Александр Николаевич Серов (композитор) — различия между версиями

Материал из ALL
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «''Есть тёзка: Александр Николаевич Серов (певец)'' Файл:ANSerovKompositor.jpg|thumb|Александр Николае…»)
 
 
Строка 3: Строка 3:
 
[[Файл:ANSerovKompositor.jpg|thumb|Александр Николаевич Серов]]
 
[[Файл:ANSerovKompositor.jpg|thumb|Александр Николаевич Серов]]
 
{{youtube|1fETvkLqdDM|33 Великие композиторы - Серов Александр Николаевич [4:22]}}
 
{{youtube|1fETvkLqdDM|33 Великие композиторы - Серов Александр Николаевич [4:22]}}
'''Александр Николаевич Серов''' (11 (23) января 1820, Санкт-Петербург — 20 января (1 февраля) 1871, Санкт-Петербург) русский [[композитор]] и [[музыкальный критик]], первый в России популяризатор-музыковед классической музыки.
+
'''Александр Николаевич Серов''' (11 (23) января 1820, Санкт-Петербург — 20 января (1 февраля) 1871, Санкт-Петербург) — русский [[композитор]] и [[музыкальный критик]], первый в России популяризатор-музыковед классической музыки.
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Александр Николаевич Серов родился 11 (23) января 1820 года в Петербурге в интеллигентной семье, в которой образованию придавалось очень большое значение<ref name=classi>[http://www.classic—music.ru/serov.html Александр Серов (Alexander Serov)]</ref>. Дед его со стороны матери Анны Карловны, [[Карл Иванович Габлиц]] (1752—1821), был крупным ученым-естествоиспытателем, академиком, выходцем из еврейской немецкой семьи, привезенным в Российскую империю еще ребенком своим отцом, приглашенным на работу в Московский университет<ref name=lechaim>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/91/medovar.htm Валентина Серова: служение музыкальной культуре; автор Лазарь Медовар]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/95186 Большой Энциклопедический словарь. 2000. ГАБЛИЦ Карл Иванович]</ref><ref>[http://www.rujen.ru/index.php/ГАБЛИЦ_Карл_Иванович Российская Еврейская Энциклопедия // ГАБЛИЦ Карл Иванович]</ref><ref name=litmir>[http://www.litmir.net/br/?b=114154 Сергей Александрович Базунов. Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность]</ref>; отец Николай Иванович Серов — юристом, да не простым юристом, а занимал высокопоставленную должность крупного правительственного чиновника<ref name=belcanto>[http://www.belcanto.ru/serov.html Александр Николаевич Серов; автор А. Назаров]</ref><ref name=intoclass>[http://intoclassics.net/news/2013-02-04-5837 Александр Николаевич Серов / Alexander Serov — Юдифь / Judith]</ref>. Николай Иванович Серов не принадлежал к высокому роду, но получил хорошее образование, был человеком тонкого ироничного ума, правда, весьма крутого нрава<ref name=litmir/>.
+
Александр Николаевич Серов родился 11 (23) января 1820 года в Петербурге в интеллигентной семье, в которой образованию придавалось очень большое значение<ref name=classi>[http://www.classic—music.ru/serov.html Александр Серов (Alexander Serov)]</ref>. Дед его со стороны матери Анны Карловны, [[Карл Иванович Габлиц]] (1752—1821), был крупным ученым-естествоиспытателем, академиком, выходцем из еврейской немецкой семьи, привезенным в Российскую империю еще ребенком своим отцом, приглашенным на работу в Московский университет<ref name=lechaim>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/91/medovar.htm Валентина Серова: служение музыкальной культуре; автор Лазарь Медовар]</ref><ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/95186 Большой Энциклопедический словарь. 2000. ГАБЛИЦ Карл Иванович]</ref><ref>[http://www.rujen.ru/index.php/ГАБЛИЦ_Карл_Иванович Российская Еврейская Энциклопедия // ГАБЛИЦ Карл Иванович]</ref><ref name=litmir>[http://www.litmir.net/br/?b=114154 Сергей Александрович Базунов. Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность]</ref>; отец Николай Иванович Серов — юристом, да не простым юристом, а занимал высокопоставленную должность крупного правительственного чиновника<ref name=belcanto>[http://www.belcanto.ru/serov.html Александр Николаевич Серов; автор А. Назаров]</ref><ref name=intoclass>[http://intoclassics.net/news/2013-02-04-5837 Александр Николаевич Серов / Alexander Serov — Юдифь / Judith]</ref>. Николай Иванович Серов не принадлежал к высокому роду, но получил хорошее образование, был человеком тонкого ироничного ума, правда, весьма крутого нрава<ref name=litmir/>.
  
По решению отца-юриста, юношу в 15 лет, после окончания Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, определили в Императорское училище правоведения<ref name=classi/><ref name=belcanto/>. Но родительские надежды на приличную должность не оправдались. Увлекшись музыкой, юный Александр Николаевич всё больше времени уделял игре на фортепьяно и виолончели и изучению музыкальной теории. А 27 ноября (9 декабря) 1836 года он был в Петербургском Большом каменном театре на премьере опере М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)<ref name=classi/> оперы, наложившей свой отпечаток на всю дальнейшую русскую оперную культуру.
+
По решению отца-юриста, юношу в 15 лет, после окончания Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, определили в Императорское училище правоведения<ref name=classi/><ref name=belcanto/>. Но родительские надежды на приличную должность не оправдались. Увлекшись музыкой, юный Александр Николаевич всё больше времени уделял игре на фортепьяно и виолончели и изучению музыкальной теории. А 27 ноября (9 декабря) 1836 года он был в Петербургском Большом каменном театре на премьере опере М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)<ref name=classi/> — оперы, наложившей свой отпечаток на всю дальнейшую русскую оперную культуру.
  
К этому же периоду относится начавшаяся дружба с другим учащимся того же Императорского училища правоведения, немного моложе А. Серова — [[Владимир Васильевич Стасов|Владимиром Стасовым]] (1824—1906), тоже увлеченного музыкой<ref name=belcanto/><ref name=academm>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/438/СЕРОВ Музыкальный словарь. Творческие портреты композиторов. М.: Музыка. 1990. СЕРОВ Александр Николаевич]</ref>. Их дружба, начавшаяся в ученические годы, оказалась долгой — хотя и не без разногласий.
+
К этому же периоду относится начавшаяся дружба с другим учащимся того же Императорского училища правоведения, немного моложе А. Серова — [[Владимир Васильевич Стасов|Владимиром Стасовым]] (1824—1906), тоже увлеченного музыкой<ref name=belcanto/><ref name=academm>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/438/СЕРОВ Музыкальный словарь. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990. СЕРОВ Александр Николаевич]</ref>. Их дружба, начавшаяся в ученические годы, оказалась долгой — хотя и не без разногласий.
  
С. А. Базунов, автор биографического очерка о А. Н. Серове «Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность» приводит цитату из воспоминаний В. В. Стасова: ''«Однажды пришел я к ним (к Серовым) как-то на праздниках, вечером, по-всегдашнему с большим свертком нот, чтоб нам с Александром играть в четыре руки. Я нашел его со старшей и любимой сестрой его Софьей, почти столь же даровитой и многоспособной, как он сам, в необыкновенном, еще невиданном состоянии духа. Они прыгали и били в ладоши около фортепиано, на котором только что играли, и громко кричали мне: „Вольдемар, какое счастье! Какое счастье! Вообразите — мы жиды!“ Я остановился на пороге как вкопанный, не зная, что это такое: шутка ли, новое ли баловство какое (на это оба они были мастера) или что-нибудь в самом деле серьезное? Они побежали ко мне и, продолжая хлопать в ладоши, объявили мне, что вот только сейчас „мама“ рассказывала им, что они оба такие способные и живые прямо в дедушку, Карла Ивановича (ее отца), а он был еврей родом. И мы все вместе, заканчивает свой рассказ г-н Стасов, принялись радоваться: у нас уже давно евреи считались самым многоспособным и талантливым народом»''<ref name=litmir/>.
+
С. А. Базунов, автор биографического очерка о А. Н. Серове «Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность» приводит цитату из воспоминаний В. В. Стасова: ''«Однажды пришел я к ним (к Серовым) как-то на праздниках, вечером, по-всегдашнему с большим свертком нот, чтоб нам с Александром играть в четыре руки. Я нашел его со старшей и любимой сестрой его Софьей, почти столь же даровитой и многоспособной, как он сам, в необыкновенном, еще невиданном состоянии духа. Они прыгали и били в ладоши около фортепиано, на котором только что играли, и громко кричали мне: „Вольдемар, какое счастье! Какое счастье! Вообразите — мы жиды!“ Я остановился на пороге как вкопанный, не зная, что это такое: шутка ли, новое ли баловство какое (на это оба они были мастера) или что-нибудь в самом деле серьезное? Они побежали ко мне и, продолжая хлопать в ладоши, объявили мне, что вот только сейчас „мама“ рассказывала им, что они оба такие способные и живые прямо в дедушку, Карла Ивановича (ее отца), а он был еврей родом. И мы все вместе, — заканчивает свой рассказ г-н Стасов, — принялись радоваться: у нас уже давно евреи считались самым многоспособным и талантливым народом»''<ref name=litmir/>.
  
Это было время, когда в российских столицах (увы, только в столицах) уже довольно прочно утвердилась европейская культура, а на аристократию все больше наступал новый класс — буржуазия. Отпрыски семей третьего сословия, заработавших деньги собственным трудом, требовали себе и культурного времяпрепровождения, ранее доступного только аристократам, и активно пошли в университеты и театры. Российская империя находилась в социальных противоречиях, общество стремительно менялось, взбудораженное всевозможными веяниями.
+
Это было время, когда в российских столицах (увы, только в столицах) уже довольно прочно утвердилась европейская культура, а на аристократию все больше наступал новый класс — буржуазия. Отпрыски семей третьего сословия, заработавших деньги собственным трудом, требовали себе и культурного времяпрепровождения, ранее доступного только аристократам, и активно пошли в университеты и театры. Российская империя находилась в социальных противоречиях, общество стремительно менялось, взбудораженное всевозможными веяниями.
  
Именно это время выпало на становление личности Александра Серова. В частности, на молодых людей, А. Серова и В. Стасова, оказали немалое влияние статьи [[Виссарион Григорьевич Белинский|В. Г. Белинского]], значение которых, по словам самого А. Серова, заключалось не в «одной литературной части»: ''«Он прочищал всем нам глаза, он воспитывал характеры, он рубил… патриархальные предрассудки… Мы — прямые его воспитанники»''<ref name=classi/>.
+
Именно это время выпало на становление личности Александра Серова. В частности, на молодых людей, А. Серова и В. Стасова, оказали немалое влияние статьи [[Виссарион Григорьевич Белинский|В. Г. Белинского]], значение которых, по словам самого А. Серова, заключалось не в «одной литературной части»: ''«Он прочищал всем нам глаза, он воспитывал характеры, он рубил… патриархальные предрассудки… Мы — прямые его воспитанники»''<ref name=classi/>.
  
В 1840 году, окончив училище правоведения, Серов начал службу в Министерстве юстиции. Но душа молодого чиновника уже была поражена — он рвался к музыке: продолжал образование в этом направлении, появились знакомые и друзья из музыкального петербургского круга, а в 1842 году познакомился с Глинкой и с Даргомыжским<ref name=classi/>. В том же 1842 году два неразлучных друга — Александр Серов и Владимир Стасов побывали на гастрольном концерте Ф. Листа. О впечатлении от концерта позже вспоминал В. Стасов: ''«Мы с Серовым были после концерта как помешанные, едва сказали друг другу по несколько слов и поспешили каждый домой, чтоб поскорее написать один другому свои впечатления, свои мечты, свои восторги… Мы были как влюбленные, как бешеные»''<ref name=neofit>[http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimage&album=4&pos=-480 1863. Юдифь]</ref>.
+
В 1840 году, окончив училище правоведения, Серов начал службу в Министерстве юстиции. Но душа молодого чиновника уже была поражена — он рвался к музыке: продолжал образование в этом направлении, появились знакомые и друзья из музыкального петербургского круга, а в 1842 году познакомился с Глинкой и с Даргомыжским<ref name=classi/>. В том же 1842 году два неразлучных друга — Александр Серов и Владимир Стасов побывали на гастрольном концерте Ф. Листа. О впечатлении от концерта позже вспоминал В. Стасов: ''«Мы с Серовым были после концерта как помешанные, едва сказали друг другу по несколько слов и поспешили каждый домой, чтоб поскорее написать один другому свои впечатления, свои мечты, свои восторги… Мы были как влюбленные, как бешеные»''<ref name=neofit>[http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimage&album=4&pos=-480 1863. Юдифь]</ref>.
  
 
Эти два чиновника-правоведа явно думали отнюдь не об юридических нормах. Они жили музыкой.
 
Эти два чиновника-правоведа явно думали отнюдь не об юридических нормах. Они жили музыкой.
  
После пятилетней службы в Петербурге Серов получил назначение в Симферополь. И там приступил к сочинению первой своей оперы — «Мельничиха из Марли»<ref name=classi/>, но его же собственная работа его не устроила, и композитор уничтожил свое произведение и сел за другое — оперу «Майская ночь», которую в скором времени постигла та же участь. Серов как композитор терпел крах в понимании высокого уровня Серова-критика, его же собственная музыка не устраивала его. А тем времени пришло новое назначение — в Псков. Провинциальная обстановка, далекая от музыкальной среды Петербурга, действовала на чиновника-музыканта все более угнетающе<ref name=belcanto/>. В конце концов, вопреки родительскому наказу, Александр Николаевич решил уйти с государевой службы и профессионально заниматься музыкой. Что и было сделано в 1850 году, когда А. Н. Серов вернулся в Петербург и всерьез занялся музыкальной критикой<ref name=classi/>. Он немедля наладил все прошлые связи с музыкантами Петербурга, посещал музыкальные вечера у М. И. Глинки<ref name=hrono>[http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/serov_an.php Серов Александр Николаевич]</ref>. В 1851 году его первые музыковедческие статьи появились в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения»<ref name=classi/>.
+
После пятилетней службы в Петербурге Серов получил назначение в Симферополь. И там приступил к сочинению первой своей оперы — «Мельничиха из Марли»<ref name=classi/>, но его же собственная работа его не устроила, и композитор уничтожил свое произведение и сел за другое — оперу «Майская ночь», которую в скором времени постигла та же участь. Серов как композитор терпел крах в понимании высокого уровня Серова-критика, его же собственная музыка не устраивала его. А тем времени пришло новое назначение — в Псков. Провинциальная обстановка, далекая от музыкальной среды Петербурга, действовала на чиновника-музыканта все более угнетающе<ref name=belcanto/>. В конце концов, вопреки родительскому наказу, Александр Николаевич решил уйти с государевой службы и профессионально заниматься музыкой. Что и было сделано в 1850 году, когда А. Н. Серов вернулся в Петербург и всерьез занялся музыкальной критикой<ref name=classi/>. Он немедля наладил все прошлые связи с музыкантами Петербурга, посещал музыкальные вечера у М. И. Глинки<ref name=hrono>[http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/serov_an.php Серов Александр Николаевич]</ref>. В 1851 году его первые музыковедческие статьи появились в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения»<ref name=classi/>.
  
Через несколько лет его имя вошло в ряд самых ярких музыкальных критиков своего времени. В один только 1856 год им написано более шестидесяти музыковедческих работ, в том числе «Музыка южнорусских песен» (с приложением к статье собственных гармонизаций шести украинских народных песен) одно из первых в русском музыкознании научных исследований по народному творчеству<ref name=classi/>. А в 1858 году А. Н. Серов, впервые в России, провел цикл публичных лекций о музыке, при этом аренду помещения он оплачивал за собственный счет, понимая, что как бизнес эти лекции не принесут ему дохода, но он чувствовал необходимость в своей работе. И действительно, уже через два года, в 1860 году, его музыковедческие лекции собирали множество слушателей<ref name=classi/>.
+
Через несколько лет его имя вошло в ряд самых ярких музыкальных критиков своего времени. В один только 1856 год им написано более шестидесяти музыковедческих работ, в том числе «Музыка южнорусских песен» (с приложением к статье собственных гармонизаций шести украинских народных песен) — одно из первых в русском музыкознании научных исследований по народному творчеству<ref name=classi/>. А в 1858 году А. Н. Серов, впервые в России, провел цикл публичных лекций о музыке, при этом аренду помещения он оплачивал за собственный счет, понимая, что как бизнес эти лекции не принесут ему дохода, но он чувствовал необходимость в своей работе. И действительно, уже через два года, в 1860 году, его музыковедческие лекции собирали множество слушателей<ref name=classi/>.
 
   
 
   
Он много работал и как музыковед, и как композитор. Пробовал возвращаться к своим музыкальным творениям, писал новые. И на этом поприще наконец-то тоже пришел успех. В 1860 году, под сильным впечатлением от пьесы итальянского драматурга Джакометти «Юдифь» и игры выступавшей в заглавной роли итальянской артистки [[Аделаида Ристори|А. Ристори]], Серов начал писать оперу «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]»; над либретто работала целая группа: Дж. Джустиниани, К. Званцов, Д. Лобанов, А. Майкова и сам композитор<ref name=class>[http://www.classic—music.ru/udif.html Классическая музыка // Опера Серова «Юдифь»; автор А. Гозенпуд]</ref>. На эту работу ушло почти три года — опера была поставлена в Петербурге в Мариинском театре 16 (28) мая 1863 года<ref>[http://www.belcanto.ru/udif.html Опера Серова «Юдифь»; автор Л. Михеева]</ref><ref name=neofit/>. Первые главные исполнители: Юдифь — [[Валентина Львовна Бианки|В. Л. Бианки]], Олоферн — [[Михаил Иванович Сариотти|М. И. Сариотти]]. Это был первый композиторский успех А. Н. Серова<ref name=intoclass/>.
+
Он много работал и как музыковед, и как композитор. Пробовал возвращаться к своим музыкальным творениям, писал новые. И на этом поприще наконец-то тоже пришел успех. В 1860 году, под сильным впечатлением от пьесы итальянского драматурга Джакометти «Юдифь» и игры выступавшей в заглавной роли итальянской артистки [[Аделаида Ристори|А. Ристори]], Серов начал писать оперу «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]»; над либретто работала целая группа: Дж. Джустиниани, К. Званцов, Д. Лобанов, А. Майкова и сам композитор<ref name=class>[http://www.classic—music.ru/udif.html Классическая музыка // Опера Серова «Юдифь»; автор А. Гозенпуд]</ref>. На эту работу ушло почти три года — опера была поставлена в Петербурге в Мариинском театре 16 (28) мая 1863 года<ref>[http://www.belcanto.ru/udif.html Опера Серова «Юдифь»; автор Л. Михеева]</ref><ref name=neofit/>. Первые главные исполнители: Юдифь — [[Валентина Львовна Бианки|В. Л. Бианки]], Олоферн — [[Михаил Иванович Сариотти|М. И. Сариотти]]. Это был первый композиторский успех А. Н. Серова<ref name=intoclass/>.
  
 
Музыковед следующего поколения [[Абрам Акимович Гозенпуд|А. Гозенпуд]] писал: ''«Образы главных героев, выписанные на ярком, живописном фоне, лишены динамики. Они даны скульптурно, крупно, но без психологических нюансов. Музыка убеждает и покоряет мощью пропорций и яркостью темперамента. Первое исполнение имело огромный успех, его признали даже те, кто принадлежал к противоположному Серову лагерю, например Мусоргский»''<ref name=class/>.
 
Музыковед следующего поколения [[Абрам Акимович Гозенпуд|А. Гозенпуд]] писал: ''«Образы главных героев, выписанные на ярком, живописном фоне, лишены динамики. Они даны скульптурно, крупно, но без психологических нюансов. Музыка убеждает и покоряет мощью пропорций и яркостью темперамента. Первое исполнение имело огромный успех, его признали даже те, кто принадлежал к противоположному Серову лагерю, например Мусоргский»''<ref name=class/>.
Строка 32: Строка 32:
 
Эта опера вошла в ряд классических произведений, она неоднократно ставилась во многих театрах, а в партии Юдифи выступали прославленные певицы русской сцены: [[Фелия Васильевна Литвин|Ф. Литвин]], [[Наталия Степановна Ермоленко-Южина|Н. Ермоленко-Южина]], [[Марта Генриховна Валицкая|М. Валицкая]] и другие<ref name=class/>.
 
Эта опера вошла в ряд классических произведений, она неоднократно ставилась во многих театрах, а в партии Юдифи выступали прославленные певицы русской сцены: [[Фелия Васильевна Литвин|Ф. Литвин]], [[Наталия Степановна Ермоленко-Южина|Н. Ермоленко-Южина]], [[Марта Генриховна Валицкая|М. Валицкая]] и другие<ref name=class/>.
  
1863 год оказался счастливым для А. Н. Серова. В этом же году, когда он познал первый композиторский успех, он женился. [[Валентина Семёновна Серова|Валентина Семеновна Бергман]] училась в консерватории и приходила на лекции А. Н. Серова, лекторская деятельность завершилась браком, Валентина Серова ушла из консерватории, проучившись там всего год, и стала первой русской женщиной — профессиональным композитором<ref name=lechaim/>.
+
1863 год оказался счастливым для А. Н. Серова. В этом же году, когда он познал первый композиторский успех, он женился. [[Валентина Семёновна Серова|Валентина Семеновна Бергман]] училась в консерватории и приходила на лекции А. Н. Серова, лекторская деятельность завершилась браком, Валентина Серова ушла из консерватории, проучившись там всего год, и стала первой русской женщиной — профессиональным композитором<ref name=lechaim/>.
  
Музыковедческие же взгляды А. Серова все более размежевывались с В. Стасовым и группой «Могучая кучка»<ref name=belcanto/><ref name=academm/>. Наметились разногласия. Особо ярко они проявились на понимании двух основных опер М. И. Глинки, положивших начало новому развитию русской оперной музыки. Это оперы «[[Жизнь за царя (опера)|Иван Сусанин]]» и «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]». Если музыканты «Могучей кучки» и В. Стасов видели основу русской музыки в продолжении традиций оперы «Руслан и Людмила» — ее сказочный сюжет по произведению А. С. Пушкина, красота, лиричность, то А. Н. Серов считал, что русская музыка должна развиваться по новой исторической традиции, открытой оперой Глинки «Иван Сусанин» — эпической форме народности<ref name=class/>.
+
Музыковедческие же взгляды А. Серова все более размежевывались с В. Стасовым и группой «Могучая кучка»<ref name=belcanto/><ref name=academm/>. Наметились разногласия. Особо ярко они проявились на понимании двух основных опер М. И. Глинки, положивших начало новому развитию русской оперной музыки. Это оперы «[[Жизнь за царя (опера)|Иван Сусанин]]» и «[[Руслан и Людмила (опера)|Руслан и Людмила]]». Если музыканты «Могучей кучки» и В. Стасов видели основу русской музыки в продолжении традиций оперы «Руслан и Людмила» — ее сказочный сюжет по произведению А. С. Пушкина, красота, лиричность, то А. Н. Серов считал, что русская музыка должна развиваться по новой исторической традиции, открытой оперой Глинки «Иван Сусанин» — эпической форме народности<ref name=class/>.
  
В 1867 году, в течение одного года, А. Н. Серов вместе с женой В. С. Серовой издавал журнал «Музыка и театр»<ref name=intoclass/>.
+
В 1867 году, в течение одного года, А. Н. Серов вместе с женой В. С. Серовой издавал журнал «Музыка и театр»<ref name=intoclass/>.
  
Его работа принесла признание официальных кругов; А. Н. Серов был назначен председателем комитета Русского музыкального общества<ref name=intoclass/>.
+
Его работа принесла признание официальных кругов; А. Н. Серов был назначен председателем комитета Русского музыкального общества<ref name=intoclass/>.
 
[[Файл:Serov Grave.jpg|thumb|Могила на Тихвинском кладбище, Петербург]]
 
[[Файл:Serov Grave.jpg|thumb|Могила на Тихвинском кладбище, Петербург]]
 
И продолжал сочинять музыку. Одно время его привлек сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», и он решил написать по ней балет, сохранились оркестровые фрагменты, предназначенные для будущего балета. Задумывал сочинение оперы по повести [[Ундина (повесть Фуке)|«Ундина»]] писателя [[Фридрих де ла Мотт Фуке|Ф. де ла Мотт Фуке]]<ref>[http://www.peoples.ru/art/music/composer/aleksandr_serov/history.html Александр Серов / Aleksandr Serov]</ref>. Появилась идея положить на музыку пьесу [[Александр Николаевич Островский|Островского]] «[[Не так живи, как хочется (пьеса)|Не так живи, как хочется]]»<ref name=class/><ref name=belcanto/>. Планов было много…
 
И продолжал сочинять музыку. Одно время его привлек сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», и он решил написать по ней балет, сохранились оркестровые фрагменты, предназначенные для будущего балета. Задумывал сочинение оперы по повести [[Ундина (повесть Фуке)|«Ундина»]] писателя [[Фридрих де ла Мотт Фуке|Ф. де ла Мотт Фуке]]<ref>[http://www.peoples.ru/art/music/composer/aleksandr_serov/history.html Александр Серов / Aleksandr Serov]</ref>. Появилась идея положить на музыку пьесу [[Александр Николаевич Островский|Островского]] «[[Не так живи, как хочется (пьеса)|Не так живи, как хочется]]»<ref name=class/><ref name=belcanto/>. Планов было много…
Строка 45: Строка 45:
  
 
== Композитор ==
 
== Композитор ==
А. Н. Серов сочинил 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, музыку к драматическим спектаклям и три оперы<ref name=belcanto/><ref name=academm/>:
+
А. Н. Серов сочинил 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, музыку к драматическим спектаклям и три оперы<ref name=belcanto/><ref name=academm/>:
 
* «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]» (1861—1863)
 
* «[[Юдифь (опера)|Юдифь]]» (1861—1863)
 
* «[[Рогнеда (опера)|Рогнеда]]» (1863—1865)
 
* «[[Рогнеда (опера)|Рогнеда]]» (1863—1865)
* «[[Вражья сила (опера)|Вражья сила]]» (1867—1871) (опера завершена его вдовой [[Валентина Семёновна Серова|В. С. Серовой]] и [[Николай Феопемптович Соловьёв|Н. Ф. Соловьевым]]<ref name=belcanto/>)
+
* «[[Вражья сила (опера)|Вражья сила]]» (1867—1871) — (опера завершена его вдовой [[Валентина Семёновна Серова|В. С. Серовой]] и [[Николай Феопемптович Соловьёв|Н. Ф. Соловьевым]]<ref name=belcanto/>)
 
Хотя все три оперы А.Серова имели сценический успех и вошли в классику оперного искусства, ему как композитору так и не удалось создать свой специфический авторский стиль; Серов-критик затмил Серова-композитора<ref name=belcanto/>.
 
Хотя все три оперы А.Серова имели сценический успех и вошли в классику оперного искусства, ему как композитору так и не удалось создать свой специфический авторский стиль; Серов-критик затмил Серова-композитора<ref name=belcanto/>.
  
Среди сочиненных романсов — три на стихи [[Михаил Юрьевич Лермонтов|Лермонтова]]: «Ангел» («По небу полуночи»), «Воздушный корабль» («По синим волнам океана»), «Как небеса, твой взор блистает…» (издание: Спб., Иогансон, 1866)<ref name=feb-web>[http://feb-web.ru/feb/lermont/biblio/lvm/lvm-001-.htm Лермонтов в Музыке. Справочник (Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983)]</ref>.
+
Среди сочиненных романсов — три на стихи [[Михаил Юрьевич Лермонтов|Лермонтова]]: «Ангел» («По небу полуночи»), «Воздушный корабль» («По синим волнам океана»), «Как небеса, твой взор блистает…» (издание: Спб., Иогансон, 1866)<ref name=feb-web>[http://feb-web.ru/feb/lermont/biblio/lvm/lvm-001-.htm Лермонтов в Музыке. Справочник (Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983)]</ref>.
[[Файл:Serov Alexander Serov.jpg|thumb|left|Композитор Александр Николаевич Серов. Художник [[Валентин Александрович Серов|В. А. Серов]] (1887—1888). Портрет отца художника]]
+
[[Файл:Serov Alexander Serov.jpg|thumb|left|Композитор Александр Николаевич Серов. Художник [[Валентин Александрович Серов|В. А. Серов]] (1887—1888). Портрет отца художника]]
Драматический актер Петербургской императорской труппы [[Александр Александрович Нильский|A. A. Нильский]] писал в книге воспоминаний, что А. Н. Серов написал музыку для хора скоморохов к премьере спектакля «[[Смерть Иоанна Грозного (пьеса)|Смерть Иоанна Грозного]]» графа [[Алексей Николаевич Толстой|А. К. Толстого]] (1867 г.)<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=38 ''A. A. Нильский''. Актер с. петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 38)]</ref>.
+
Драматический актер Петербургской императорской труппы [[Александр Александрович Нильский|A. A. Нильский]] писал в книге воспоминаний, что А. Н. Серов написал музыку для хора скоморохов к премьере спектакля «[[Смерть Иоанна Грозного (пьеса)|Смерть Иоанна Грозного]]» графа [[Алексей Николаевич Толстой|А. К. Толстого]] (1867 г.)<ref>[http://www.litmir.net/br/?b=135292&p=38 ''A. A. Нильский''. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 38)]</ref>.
  
 
== Музыкальный критик ==
 
== Музыкальный критик ==
  
Значение творчества А. Н. Серова как музыкального критика и музыкального теоретика огромно. Он писал статьи, читал лекции, издавал журнал «Музыка и театр». Воспитанный в своем времени, он был поборником народности и реализма<ref name=intoclass/>, рассматривая произведения с этих позиций.
+
Значение творчества А. Н. Серова как музыкального критика и музыкального теоретика огромно. Он писал статьи, читал лекции, издавал журнал «Музыка и театр». Воспитанный в своем времени, он был поборником народности и реализма<ref name=intoclass/>, рассматривая произведения с этих позиций.
  
 
Оперным идеалом Серова была музыкальная драма<ref name=class/>. Он истово пропагандировал творчество Р. Вагнера, в операх которого звучала эта тема.
 
Оперным идеалом Серова была музыкальная драма<ref name=class/>. Он истово пропагандировал творчество Р. Вагнера, в операх которого звучала эта тема.
  
Много работ А.Серов посвятил М. И. Глинке; по сути — он стал первым аналитиком его творчества<ref name=hrono/>. Свое неоднозначное видение оперы Глинки «Иван Сусанин» А. Серов изложил в большой работе «Опыт технической критики над музыкой Глинки», где заложил основы интонационного анализа произведения<ref name=class/>.
+
Много работ А.Серов посвятил М. И. Глинке; по сути — он стал первым аналитиком его творчества<ref name=hrono/>. Свое неоднозначное видение оперы Глинки «Иван Сусанин» А. Серов изложил в большой работе «Опыт технической критики над музыкой Глинки», где заложил основы интонационного анализа произведения<ref name=class/>.
  
 
Серов ввел в русский язык новые слова музыкальной терминологии, в том числе и само слово «музыкознание»<ref name=belcanto/><ref name=academm/>.
 
Серов ввел в русский язык новые слова музыкальной терминологии, в том числе и само слово «музыкознание»<ref name=belcanto/><ref name=academm/>.
  
Большое внимание уделял Серов в своих аналитических статьях и симфонической музыке. А. Н. Серов был первым, кто во всей истории мировой музыкальной культуры употребил термин [[симфонизм|«симфонизм»]]<ref>[http://musdic.ru/html/s/simfonizm.html Музыкальный словарь // СИМФОНИЗМ]</ref>. Свои принципы на эту тему он изложил в больших статьях «Тематизм увертюры „Леонора“. Этюд о Бетховене» и «Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл». В дальнейшем этот музыкальный термин был разработан [[Борис Владимирович Асафьев|Б. В. Асафьевым]].
+
Большое внимание уделял Серов в своих аналитических статьях и симфонической музыке. А. Н. Серов был первым, кто во всей истории мировой музыкальной культуры употребил термин [[симфонизм|«симфонизм»]]<ref>[http://musdic.ru/html/s/simfonizm.html Музыкальный словарь // СИМФОНИЗМ]</ref>. Свои принципы на эту тему он изложил в больших статьях «Тематизм увертюры „Леонора“. Этюд о Бетховене» и «Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл». В дальнейшем этот музыкальный термин был разработан [[Борис Владимирович Асафьев|Б. В. Асафьевым]].
  
 
А.Серов писал о творчестве Даргомыжского, Моцарта, Глюка, Вебера, Мейербера, Берлиоза, Россини, Спонтини и др.
 
А.Серов писал о творчестве Даргомыжского, Моцарта, Глюка, Вебера, Мейербера, Берлиоза, Россини, Спонтини и др.

Текущая версия на 17:00, 27 мая 2017

Есть тёзка: Александр Николаевич Серов (певец)

Александр Николаевич Серов

()

33 Великие композиторы - Серов Александр Николаевич [4:22]

Александр Николаевич Серов (11 (23) января 1820, Санкт-Петербург — 20 января (1 февраля) 1871, Санкт-Петербург) — русский композитор и музыкальный критик, первый в России популяризатор-музыковед классической музыки.

Биография

Александр Николаевич Серов родился 11 (23) января 1820 года в Петербурге в интеллигентной семье, в которой образованию придавалось очень большое значение[1]. Дед его со стороны матери Анны Карловны, Карл Иванович Габлиц (1752—1821), был крупным ученым-естествоиспытателем, академиком, выходцем из еврейской немецкой семьи, привезенным в Российскую империю еще ребенком своим отцом, приглашенным на работу в Московский университет[2][3][4][5]; отец Николай Иванович Серов — юристом, да не простым юристом, а занимал высокопоставленную должность крупного правительственного чиновника[6][7]. Николай Иванович Серов не принадлежал к высокому роду, но получил хорошее образование, был человеком тонкого ироничного ума, правда, весьма крутого нрава[5].

По решению отца-юриста, юношу в 15 лет, после окончания Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, определили в Императорское училище правоведения[1][6]. Но родительские надежды на приличную должность не оправдались. Увлекшись музыкой, юный Александр Николаевич всё больше времени уделял игре на фортепьяно и виолончели и изучению музыкальной теории. А 27 ноября (9 декабря) 1836 года он был в Петербургском Большом каменном театре на премьере опере М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)[1] — оперы, наложившей свой отпечаток на всю дальнейшую русскую оперную культуру.

К этому же периоду относится начавшаяся дружба с другим учащимся того же Императорского училища правоведения, немного моложе А. Серова — Владимиром Стасовым (1824—1906), тоже увлеченного музыкой[6][8]. Их дружба, начавшаяся в ученические годы, оказалась долгой — хотя и не без разногласий.

С. А. Базунов, автор биографического очерка о А. Н. Серове «Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность» приводит цитату из воспоминаний В. В. Стасова: «Однажды пришел я к ним (к Серовым) как-то на праздниках, вечером, по-всегдашнему с большим свертком нот, чтоб нам с Александром играть в четыре руки. Я нашел его со старшей и любимой сестрой его Софьей, почти столь же даровитой и многоспособной, как он сам, в необыкновенном, еще невиданном состоянии духа. Они прыгали и били в ладоши около фортепиано, на котором только что играли, и громко кричали мне: „Вольдемар, какое счастье! Какое счастье! Вообразите — мы жиды!“ Я остановился на пороге как вкопанный, не зная, что это такое: шутка ли, новое ли баловство какое (на это оба они были мастера) или что-нибудь в самом деле серьезное? Они побежали ко мне и, продолжая хлопать в ладоши, объявили мне, что вот только сейчас „мама“ рассказывала им, что они оба такие способные и живые прямо в дедушку, Карла Ивановича (ее отца), а он был еврей родом. И мы все вместе, — заканчивает свой рассказ г-н Стасов, — принялись радоваться: у нас уже давно евреи считались самым многоспособным и талантливым народом»[5].

Это было время, когда в российских столицах (увы, только в столицах) уже довольно прочно утвердилась европейская культура, а на аристократию все больше наступал новый класс — буржуазия. Отпрыски семей третьего сословия, заработавших деньги собственным трудом, требовали себе и культурного времяпрепровождения, ранее доступного только аристократам, и активно пошли в университеты и театры. Российская империя находилась в социальных противоречиях, общество стремительно менялось, взбудораженное всевозможными веяниями.

Именно это время выпало на становление личности Александра Серова. В частности, на молодых людей, А. Серова и В. Стасова, оказали немалое влияние статьи В. Г. Белинского, значение которых, по словам самого А. Серова, заключалось не в «одной литературной части»: «Он прочищал всем нам глаза, он воспитывал характеры, он рубил… патриархальные предрассудки… Мы — прямые его воспитанники»[1].

В 1840 году, окончив училище правоведения, Серов начал службу в Министерстве юстиции. Но душа молодого чиновника уже была поражена — он рвался к музыке: продолжал образование в этом направлении, появились знакомые и друзья из музыкального петербургского круга, а в 1842 году познакомился с Глинкой и с Даргомыжским[1]. В том же 1842 году два неразлучных друга — Александр Серов и Владимир Стасов побывали на гастрольном концерте Ф. Листа. О впечатлении от концерта позже вспоминал В. Стасов: «Мы с Серовым были после концерта как помешанные, едва сказали друг другу по несколько слов и поспешили каждый домой, чтоб поскорее написать один другому свои впечатления, свои мечты, свои восторги… Мы были как влюбленные, как бешеные»[9].

Эти два чиновника-правоведа явно думали отнюдь не об юридических нормах. Они жили музыкой.

После пятилетней службы в Петербурге Серов получил назначение в Симферополь. И там приступил к сочинению первой своей оперы — «Мельничиха из Марли»[1], но его же собственная работа его не устроила, и композитор уничтожил свое произведение и сел за другое — оперу «Майская ночь», которую в скором времени постигла та же участь. Серов как композитор терпел крах в понимании высокого уровня Серова-критика, его же собственная музыка не устраивала его. А тем времени пришло новое назначение — в Псков. Провинциальная обстановка, далекая от музыкальной среды Петербурга, действовала на чиновника-музыканта все более угнетающе[6]. В конце концов, вопреки родительскому наказу, Александр Николаевич решил уйти с государевой службы и профессионально заниматься музыкой. Что и было сделано в 1850 году, когда А. Н. Серов вернулся в Петербург и всерьез занялся музыкальной критикой[1]. Он немедля наладил все прошлые связи с музыкантами Петербурга, посещал музыкальные вечера у М. И. Глинки[10]. В 1851 году его первые музыковедческие статьи появились в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения»[1].

Через несколько лет его имя вошло в ряд самых ярких музыкальных критиков своего времени. В один только 1856 год им написано более шестидесяти музыковедческих работ, в том числе «Музыка южнорусских песен» (с приложением к статье собственных гармонизаций шести украинских народных песен) — одно из первых в русском музыкознании научных исследований по народному творчеству[1]. А в 1858 году А. Н. Серов, впервые в России, провел цикл публичных лекций о музыке, при этом аренду помещения он оплачивал за собственный счет, понимая, что как бизнес эти лекции не принесут ему дохода, но он чувствовал необходимость в своей работе. И действительно, уже через два года, в 1860 году, его музыковедческие лекции собирали множество слушателей[1].

Он много работал и как музыковед, и как композитор. Пробовал возвращаться к своим музыкальным творениям, писал новые. И на этом поприще наконец-то тоже пришел успех. В 1860 году, под сильным впечатлением от пьесы итальянского драматурга Джакометти «Юдифь» и игры выступавшей в заглавной роли итальянской артистки А. Ристори, Серов начал писать оперу «Юдифь»; над либретто работала целая группа: Дж. Джустиниани, К. Званцов, Д. Лобанов, А. Майкова и сам композитор[11]. На эту работу ушло почти три года — опера была поставлена в Петербурге в Мариинском театре 16 (28) мая 1863 года[12][9]. Первые главные исполнители: Юдифь — В. Л. Бианки, Олоферн — М. И. Сариотти. Это был первый композиторский успех А. Н. Серова[7].

Музыковед следующего поколения А. Гозенпуд писал: «Образы главных героев, выписанные на ярком, живописном фоне, лишены динамики. Они даны скульптурно, крупно, но без психологических нюансов. Музыка убеждает и покоряет мощью пропорций и яркостью темперамента. Первое исполнение имело огромный успех, его признали даже те, кто принадлежал к противоположному Серову лагерю, например Мусоргский»[11].

Эта опера вошла в ряд классических произведений, она неоднократно ставилась во многих театрах, а в партии Юдифи выступали прославленные певицы русской сцены: Ф. Литвин, Н. Ермоленко-Южина, М. Валицкая и другие[11].

1863 год оказался счастливым для А. Н. Серова. В этом же году, когда он познал первый композиторский успех, он женился. Валентина Семеновна Бергман училась в консерватории и приходила на лекции А. Н. Серова, лекторская деятельность завершилась браком, Валентина Серова ушла из консерватории, проучившись там всего год, и стала первой русской женщиной — профессиональным композитором[2].

Музыковедческие же взгляды А. Серова все более размежевывались с В. Стасовым и группой «Могучая кучка»[6][8]. Наметились разногласия. Особо ярко они проявились на понимании двух основных опер М. И. Глинки, положивших начало новому развитию русской оперной музыки. Это оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Если музыканты «Могучей кучки» и В. Стасов видели основу русской музыки в продолжении традиций оперы «Руслан и Людмила» — ее сказочный сюжет по произведению А. С. Пушкина, красота, лиричность, то А. Н. Серов считал, что русская музыка должна развиваться по новой исторической традиции, открытой оперой Глинки «Иван Сусанин» — эпической форме народности[11].

В 1867 году, в течение одного года, А. Н. Серов вместе с женой В. С. Серовой издавал журнал «Музыка и театр»[7].

Его работа принесла признание официальных кругов; А. Н. Серов был назначен председателем комитета Русского музыкального общества[7].

Могила на Тихвинском кладбище, Петербург

И продолжал сочинять музыку. Одно время его привлек сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», и он решил написать по ней балет, сохранились оркестровые фрагменты, предназначенные для будущего балета. Задумывал сочинение оперы по повести «Ундина» писателя Ф. де ла Мотт Фуке[13]. Появилась идея положить на музыку пьесу Островского «Не так живи, как хочется»[11][6]. Планов было много…

1 февраля 1871 года Александр Николаевич Серов внезапно скончался от инфаркта.

Композитор

А. Н. Серов сочинил 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, музыку к драматическим спектаклям и три оперы[6][8]:

Хотя все три оперы А.Серова имели сценический успех и вошли в классику оперного искусства, ему как композитору так и не удалось создать свой специфический авторский стиль; Серов-критик затмил Серова-композитора[6].

Среди сочиненных романсов — три на стихи Лермонтова: «Ангел» («По небу полуночи»), «Воздушный корабль» («По синим волнам океана»), «Как небеса, твой взор блистает…» (издание: Спб., Иогансон, 1866)[14].

Композитор Александр Николаевич Серов. Художник В. А. Серов (1887—1888). Портрет отца художника

Драматический актер Петербургской императорской труппы A. A. Нильский писал в книге воспоминаний, что А. Н. Серов написал музыку для хора скоморохов к премьере спектакля «Смерть Иоанна Грозного» графа А. К. Толстого (1867 г.)[15].

Музыкальный критик

Значение творчества А. Н. Серова как музыкального критика и музыкального теоретика огромно. Он писал статьи, читал лекции, издавал журнал «Музыка и театр». Воспитанный в своем времени, он был поборником народности и реализма[7], рассматривая произведения с этих позиций.

Оперным идеалом Серова была музыкальная драма[11]. Он истово пропагандировал творчество Р. Вагнера, в операх которого звучала эта тема.

Много работ А.Серов посвятил М. И. Глинке; по сути — он стал первым аналитиком его творчества[10]. Свое неоднозначное видение оперы Глинки «Иван Сусанин» А. Серов изложил в большой работе «Опыт технической критики над музыкой Глинки», где заложил основы интонационного анализа произведения[11].

Серов ввел в русский язык новые слова музыкальной терминологии, в том числе и само слово «музыкознание»[6][8].

Большое внимание уделял Серов в своих аналитических статьях и симфонической музыке. А. Н. Серов был первым, кто во всей истории мировой музыкальной культуры употребил термин «симфонизм»[16]. Свои принципы на эту тему он изложил в больших статьях «Тематизм увертюры „Леонора“. Этюд о Бетховене» и «Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл». В дальнейшем этот музыкальный термин был разработан Б. В. Асафьевым.

А.Серов писал о творчестве Даргомыжского, Моцарта, Глюка, Вебера, Мейербера, Берлиоза, Россини, Спонтини и др.

Семья

Многочисленные потомки тоже, как правило, выбирали стезю музыкантов и художников.

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Александр Серов (Alexander Serov)
  2. 2,0 2,1 Валентина Серова: служение музыкальной культуре; автор Лазарь Медовар
  3. Большой Энциклопедический словарь. 2000. ГАБЛИЦ Карл Иванович
  4. Российская Еврейская Энциклопедия // ГАБЛИЦ Карл Иванович
  5. 5,0 5,1 5,2 Сергей Александрович Базунов. Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Александр Николаевич Серов; автор А. Назаров
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Александр Николаевич Серов / Alexander Serov — Юдифь / Judith
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Музыкальный словарь. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990. СЕРОВ Александр Николаевич
  9. 9,0 9,1 1863. Юдифь
  10. 10,0 10,1 Серов Александр Николаевич
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Классическая музыка // Опера Серова «Юдифь»; автор А. Гозенпуд
  12. Опера Серова «Юдифь»; автор Л. Михеева
  13. Александр Серов / Aleksandr Serov
  14. Лермонтов в Музыке. Справочник (Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983)
  15. A. A. Нильский. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 38)
  16. Музыкальный словарь // СИМФОНИЗМ