере «Дети степей, или Украинские цыгане» [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]]: ''«Трудную партию Избраны г-жа Валентина Бианки поняла до мельчайших подробностей и старалась её исполнить, но к сожалению, понимание стоило гораздо выше сил. Впрочем, исполнение партии Избраны делает большую честь г. Бианки»''.
 
«[[Ежегодник Императорских Театров]]» (Сезон 1901—1902. С. 154—155) отмечал ее работу в опере «Дети степей, или Украинские цыгане» [[Антон Григорьевич Рубинштейн|А. Рубинштейна]]: ''«Трудную партию Избраны г-жа Валентина Бианки поняла до мельчайших подробностей и старалась её исполнить, но к сожалению, понимание стоило гораздо выше сил. Впрочем, исполнение партии Избраны делает большую честь г. Бианки»''.
  
[[Аркадий Михайлович Пружанский|Пружанский А. М.]] (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008) так характеризует творчество певицы: ''«Обладала красивым, мощным, ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, отличной вокальной техникой и ярким актер. дарованием. Однако, по мнению критиков, созданным ею героико-драматическим образам были присущи излишняя [[аффектация]] и мелодраматизм»''<ref name=prujop />.
+
[[Аркадий Михайлович Пружанский|Пружанский А. М.]] (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008) так характеризует творчество певицы: ''«Обладала красивым, мощным, ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, отличной вокальной техникой и ярким актер. дарованием. Однако, по мнению критиков, созданным ею героико-драматическим образам были присущи излишняя [[аффектация]] и мелодраматизм»''<ref name=prujop />.
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 20:40, 27 мая 2017

Валентина Львовна Бианки-Фабиан

Валентина Львовна Бианки (или Бьянки[1] (Valentina Bianchi); по мужу Фабиан; настоящее отчество Валентиновна; 1839[2] или 1833, Вильно, ныне Вильнюс (однако есть сведения о ее рождении в Швейцарии[3]) — 28 февраля (13 марта) 1884, г. Кандава (Kandau), ныне Тукумский район, Латвия) — оперная певица (драматическое сопрано).

Начало артистической деятельности

Происходила из итальянской семьи. Отец был певцом, затем преподавателем музыки.

Училась в Парижской консерватории, педагоги: по вокалу — Дж. Бордоньи и Л. Ревиаль, по декламации и сценическому искусству — Дювернуа и Морен де Кланьи.

Там же в Париже в 1855 дебютировала на оперной сцене в Итальянском театре (Théâtre Italien) в партиях Амины («Сомнамбула» В. Беллини) и Адины («Любовный напиток» Г.Доницетти. С 1855 пела в различных городах Германии[2]: во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Берлине, Шверине и др.

Императорская труппа

В 1862—1865 солистка императорского петербургского Мариинского театра (дебютировала в партии Леоноры в опере Дж. Верди «Трубадур»)[1]. В этот период композитор А. Н. Серов создавал оперу «Юдифь», главная партия которой предназначалась им специально для В.Бианки (хотя на тот момент публика певицу еще плохо знала[4]), эту партию она и исполнила на премьере в Мариинском театре 16 мая 1863 года. А сам композитор писал по этому поводу (Серов А. Н. Критические статьи. — СПб., 1895. Т. 4. С. 2151): «Бианки, чарующая в Юдифи не только голосом, пением и умнейшею игрою, но даже и наружностью (костюм сделал из нее красавицу)»[1].

В 1865—1867 — солистка императорского московской императорской труппы.

В 1867—1869 — солистка Киевской оперы.

В 1881 снова пела в спектаклях петербургской императорской труппы Итальянской оперы.

Официально служа в императорской труппе, Валентина Бианки немало выступала в концертах киевского отделения РМО.

Пела п/у В. М. Вилинского, К. Вильбоа, К. Н. Лядова, И. О. Шрамека.

Покинула оперную сцену в 1867 г.[3] или в 1870[1], однако еще какое-то время продолжала активно концертировать[2].

Композиторская деятельность

Кроме исполнительской деятельности Валентина Бьянки сама является автором нескольких романсов, среди которых «Прости, не помни дней паденья» на слова Н. Некрасова, «Нет, нет, ты меня не забудешь» и др.

Репертуар

Среди концертного репертуара певицы романс А. Алябьева «Соловей», который М. Глинка в 1856 году специально для нее переложил для голоса с оркестром[1].

В 1863 в Петербурге она исполняла сольную партию в финале 9-й симфонии Л. Бетховена.

Оперный репертуар певицы насчитывал свыше 50 партий.

В. Л. Бианки — Юдифь, М. И. Сариотти — Олоферн (опера «Юдифь» А. Серова), 1863 г.

Отзывы

Критика живо отзывалась на выступления Валентины Бианки и посвящала ей немало страниц. Словарь Брокгауза и Ефрона писал о ней: «Бианки обладала исключительным голосом: необычайная интенсивность верхних нот, из ряда вон выходящий объем голоса и его мощь до того увлекли автора „Юдифи“, что он написал заглавную роль с расчетом на голосовые средства Б. В этой чудной по музыкальной красоте партии Юдифи, к сожалению, представляющей, однако, слишком большие требования к певице, и лежит причина, по которой „Юдифь“, как замечательное оперное произведение, не достигла должного распространения как у нас, так и за границей»[3].

Театральный критик А. Григорьев писал о создании певицей образа Лукреции Борджиа в одноименной опере: «Такого соединения в одном лице первоклассной певицы с высокой артисткой, которая сама увлекается и всех увлекает; такой поэзии в создании роли на русской сцене давным-давно не бывало».

«Ежегодник Императорских Театров» (Сезон 1901—1902. С. 154—155) отмечал ее работу в опере «Дети степей, или Украинские цыгане» А. Рубинштейна: «Трудную партию Избраны г-жа Валентина Бианки поняла до мельчайших подробностей и старалась её исполнить, но к сожалению, понимание стоило гораздо выше сил. Впрочем, исполнение партии Избраны делает большую честь г. Бианки».

Пружанский А. М. (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008) так характеризует творчество певицы: «Обладала красивым, мощным, ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, отличной вокальной техникой и ярким актер. дарованием. Однако, по мнению критиков, созданным ею героико-драматическим образам были присущи излишняя аффектация и мелодраматизм»[1].

Источники