Изменения

Папоротник, или Ночь на Ивана Купала (балет)

17 708 байтов добавлено, 21:13, 18 октября 2020
Откат правок [[Special:Contributions/Сперма Глот|Сперма Глот]] ([[User talk:Сперма Глот|обсуждение]]) к версии [[User:Лаврентия|Лаврентия]]
Я ебу собак'''«Папоротник, или Ночь на Ивана Купала»''' — балет в 3 актах 5 картинах.Композитор [[Юлий Густавович Гербер|Ю. Г. Гербер]] (1831—1883); авторы [[либретто]] [[Сергей Петрович Соколов|С. П. Соколов]] и К. С. Шидловский; балетмейстер С. П. Соколов. Премьера: 27 декабря 1867 года, Большой театр, Москва<ref name=ballet>[http://www.pro-ballet.ru/html/p/paporotnik.html «ПАПОРОТНИК, ИЛИ НОЧЬ НА ИВАНА КУПАЛА» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>. == История создания балета ==История создания этого балета тесно связана с постановкой другого балета — «[[Конёк-горбунок (балет Пуни)|Конёк-горбунок]]» на музыку композитора [[Цезарь Пуни|Ц.Пуни]] в постановке главного балетмейстера Петербургской императорской труппы [[Артур Сен-Леон|А.Сен-Леона]], премьера которого прошла 3 декабря 1864 в петербургском Большом Каменном театре. Этот балет официально считается первым русским балетом на русскую национальную тему, с использованием популярных русских национальных мелодий. Балет — искусство исключительно западно-европейское, и пришел в Россию из Западной Европы, и все это время — до создания «Конька-горбунка» в постановке А. Сен-Леона — поддерживался западно-европейской тематикой. И вот впервые европейский стиль отошел, уступив место специфически русскому. Но именно эта русская стилистика вызвала большой резонанс в театральной прессе, обличившей балет в неестественной «русскости», искусственной стилизации и псевдорусском стиле. Артур Сен-Леон «одел» русский пляс в классические балетные па и изобрел свои русские народные танцы по собственному усмотрению, умудрившись ввести даже уральский народный танец — какового быть не могло по причине отсутствия не только такого танца, но и такой народности<ref name=paporotnik>[http://www.dancesport.by/content/paporotnik-ili-noch-na-ivana-kupala?page=0,3 «ПАПОРОТНИК, ИЛИ НОЧЬ НА ИВАНА КУПАЛА»]</ref><ref>[[Юрий Алексеевич Бахрушин]]. История русского балета. М., Сов. Россия, 1965, 249 с.</ref>. Особо насмехался над постановкой русский писатель [[Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин]] (см. статьи «Конек-горбунок, или Царь-девица» в журнале «Русская сцена», 1864, № II; «Дебют [[Александра Николаевна Кеммерер|г-жи Кеммерер]]» в газете «Антракт», 1867, № 4, 26 января, и др.<ref>см. статьи «Конек-горбунок, или Царь-девица» в журн. «Русск. сцена», 1864, № II; «Дебют [[Александра Николаевна Кеммерер|г-жи Кеммерер]]» в газ. «Антракт», 1867, № 4, 26 января, и др. // РВБ: М. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Собрание сочинений в 20 томах</ref><ref>[http://www.rvb.ru/saltykov-shchedrin/02comm/0194.htm ПРОЕКТ СОВРЕМЕННОГО БАЛЕТА]</ref>). Но при этом успех балета был столь огромен, что оказал влияние на дальнейшее развитие русского балетного искусства. Эта стилизация под русскость, через несколько лет получившая название «[[развесистая клюква]]» — тогда еще такого словосочетания не было, оно родилось лишь в начале ХХ века, — захватил русский балет Петербургской императорской труппы и пошел дальше — в драму, литературу, показывая столь умильные счастливые сцены русской жизни, что вызывало — и не могло не вызвать — ответную реакцию. Через два года после премьеры в Санкт-Петербурге, 1 (13) декабря 1866 года премьера этого же спектакля состоялась в московском Большом театре — Артур Сен-Леон перенес свою петербургскую постановку туда, в Московскую императорскую труппу, и псевдорусский стиль таким образом поселился и в Московской труппе тоже. Вот ответом на этот стиль и стала работа над балетом «Папоротник, или Ночь на Ивана Купала»<ref name=oballet>[http://oballet.ru/category/glinka-i-baletnij-teatr «Папоротник, или ночь на ивана купала»]</ref><ref name=paporotnik/>, в котором главное место занимали народные танцы — не стилизация, а именно сами народные танцы были вынесены на сцену в академический балет. Идея постановки принадлежала артисту и балетмейстеру Московской императорской труппы [[Сергей Петрович Соколов|С. П. Соколову]]<ref name=dancesport>[http://www.dancesport.by/content/krizis-baletnogo-romantizma?page=0,31 Кризис балетного романтизма]</ref>. До этого он как хореограф ставил дивертисменты к операм и возобновлял чужие постановки<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/s/sokolov.html Соколов в балетной энциклопедии (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref>. Балет «Папоротник» стал его первой оригинальной большой работой. Музыку сочинил композитор Ю. Г. Гербер, служивший в 1869—1882 гг. дирижёром балета и композитором в Московской императорской труппе<ref>[http://www.pro-ballet.ru/html/g/gerber.html Гербер в балетной энциклопедии (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]</ref> Следует отметить, что в 1876 году С. П. Соколов заново поставил и сам балет «Конек-горбунок» в помещении Большого театра; используя ту же хореографию А.Сен-Леона, С.Соколов ушел от псевдорусских штампов, подвергавшихся основательной критике в русской демократической журналистике<ref>[http://demo4.qwer.com.ua/index.php?v_ddd=14&v_mmd=8&res_mode=740&pid=69342 СОКОЛОВ Сергей Петрович]</ref>. == Литературная основа балета ==За написание либретто балетмейстер взялся сам, пригласив в соавторы драматурга К. С. Шидловского.[[Файл:Sokolov1398666323_1.jpg|thumb|Сергей Петрович Соколов]]Основой сценария послужил древний миф «Ночь на Ивана Купалу» про цветок папоротника, приносящий счастье и богатство. На самом деле биологи уверяют, что папоротники не цветут. А вот в сказке они расцветают на одну ночь — ночь на Ивана Купалу. У этого народного праздника есть своя многолетняя история, ныне он приходится на 7 июля. Миф гласит, что папоротник расцветает всего на несколько секунд на Иванов день, и в этот самый момент можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились<ref>[http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4267.htm Папоротник]</ref><ref>[http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4265.htm Ивановские травы]</ref>. Сюжет сказа сводится к тому, что бедный холоп решил в ночь на Ивана Купалу пойти за цветком папоротника, сорвать его и таким образом найти клад. С трудном удалось ему сорвать цветок и донести до дома. А дома барин отобрал этот цветок, да только в тот же миг, как отобрал — так и провалился вместе с цветком как сквозь землю. Пропал цветок папоротника<ref>[http://hyaenidae.narod.ru/story3/125.html Ночь на Ивана Купалу. Из сборника И. А. Худякова]</ref>. Драматурги, использовав этот сюжет и известную повесть Гоголя по тому же сюжету<ref name=dancesport/>, добавили несколько сцен собственного сочинения, ввели любовную линию - главный герой Степан любил соседскую девушку, отец которой предпочитал богатого жениха, придали героические черты главному герою Степану — покорителю природы и вывели на первый план героиню — Гений папоротника, которая влюблялась в крестьянина Степана, отдавала ему клад и погибала, а сам Степан, разбогатев, шел отбиваться от богатого жениха своей возлюбленной<ref name=dancesport/><ref name=paporotnik/>. Сюжет либретто нарушал стилистику моральных устоев постановок этого времени: главный герой ценой полюбившей его Души папоротника (Гений папоротника) добивался собственного счастья с другой девушкой; да и вся драматургия представлялась несколько рыхлой<ref name=dancesport/>. Правда, наивность сюжета особо не смущала, вполне вписываясь в стилистику большинства либретто. Но главное — действующими лицами были представители народа, и вся постановка четко сохраняла народную стилистику. Авторы включили в балет камаринскую пляску, а также танцы оживших цветов, танцы драгоценных камней и металлов, поставленные в народной стилистике с элементами романтического балета<ref name=dancesport/>. А основным местом действия балета стала деревня<ref name=oballet/>. == Премьера ==Премьера балета прошла 27 декабря 1867 года в московском Большом театре; балетмейстер С. П. Соколов; художники П. А. Исаков. Ф.-Х. Шеньян, И. Е. Куканов, Ф. К. Вальц (машины), дирижёр П. Н. Лузин; исполнители: Гений папоротника — [[Анна Иосифовна Собещанская|А. И. Собещанская]], Степан — сам С. П. Соколов, Надя — А. В. Егорова, русская пляска — [[Ольга Николаевна Николаева|О. Н. Николаева]] и А. М. Кондратьев, Царица русалок — [[Полина Михайловна Карпакова|П. М. Карпакова]]<ref name=ballet/>. Постановка сразу вызвала споры в театральной критике: одни рецензенты, не скупясь в восхвалениях, называли С. П. Соколова «создателем балета будущего» и «балетным Вагнером», другие — напрочь не принимали этнографию на классической сцене<ref name=oballet/>. == Значение балета ==Этот балет стал самой крупной работой С. П. Соколова<ref name=dancesport/>. При абсолютном влиянии «Конька-горбунка» А.Сен-Леона, спектакль С. П. Соколова уходил от лубочной стилизации и возвышал как главную ценность народный танец<ref>[http://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f595861ad956a60ac699bac5395545c945468b0556c7154a261a69d5a5c5764ac97a158aea8afad5da09aa6585352569f.xhtml Театральная энциклопедия // СОКОЛОВ]</ref>. В остальном спектакль сохранял сложившиеся формы балета середины XIX века, но при этом явно уступал в зрелищности объекту спора — балету «Конек-горбунок»<ref name=dancesport/>. И тем не менее этот спектакль стал определенной вехой в развитии русского балета, в первую очередь — Московской труппы. Он оказался не только своеобразным ответом на деятельность Петербургского балета, придерживавшегося высокопарного духа в искусстве и напрочь отрицавшего тенденции нового общественного класса Российской империи — разночинцев, что, безусловно, тоже было<ref name=oballet/>; он определил все больше нарастающую разницу в эстетиках и направлениях между Петербургской и Московской императорскими труппами. Тогда как Петербургская труппа занималась разработкой академического романтического танца, Московская труппа развивала хара́ктерный танец и сюжетный балет. Балет «Папоротник, или Ночь под Ивана Купала» продержался на сцене три года до 1870 года<ref name=dancesport/>, а по некоторым источникам — он еще был в репертуаре и в 1870-х годах<ref name=oballet/>. == Возобновление ==Возобновление балета было только одно, и то — неполное. В 1893 году в Большом театре был возобновлен 2-й акт балета балетмейстером К. А. Щербаковым по хореографии С. П. Соколова; исполнители: Гений папоротника — М. Н. Горохова, Степан — [[Николай Фёдорович Манохин|Н. Ф. Манохин]], Царица русалок — [[Евдокия Николаевна Калмыкова|Е. Н. Калмыкова]]<ref name=ballet/>. == Источники =={{примечания}} [[Категория:Балеты по алфавиту]]
Бот, куратор, редактор
1765
правок